Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебное катапультирование 1 глава





Часть первая «Спецы»

Поступление в спецшколу

«Спец!» В этом слове для людей, когда-либо учившихся в спецшколах ВВС, которые были организованы под эгидой Министерства просвещения в основном для ребят, оставших­ся после войны без отцов, сосредоточено многое. В них ко­вался дух будущих авиаторов, ибо раньше были деревян­ные самолеты, но железные люди, и «каждый Понтий меч­тал быть Пилотом». Любовь к авиации, романтика юности, мечты о будущем, которое рисовалось обязательно в виде человека за штурвалом самолета, самостоятельность в при­нятии решений, интересная работа — сливались воедино. Зачитывались романом о двух капитанах Валентина Каве­рина, по нескольку раз смотрели фильмы об авиации, в од­ном из которых всенародно любимый актер и певец Марк Бернес, исполняющий роль героя-летчика, садился за фор­тепьяно и пел: «В далекий край товарищ улетает...», а в другом — при выполнении испытательного полета он ката­пультируется из реактивного истребителя. Эти впечатления оставили неизгладимый след в сердцах пятнадцатилетних подростков, чудом выживших в тяжелые, голодные воен­ные годы. Никто не задумывался о том, какая судьба ждет нас в авиации, что принесет нам эта дорога. Мы были ро­мантиками. И очень хотели стать летчиками. И такая воз-можность появилась — в Свердловске открылась спецшко­ла ВВС. В послевоенную годину государство вовремя поза­ботилось о том, чтобы помочь мальчишкам, у которых вой­на забрала отцов, найти свою дорогу в жизни. Такие спец­школы и суворовские училища появились во многих горо­дах России.



Как в те годы выглядел «спец»? Короткая, едва выгля­дывающая из-под ремня гимнастерочка, белый (всегда све­жий!) подворотничок, узкие голубые погоны с желтым кан­том (часто самопальные — из золотистой фольги с орнамен­том), темно-синие, неимоверной ширины, тщательно от­утюженные, с голубым кантом брюки, начищенные до зер­кального блеска ботинки, фуражка с «крабом и крылышка­ми», сдвинутая на затылок. Строгий, сосредоточенный, пол­ный собственного достоинства взгляд, и мелкая семенящая походка. Именно походка указывала на то, что в данный момент «спец» занят чем-то важным. Он в работе. Отвле­кать его нельзя. Он спешит. Но совсем по-другому выгля­дит «спец», когда он отдыхает, прогуливается в компании друзей по своей территории — «спецбульвару» (суворовцы, как серьезные конкуренты, оттуда изгонялись) — централь­ному скверу города, где стоит памятник Якову Свердлову, как раз напротив Оперного театра, того самого, где пел Бо­рис Штоколов (тоже бывший «спец»). Воротник его гимна­стерки обязательно расстегнут, фуражка по-прежнему на затылке, взгляд небрежно веселый, а походка — походка совсем иная: медленная, ленивая, вразвалочку, ноги ста­вит, занося их в стороны, так что штанины брюк закручи­ваются вокруг ног, заметая мусор и поднимая облако пыли. А так как начальства близко нет, для большего веса в зубах — папироса. И смотрит на проходящих девчонок обворожи­тельным взглядом, словно Винни-Пух, прогуливающийся вокруг дерева, на котором находится дупло с медом. Еще в седьмом классе я обратил внимание на парнишек, уверенно топающих по деревянным доскам «плотники» через реку Исеть — место прогулок городской молодежи нашего горо­да, называвшегося тогда Свердловском. В авиационной фор­ме, офицерской фуражке с «крабом» и в компании самых симпатичных девчонок нашего города. Выяснил кто такие. Оказалось — «спецшкольники»! Учатся три года. А дальше их направляют в военные авиационные училища. «Значит, будут летчиками? О! Это мне подходит». И вдруг говорят, что в спецшколу берут только абсолютно годных по здоро­вью к летной работе. А в этом я совсем не был уверен. Неплохо стоял на коньках — вместо школьных занятии посто­янно «казачил» и торчал на катке. Для выработки воли вме­сте с моим школьным другом Геннадием Бокаревым занима­лись в боксерской секции Дома офицеров, где все ребята имели первый разряд по боксу. Здоровяк Геннадий проходил где-то в полутяжелом весе, я же тянул только на первый полусред­ний. Но это не мешало нам в свободное от секций время от­рабатывать приемы бокса и молотить друг друга до седьмого пота во дворе деревянного дома на краю города, где я жил. Из подручного материала мы смастерили боксерскую грушу, а из деревянных дощечек — лапы, на которых отрабатывали свое мастерство (благо боксерские перчатки у нас были). Од­нажды, проморгав удар Гены и вовремя не спарировав его лапой, я получил этой, обитой с внешней стороны мягкой тканью из старых штанов деревяшкой, хороший удар в бровь и сразу же стал похож на очковую змею. Глаз проморгался, но синяк еще долго светил и вызывал обидные подначки на­ших уличных ребят. Но после того, когда кто-то из них уви­дел нас на ринге в Парке культуры, где мы впервые участво­вали в городских соревнованиях, и я выиграл свой первый бой, остряки притихли.





