Сделай Сам Свою Работу на 5

НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ПУСКОВОГО МЕХАНИЗМА





Пусковой механизм предназначен для подготовки к пуску и осуществления пуска ракеты.

В корпусе 1 (рис. 43) ПМ установлены электронный блок 3, телефон 7, стопорное устройство (сеч. Г Г), вилка 4, спусковой крючок 15 и контактная группа 12.

К крышке 8 корпуса ПМ крепится НРЗ 9, выполненный в виде отдельного блока. На корпусе НРЗ имеется светодиод 10, светя­щийся при наличии неисправности НРЗ. Под крышкой 11 распо­ложены переключатели кодов АМИ и ГИ, устанавливаемые в по­ложения согласно действующему расписаниях В случае необхо­димости работы без НРЗ на корпусе ПМ имеется тумблер 23, за­крытый крышкой 2 и предназначенный для отключения НРЗ. Включенное положение тумблера показано буквами ВКЛ., на­несенными на корпусе ПМ.

Вилка 4 предназначена для электрической связи ПМ с пуско­вой трубой. Она закрыта крышкой 5.

Телефон предназначен для подачи звукового сигнала информа­ции о нахождении цели в поле зрения ТГС. Он установлен в вы-

емке боковой стенки корпуса ПМ и закреплен крышкой 25. Для защиты телефона от механических повреждений, пыли и влаги под крышку поставлены мембрана 26 и прокладка 27.



Для стыковки и стопорения ПМ с пусковой трубой служит ось Е и стопорное устройство (сеч. Г Г). Фиксатор 16 (рис. 42) пусковой трубы входит в отверстие Б (рис. 43) корпуса ПМ и за­пирается зубом А стопора 24 под действием пружины 28.

Спусковой крючок предназначен для замыкания цепей контакт­ной группы. Он поворачивается вокруг оси 18, на которой уста­новлена пружина 19, обеспечивающая возврат спускового крючка в исходное положение.

Спусковой крючок может находиться в одном из трех следую­щих положений:

— исходном (АР — арретир.);

— среднем (РР — разрешение разарретирования);

— до упора (РП — разрешение пуска).

Спусковой крючок в исходном положении показан на рис. 43.

При переводе спускового крючка из исходного положения в среднее шток 14 под воздействием скоса Г перемещается в осевом направлении и нажимает на кулачок 13 контактной группы, осу­ществляющей коммутацию цепей разрешения разарретирования ротора гироскопа ТГС.

При переводе спускового крючка из среднего положения до упора происходит дальнейшее перемещение штока под воздейст­вием скоса Д, в результате чего замыкаются контакты, осуществ­ляющие коммутацию цепей электронного блока ПМ с запальными цепями ПАД, стартового двигателя и блоком взведения. При этом фиксатор 30 под действием пружины 16 западает в прорезь В спускового крючка и удерживает его в нажатом до упора поло­жении.



Рычаг 22 сброса предназначен для возврата спускового крюч­ка в исходное положение. При повороте рычага сброса стопор выходит из прорези, спусковой крючок под действием пружины 19 возвращается в исходное положение, при этом размыкаются кон­такты контактной группы.

Блокировка спускового крючка в исходном положении при на­хождении рычага 35 (рис. 42) механизма накола в положении ИСХОДИ., а также блокировка рычага механизма накола в поло НАКОЛ при нахождении спускового крючка в положении до упора обеспечивается блокировочным выступом 29 (рис. 43). При переводе рычага механизма накола в положение НАКОЛ вырез Ж (рис. 42) оказывается напротив блокировочного высту­па, в результате чего снимается блокировка спускового крючка в исходном положении.

Электронный блок ПМ предназначен:

— для разгона ротора гироскопа ТГС;

- для автоматического арретирования и разарретирования гироскопа;

— для анализа сигналов информации и коррекции, поступаю­щих с ТГС;

— для формирования сигналов звуковой и световой информа­ции при наличии цели в поле зрения ТГС;

— для подачи напряжения на пусковые устройства.


Структурная схема электронного блока ПМ приведена в струк­турной схеме комплекса (рис. 45).

