Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ IV. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ





Говоря о налоговой отчетности, необходимо уяснить, что налоги уплачиваются на основе деклараций (налог на прибыль, НДС, водный налог и др.), расчетов (в частности, расчет авансового платежа, расчет сбора, расчет налогового агента), извещений налогового органа об уплате налога (например, налог на имущество физического лица) или удерживается у источника выплаты. Это закреплено положением Кодекса, где говорится о том, что “Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (статья 80).

А иное предусматривается в конструкции конкретного налога. Например, налогоплательщик - физическое лицо не должен представлять декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган, если он не является индивидуальным предпринимателем. Примеры можно продолжать.

Формы деклараций и порядок их заполнения законодательно не установлены; законодатель дал соответствующие полномочия органам исполнительной власти, в частности Минфину РФ; это касается и форм налоговой декларации по упрощенной форме и уточненной декларации.



НК РФ предусматривает представление декларации как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Однако следует акцентировать внимание на том, что в увязке с нормами по порядку учета налогоплательщика и его имущества, декларации по разным налогам (например, по НДС и налогу на имущество) могут представляться не в одну налоговую инспекцию, а в несколько, но обязательно по месту нахождения самого налогоплательщика и по месту нахождения принадлежащего ему имущества. При этом следует знать, что налоговая декларация (расчет) представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера.

В отношении представления налоговой декларации. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налогоплательщиком налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается день отправки; налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке декларации в электронном виде.



Налоговый кодекс РФ предусматривает право налогоплательщиков на внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию после ее подачи. Причем налогоплательщик освобождается от ответственности за налоговые правонарушения при определенных условиях, которые можно считать либеральными.

Остановимся на важных изменениях.

Декларация уточнена в целях сокращения реквизитов.

На этапе разработки НК РФ большое количество споров вызывало наличие в налоговых декларациях существенного количества сведений, не связанных непосредственно с исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора.

Результатом стало внесение изменений в НК РФ, согласно которым Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации или расчета, а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию или расчет сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, за исключением тех, которые установлены НК РФ. Это является еще одной мерой защиты налогоплательщиков от возложения на них излишних обязанностей. Для убедительности сравните, уважаемый студент, действующее определение понятия декларации с тем, которое было ранее, до 2007 года. Вместо данных, связанных с исчислением и уплатой налога, в декларации должны отражаться только сведения, служащие основанием для исчисления и уплаты. Очевидно, круг таких сведений значительно уже.



Авансовый расчет как форма промежуточной отчетности налогоплательщика содержит более узкий круг сведений, чем налоговая декларация.

Относительно сбора необходимо отметить, что второй частью Кодекса предусмотрено представление в налоговые органы не расчетов сборов, а сведений, связанных с исчислением сборов. Это, например, касается сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Этот нюанс из области техники, который должен быть в дальнейшем устранен, а пока он требует разъяснения.[79]. Прочитав статьи 333.6 и 333.42 в этом можно убедиться.

С радостью налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения, восприняли норму о том, что не нужно представлять налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, от уплаты которых они освобождены в связи с применением специальных налоговых режимов.

Самым основным новшеством статьи 80, которое порадовало большое число налогоплательщиков, является то, что при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации - Форма единой (упрощенной) налоговой декларации (пункт 2,статьи 80).

Учитывая, сколько было проблем у налогоплательщиков, в какие-то периоды не ведущих хозяйственную деятельность с представлением так называемых нулевых налоговых деклараций, это изменение можно считать практически революционным. Из-за того, что в прежней редакции Кодекса не было предусмотрено подобных изъятий, подлежали представлению декларации по всем видам налогов, подлежащих уплате, что создавало необоснованные проблемы в основном наименее защищенным категориям налогоплательщиков. И на все их вопросы о необходимости представлять налоговые декларации в указанных случаях налоговым органам приходилось отвечать утвердительно. Теперь такая практика ушла в прошлое, что является еще одним небольшим шагом для упрощения налогоплательщикам выполнения своей обязанности.

О сдаче налоговых деклараций в электронном виде..

Несколько слов об этом нововведении для тех, кто еще «сопротивляется» против этого.

