Сделай Сам Свою Работу на 5

Предъявление базовой эмоциональной установки





Как проблема интервью

Эмоциональная установка — это готовность и способность определенным образом реагировать на различные ситуации и априорно их оценивать. Эмоциональные установки формируются на базе эмоциональных ориентаций и общей эмоциональной направленности личности. Общая эмоциональная направленность личности является важной ее характеристикой.

В данной связи важны результаты исследований Б.И. Додонова, который выявил 10 типовобщей эмоциональной направленности личности:

1) альтруистический;

2) коммуникативный (потребность в общении);

3) глорический (потребность в самоутверждении, славе);

4) праксический (потребность в общей активности);

5) пугнический (потребность в преодолении опасности, в борьбе);

6) романтический (потребность в идеалах);

7) гностический (потребность в познании);

8) эстетический (потребность в прекрасном);

9) гедонистический (потребность в наслаждении);

10) акзитивный (интерес к накоплению, склонность к приобретательству, коллекционированию и т.п.). Можно дополнить:

11) эвдемонистический (ориентация на счастье);

12) критический (установка на поиск недостатков и возможностей улучшения);



13) прагматический (потребность в получении практической выгоды);

14) аскетический (потребность в ограничениях, поисках аскезы).

Направленность личности может быть явной, акцентированной и скрытой. Явная направленность личности очевидна для большинства окружающих и не скрывается самим человеком. Акцентированная направленность личности для большей ее очевидности даже подчеркивается ею. Это, как правило, виды направленности, признаваемые в обществе, референтной или значимой малой группе или просто связаны с модой и модными формами поведения.

Наоборот, скрытая направленность личности представляет предмет тайны личности и обнаруживается окружающими далеко не всегда. Скрытая направленность личности обычно проявляется при следующих условиях:

1) в условиях экстремальности (ситуации, требующие ответственности, риска, срочной мобилизации всех сил, вынужденности действия, опасности, представления шансов);

2) в условиях свободы (ситуации изменения статуса; появления объективных и субъективных возможностей, обеспечивающих достижение целей и удовлетворение потребностей, которые ранее или обычно были или представлялись недоступными, скрытыми, маскируемыми; свобода от страха, стереотипов, внешнего и внутреннего контроля);



3) в условиях успеха (признание заслуг, достижения, карьерного движения, открывающие широкие возможности, допускающие переоценку ценностей, изменение самооценки, уровня притязаний.

Эмоциональные установки, с одной стороны, раскрывают сложившееся, с другой — детерминируют будущее видение мира.

В символическом интеракционизме исследование коммуникативных проблем выстроено на основе анализа четырех видов жизненных эмоциональных установок:

1) «у меня не все в порядке — у тебя все в порядке (основная позиция — депрессия);

2) «у меня все отлично — у тебя не все в порядке» (основная позиция — высокомерие);

3) «у меня дела идут плохо — у тебя тоже не все в порядке» (основная позиция — отчаяние);

4) «у меня все в порядке — у тебя все в порядке)[17].

Психологически более комфортной и способствующей формированию взаимопонимания и отношений симпатии является совпадение базовых эмоциональных установок. В процессе интервьюирования, безусловно, следовало бы учитывать это обстоятельство.

Подход, разработанный в рамках теории символического интеракционизма, великолепно иллюстрирует парные межличностные отношения.

Чтобы научиться анализировать базовые эмоциональные установки, следует научиться различать два основных вида ее интерпретации — содержательную и причинную интерпретации.



Формирование содержательных интерпретаций базовых эмоциональных установок имеет смысл рассматривать, учитывая картины восприятий презентации всеми участниками коммуникации. При таком многомерном анализе обычно хорошо просматривается, что в ряде случаев мы имеем дело с полным совпадением интерпретаций базовой эмоциональной установки, а, следовательно, есть полные основания для формирования позитивного эмоционального настроя и достижения взаимопонимания. В других же случаях позиции участников коммуникации значительно разнятся, и для достижения успеха интервьюеру потребуется приложение дополнительных усилий и, возможно, применение специальных коммуникативных приемов.