Электронный блок ПМ состоит из блока разгона и синхрони­зации, автомата разарретирования и пуска (обнаружитель цели, блок сигнала коррекции, блок логики), блока реле.



Блок разгона и синхронизации совместно с блоком датчиков пусковой трубы осуществляет разгон ротора гироскопа ТГС до требуемой частоты вращения и отключение разгонного устройства при достижении этой частоты. Разгон ротора гироскопа осуществ­ляется ваимодействием переменного магнитного поля катушек блока датчиков трубы, которое образуется при подаче на них ком­мутируемого напряжения с блока разгона, и магнитного поля по­стоянного магнита ротора гироскопа, в результате чего возникает вращающий момент. При достижении ротором гироскопа требуе­мой частоты вращения блок разгона отключается. Стабильность частоты вращения ротора в дальнейшем обеспечивается системой подкрутки, расположенной в ТГС.

Автомат разарретирования и пуска предназначен:

— для автоматического арретирования и разарретирования ро­тора гироскопа ТГС;

— для формирования сигналов звуковой и световой информа­ции при наличии цели в поле зрения ТГС;

— для анализа сигнала от цели после разарретирования ги­роскопа;

— для формирования команды ЗАПРОС НРЗ;

— для автоматического включения блока реле.

Принцип действия АРП основан на сравнении сигнала от цели с сигналом шума. После разгона ротора гироскопа АРП обеспе­чивает арретирование гироскопа с отклонением его оптической, на угол 5 градусов от оси ракеты ЗАКЛОН 5° Это отклонение необходимо для оценки сигнала шума с учетом фона в районе нахождения цели при прицеливании. В этом случае цель будет находиться вне поля зрения ТГС, с выхода ТГС на вход АРП будет поступать сигнал шума.

При переводе спускового крючка из исходного положения в среднее или до упора АРП «запоминает» сигнал шума, ЗАКЛОН 5° отключается, оптическая ось ротора гироскопа совмещается с осью прицела. При наличии цели в поле зрения головки с выхода ТГС на вход АРП поступает сигнал от цели. Автоматическое раз-арретирование ротора гироскопа происходит при превышении сиг­нала от цели над сигналом шума, на которое настроен ПМ, при этом появляются сигналы звуковой и световой информации. Пос­ле разарретирования гироскопа (примерно через 0,8 с) выдается напряжение на блок реле. Задержка на время 0,8 с необходима для анализа сигналов коррекции, информации и запроса НРЗ.

Сигнал коррекции характеризует угловую скорость линии ви­зирования ракета — цель. Если эта скорость находится в требуе­мых пределах, лампа световой информации горит устойчиво, при этом гироскоп отслеживает цель.

Если после нажатия на спусковой крючок до упора сохраняет­ся необходимое превышение сигнала от цели над сигналом шума, угловая скорость находится в требуемых пределах, а с НРЗ от­сутствует информация, что цель «своя», срабатывает АРП. На­пряжение поступает на блок реле, а с него на ЭВ ПАД, ЭВстартового двигателя и блок взведения, при этом АРП блоки­руется.

Если угловая скорость линии визирования ракета — цель мень­ше минимального порогового значения, ротор гироскопа периоди­чески арретируется, лампа световой информации мигает. Это сви­детельствует о наличии в поле зрения ТГС сложного фона (на­пример, облака, подсвеченного солнцем) или малоскоростной цели. Режим периодического арретирования необходим для осуществле­ния перезахвата цели.

Если угловая скорость линии визирования ракета — цель боль­ше максимального порогового значения, АРП обеспечивает «зап­рет» пуска ракеты.

Блок релепредназначен для подачи напряжений с АРП в пус­ковые цепи ПАД, блока взведения и стартового двигателя.

НРЗ предназначен для формирования радиоимпульсов запро­са в составе комплекса ответчиков «свой» — «чужой» воздушных целей, обработки и расшифровки ответных радиоимпульсов и по­дачи сигнала оценки результатов опроса в АРП, блокирующего пуск ракеты по своим самолетам и вертолетам (при получении от­вета «свой»).

8. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НАЗЕМНОГО БЛОКА ПИТАНИЯ

Наземный блок питания (одноразового действия) предназначен для обеспечения электроэнергией комплекса и снабжения хладоагентом ТГС в период подготовки ракеты к пуску.