Из истории известен факт, что английский физик середины Х1Х века Фарадей, занимаясь опытами по магнетизму, на усмешки своих коллег заметил, что зря смеетесь, будущая система налогов будет основана на электромоторе. Как видим, слова Фарадея оказались вещими.

Интернет должен стать главным каналом общения между налоговым органом и налогоплательщиком читаем мы сегодня в специализированных периодических изданиях[80].

Международный опыт свидетельствует, что законодательно установленные обязанности представления информации в налоговые органы в электронном виде во многом решают существенное число проблем, возникающих при осуществлении налогового контроля. Работа с электронными документами широко распространена во многих государствах. Так в Великобритании, Финляндии, Швеции, Канаде, США налоговые ведомства имеют право в рамках проведения налоговых проверок запросить у налогоплательщика данные бухучета в электронной форме. Форма передачи этих данных определяется налоговым ведомством.

Данные меры позволяют сократить время на обработку информации, сократить объем истребуемых документов, что в свою очередь приводит к сокращению сроков проверок, улучшению качества обслуживания налогоплательщиков, сокращению их издержек.

В России более 90% налоговых деклараций представляется на бумажных носителях. В настоящее время происходит развитие системы формирования в электронно-цифровом виде и представления в налоговые органы деклараций и иных документов, их приема и обработки.

Результатом многочисленных обсуждений все же стало закрепление в НК РФ обязанности налогоплательщиков представлять налоговые декларации в электронном виде. Но следует оговориться, эта обязанность касается не всех налогоплательщиков, а только тех, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек (пункт 3 статьи 80).Таким образом, данная норма в первую очередь не будет пока касаться мелких налогоплательщиков.

Что касается крупнейших налогоплательщиков, то в НК РФ наконец-то определено, куда именно они должны представлять налоговые декларации. Соответствующая проблема существует с момента образования межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Еще более она обострилась с момента признания судом неправомерным выдачи свидетельств о постановке на учет в этих инспекциях, а не по месту нахождения организации. В этой связи фактически организация могла сама выбирать, куда представлять налоговую отчетность, и вопросы проведения контрольных мероприятий усложнялись. Теперь сделан существенный шаг в решении проблемы администрирования крупнейших налогоплательщиков.Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Достаточно важным вопросом, который решен сейчас, является спор о возможности представителя налогоплательщика подписывать налоговую декларацию.

Представитель вправе подписатьдекларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

При этом для того, чтобы налоговые органы не предъявляли претензий к такой декларации, в налоговой декларации должно быть указано основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации или расчета). При этом к налоговой декларации необходимо приложить копию документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации. Изложенное в части представления декларации показывает, что в целом изменения, внесенные в НК, являются шагом впередв направлении разумного упрощения, а не ужесточения процедур налогового администрирования.

О требованиях к уточненным декларациям.

Впервые в НК РФ введено понятие, которое уже давно употребляется на практике. Теперь и с точки зрения закона внесение изменений в налоговую декларацию и представление их в налоговый орган происходит в виде подачи уточненной налоговой декларации.

Сейчас уточненная декларация подается не только в случаях, обнаружения налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений и ошибок, приводящих к занижению налоговых платежей, но и в случаях, когда недостоверные сведения и ошибки не привели к недоплате. Отличия состоят только в том, что в первом случае налогоплательщик обязанпредставить в налоговый орган уточненную декларацию, а во втором не обязан, а вправе ее представить (пункт 1 статьи 81).

Положениями НК РФ предусмотрено несколько случаев, при которых налогоплательщик освобождается от ответственности при подаче уточненной декларации, которая исправляет ошибки, приведшие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Важно обратить внимание на ситуацию, когда уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога. Один нюанс. Ранеенеобходимо было, чтобы заявление было сделано налогоплательщиком до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, связанных с неотражением сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. При этом необходимо, чтобы до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

В интересах налогоплательщика эти условия сейчас касаются проведения не любой выездной налоговой проверки, а только той, которая проводится по соответствующему налогу за соответствующий период. Например, при подаче уточненной декларации по налогу на прибыль в случае, когда налогоплательщик узнал о назначении тематической проверки по налогу на добавленную стоимость, оснований для привлечения к ответственности не имеется при соблюдении, конечно, условий по уплате налога и пеней.