Секцией бокса руководил бывший чемпион России, мастер спорта Георгий Айвазов. Опытнейший тренер, он щадил наше самолюбие и головы и зорко следил за тем, чтобы во время спаррингов разрядники не наставили нам лишних синяков. В секции был действующий чемпион России, перворазрядник Юрий Хохлов, который щедро делился с нами своим опытом, особое внимание обращая на умение работать не только по челюстям, но и по корпусу. Приобретенный опыт очень при­годился нам в дальнейшей жизни. Но об этом потом.

Снова и снова я внимательно приглядывался к «спецам». И мысленно сравнивал себя с ними. Физически крепкие, здоровые ребята, на груди сияет целый иконостас значков спортивных разрядов. Вот они какие, будущие летчики! А я что? Худоба... Но все-таки решил попытать счастья, тем более, что к тому времени случайно познакомился с бывшим учеником нашей школы Володей Новоселовым. Зна­комство с ним было как нельзя кстати. Он поддержал меня, помог написать заявление о приеме. Собрав все необходи­мые документы, я отправился в спецшколу. Отличное на­строение мое по мере приближения к школе улетучивалось. Одолевала робость. Как на меня будут смотреть коренные «спецы», когда увидят в стенах своего священного заведе­ния какого-то лопоухого юнца?

Первое, что сразу бросилось в глаза, надпись: «Спецшко­ла ВВС». Что-то внутри задрожало, сердце учащенно заби­лось. А мимо снуют «спецы» и, оказывается, не обращают на меня никакого внимания. Во дворе, где были установле­ны спортивные снаряды, одни крутили на перекладине ка­кие-то замысловатые фигуры, другие на площадке играли в волейбол. А когда я вошел вовнутрь моей будущей обите­ли— Бог мой! Прохлада, какой-то специфический запах. Широкую лестницу, ведущую на второй этаж, охраняли два огромных гипсовых летчика в шлемах и с планшетами. На подставках с колесиками стояли (сразу догадался, хотя и видел в первый раз) два авиационных двигателя, почему-то с вырезанными кусками. Сначала подумал, что эти куски вырваны в воздушных боях. Внутри меня все еще что-то дрожало, язык сделался толстым и непослушным. Если бы у меня в тот момент что-нибудь спросили, уверен, что внят­ного ответа не получили бы. Когда я более внимательно ог­ляделся по сторонам, то увидел еще около десятка таких же, как я, искателей приключений, робко стоящих по уг­лам. Одно лицо показалось мне знакомым, но только никак не мог вспомнить, где я его видел раньше. Мы радостно кивнули друг другу. Как оказалось впоследствии, это был Юра Лапкин — тоже из нашей школы. Он жил недалеко от меня, в военном городке, где служил его отец. О чем гово­рили, не помню. Вскоре вышла секретарша и попросила сдать ей все наши бумажки. Еще через полчаса из-за мас­сивной двери приемной прозвучала моя фамилия. Ноги от­казывались идти, но надо было проявить решительность, и я шагнул навстречу судьбе.

