Сделай Сам Свою Работу на 5

И все же, что надо знать при написании лида?





Как писать лид

Когда в США проводился конкурс на написание лучшего лида, на кону был приз в сто тысяч долларов. А победил в тот день вовсе не журналист, а шесть вопросов. Как и почему? Обо всем по порядку.
Что это такое?
Пол О’Нил сказал о функции лида наиболее емко и лаконично: «Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Отсюда понимаем, что Лид – самый важный абзац во всей статье.

Более научное определение лида таково: лид - это вводная часть, первый абзац; вынесенная в начало главная новость события, его суть. Он позволяет сразу вводить читателя в содержание. Классический лид отвечает на шесть вопросов (те самые, которые и помогли пронырливому журналисту заработать сотню тысяч):
- когда?
- где?
- что?
- кто?
- почему?
- как?
Следует отметиться, что в современной журналистике идет тенденция к использованию альтернативного лида – это вариант лида, который отвечает лишь на один из представленных вопросов. Сам Лид стал величиной не более двадцати строк, что считается идеальным размером для первого абзаца. Однако прежде, чем писать материал, необходимо разобраться для себя в некоторых вопросах. Итак, вы должны выбрать тип лида, манеру изложения и то, от какого лица будет вестись повествование. Второй и третий пункт для журналиста – дело сугубо личное и не требует вмешательства, а вот первый, пожалуй, следует разъяснить.



Какой же бывает лид?
Резюме – лид, содержащий краткое изложение событий. Подобный лид чаще всего отвечает на три-четыре вопроса из шести.
Единичный – этот вид лида акцентирует внимание читателя лишь на одном, наиболее важном аспекте, который и обыгрывается в первом абзаце.
Драмматический – вид лида, которые ведет читателя по лезвию ножа, накаляя его при этом до последнего предложения. Часть интриги раскрыта, чего же ждать далее?...

Есть также несколько видов лида, названия которых говорят сами за себя и не требуют комментариев: цитатный, аналитический, описательный, вопросительный, а тккже парочка типов-изюминок, о которых я расскажу позднее.
Что помнить?
Когда приступаете к написанию лида, задайте себе несколько вопросов. Свежа ли информация? Событие простое или требующее глубоко анализа (расследования)? На что сделан акцент в материале: на людей или на события? Насколько это событие известно в кругу читателей? Важно ли это событие читателю?



Получив ответы на все вопросы, можно набросать себе план и приступить к составлению лида.

Советы от Дэвида Рэндалла:
«Лид должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет «нет», если лид будет двусмысленен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания – словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше».
«Лид должен быть самодостаточным. За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него».

Чего не нужно делать?
Никогда не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит сделать более динамичным, а придаточные предложения его «тормозят». Также стоит избегать «числового» начала лида, тем более не пишите числа цифрами в первом абзаце.
Не начинайте свой материал с цитаты. Зачастую, лишь автор знает точно, зачем он выбрал ту или иную цитату, а читатель на первых порах, не дойдя еще до сути материала окажется сбитым с толку.
Никогда не растягивайте первый абзац более чем на двадцать строк. Это утомляет, а также не способствует тому, чтобы читатель настроился на материал, ведь он попросту будет дольше читать вводную часть.
Попробуйте сделать ваш лид уникальным. Начните с того момента, который зацепит читателя. То может быть игра слов, парадокс, динамичность или же с шутки, которая поможет настроить читателя на расслабляющее чтение.
Лид для многих журналистов давно стал слабым местом, ведь отнюдь не многие могут последовать совету О’Нила. Но кто мешает именно вам написать такой лид, который вмиг обогатит вас, ну если не на сто тысяч долларов, то уж точно на тысячи благодарностей читателей!



 

«Жесткая» и «мягкая» новость. Лид

Ответы на классические шесть вопросов – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и «перевернутая пирамида» – не единственный способ подачи хроники. Этот выпуск познакомит вас с двумя типами новостей – «жесткой» и «мягкой». Кроме того, мы научимся начинать наши тексты так, как это делают профессионалы – с лида.

Вы наверняка обратили внимание, что практически любой газетный или журнальный материал начинается с вводной части, которая выделена гарнитурой (типом шрифта), кеглем (размером шрифта), абзацем, «плашкой» (заливкой фона).

Это – лид(lead; отсюда: «лидер», «лидировать»). Лид важен по ряду причин:

· он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес

· он сообщает наиболее важную информацию по теме

· он устанавливает тон повествования

Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому.

Сам текст, идущий за лидом, в англоязычной журналистике называют body(корпус), а в России чаще всего просто «текст».