В процессе восприятия коммуникатора помимо содержательной интерпретации осуществляется причинная интерпретация межсубъектных связей (Я–Ты и Я–Они). Причинная интерпретация осуществляется контекстно с опорой на ряд вербальных конструкций, из множества которых выбраны и приведены в следующей таблице наиболее употребляемые.

Таблица 4

Влияние вербальных конструкций на

воспринимаемые межсубъектные отношения

Используемая презентантом вербальная конструкция Благодаря.., спасибо…(тому-то), с помощью.., с легкой руки… Вопреки, несмотря на…, без помощи, независимо от.., из-за… Независимо, параллельно с.., самостоятельно, сам (сама)
Воспринимаемые межсубъектные отношения Отношение одобрения Отношение неодобрения Отношение не определено
Интерпретация восприятия слушателем базовой эмоциональной установки коммуникатора Другие люди в порядке Другие люди не в порядке Коммуникатор в порядке

 

Данная таблица не претендует на полноту, она просто позволяет проиллюстрировать и нагляднее показать, что использование тех или иных в общем-то не несущих основной содержательной нагрузки вербальных конструкций изначально может способствовать формированию определенных интерпретаций. Из таблицы видно, что упоминание коммуникатором чьих-либо заслуг в решении проблем, развитии качеств и т.д., а равно, наоборот, упоминание тех, кто препятствовал этому, может создать неожиданное противоречивое восприятие и негативную интерпретацию его качеств. Так, например, высказывание типа «Благодаря преподавателям университета я изучил три языка» (они в порядке, я в порядке) при содержательной интерпретации формирует восприятие позитивной эмоциональной установки презентанта, а при причинной интерпретации (они в порядке, я — ?) способствует формированию некоторого сомнения относительно способностей коммуникатора и переключению внимания на другой объект (они, т.е. преподаватели университета, в порядке). В процессе коммуникации такое переключение внимания можно обнаружить по задаваемым вопросам типа: «А кто Вам преподавал языки?»; «А какие языки Вам преподавали?»; «Какие методики обучения языкам используются в университете?» и т.д. По сути это вполне безобидные вопросы, но то время, которое он затрачивает, отвечая на данные вопросы, должно было быть потрачено на решение других задач, а переключение внимания от предмета общения и тех, кто задавал вопросы, и тех, кто слушал, и самого коммуникатора может оказаться необратимым.

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

 

1. Что такое базовая эмоциональная установка? В каких случаях ее формирование необходимо?

2. Примером предъявления базовой эмоциональной установки является фрагмент речи известного персонажа Аркадия Райкина, который констатировал: «Я уважаемый человек, ты уважаемый человек, мы вместе — уважаемые люди». Это предъявление выполнено в явной форме. Приведите примеры предъявления базовых эмоциональных установок в неявной форме.

3. Придумайте презентационные предложения, включающие следующие элементы: «благодаря», «спасибо…(тому-то)», «с помощью», «с легкой руки…», «вопреки», «несмотря на…», «без помощи», «независимо от», «из-за…». Перефразируйте их, сохраняя смысл, но исключив указанные коммуникативные элементы.

 

Формирование обратной связи

Как проблема интервью

Интервьюеры, не имеющие достаточного опыта, вследствие волнения и опасения забыть элементы сценария интервью, что-либо напутать или неправильно произнести вопросы, часто настолько концентрируют свое внимание на вопроснике и его заполнении, что не видят и не слышат ничего вокруг. С приобретением опыта, как правило, сильное волнение проходит, но уже с первых шагов его приобретения необходимо учиться устанавливать обратную связь и учиться корректировать свое поведение в соответствии с полученной информацией. Еще одной причиной закрытости восприятия некоторых интервьюеров является стремление реализовать основные задачи интервью на все 150%. Интервьюеру не следует забывать о том, что заполнение вопросника — это не самоцель, это одна из функций интервьюера и основной его задачей является выработка таких приемов поведения, которые позволяют интервьируемому успешно раскрыть свой потенциал.