Обращается внимание на новое основание освобождения от ответственности при подаче уточненной декларации после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, а именно, когда она представляется после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаруженынеотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога. Таким образом, вполне логично, что с налогоплательщика снимается ответственность за те ошибки, которые не были найдены налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки.

Уточнено, что формой представления уточненной налоговой декларации или расчета является та, которая действовала в налоговом периоде, за который вносятся соответствующие уточнения.

В отношении представления расчетов налоговыми агентами, важно обратить внимание на особенности, определенные в пункте 6, статьи 81. Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные не по всем налогоплательщикам, а тольков отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

О налоговом контроле. В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21.03.91г. «О налоговых органах Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений), контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей является одной из главных задач налоговых органов.

Статья 82 НК РФ гласит «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом».

При этом сразу следует обратить внимание, что в статье 82 НК РФ в определении содержания налогового контроля указаны не налоговые органы, а уполномоченные органы по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Не ставя в этом учебном пособии задачи детального рассмотрения теоретических вопросов налогового контроля, акцентируем внимание студентов на понятии налогового контроля, Здесь скажем только о том, что определение, данное в пункте 1 статьи 82 НК РФ, не представляется корректным и полным; вызывает разные суждения в вопросах определения целей и задач налогового контроля. Следует обратить внимание на то, что по словарям русского языка налоговый контроль является разновидностью государственного контроля, а контроль – по Словарю русского языка С.И Ожегова – это «проверка, а также наблюдение с целью проверки».Это очень важный момент.

Поэтому авторам представляется более правильным нижеследующее определение: «Налоговый контроль в качестве особого вида государственного контроля (надзора) в сфере налогообложения, который реализуется в регулируемой законодательством деятельности компетентных государственных органов (налоговых органов), направленной на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджетную систему, а также на обеспечение выполнения иных обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах»[81]. Очевидна принципиальная разница.

Важно обратить внимание читателей также на вопрос форм и методов налогового контроля. К сожалению, в литературе употребляются разные понятия без особой тщательности в выборе их применения: формы, способы, методы, приемы, инструменты; однозначного понимания этих терминов не наблюдается.

И как же разобраться студенту в разных суждениях?А достаточно поработать со словарями русского языка и все становится на свои места. При этом трудно не согласиться со следующим. «На наш взгляд, анализ положений законодательства о налогах и сборах позволяет утверждать, что формами (авт. курсив) налогового контроля в настоящее время являются: 1) учет налогоплательщиков (авт. - постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах) и 2) налоговые проверки»[82]. А методы, приемы - это способы, т.е действия, применяемые при выполнении чего-н. А их может и должно быть множество и вопрос состоит в эффективности их применения (получение объяснений налогоплательщиков, осмотр помещений, показание свидетелей, инвентаризация, истребование документов и т.д).

Контрольные действия регулируются на основе НК РФ с определением полномочий, осуществляемых органами исполнительной власти, в частности, налоговыми органами, таможенными органами, которые взаимодействуют и обмениваются информацией с другими государственными органами.

Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, соответствующих полномочий налоговых органов в части доступности к информации с гарантированным сохранением ее конфиденциальности, а с другой — в уважении к налогоплательщику и в строгом соблюдении всех предписанных законом правил и процедур и недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику.

Начнем с постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах (не путать с налоговым учетом, что имеет место, это разное). Исходя из того, что законодательное определение налогового контроля допускает иные формы контроля (пункт 1,статьи 82), мы полагаем, что постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах - это одна из форм налогового контроля, предшествующая налоговым проверкам.

И так, в соответствии с НК РФ, налогоплательщики (организации и физические лица) подлежат постановке на учет в налоговом органе, на основе имеющейся информации.

Порядок постановки на учет в налоговой органе несколькоразличается для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям. При создании, реорганизации или ликвидации организации, а также при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, налогоплательщику не нужно подавать заявление о постановке на учет в налоговой инспекции или снятии с него. Налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства физического лица - индивидуального предпринимателя поставит их на учет на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей[83].