Наземный блок питания состоит из баллона 1 (рис. 44), на­полненного сжатым газом, и батареи 2 с твердым электроли­том.

Баллон предназначен для длительного хранения сжатого газа при давлении 350 кгс/см2 и представляет собой металлическую ша­ровую емкость. В полости баллона размещен полый стержень 6, один конец которого заканчивается штуцером 7, через который производятся заправка и выход газа при вскрытии баллона, на другой конец стержня навинчивается батарея.

Батарея состоит из соединенных в смешанную последователь­но-параллельную цепь электрохимических элементов с размещен­ными между ними пиротехническими нагревателями.

Приведение в действие наземного блока питания осуществляет­ся путем прокола мембраны 10 бойком 14 при его перемещении. После прокола мембраны газ через канал В в штуцере 11 и далее по трубке поступает в охлаждающее устройство ТГС, а через канал Г в стержне 6 — в полость стержня к бойку 5. При достиопределенного усилия срезается стопорный штифт 4, боек, перемещаясь с большой скоростью, накалывает капсюль-воспла­менитель 3 батареи, при этом возникает форс пламени, от кото­рого воспламеняются все пиротехнические нагреватели. Теплом, выделяющимся при сгорании нагревателей, электролит электро­химических элементов расплавляется, при этом батарея приводит­ся в рабочее состояние.

Выводы батареи соединены проводами с контактами 9 разъе­ма 8, который служит для электрической связи батареи с пусковой трубой. Штуцер с разъемом закрыты защитным колпаком 12. По внешнему виду колпачка 13 можно определить, был или не был приведен в действие наземный блок питания. После приведения в действие наземного блока питания на колпачке появляется ха­рактерный след от толкателя пусковой трубы (рис. 44, вид А).

9. ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА

Структурная схема комплекса 9К.310 приведена на рис. 45.

9.1. Действие элементов комплекса до вылета ракеты из трубы

9.1.1. После приведения в действие наземного блока питания сжатый газ поступает одновременно в охлаждающее устройство ТГС и механизм накола батареи. Батарея срабатывает, напряже­ние с нее поступает в обмотки вращения блока датчиков трубы, а также в электронный блок ПМ и ТГС, при этом происходит раз­гон ротора гироскопа и его арретирование под углом 5° к оси прицела, а с ТГС на вход АРП поступает сигнал шума.

9.1.2. Пуск ракеты по цели возможен в режиме автоматиче­ского захвата и пуска (режим АВТОМАТ) или в режиме ручного захвата и пуска (режим РУЧНОЙ).

В автоматическом режиме после приведения в действие наземного блока питания и прицеливания (при переводе спуско­вого крючка из исходного положения до упора) АРП «запомина­ет» сигнал шума, при этом отключается ЗАКЛОН 5°, ротор гиро­скопа арретируется вдоль оси прицела, его ось совмещается с направлением на цель, на АРП с ТГС поступает сигнал от цели. Если в течение времени анализа угловая скорость линии визиро­вания ракета — цель находится в требуемых пределах и сохра­няется необходимое превышение сигнала от цели над сигналом шума, ротор гироскопа автоматически разарретируется и начинает сопровождать цель, появляются сигналы звуковой и световой ин­формации, свидетельствующие о наличии цели в поле зрения ТГС, АРП выдает запрос на НРЗ, который в свою очередь «запраши­вает» цель. Если ответ отсутствует (цель «чужая»), АРП блоки­руется, напряжение подается на блок реле (БР), а с него на ЭВ ПАД и блок взведения рулевого отсека. Через время задержки, необходимое для выхода на режим БИП, напряжение поступает на ЭВ стартового заряда, срабатывает стартовый двигатель, ко­торый сообщает ракете необходимую скорость вылета из трубы и вращение относительно продольной оси. При движении ракеты по трубе происходит срезание трубки, подводящей сжатый газ от баллона в охлаждающее устройство ТГС, а также расстыковка ракеты с вилкой бортразъема трубы и обрыв проводов контакт­ной связи ДУ. Стартовый двигатель заканчивает работу в пуско­вой трубе и задерживается в ней с помощью улавливающей втул­ки, расположенной на нем, и разжимного останавливающего коль­ца, надетого на втулку. Кольцо при движении ракеты по трубе западает в кольцевую проточку в передней части трубы и останав­ливает втулку, в которой задерживается стартовый двигатель. При дальнейшем движении ракеты в трубе из остановившейся втулки выходит разжимное кольцо, соединяющее стартовый двигатель с крыльевым блоком, после чего происходит их разделение, ракета вылетает из трубы, при этом происходит раскрытие рулей РМ, пластин дестабилизатора и крыльевого блока.

