Сделай Сам Свою Работу на 5

Типовая структура сценария интервью





МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет

Путей сообщения

(МИИТ)

__________________________________________________

Кафедра «Менеджмент»

 

 

Г.В. ЧЕРНЯЕВА

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

ПЕРСОНАЛА

Часть 2

Москва


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет

Путей сообщения (МИИТ)

__________________________________________________

Кафедра «Менеджмент»

 

 

Г.В.ЧЕРНЯЕВА

Утверждено

Редакционно-издательским

Советом университета

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

Часть 2

ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ

Для студентов специальности

«Управление персоналом»

 

 

Москва


СОДЕРЖАНИЕ

  Введение…………………………………………….  
  Глава 4 Разработка сценария интервью……………………………….    
  Глава 5 Трудности и проблемы интервьюИРОВАНИЯ………………...   Глава 6 Профессиональная этика интервьюера………………………….   Глава7 Применение специальных методик при интервьюи-ровании персонала………………...            
Глава 8 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ интервью………...……………………...
Заключение…………………………………………
Литература………………………………………….
  ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вопросы интервьюера в биографическом интервью…………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика индивидуального ранжирования ценностей…………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Опросный лист……………….. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Контрольный тест «Интервьюирование»……………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Бланк ответов респондентов для проведения контрольного тестирования «Интервьюирование»…………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Ключ к контрольному тесту «Интервьюирование»……………………………....              

_______________________________________________



ВВЕДЕНИЕ

 

 

Работа профессионального управленца предполагает весьма интенсивное и разнообразное общение с людьми различных профессий и возрастов, с представителями различных национальностей и религиозных конфессий, с сотрудниками, имеющими различные уровни культурного развития и несопоставимые социальные статусы. Работа с персоналом становится все более разнообразной и требует не только солидной профессиональной, но и междисциплинарной социально-гуманитарной подготовки. В современном мире возрастает общекультурный и профессиональный потенциал персонала, поэтому к менеджерам по персоналу предъявляются все более высокие требования.



Поскольку одним из важнейших инструментов руководителя является его умение общаться, вести деловую (и не только) беседу, собирать и обобщать информацию, очень важно научиться выполнять все эти виды деятельности максимально качественно.

Проведение интервью (беседы, совещания) во многом зависит от подготовительных мероприятий, однако и сам ход интервьюирования и беседы во многом может предопределять его результаты и те или иные социальные последствия. Поэтому при профессиональной подготовке руководителей необходимо уделять внимание и приобретению ими навыков управления социально-психологическими процессами межличностного общения в ходе профессиональных диалогов, кадрового интервьюирования и иных деловых взаимодействий.

Цель данного учебно-методического пособия — подробно рассмотреть «законы» проведения интервью, проанализировать способы управления ходом беседы и сформулировать практические рекомендации, раскрывающие приемы воздействия на интервьюируемого в тех или иных особых ситуациях.

Интервьюирование как вид профессиональной деятельности имеет свои «тайны» — скрытые от непосвященного взгляда механизмы технического обеспечения, психологической подготовки и социальной организации. Поэтому особые рекомендации по проведению интервьюмогут включать самые различные советы, в том числе касающиеся выбора места интервьюирования, громкости речи, позы, положения рук и ног, позиции по отношению к интервьюируемому, выбора стиля и цвета одежды, использования имеющих презентативный смысл аксессуаров, макияжа и т.д. Все они должны работать на цели интервью и интервьюера, который, по своей функциональной роли должен максимально профессионально и качественно выполнить свои функции.



Обеспечение качества результатов интервьюирования также должно быть предметом заботы интервьюера и высокое качество интервью обеспечивается во-первых, соблюдением правил диалога, разработанных в современных социальных и гуманитарных науках и направлениях исследований — психологии, социологии управления, персональном менеджменте, психолингвистике, конфликтологии, антикризисном управлении, управленческом консалтинге, нейро-лингвистическом программировании, деловом общении и др. Руководителям организаций и практикующим менеджерам по персоналу важно понимать, что современный уровень развития управленческих наук, несмотря на их бурное развитие в последней четверти ХХ века, пока не позволяет управленцам обходиться, так сказать , только «своими силами». В практический менеджмент необходимо привлекать информацию и прикладные разработки из всех новейших областей социально-гуманитарного знания.