Федеральный закон от 23.12.2003 №185-ФЗ значительно упростил процедуру государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей. Реализован принцип «одного окна», при котором объединены процедуры государственной регистрации и постановки на учет в налоговых органах.

Постановка на учет физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется также на основе уведомительного принципа, т.е без подачи заявлений, но на другой основе - на основе информации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц. Они, в соответствии с НК РФ, обязаны представлять в налоговые органы соответствующую информацию.

Постановке на учет в налоговых органах подлежат также недвижимое имущество и транспортные средства организации (принадлежащей ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления) и физических лиц (индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не относящихся к ним). Для этого и организации, и физическому лицу также не нужно направлять заявлениев налоговую инспекцию. Налоговые органы должны осуществлять постановку на учет недвижимого имущества и транспортных средств организаций и физических лиц на основании сведений, получаемых от органов, регистрирующих права на недвижимость и осуществляющих регистрацию транспортных средств.

При этих общих правилах, однако, есть исключения, когда налогоплательщики должны или имеют право самостоятельно встать на учет в налоговом органе.

Так, организации должныпредпринять самостоятельные действия в отношении постановки на учет обособленных подразделений путем подачи заявлений в соответствующие налоговые органы. Следует заметить, что в дальнейшем упрощенный порядок намереваются распространить и на постановку на учет обособленных подразделений, т.е без подачи заявления, на основе соответствующей информации. При этом в связи с вопросами, возникающими на практике, необходимо уточнение понятия «обособленное подразделение».

Или, в соответствии со статьей 144 «Постановка на учет в качестве налогоплательщика», Главы 21 «Налог на добавленную стоимость» иностранные организации имеют право (заметим, не должны) встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения постоянных представительств в Российской Федерации. Это связано с порядком исчисления и уплаты налога (пункт 4, статьи 171).Особенности постановки на учет в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций и иностранных граждан, согласно НК РФ, определяет МФ РФ.

Для физических лиц, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, предусмотрено право обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах ( статья 11, пункт 7.1, статьи 83).

Завершающим этапом процедуры постановки налогоплательщика на учет является присвоение идентификационного номера (ИНН).

ИНН является единым по всем налогам и сборам, в том числе, при ввозе и вывозе товаров и на всей территории России. ИНН должен указываться как налоговым органом в направляемых налогоплательщику уведомлениях, так и налогоплательщиком в подаваемых в налоговый орган документах. Необходимо отметить, что присвоение идентификационного номера касается всех налогоплательщиков-организаций и физических лиц.

Учитывая мнение достаточно большого количества физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, которые не могут пользоваться присвоенным им ИНН, предоставлено законодательное право этого не делать. Такие лица в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывают свои персональные данные (пункт 7, статьи 84).

Юридическая конструкция постановки на учет в налоговом органе позволяет сделать следующий вывод. Налогоплательщикам производить активные действия в отношении постановки их на учет в налоговых органах надо только в отдельных случаях.

В результате соответствующих обязанностей государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц по постановке на учет в налоговых органах, а также включая обязанности банков по сообщению налоговым органам определенной законодательством информации, связанной с учетом налогоплательщиков (пункт.1,статьи 86), у налоговых органов появляется возможность для осуществления налогового контроля начиная с этапа учета налогоплательщиков; значит постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах - это первооснова налогового контроля.И не случайно, Глава 14 «Налоговый контроль» после общих положений начинается с учета организаций и физических лиц (см. статьи 82-86).

Что касается изменений в порядке постановки на учет в налоговом органе, то они в основном его улучшают. «Когда министерству передали функции по регистрации нам стало легче. Ведь информация о зарегистрированных организациях и предприятиях теперь сосредоточена в реестрах, которые ведут налоговые органы. Благодаря этому мы стали оперативно получать, например, информацию об учредителях налогоплательщиков и их банковских счетах»[84].

Нельзя не заострить акцент еще на одном из наиболее важных изменений (внесенных Федеральным Законом 137-ФЗ), которое привело в соответствие нормы НК РФ с судебной практикой по вопросу постановки на учет обособленных подразделений организации.