В большом кабинете за столом сидело несколько чело­век, многие были в летной форме. Оглядели меня оценива­ющим взглядом. Потом кто-то из них громко спросил: «Кем хочешь быть?» — Я так же громко ответил: «Истребите­лем!» — Никто из членов комиссии даже не поднял головы. Изучали мои тройки (были, правда, и четверки, и даже пя­терки). Ну, думаю, тут мне и конец. Но вдруг, и как-то спокойно, сказали, что не против приема меня в спецшко­лу. Может быть, решающим было то, что мой отец погиб на фронте и награжден посмертно орденом Красной Звезды. В школе были ребята с боевыми наградами и знаками о ранениях — круглые сироты — «сыновья полков», воевав­шие в действующих частях и партизанских отрядах, — те, которые уже заплатили государству «налог кровью». В шко­ле они пользовались особым уважением.

Для окончательного зачисления в спецшколу ВВС всем нам нужно было пройти летную медкомиссию. Назначили срок прибытия и... отпустили. Не помню, как я очутился за воротами школы. Хотелось петь и кувыркаться. Все встреч­ные «спецы» (они еще не уехали в летний лагерь) казались мне родными.

Медкомиссия

В назначенный день я прибыл в спецшколу. Во дворе уже собралось человек пятьдесят. С трудом построив нас в две шеренги, посчитали по головам, отделили человек две­надцать и отправили в сопровождении офицера в военный госпиталь. Там выдали пока еще не заполненные медицин­ские карты, на которых красовалось наше фото и названия кабинетов врачей. Тогда я впервые узнал, что у человека есть какие-то «ЛОР-органы», что врачи — невропатологи, окулисты, терапевты — изучают человека по частям. А для чего хирургический кабинет? Резать, что ли, будут? Вроде бы ничего лишнего нет. Пожалуй, вырезать можно только аппендицит. Но ради поступления в спецшколу нужно чем-то поступиться. Ну, раз надо, значит надо! Говорили, что будут проверять на испуг, заставляя пройти по темной ком­нате, в которой есть яма. Оступился, а на тебя смотрят: как ты? Струхнул, значит, какой из тебя летчик?

Первый кабинет — невропатолог. За столом огромного роста, с лысым черепом, на котором висят очки с толстыми стеклами, что-то пишущий врач. — «Раздевайся!» — не под­нимая головы, прогремела команда. Спешно разделся, по­дошел поближе. Врач как-то оценивающе посмотрел на меня, ощупал, как повар молодого куренка. А у меня мороз по коже. То ли от холода (летом-то!), то ли от этих самых нер­вов. Колотит, и все тут. Посмотрел на его столик, а там — мама моя! — какие-то щипчики, молоточки и еще что-то блестящее. Увеличенные огромными лупами очков черные глаза гипнотизера врезались в мои: «Носки, пятки вместе, руки вытянуть вперед, пальцы растопырить, закрыть гла­за!» Сколько стоял, не знаю, но очень долго. Я чувствовал, что его взгляд продолжал сверлить мой мозг. Усилием воли, как учили в боксе, я заставил себя поставить «стенку». «Открыть глаза!» — открыл. Он поцарапал какой-то спи­цей по груди и как рявкнет: «Садись на кушетку, нога на ногу!» — берет молоток и... хрясь меня по колену! Нога самопроизвольно прыгнула вверх, а я чуть не свалился с кушетки. Еще после нескольких процедур он взял со стола мою «побегушку» и, что-то там черкнув, равнодушно ска­зал: «Одевайся!». Так в моей карточке появилась первая запись: «Годен без ограничений». Я вспомнил, как в дет­стве однажды испытал свою выдержку: играя в прятки, я около часа на общей кухне пролежал без движения под железным корытом — меня так и не нашли.

«Ухо — горло — нос» прошел довольно быстро. Смущал только вращающийся стул, с которого после нескольких вра­щений в разные стороны многие ребята почему-то вывали­вались. Дело в том, что вместе со мной в кабинете был еще один парень, здоровяк, не в пример мне. Когда его хорошо покрутили в разные стороны, а потом заставили поднять голову строго вертикально, она пошла набок. А когда пря­мо со стула его попросили встать и пройтись по половице прямо, он почти дошел до двери, но в конце пути его швыр­нуло в сторону о стену. Тут же спокойно прозвучал приго­вор: «Не годен!». Я весь собрался, боясь, что меня так же кувыркнет. Но все обошлось.