Интервьюирование персонала как раз и является такой пограничной областью профессиональной деятельности, требующей комплексных знаний, навыков и умений. Поэтому в данном пособии рассматривается достаточно много вопросов, позволяющих углубить представления управленцев о современных подходах, средствах, методах и методиках диалогового взаимодействия с персоналом.

 


__________________________________________________

 

 

Глава 4

РАЗРАБОТКА

СЦЕНАРИЯ ИНТЕРВЬЮ

Сценарий как коммуникативный инструмент интервью

Структура сценария интервью

Социально-ролевое структурирование и персональная адаптация сценария интервью

Сценарий как коммуникативный

Инструмент интервью

Сценарий интервью — это комплексный документ, представляющий собой последовательное описание всех значимых элементов и деталей интервью.

Сценарий интервью предназначен для обеспечения «бесперебойного» и безошибочного общения интервьюера с интервьюируемым. Поэтому сценарий можно рассматривать как коммуникативный инструментарий, выполняющий вспомогательные функции при осуществлении сложных многоэтапных взаимодействий участников интервью.

Сценарий интервью особенно необходим и тщательно разрабатывается для следующих ситуаций:

— когда проведение интервьюирования предполагается специалистами, не участвовавшими в разработке концепции и вопросника интервью и поэтому нуждающихся в соответствующей дополнительной информации;

— при организации группового интервью для обеспечения четкости проведения интервью, в частности, при проведении интервью с несколькими интервьюерами;

— для проведения продолжительных структурированных интервью, включающих более 20–30 вопросов и требующих от интервьюера точного воспроизведения содержания и формулировок вопросов и последовательности вопросов;

— для проведения интервью, содержащих особые задания или сложные формы воздействия на интервьюируемых (например, при проведении экстремальных или стрессовых интервью);

— для интервьюеров, в обязанности которых входит интервьюирование с использованием разнообразных по предмету, содержанию и форме вопросников;

— при проведении масштабных обследований (то есть при многочисленных интервью), когда у интервьюера на п-ном интервью возможны сбои при работе с интервьюируемым;

— для обеспечения работы интервьюеров, не имеющих практики интервьюирования, а также в некоторых других случаях.

Разработка сценария позволяет детально представить ход интервьюирования, а сам сценарий выполняет роль шпаргалки для интервьюера. С данными целями подчас составляются не только подробные вопросники, но и в вводят в него специальные поля, выполняющие разнообразные функции.

Поле цели, где фиксируется тема интервью, его цели и, прямо или косвенно, статус (например: «интервью для ежегодной аттестации сотрудников службы персонала»).

Поле инструкций для опрашиваемого обязательно. Обычно оно включает полное описание действий интервьюируемого в ходе интервью, наряду с этим содержит ссылки на необходимую продолжительность проведения интервью и, возможно, формы ответственности за ложные ответы или отказ отвечать на вопросы интервью.

Поле инструкций для интервьюера включают в сценарий с тем, чтобы интервьюер мог правильно выполнить все необходимые действия и правильно оформить бланк интервью.

Поле даты вводится для обеспечения учета конкретных обстоятельств интервью и интервьюируемого.

Поле времени вводится при необходимости контроля за временными параметрами разворачивания интервью или за поведением интервьюируемого (например, за мерой владения им техниками тайм-менеджмента).

Поле вопросов предназначено для обеспечения полного и правильного воспроизведения вопросов интервью, а также для соблюдения последовательности вопросов и очередности ответов (в случае применения стандартизированных и полустандартизированных вопросов).

Поле ответов необходимо для заполнения содержания ответов интервьюируемого. Умение располагать в сценарном бланке поля вопросов и ответов является важным профессиональным умением составителей сценариев интервью. Здесь необходимо следовать ряду рекомендаций. В частности, вопросы с предполагаемыми объемными ответами следует располагать, чередуя их с вопросами, не предполагающими содержательных развернутых ответов, то есть с краткими вопросами и ответами; открытые вопросы — чередовать с закрытыми и полузакрытыми; сложные — с простыми. Для некоторых вопросов имеет смысл разрабатывать специальные бланки, подкрепляя их после заполнения к основному бланку интервью. Например, это целесообразно делать для ранжирующих вопросов.