Живо реагируя на поведение собеседников (а это означает не только быстрые ответы на их реплики или яркие мимические реакции, но и выполнение иных действий: говорить громче, медленнее или быстрее, повернуться лицом к свету или включить его, приблизиться к собеседнику или, наоборот, отдалиться от него и т.п.), интервьюер показывает, что их потребности для него не безразличны, помимо этого он помогает реализовать их насущные потребности — в позитивной самооценке, во внимании, в признании значимости, в социальной активности и др. Адекватная реакция интервьюера на потребности и интересы аудитории является важнейшим слагаемым успешного интервьюирования. В Западной Европе и США достаточно широкое распространение в деловом и профессиональном общении получило применение так называемых правил фидбек.

Фидбек (обратная информация, обратная связь, ответная реакция, ответ) можно определить как коммуникативный прием, представляющий собой форму диалогового общения, предполагающую ответное оценивание реципиентом коммуникатора, осуществляемое в различных формах. В игровых тренингах эта форма может быть самой разнообразной: записки, демонстрации, рисунки и иные символы, речевые комментарии. В деловых отношениях фидбек обычно применяется в форме разрешения (или сознательного стимулирования) реплик, а также в форме систематических или ситуативных посланий и даже основательных бесед, в которых излагается отношение реципиентов к различным аспектам коммуникации.

Профессиональному интервьюеру полезно будет познакомиться с правилами фидбек в изложении Р. Шмидта.

«1. Старайтесь осмысливать поведение людей в различных ситуациях и вашу эмоциональную реакцию на это.

2. При общении начинайте с позитивных моментов — это побудит других слушать вас более внимательно.

3. Затем сформулируйте, что на вас произвело негативное впечатление, что вы ощущали как препятствие для дальнейших коммуникаций, как лично вы смотрите на эти вопросы.

4. Тот, кто получает обратную информацию (фидбек), старается заинтересованно вас слушать, хотя и может прийти к выводу, что каждый по-своему прав»[18].

В ходе интервью фидбек может быть реализован в форме включения в текст интервью так называемых лишних вопросов, вопросов относительно хода интервью и успешности взаимодействия интервьюируемого с интервьюером, в заключительной части — в форме побуждения интервьюируемого к высказываниям относительно качества интервью и меры его удовлетворенности результатами. Как правило, эти вопросы не предполагают развернутого ответа и очевидно, что такие приемы на коммуникативном уровне общения мало результативны, но они вполне могут быть признаны таковыми на интерактивном и эмоционально-оценочном уровнях.

Применение коммуникативных правил, нацеленных на формирование обратных связей имеет и еще одно преимущество: оно позволяет определять непродуктивные межличностные контакты и быстро устранять их.

 

Непродуктивный межличностный контакт

как проблема интервью

 

Непродуктивное общение в ходе интервью не только попусту отнимает время, нерезультативно, но и создает негативное настроение у обоих участников коммуникации и присутствующих, поэтому должно максимально быстро преодолеваться профессиональными коммуникаторами. Причины оценки межличностного общения как непродуктивного:

— отсутствие КПД (коэффициента полезного действия);

— психоэмоциональная неэффективность (отсутствие чувства эмоционального удовлетворения от общения или даже ощущение раздражения и дискомфорта);

— большие временные затраты;

— отсутствие взаимопонимания;

— значительные социально-контекстные помехи;

— воздействие установок и стереотипов в отношении собеседника (со стороны общественного мнения или собственных оценок, снижающих или нивелирующих коммуникативную привлекательность собеседника);

— в силу этого невозможность немедленного применения стратегий сотрудничества (но не принципиальная невозможность).

При обнаружении включенности в непродуктивное общение в случае, если оно носит частный характер, следует как можно быстрее выйти из коммуникативного поля, прекратив общение. В целях сохранения неконфликтных отношений в ряде случаев можно порекомендовать не прибегать при этом к дополнительным объяснениям причин такого поспешного «бегства» или ограничиваться формальными правдоподобными объяснениями. Возможно, впоследствии представится случай подробно разобрать данную ситуацию.