Следующим был кабинет хирурга. К этому времени дво­их она уже списала. Услышав за дверью: «Следующий!», — вошел. Запах духов и спирта. За столом сидит молодая сим­патичная женщина, а у окна стоит еще более симпатичная студентка-практикантка лет девятнадцати. Доктор тщатель­но ощупала мою голову, как по клавишам рояля, провела рукой по позвоночнику, спросила, не падал ли с деревьев или еще откуда, не попадал ли под машину и не терял ли при этом сознание. Вспомнил, что сознание не терял, не падал (падал конечно, но не сказал). Пришлось пережить и несколько не совсем приятных минут. Поступило предло­жение спустить трусы до колен. И это в присутствии прак­тикантки! Но ничего не поделаешь — врач есть врач. Но зато в моей карточке появилась последняя запись: «Годен без ограничений».

Ура! Я прошел летную медкомиссию.

На следующий день я узнал, что добрая половина на пер­вый взгляд крепких парней комиссию не прошла. И, как ни странно, среди них был и рыжий здоровяк, который все время кричал, что любая комиссия для него — ерунда, и которому многие откровенно завидовали. Такую летно-ме-дицинскую экспертизу мы теперь будем проходить каждый год всю оставшуюся летную жизнь, и каждый раз нас будет оставаться все меньше и меньше. По разным причинам только один из десяти станет выпускником летного училища. А пока прошедшим первое чистилище торжественно объя­вили, что мы приняты и должны явиться в школу только первого сентября. Домой я летел, как на крыльях. На душе было легко и весело. Сколько радостных событий за один день. Я без пяти минут «спец»! И отныне эта школа будет моей родной семьей. Да здравствует авиация!

До начала занятий оставалось два месяца, и надо было зарабатывать на жизнь. Мы с товарищем по нашим довоен­ным дворам, Женькой Синицыным, будущим таксистом, нашли работу на одном из заводов по вывозу бревен из леса. С утра бригада из пяти человек, где я был самым хилым, садилась в кузов грузовика с прицепом, который около двух часов грохотал сначала по Московскому тракту, а затем около часа по лесной дороге — на делянку. Поставив наклонные бревна-лаги на платформу грузовика и прицеп, мы, как муравьи, накатывали по ним толстенные, заранее заготов­ленные и освобожденные от веток ели. Весь процесс зани­мал часа четыре. Крепили бревна, ломом стягивая их тол­стой проволокой, забирались на самый верх и двигались обратно. Работа не из легких, но зато целый день на приро­де. И платили по тем временам неплохо: на эти деньги я купил себе фотоаппарат «Юность» и охотничье ружье, с которым успел съездить на утиную охоту. Расстреляв все патроны и попав в одну-единственную утку, которая упала на середину огромного болота, я из-за отсутствия охотничь­ей собаки, рискуя быть засосанным трясиной, достал ее сам. Освежеванная кряква с насованной вовнутрь крапивой по прибытии домой все равно протухла и была отдана нашей вечно голодной дворовой собаке, которая последнее время уже перешла на соседских кур. На том мои охотничьи ин­стинкты и заглохли.