Обязанность сообщать в налоговый орган в течение месяца с момента создания обособленного подразделения у налогоплательщика осталась, в то же время порядок постановки на учет изменился, в направлении здравого смысла. Прежние нормы обязывали организацию подавать заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения независимо от факта постановки в этом органе по другим основаниям, предусмотренным НК РФ. В тоже время Высший арбитражный суд ранее разъяснил, что нарушение сроков подачи такого заявления, когда налогоплательщик уже состоит на учете в этом налоговом органе, не является основанием для привлечения к ответственности. Именно это и закреплено в действующей редакции НК РФ (статья 83, пункт 1).

В отношении учета обособленных подразделений следует акцент сделать еще на одном моменте, касающемся пресечения «хитрости», т.е пресечения возможности организаций ликвидировать свои обособленные подразделения именно в тот момент, когда начинается выездная налоговая проверка, а такие случаи в практике встречались часто, внесены соответствующие дополнения. Так, в случае решения организации о прекращении деятельности (закрытия) своего обособленного подразделения, снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения (пункт 5,статьи 184).

При всем продвижении к четкости регулирования вопросов постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах, остается давняя проблема. Она касается вопроса постановки на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (месту государственной регистрации юридического лица, статья 54 ГК РФ) и месту жительства, пребывания физического лица (статья 20 ГК РФ), Как показывает практика, место экономической деятельности лица не всегда совпадает с местом нахождения организации и местом жительства, пребывания физического лица. Существующий порядок государственной регистрации организаций дает возможность создания фирм-однодневок и т.д.

Непосредственно по проведению налоговых проверок, в регламент проведения которых Законом 137-ФЗ внесены кардинальные изменения; соответствующие вопросы рассмотрим более детально, т.к изменена идеология налогового контроля. А это затрагивает вопросы изменения сознания, психических свойств человека, являющиеся, по мнению авторитетов науки, производными, от экономических, социальных, политических условий.

И так, в соответствии с НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. В определенных законодательством случаях налоговые органы вправе проводить повторные проверки; встречных проверок, которые имели место до 2007 года, НК РФ не предусматривает, заменив этот институт другим институтом - истребованием документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (статья 93.1).

Сделаем здесь акцент на этом институте истребования сведений от контрагентов.

Для начала несколько слов о том, почему НК РФ отошел от такого более простого и понятного термина, как встречная проверка. Суть в тех изменениях, которые касаются целей проведения налоговых проверок, порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, а также дальнейшего порядка оформления их результатов. Иначе говоря, это получилось в связи с новой концепцией контрольной работы.

Сейчас создан унифицированный порядок оформления результатов налоговой проверки (и камеральной, и выездной). А процесс истребования информации, независимо от того, закончился он положительно или нет, не может иметь тот же порядок оформления, что и налоговая проверка.

Теперь непосредственно о порядке истребования документов у контрагентов. Эта тема ранее вызывала чуть ли не самое большое количество вопросов со стороны налогоплательщиков. Это и понятно; налоговые органы активно использовали и используют этот инструмент налогового контроля; дополнительные сведения истребовали часто. В результате чего у налогоплательщиков возникали резонные вопросы о том, все ли такие требования законны, и где находятся пределы их исполнения, какие документы представлять обязательно, а какие – нет и т.д. Все эти вопросы ранее в НК РФ не были ранее отрегулированы.

Сейчас этот механизм стал более ясным.Налоговым органом может истребоваться информация и документы двух видов: документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (статья 93), и документы о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информация о конкретных сделках (статья 93.1). Во втором случае, истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике или о конкретных сделках осуществляет уже другой налоговый органпо месту учета соответствующего лица (контрагента или иных лиц), путем направления письменного поручения. При направлении налоговым органом, осуществляющем налоговый контроль, поручения другому налоговому органу об истребовании документов, в нем указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля (заметим не только налоговой проверки) возникла необходимость в представлении документов или информации, а также какие документы подлежат истребованию. При истребовании информации о конкретной сделке в запросе налогового органа должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Из положений НК РФ следует, что информация о конкретных сделках может быть истребована не только в рамках проведения налоговой проверки у налогоплательщика, но и вне рамокпроведения налоговых проверок. Это важный и новый момент в контрольной работе. При этом необходимо обратить внимание на то, что право налогового органа на получение информации относительно конкретной сделки обусловлено обоснованной необходимостью(пункт 2,статьи 93.1).