В условиях деловых отношений быстрый выход из коммуникативного поля не всегда возможен, но и здесь следует рассмотреть такие варианты как:

— перенос встречи или обсуждения на другое время или, по крайней мере, организация перерыва;

— делегирование фрагментов обсуждения другим сотрудникам, которые испытывают меньший дискомфорт;

— лимитирование времени последующего обсуждения (это дисциплинирует всех участников общения и позволит вам прекратить такое общение намного раньше).

Во многих случаях обнаружения непродуктивных межличностных контактов, если не удается их переориентировать в конструктивное русло, следует завершить проведение интервью даже в значимых ситуациях, так как негативные эмоции и размышления, которые формируются в ее ходе, не будут способствовать пребыванию в лучшей форме никого из участников общения и, наоборот, будут способствовать закреплению негативного впечатления друг о друге. Помимо этого не исключено, что у интервьюируемого может сложиться впечатление о предвзятости интерпретаций поведения интервьюируемого, что может даже стать основой жалоб. Поэтому завершение интервью может быть лучшим способом решения проблемы.

Необходимость произвольного выхода из коммуникативного поля, прекращения общения в данной ситуации часто вызывает затруднения. Английский психолог Гдэйд Макмахон, известная как специалист по коррекции жизненных ситуаций и разрешению конфликтов в бизнес-сфере и личной жизни, предлагает использовать для прекращения общения следующую трехступенчатую модель.

Ступень 1: «Я понимаю вашу проблему».

Например: «Я вполне понимаю, что вам необходимо со мной поговорить».

Ступень 2: «Однако я думаю или чувствую…».

Например: «Однако мне необходимо без промедления закончить отчет…».

Ступень 3: «…и поэтому я предлагаю…».

Например: «…и поэтому я предлагаю поговорить в 10 часов утра, когда я буду в вашем полном распоряжении»[19].

Этот простой принцип с известными модификациями может успешно срабатывать в самых разнообразных ситуациях, но для того, чтобы его использовать все-таки лучше поупражняться или даже сделать некоторые «домашние заготовки» — мини-тексты для определенного типа затруднительных ситуаций. В ряде консалтинговых, рекрутинговых компаний, коммерческих организаций сферы услуг, предприятий торговли подобные шпаргалки специально разрабатываются и вручаются персоналу.

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

 

1. Придумайте 5–6 типовых объяснений (мотивировок) выхода из коммуникативного поля для второй ступени.

2. Придумайте 5–6 типовых способов публичного немотивированного выхода из коммуникативного поля для второй ступени.

3. Придумайте 5–6 типовых способов отсрочивания (переноса) коммуникации для ступени 3.

4. Придумайте более «мягкую», постепенную модель выхода из коммуникативного поля, например, четырех- или пятишаговую модель.

5. Переформулируйте правила фидбек применительно к взаимодействию с интервьюируемым.

 


_________________________________________________

Глава 6

Профессиональная этика

Интервьюера

Интервьюирование — вид опроса, представляющий собой целевую беседу по определенной (заданной) теме. Интервью, несмотря на то, что в некоторых случаях (например, при проведении свободного интервью) производит впечатление легкой неподготовленной беседы, строится по определенному многокомпонентному сценарию, в который в определенной последовательности включаются тщательно сформулированные, прошедшие отбор и апробацию вопросы. При этом также продумываются все элементы взаимодействия с интервьюируемыми, в частности, прорабатываются этические аспекты общения участников интервью. Этические аспекты неоднократно в процессе разработки программы, сценария и организационных и подготовительных мероприятий оказываются в поле внимания разработчиков и ответственных за проведение интервью.

Уже древние мыслители обращали внимание на значимость нравственности в жизни социальных сообществ. Сократ и Платон, Ф. Бэкон и Т. Гоббс полагали, что нравственность и «истинная научность» напрямую взаимосвязаны. К.-А. Гельвеций считал, что развитие морали есть следствие прогресса человеческого разума. Российский ученый К.А. Тимирязев отмечал, что рост научных знаний, развитие нравственности и материальные успехи находятся в прямой зависимости. Еще большее значение моральному облику ученого и — в широком смысле — исследователя придавали выдающиеся мыслители ХХ века Ф. Жолио-Кюри, А. Эйнштейн, Б. Рассел, А. Швейцер, Н. Винер, Д.И. Менделеев.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений значимость науки и научных подходов в повседневной практической деятельности Наука все основательнее внедряется в бытовое обустройство и становится неотъемлемой частью жизни любого человека. С развитием методов и расширением сфер применения науки меняется отношение к вырабатываемым научным рекомендациям: к ним не только прислушиваются — их специально изучают, ими широко пользуются. Такая тенденция имеет место не только в технических, но и в социальных и гуманитарных науках, в том числе — в сфере управлении персоналом.