И вот уже конец августа, последний рейс за лесом, а зав­тра в школу. Приехали, загрузили и, как назло, полил дождь. Видим, наш шофер проявляет нервозность — дума­ет, как выбраться из глины на тракт. Уже вечер, а наш грузовик все еще елозит по размокшей лесной дороге. Дождь переходит в грозу. Стемнело. При свете молний мы видим, как гнутся стволы елей. Машина завязла. Шофер принима­ет решение разгрузить машину, чтобы двигаться дальше. Развязываем и раскатываем бревна. Но и это не помогло. Всю ночь протолкав грузовик, изрядно проголодавшись и промокнув до нитки, мы с другом принимаем решение: вы­ходить на Московский тракт самостоятельно, а там — домой на попутной машине. Я уже понимаю, что не успею к началу занятий. Светает, а мы, засунув руки в карманы, все топаем по размытой колее к тракту. Слышу сзади смач­ный шлепок. Оборачиваюсь и вижу, что Женька лежит в глубокой колее холодной дождевой воды. Так же, не выни­мая рук из карманов своих лыжных штанов, он медленно поднимается и без всяких эмоций продолжает шлепать даль­ше. Из отяжелевших промокших штанов льется грязь. На­конец вышли на тракт, останавливаем какой-то грузовик, шофер, взглянув на наше грязное облачение, показывает рукой на открытый кузов. Холодно. От встречного ветра одежда начала понемногу просыхать и, когда я завалился в шесть утра домой, с мамой чуть не случился обморок. За­мерзший до синевы, в мокрых разбитых ботинках, из кото­рых лилась дорожная грязь, я представлял неприглядное зрелище. Однако положение обязывало. Я быстро привел себя в порядок, переоделся в то, что было, натянул старые штиблеты и двинулся в школу.

Мы — «спецы»

Первого сентября, около восьми часов утра мы, будущие спецшкольники, уже толкались у входа в школу. Мимо нас то и дело фланировали прибывшие из летнего лагеря «спе­цы» и оценивающее поглядывали на новичков. Изредка, в разговоре между собой, у них проскакивало непонятное для нас слово «ратники». Что это такое, мы узнали несколько позже. А сейчас, глядя на них, мы невольно восхищались их бравым видом: загорелые, крепкие, в хорошо пригнан­ной форме, они казались нам тем эталоном, на который надо равняться.

Выстроенным в шеренги, млеющим от счастья новоиспе­ченным романтикам вдруг объявили, что завтра все долж­ны прийти в школу подстриженными «под ноль» — таков порядок. Вот те на! Только вчера мы хвастались нашим граж­данским сверстникам своим новым статусом, а завтра дол­жны предстать перед ними лысыми. Слоняясь, пока нас не позвали, я опять увидел Юрку и еще одного знакомого из моей прежней гражданской школы — Володю Кускова. Мы решили держаться вместе и отправились в ближайшую па­рикмахерскую.

Первым на экзекуцию пошел Юрка, а мы наблюдали за ним из-за занавески. В считанные секунды его белокурые волосы, как «с белых яблонь дым», посыпались на пол, и он сразу же стал похож на недозрелую ташкентскую дыню. Но никто уже не хихикал. Через несколько минут трое пар­ней, с натянутыми на лысые головы по уши заранее припа­сенными кепками, с опаской, словно сбежавшие из тифоз­ного барака, выглядывали из-за угла Пушкинской улицы на улицу Малышева, куда лежал наш дальнейший путь, чтобы незаметно пробраться по домам. Но я все-таки на­рвался на моего школьного друга Гену Бокарева, который, содрав с меня кепку, долго хохотал над моим новым обли­чьем. Конечно, я понимал, что его смех был вызван скорее сожалением о том, что наши пути отныне резко расходятся. А ведь мы когда-то мечтали готовиться к поступлению в МГУ на физмат (с нашими-то тройками!). Но такова жизнь...

На следующее утро нас построили в две шеренги во дворе и произвели перекличку. Бритоголовых оказалось полторы с лишним сотни. Объявили, что отныне мы учащиеся спе­циальной средней школы Военно-Воздушных Сил, тради­ции которой мы должны уважать и поддерживать.

Всем нам подсознательно хотелось реализовать стремле­ние всех послевоенных ребят, оставшихся без отцов, выр­ваться из того порочного круга дворовой шпаны, чтобы при­надлежать к узкой группе людей, имеющих общую цель и общего врага. Мне казалось, что только разведчик в стане врагов может принимать самостоятельные решения, но туда по молодости трудно было найти дорогу. Теперь, и пока толь­ко по кинофильмам, я знал, что летчик в воздухе, чтобы выполнить задание, тоже принимает самостоятельное ре­шение. Но для этого надо много работать над собой, и мы были к этому готовы.