Поле оценок вводится в бланк сценария интервью в целях ускорения обработки информации, получаемой в ходе интервьюирования, а также для более эффективного оценивания важных, (например, невербальных коммуникативных или внешних поведенческих) характеристик интервьюируемого. Стандартизация поля оценок позволяет также обеспечивать соразмерность и сходство оценок разных интервьюеров.

Поле анкетных данных необходимо для того, чтобы не допускать ошибок при последующей обработке результатов. В ряде случаев поле анкетных данных может быть на каждом листа сценария.

Поле рекомендаций (общих, предварительных рекомендаций) или заключений предназначено для формулировки быстрых выводов непосредственно «по горячим следам» интервью.

Поле самопрезентации необходимо в целях соблюдения этических норм общения и создания условий для диалога в ходе интервью и после его завершения (например, в случае предъявления претензий организации или интервьюеру). Поэтому в солидной организации интервьюируемые должны быть информированы о должности, функциях, имени и фамилии интервьюера. Помимо этого, следует учитывать, что интервьюер выступает не от собственного лица, а в качестве уполномоченного представителя организации и поэтому обязан соблюдать принятые формы, нормы и стиль делового общения в организации и, достойно представляя себя, достойно представлять организацию в целом.

«Поле ответственности» необходимо для фиксации должности и фамилии интервьюера, а также для проставления его личной подписи, свидетельствующей об ответственности за соответствие содержания зафиксированных результатов ответам респондента и за объективность оценок, сделанных интервьюером.

Поле примечаний, предназначенное для фиксации дополнительно возникающих соображений, заметок, наблюдений и комментариев интервьюера.

«Поле контактов» важно для тех случаев, когда планируются дальнейшие действия в отношении интервьюируемого. В нем следует отражать время, место последующих контактов (например — тестирования или собеседования с руководителем подразделения при приеме на работу новых сотрудников), формы связи (контактные телефоны, электронные адреса и проч., а также предполагаемое время общения).

 

Типовая структура сценария интервью

 

Классической считается трехэлементная структура интервью, включающая вводную часть, основную часть (собственно интервью) и заключительную часть.

1. Вводная часть обычно содержит приветствие, необходимую информацию об интервьюере и организации, информацию о предмете и целях интервью, о его статусе и последствиях; инструкции участникам интервью, указания на продолжительность и структуру интервью.

2. Основная часть содержит вопросы, варианты ответов, специальные инструкции и так называемые «подстрочные» контекстные указания участникам интервью. Основная часть может быть дополнительно структурирована по темам, формам вопросов, функциям и проч.

Внесение подстрочных замечаний (например, мелким шрифтом или курсивом), которые будут выполнять функции постановки коммуникативного действия. Подстрочные замечания обычно касаются особенностей воспроизведения определенных вопросов и фрагментов интервью и режиссирования пауз и акцентов. Для этого разрабатываются особые символы. Профессиональные коммуникаторы, лекторы, политические деятели, которым приходится довольно часто и подолгу выступать перед аудиторией, обычно предпочитают использовать индивидуальные, понятные лишь им системы условных обозначений[1]. Именно вследствие использования особых подструктур, подстрочных замечаний и указателей последовательности вопросов, сценарий интервью напоминает сложную карту или схему, за что иногда сценарий интервью называют «путеводителем», «картой» или «схемой» интервью.

3. Заключительная часть предполагает помимо благодарности за участие, внимание и помощь в осуществлении интервью включение дополнительных вопросов о личности респондентов, формально необходимых или иных сведениях Заключительная часть должна содержать некоторое социально, профессионально и/или личностно значимое обобщение.

Очевидно, что структура сценария интервью может иметь массу вариантов наполнения и выглядеть неузнаваемо для аналитически не нацеленного взгляда.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.