9.1.4. В ручномрежиме после приведения в действие наземного блока питания, прицеливания и перевода спускового крючка из исходного положения в среднее отключается ЗАКЛОН 5°, на АРП поступает сигнал от цели и при достаточном излучении ротор ги­роскопа автоматически разарретируется и начинает сопровождать цель, появляются сигналы звуковой и световой информации, АРП выдает запрос на НРЗ, который «запрашивает» цель. Если ответ отсутствует (цель «чужая»), информация об этом поступает на АРП. При нажатии на спусковой крючок до упора АРП блоки­руется, напряжение поступает на БР, а с него — на ЭВ ПАД и блок взведения, после чего происходят процессы, аналогичные ре­жиму АВТОМАТ.

В случае потери цели ротор гироскопа ТГС автоматически ар-ретируется в обоих режимах.

Если на запрос НРЗ цель отвечает правильным кодом (цель «своя»), АРП не дает разрешения на пуск ракеты в обоих режи­мах, при этом звуковая сигнализация начинает периодически пре­рываться, а лампа световой информации — мигать с высокой час­тотой. Это явление будет иметь место до возвращения спускового крючка ПМ в исходное положение.

9.2. Действие элементов ракеты в полете

9.2.1. В полете элементы ракеты действуют следующим обра­зом. После срабатывания стартового двигателя, вылета ракеты из трубы и удаления ее на безопасное для стрелка-зенитчика рас­стояние от лучевого воспламенителя замедленного действия заго­рается заряд маршевого двигателя, реактивная сила, создаваемая ДУ, разгоняет ракету до маршевой скорости и поддерживает эту скорость в процессе полета, при этом вращение ракеты на траек­тории поддерживается за счет пластин дестабилизатора и крыльев.

При раскрытии рулей РМ замыкаются контакты размыкателя, напряжение с конденсаторов С1 и С2 блока взведения подается на ЭВ1 взрывателя, ЭВ ПУД, плюсовой вывод БИП подключает­ся к ВЗ.

При срабатывании ЭВ1 ВЗ одновременно зажигаются пиро­технический предохранитель ВЗ и пиротехническая запрессовка механизма самоликвидации.

При срабатывании ЭВ ПУД воспламеняется заряд ПУД, по­роховые газы которого, проходя через распределительную втулку РМ и сопла, осуществляют управление ракетой на начальном участке траектории по командам с ТГС.

На начальном участке траектории под действием осевого уско­рения от работы ДУ блокирующий стопор ВЗ оседает и не пре­пятствует развороту поворотной втулки. После прогорания пиро­технического предохранителя поворотная втулка под воздействием пружины разворачивается в боевое положение, при этом ось кап­сюля-детонатора совмещается с осью детонатора ВЗ, контакты поворотной втулки замыкаются, ВЗ подключается к БИП ракеты и готов к действию. В то же время продолжает гореть пиротех­ническая запрессовка механизма самоликвидации, БИП подпи­тывает конденсаторы С1 и С2 взрывателя на всем протяжении полета.

В процессе слежения за целью ТГС формирует суммарный уп­равляющий сигнал, который поступает на РМ, обеспечивающую управление ракетой на траектории.

При попадании в цель ВЗ подрывает БЧ, детонация передает­ся к заряду ВГ, происходит срабатывание ВГ, а также подрыв остатков маршевого заряда ДУ (при их наличии).

9.2.2. В случае промаха ракеты по цели (по истечении 14— 17 с) прогорает пиротехническая запрессовка механизма само­ликвидации, вызывая действие детонатора и подрыв БЧ с ВГ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.