Структурно спецшкола делилась на три роты: третья рота — новички, вторая — девятый класс, первая — выпускники. Нам представили командира роты. Им оказался старший лейтенант с планшетом и необычным нагрудным значком — Иценко (мы уже приметили его раньше). После переклички началась разбивка на взводы. По взводам распределяли ре­бят, изучавших в школе один и тот же иностранный язык. Так мы с Юркой попали в один взвод (по-граждански — класс). Командир взвода лейтенант Степанов, высокий блон­дин с худым и ничего не выражающим лицом, в исключи­тельно пригнанной летной форме, смахивал на Штюбинга из кинофильма «Подвиг разведчика». С первых же дней он повел себя с нами очень сурово, не прощая ни малейшей оплошности. Особенно от него доставалось тем ребятам, которые жили в городе со своими родителями (для иногород­них прямо в спецшколе был организован полный интернат). Городские тоже были поставлены на полное питание и кор­мили нас по тем временам очень хорошо. Мы сидели в уют­ной столовой по четыре человека за столом, накрытым бе­лой скатертью. За нашим столом сидел отличавшийся осо­бой худобой и хорошим аппетитом Володя Зуев. И когда кому-либо из нас в тарелке с супом попадался малосъедоб­ный кусок мяса, мы молча перекладывали его в тарелку Вла­димиру, который все это съедал с большим удовольствием.

Питанием в спецшколе заведовал отставной интендант, очень трепетно относившийся к своим обязанностям. К каж­дому «спецу» он относился как к своему сыну. В кармане его зеленого, с накладными карманами кителя сталинского пошива всегда имелись конфеты-подушечки, которыми иног­да он угощал и меня.

После занятий и сытного обеда «городские» отправля­лись по домам, а интернатовцы шли на «мертвый час», а потом по расписанию была обязательная самоподготовка. Периодически на самоподготовку оставляли и «городских». Отсутствующих наказывали нарядом вне очереди: дежур­ством в столовой, мытьем полов, заготовкой угля, подмета­нием обширной школьной территории — за свободу надо платить. Нам казалось, что ни в одном взводе не объявляли столько нарядов вне очереди, как у нас. Таков был наш командир.

Командир роты был менее суров с нами. Кадровый офи­цер, человек своеобразный и интересный. Слушая его, мы удивлялись: в каких войсках он только не служил! По его словам, он был и летчиком-наблюдателем, и сапером, и пе­хотинцем. Был на фронте серьезно ранен в грудь и поэтому ходил как-то одним плечом вперед, враскачку. Особое впе­чатление на нас производил значок, который украшал его гимнастерку — такого мы не видели больше ни у кого: се­ребряные крылья с парашютом посредине и какие-то непо­нятные нам буквы. Потом мы даже выложили этот значок из цветов и подручного материала на клумбе нашего летне­го лагеря. Это был значок воздушно-десантных войск, о которых в то время мы знали только понаслышке. Хобби командира роты был мотокружок. В кружке было два мото­цикла, один из них даже с коляской. Этот мотоцикл был почти собственностью командира роты. Ездить на нем он никому не давал, за исключением Юры Котобутдинова (под­польная кличка Кот), который оказался заядлым автомобилистом. Иценко носился на своем мотоцикле по городу, не опасаясь сотрудников ГАИ даже после выпитой после бани кружки пива. Видимо, он справедливо полагал, что авиа­ционная форма и планшет на боку являются гарантией от любых случайностей.

Не менее колоритной фигурой был и командир батальона подполковник Махнин. «Спецы» меж собой звали его Мах­но. Это был мужчина уже в годах, ростом более двух мет­ров, с длинными руками и выпиравшей вперед, как у гре­надера, грудью. Любимым его развлечением была ловля ку­рящих в перемену «спецов». Наказание за это неблаговид­ное занятие следовало незамедлительно — виновный ли­шался шевелюры. Другого наказания комбат не признавал. Но это было не единственным его развлечением. Иногда он делал так: утром, когда городские «спецы» приходили в школу, он вставал у входа и взглядом бывшего снайпера пристально всматривался в ширину наших брюк. Если об­наруживал вшитые в брюки клинья (а это был последний «писк» самопальной моды), отправлял таких стиляг в свой кабинет, где вручал им кривой садовый нож и заставлял выпарывать вшитые с таким трудом клинья — брюки снова приобретали первоначальный вид. Можно представить со­стояние такого бедолаги, когда он выходил из кабинета, хлопая распоротыми штанинами. Просидев с таким дефек­том целый день не выходя из класса, сразу после занятий «спец» снова вооружался ножницами и из старых брюк кроил себе новые клинья и на имеющейся в школе, неведо­мо какими путями туда попавшей старой швейной машин­ке «Зингер» вставлял их на прежнее место. Мне тоже при­шлось однажды пройти через эту позорную экзекуцию, но любовь к клешам у меня не пропала.