Необходимость теоретической разработки этических норм в различных сферах управленческой деятельности и формирования нормативов их применения не вызывает сомнений, так как работа с персоналом предполагает умение воспринимать человека не только как производительную силу, но и видеть в нём личность во всей полноте ее культурных, этических, духовных, эстетических, социальных, психологических и иных сторон. Руководители и менеджеры по персоналу должны отвечать определенным и весьма высоким этическим требованиям, знать правила делового этикета и уметь в любой ситуации соблюдать принятые этические нормы. Они должны всегда помнить, что выполняют такие функции, которые приводят к серьезным и даже кардинальным последствиям в конкретной организации и жизни каждого человека, с которым они профессионально взаимодействуют.

Благоприятные нравственная атмосфера и социально-психологический климат в организации, взаимное доверие сотрудников и руководителей, коллективное стремление к улучшению профессиональных взаимодействий и повышению результативности совместной деятельности и многое другое — это во многом результат грамотной деятельности управленцев.

В ряде случаев необходимость соблюдения этических норм такова, что требует включения нормативных требований профессионального характера в систему юридической ответственности, в том числе — в тексты Положений организации (об оценке и аттестации персонала, ротации контроле за деятельностью персонала и др.), корпоративного этического кодекса, должностных инструкций, служебных контрактов и должностных регламентов. В остальных случаях внимание к соблюдению этических норм проявляется в разрабатываемых в ведомствах и организациях этических правилах, эталонах, инструкциях, устных и письменных рекомендациях, а также посредством проведения различных корпоративных обсуждений, семинаров и тренингов.

Интервьюирование персонала, поскольку оно напрямую связано с использованием научного социологического и психологического инструментария, помимо того, что оно должно отвечать всем существующим в организации этическим требованиям и правилам поведения, должно удовлетворять и ряду требований профессиональной этики социолога и профессиональной этики психолога. Остановимся на этих требованиях подробнее.

Во-первых, следует отметить, что профессиональная этика социолога и психолога как за рубежом, так и в России стала предметом сравнительно недавних исследований и относится к разряду мало разработанных направлений. Во-вторых, нельзя не подчеркнуть, что полная проработка проблем профессиональной этики едва ли возможна: общество развивается динамично, и предусмотреть в этических нормах и правилах все возможные требования или, как часто говорят, «вызовы», социума, невозможно. Новые задачи и требования общества к представителям социальных и гуманитарных наук потребуют новых подходов и новых решений.

Любая профессиональная мораль представляет собой применение, конкретизацию существующих в данном обществе нравственных принципов и норм к специфическим особенностям объектов и предмета профессиональной деятельности. Профессиональная мораль и профессиональная этика возникают параллельно с развитием разделения труда, возникновением классов и сословий, а также с формированием социальных и профессиональных групп, сообществ и организаций. При этом чем значимее результаты профессиональной деятельности, чем масштабнее её возможные последствия, чем интенсивнее межличностные взаимодействия, осуществляемые в её процессе — тем быстрее и тем более жестко нормируются профессиональные отношения.

Нормы профессиональной этики описывают следующие виды социальных отношений: «профессионал — профессионал»; «профессионал — потребитель профессиональных услуг»; «профессионал — представитель иных социальных групп и структур»; «потребитель профессиональных услуг — представитель иных социальных групп и структур»; а также — в несколько меньшей степени — отношения «потребитель–потребитель». Вместе с тем эти нормы отражают желательное отношение профессионала к объекту и процессу своей профессиональной деятельности, а также его отношение к другим людям и обществу в целом.