Различают «жесткое» и «мягкое» информирование.

«Жесткая» новость

Приятный сюрприз состоит в том, что с «жесткой» новостью (hard news) мы уже знакомы. Это как раз и есть четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». (См. Выпуск 1). При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body).

Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и излишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания.

Вот какой текст написал начинающий журналист провинциальной американской газеты: Парк-Отель был полностью уничтожен вчера пожаром, начавшимся после шести вечера на кухне ресторана. Никто из тех, кто жил в его 18 номерах, не пострадал. Это был каркасный двухэтажный дом в северо-восточной части города. Владелец считает, что его нынешняя стоимость составляет примерно (названа сумма) долларов.

Все, казалось бы, правильно в этом лиде, но он хаотичный и читать его скучно. Некоторые детали безболезненно могли бы быть перенесены подальше от начала. Подобные вступления называют лид-«вешалка»: практически исчерпывая в первом абзаце весь новостной материал, автор «навешивает», нагромождает ответы сразу на все вопросы.

По требованию и при помощи редактора журналист переписал лид, и в печать пошел гораздо более удачный вариант: Пожар уничтожил вчера 18-комнатный Парк-Отель в северо-восточной части города. Владелец оценивает убытки примерно в (названа сумма) долларов. Человеческих жертв, к счастью, нет.

«Мягкая» новость

В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, "мягкая" новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним.

Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса.

Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему.

В коллективной копилке опыта репортеров таких заходов множество. Ниже приведены примеры некоторых из них. Но для сравнения сначала изложим новость-пример в «жестком» ключе: Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.

(Для понимания молодежи: проект бюджета вносит мэр, т. е. глава исполнительной власти города, утверждает совет – местная законодательная власть. Формируется бюджет из налогов, которые платят все жители территории. Так и в России.)

А теперь – примеры «специальных» лидов:

«Единичный» лид, выделен только один важный аспект: Если вы – рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.

Драматический лид: Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионом бюджете города. Голоса разделились поровну – три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: "Я – за".

Цитатный лид: Город нуждается во многом, – сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. – Другого пути не было. Я должен был голосовать "за".

«Затяжной» лид. Он персонифицирован или основан на случае из жизни: Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совете, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать – налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить.

Аналитический лид: Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост.

Вопросительный лид: Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?

Лид – «одиночный выстрел»: Налоги рванули вверх.

Кроме того, вы встретите в газетах и сами можете написать лид-сюрприз, контрастный, дразнящий, статистический, знакомящий с грядущим событием, анекдотический, ретроспективный...

В отличие от «единственности» лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом.

«Затяжки» и «сенсации» в качестве заходов все чаще стали употребляться со второй половины XX века как альтернатива «перевернутой пирамиде», которой хроникеры по мнению читающей публики чересчур увлеклись.

Репортер, работая в стиле мягкой новости, особенно внимателен к «нужным длиннотам», – это могут быть ценные авторские находки. К примеру, корреспондент польского информационного агентства, оказавшийся на месте происшествия вместе с советскими коллегами оповестил о взятии имперской канцелярии в Берлине не так, как другие, – начал сообщение «лишними» словами: Я пишу эти строки на письменном столе Гитлера…

В принципе любую новость можно изложить, по желанию, в жесткой или в мягкой форме. Возьмем сообщение: Михаил Мень назначен заместителем мэра Москвы… «Мягкий» вариант этой же новости: Мог ли предположить бас-гитарист молодежной рок-группы, что он будет устанавливать правила игры для культуры всей столицы?..

Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее можно было удобно проглотить, а мягкую – так, чтобы читатель посмаковал сообщение.

Подведем итоги. Журналистский текст начинается с вводного абзаца – лида. За ним следует собственно текст (body). Лиды и сами новости делятся на жесткие и мягкие. «Жесткая» новость «только фиксирует» факты, она нацелена на мгновенное проникновение в сознание читателя. Мягкие заходы оттягивают знакомство читателя с новостью, плетут интригу.

Выбор зависит от темы, от стиля издания и его ориентации на деловую, общественно-политическую или развлекательную информацию. Так, например, глянцевые журналы стремятся заинтриговать своих читательниц, в газетах соседствуют как жесткие, так и мягкие лиды, в Интернет-изданиях доминирует жесткая лаконичная подача информации, без «сантиментов».

Но даже и при мягкой подаче новости лучше избегать умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным.

Теперь вы можете написать вашу новость довольно разнообразно. Не хватает лишь заголовка. Но это – тема следующего выпуска.

 

Начало начал, или Какой вам нужен лид?