Из положений НК РФ также следует, что перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагентов и иных лицостается неопределенным. При этом следует согласиться с тем, что формулировка в НК РФ «касающиеся деятельности» (пункт 3,статьи 93.1).не служит формализации процесса истребования документов.

Важно резюмировать, что ранее вопросы истребования документов регулировались ведомственными актами налоговых органов, а теперь они закреплены в виде норм закона. Таким образом, в порядке истребования информации о проверяемом лице произошли серьезные изменения. И хотя детальный, четко регламентированный механизм, до конца еще не создан, предположим, что практика взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов при использовании данного метода налогового контроля улучшится, а количество споров и претензий уменьшится. Пока остается взять паузу и понаблюдатьза процессом развития этих правоотношений.

Камеральная налоговая проверка (статья 88 НК РФ), являющаяся формой текущего контроля, в отличие от выездной, всегда проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов.

Сразу напрашивается вопрос, какого налогового органа? Ответ по логике напрашивается, конечно, по месту постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе, куда представляется налоговая декларация, что и определено в пункте 3 статьи 80. А как быть, если налогоплательщик поставлен на учет в разных инспекциях, по разным основаниям, в соответствии с пунктом 1,статьи 83? По смыслу этой нормы, во взаимосвязи с другими нормами, налогоплательщик может представлять декларации в разные налоговые инспекции, поэтому законодатель и не указывает конкретный налоговый орган, который проводит камеральную проверку. Поэтому четкий ответ по этому вопросу можно получить из второй части НК РФ по конкретному налогу. Например, налоговую декларацию по земельному налогу налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (пункт 1,статьи 398).

НК РФ, в отличие от прежнего порядка, установлен трехмесячный срок проведения камеральной проверки, который не может быть продлен. Но, как и раньше, законодатель не сформулировал цели камеральной проверки, ограничившись общей целью проверок (статья 87). Вопрос этот немаловажный и не случайно занимает умы наших исследователей; единого мнения среди оппонентов нет, да и нормы НК РФ статьи 88 однозначного понимания не дают. Они требуют еще осмысления и развития.

Важно акцентировать внимание студентов, что в формате проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права истребовать любые документы, как это было ранее, до 1.01.07 года. В соответствии со статьей 88 НК РФ, в случаях противоречий, несоответствий соответствующих сведений налоговый орган обязан (а не вправе) затребоватьнеобходимые пояснения и внести соответствующие исправления. Здесь по общему правилу налогоплательщик вправе представить уточненную налоговую декларацию (расчет),[85] правовые последствия в отношении которой см. в статье 81 «Внесение изменений в налоговую декларацию».

При этом важно сделать акцент на том, что если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), то камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Это один из положительных примеровсравнительно быстрого реагирования законодателя на вопросы правоприменения. (введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

Внимательный читатель обратит внимание на установленный НК РФ пятидневный срок, в течении которого налогоплательщик обязан (а не в праве, поскольку речь идет о требовании со стороны налогового органа поэтому есть основания говорить об обязанности налогоплательщика) представить необходимые пояснения и внести соответствующие исправления в установленный срок. В отношении пятидневного срока следует заметить, что речь идет не о календарных, а о рабочих днях, в соответствии с пунктом 6,статьи 6.1.

Налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент, вправе (но не обязан)представить дополнительные документы в защиту своей позиции, которые налоговый орган обязанрассмотреть.

Поразмышляйте уважаемый, студент, о том, какое значение имеют слова: обязан, вправе для правовых последствий, касающихся взыскания налога, пени и штрафа.

При первом чтении возникает вопрос, в каких случаях представляются декларации, а в каких расчеты? Ответ находится в статье 23 и в соответствующих статьях второй части НК РФ по конкретному налогу.

При установлении факта налогового правонарушения и иного нарушения законодательства о налогах и сборах (см. статью 10 НК РФ) в результате камеральной проверки обязательно составление акта проверки со всеми дальнейшими правовыми последствиями относительно процессуальных действий для налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента и налогового органа, по аналогии с процедурой относительно выездной налоговой проверки и особенностями, связанны

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.