Основными составляющими профессиональной этики являются кодексы поведения, описывающие и предписывающие определенные формы профессионального поведения, которые признаются нравственными и оптимальными с точки зрения качественного выполнения профессиональных функций; а также некоторые минимально достаточные объяснения и обоснования этих кодексов, часто снабженные социально-философскими и социокультурными интерпретациями, пояснениями и толкованиями, ориентированными на определенное понимание социальной миссии профессии. Кодексы профессиональной этики помимо описания основных профессиональных норм и принципов профессиональной деятельности довольно часто включают описания типичных ситуаций, наиболее часто возникающих в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

По мере развития сферы профессиональной деятельности определенным образом упорядочиваются, структурируются все виды социальных взаимодействий, осуществляемые в ее ходе. Поэтому число таких типичных ситуаций стабилизируется, типичные модели поведения становятся очевидными и возможным становится формирование предписаний и правил поведения.

С одной стороны, профессиональная этика направлена на гармонизацию отношений с обществом, с другой — на урегулирование возможных спорных и конфликтных вопросов внутри профессионального сообщества. Помимо этого, по мере развития профессиональных этических норм обнаружилось, что они помимо контролирующих и регламентирующих могут выполнять коммуникативные, мотивирующие, обучающие, трансляционные и развивающие функции, что очень важно для совершенствования профессиональной деятельности.

Современные более строгие и жесткие подходы к соблюдению этических норм в ряде профессиональных сфер деятельности (в медицине, психологии, педагогике, юриспруденции, социологии и др.) связаны, прежде всего, с тем, что вследствие интенсификации трудовой деятельности и высочайшей степени разделения труда возрастают возможные негативные последствия, возникающие вследствие нарушения профессиональных норм. В том числе, речь идет о возможности юридической и социальной ответственности за их нарушение.

Применительно к деятельности менеджера по персоналу, разрабатывающему и использующему социологический и психологический инструментарий, прежде всего, необходимо отметить социальную ответственность, связанную с возможным использованием результатов обследования персонала в реальной практике управления; возможностью влияния на формирование определенного общественного мнения; возможностью использования личностно и профессионально значимой информации о респондентах в корыстных организационных, групповых и личных целях.

Менеджер, применяющий социологический и психологический исследовательский инструментарий несет полную ответственность за научную объективность исследования, за всесторонний и объективный подход к описанию объекта и предмета исследования, за адекватность инструментария измерения, за правильность и полноту выборки, за надежность измерений, полноту (то есть отсутствие пропусков и искажений) и достоверность результатов, объективности и обоснованности интерпретаций, выводов и рекомендаций. Как организатор и ведущий участник профессионального межличностного взаимодействия, он также ответственен за культурный уровень и характер межличностных коммуникаций, отсутствие конфликтов и негативных коммуникативных последствий.

Специалисту, применяющему социологический инструментарий, чрезвычайно важно и полезно ознакомиться с важнейшими положениями профессионального кодекса социолога[20].

Профессиональный кодекс социолога описывает исследовательскую деятельность, правила работы с респондентами, научную деятельность (участие в научных дискуссиях, полемике; подготовку научных публикаций), взаимоотношения с коллегами и заказчиками социологических исследований, ответственность за нарушение профессионального кодекса социолога. Лейтмотивом, основной идеей кодекса является формирование понимания того, что социолог несет полную ответственность за экономические, политические, социальные, нравственные и психологические последствия применения предоставленных им результатов исследования.

Кодекс ориентирует социологов на проявление профессиональной компетентности, научной честности и объективности, принципиальности и корректности на всех этапах социологического исследования и призывает социологов руководствоваться идеалом достижения истины. Личные интересы и иные мотивы не должны препятствовать установлению научной истины.

Социолог должен особое внимание уделять достижению максимальной достоверности и надежности получаемой в ходе исследования информации, а также научной обоснованности и надежности выводов.

В кодексе подчеркивается, что социолог несет личную ответственность за результаты, получаемые им на основе программ исследования и методик других исследователей, а также он ответственен за использование чужих идей и результатов в своих трудах. В документе четко прописано: плагиат и присвоение чужих идей недопустимы и несовместимы с профессией социолога.