Что такое лид, пишущему человеку объяснять не нужно. И хотя слово это новое для отечественной журналистики, но даже начинающий журналист не станет отрицать значимость самого первого абзаца публикации. Ведь именно от него во многом зависит, продолжит ли читатель изучение вашей статьи. Для интернет-ресурсов это особенно актуально. На главную страницу обычно выносится заголовок статьи и первые несколько строк.

И оброненная коллегой фраза: «А ты начни с главного!» – далеко не всегда будет дельным советом для начинающего. Потому что главное, во-первых, у каждого издания свое, а, во-вторых, главное не всегда интересно.

Вот пример. Допустим, в вашем городе прошла традиционная педагогическая конференция перед началом учебного года. Что здесь может быть интересно и важно для наших читателей? Если это учительская газета, значит, сам факт конференции и какие на ней были приняты решения. Фактически это и есть то главное, что можно вынести из мероприятия. Но читателям неспециализированных СМИ такой материал может показаться не интересным.

Если у вас региональное общественное издание, лучше начать с того, что будет интересовать родителей. Например, что вводится обязательное бесплатное (платное) питание для школьников. А уж о том, что это обсуждалось на конференции, упомянуть как-нибудь походя. Если же вы пишете для молодежи, то самым актуальным для них будет введение школьной формы, например, или запрет на школьные дискотеки после 22.00.

Признаться, после двух лет плодотворной работы в газете, проблема лида по-прежнему для меня актуальна. Найти тему, написать материал – все это просто. А вот первый абзац, первое предложение – проблема. Если у вас тот же случай, пишите сначала скелет материала, потом одевайте его. И уж после этого самую главную мысль можно перенести в начало. Это как минимум сэкономит время.

Типологию лидов разные авторы приводят свою. Я приведу ту, которой учил меня мой преподаватель-профессор:

1. Конспективный лид. Используется при написании новостей, когда в начало ставится (конспектируется) главная информация. В идеале в таком лиде дается ответ на все главные вопросы материала: Что? Где? Когда? Почему? Как? Кто? Далее по тексту информация располагается по принципу перевернутой пирамиды - самая незначительная ставится в конце.

2. Капсула. Призвана произвести эффект взрыва. Предполагается, что читатель знает о событии, и нам надо только подчеркнуть динамику произошедшего или выделить его завершение. Представьте, что человек в напряжении следит за каким-то событием (военными действиями). И главная информация, которую он захочет услышать, это завершение войны. Облегченно вздохнув после первого абзаца, читатель продолжит знакомиться с текстом. Но до предпоследнего абзаца держать его в напряжении все же не стоит.

3. Стакатто. Также предполагает динамику событий, только с нарастанием напряжения. Короткие, обрывистые фразы вам в этом очень помогут.

4. Описательный. Прорисовка места, человека и т.п.

У каждого издания своя специфика его написания. Информационные агентства, например, используют первый тип лида. Обычно первый абзац повторяет заголовок, только с некоторыми уточнениями и ссылками на источник новости. Потому что основной потребитель информации – сами СМИ, которые с первого предложения должны определить, интересна ли им эта новость.

По такому же принципу работают и западные СМИ, в которых преобладает новостная журналистика. Долгие предисловия просто неуместны – читатель знакомится с газетой второпях (принцип «время – деньги» актуален сегодня как никогда), и ему сразу надо знать, о чем дальше пойдет речь.

К сожалению или к счастью, постсоветская газетно-журнальная журналистика такого принципа не придерживается. Мы привыкли к красивому слову. Поэтому наша задача в большинстве случаев – заинтриговать. Например, задержаться на каких-то деталях обстановки своего героя так, чтобы человек захотел узнать о нем больше. Если мы, например, пишем материал о незрячем школьном учителе, вполне уместно начать с краткого описания урока. И только в самом конце абзаца добавить коротким предложением, что педагог ничего не видит.

И все же, что надо знать при написании лида?

1. Специфику собственного издания.

2. Лид должен сообщать главное. Но это «главное» у каждого потребителя информации свое.

3.Лид должен интриговать.

4.Мое негласное правило первого предложения текста: оно не должно быть длинным. Оптимально пять слов. Эта формула применима ко всему тексту, но к лиду – в особенности.

Есть и еще одно правило – последующий текст просто не имеет права уступать лиду.

По утверждению Пола О’Нила, первый абзац служит для того, чтобы «схватить читателя за глотку». Но дальше американский писатель предлагает такую схему действий: «Во втором – сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Так что даже гениальный лид не спасет текст, если материал – пустышка. И в следующий раз читатель просто не купится на яркое начало.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.