Социологу предписывается отстаивание своих научных взглядов, идей, концепций и теорий не взирая на конъюнктуру, общепринято мнение и авторитеты и подчеркивается, что это возможно при условии наличия прочного личного мировоззрения, четкой политической позиции и твердых нравственных убеждений. Вместе с тем, в кодексе говорится о том, что отношение социолога к другим исследователям и авторам идей должно отличаться терпимостью и уважением, а естественные формы развития научного знания (научная критика и полемика) не должны быть связаны с навешиванием идеологических ярлыков или сведением счетов. По отношению к коллегам социологу предписывается быть тактичным, общительным, вести себя достойно и поддерживать в борьбе за истину. Непреложными формами научного общения социолога провозглашаются уважение труда коллег и предшественников, обязательность упоминания доли их вклада в полученные результаты, а также благодарность за помощь в проведении исследования, не дающую право на соавторство.

Интересно, что документ ориентирует профессионального социолога на использование разнообразных научных достижений: он должен широко опираться как на работы социологов-предшественников, так и на результаты исследований специалистов в сопредельных сферах научного знания. Но вместе с тем, социолог не должен выходить за рамки ограничений, связанных с объемом имеющихся ресурсов (финансовых средств, человеческих ресурсов, технических возможностей и проч.), границами применения методов, процедур и техник исследования.

При подготовке научных публикаций социолог должен воздерживаться от поспешных публикаций, недостаточно проверенных выводов и недостаточно обоснованных рекомендаций. При проведении эмпирических исследований и использовании их результатов социолог должен предъявлять информацию, позволяющую профессионально оценить корректность поставленных исследовательских задач и качество полученных результатов. Более того, социолог должен проявлять заботу о том, чтобы прямо или косвенно используемые в СМИ результаты исследований удовлетворяли тем же требованиям.

В отношениях с респондентами (обследуемыми) социологу следует:

— добиваться взаимопонимания и взаимоуважения;

— строго придерживаться правил применения инструментария в соответствии с программой исследования;

— воздерживаться от комментариев, высказывания своей точки зрения и тем более от оказания влияния или давления на респондентов;

— мыть максимально точным и предельно корректным при интерпретации ответов респондентов и работе с документами;

— строго соблюдать гарантии конфиденциальности (за исключением случаев, когда это не предусмотрено программой исследования и респонденты заблаговременно предупреждены об этом);

— не допускать использования инструментария (методов, техник, процедур), ущемляющих достоинство личности и интересы респондентов;

— нести личную ответственность за разглашение непрезентабельной или порочащей достоинство респондентов и организаций информации[21];

В документе подчеркивается, что факт вступления в ассоциацию является одновременно принятием на себя прав, ответственности и обязательств. Социолог может рассчитывать на поддержку и помощь социологической ассоциации, в том числе в случае необходимости защиты профессионального достоинства и чести. Среди обязательств важнейшим является обязательство хранить честь профессионального сообщества, заботиться о позитивном общественном мнении о деятельности социологов. Важно, что продуманы и определенные санкции против нарушителей профессионального кодекса: моральное порицание, критика со стороны коллег, наказание в виде предания состава нарушений и имен нарушителей гласности на общих профессиональных собраниях, съездах и конференциях членов ассоциации и в изданиях социологической ассоциации с последующим исключением из нее.

При проведении социологических исследований часто возникает множество проблем, предполагающих споры и дискуссии. Во-первых, этому способствует восприятие его работы как своего рода «параллельной» и неактуальной: есть основной производственный процесс и есть социолог, который ради достижения определенных (пусть и производственных), но отдаленных целей может повлиять на снижение результативности уже сегодня и завтра. Во-вторых, деятельность социолога на реальных предприятиях не может не быть ориентированной на заказчика (руководителей организации или подразделений). Поэтому социологам и тем, кто использует социологический инструментарий, приходится выдерживать порой весьма сильный прессинг со стороны руководителей и сотрудников обследуемых организаций.

Поэтому особо следует учитывать существующие нормы и традиции, а также позитивный опыт формирования характера взаимоотношений с руководителями и заказчиками[22]. Сформулируем их в виде набора правил.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.