Начальника школы мы видели только по большим празд­никам. Поглощенный повседневными заботами (а их было немало), он был немногословен и редко выходил из своего кабинета. Авиационный инженер по образованию, военный китель которого украшали многочисленные колодки бое­вых орденов и медалей, он разумно и мудро руководил ог­ромным хозяйством вверенной ему школы. Персонал шко­лы его уважал, а «спецы» побаивались. Он никогда лично никого не наказывал и воспитывал нас только через своих подчиненных офицеров.

В городе кроме спецшколы ВВС и Суворовского училища была еще Военная школа музыкантов. У каждого заведе­ния были своя зона обитания и свои поклонницы. Даже случайное попадание в чужую зону грозило вооруженным конфликтом с применением ремней с пряжками. И когда в помещение казармы вбегал взъерошенный «спец» с сооб­щением о появлении на «спецбульваре» группы «Суриков» или «духоперов», все дружно срывались на подмогу. На сле­дующее утро при построении роты, не требуя объясне­ний старшины, командир по синякам на наших лицах ви­дел степень издержек битвы за территорию: «Старшина! Глаза, руки, ноги целы?» — «Целы, товарищ командир!» — «Разойдись!»... Каждому человеку в жизни отпущена своя мера трудностей, преодоление которых во многом и форми­рует характер. На древнем инстинкте защиты своей терри­тории формировался будущий характер защитника Отече­ства.

«Ратники»

Уже вскоре мы узнали, что мы еще не «спецы», а всего лишь «ратники». «Ратниками» называли тех, кто обучался в спецшколе первый год и еще не прошел «крещения». Про­цедура «крещения» происходила после окончания учебного года, в летних лагерях. Она заключалась в сбрасывании «рат­ника» с пятиметровой вышки в пруд. Только после этого «ратник» получал статус «спеца». Но об этом потом, если у тебя, мой читатель, хватит терпения прочитать это житие.

Итак, учеба в спецшколе началась. Я сразу забил посто­янное место на предпоследней парте, в левом ряду, вместе с высоким скуластым парнем. С его добродушного лица не сходила улыбка, от которой по углам рта образовались глу­бокие складки. Это был Володя Кусков. Первые дни в шко­ле мы знакомились друг с другом, с нашими новыми препо­давателями, привыкали к новой для нас жизни.

Преподавательский коллектив состоял из людей опыт­ных и знающих свой предмет. Особенно колоритной фигу­рой был учитель математики Никанор Иванович Рязанцев. Чудесный человек и замечательный педагог. Все «спецы» его очень уважали. Это был единственный преподаватель, у которого двойку было получить гораздо труднее, чем трой­ку. Никанор Иванович умел вытряхнуть из незадачливого ученика (уже готового получить двойку и не мучиться боль­ше) мельчайшие крупицы знаний, которые каким-то обра­зом задержались в его голове. Было смешно и одновремен­но страшно смотреть, как маялся у доски, решая какую-нибудь задачку, этот бедолага. А Никанор Иванович в это время прохаживался вдоль крайнего ряда парт, скрестив пальцы рук на большом животе и иногда покрикивая на подсказчиков. Выбив таким образом из вспотевшего учени­ка все, что тот знал, Никанор Иванович глубоко вздыхал и говорил: «Садись на место, бездельник!» — и... ставил трой­ку. А если Никанор Иванович ставил тройку, значит ка­кая-то надежда у бездельника оставалась. А вот когда мок­рый и красный от натуги ученик ничего вразумительного сказать не мог, как ни выкручивал его наш учитель, тогда он получал двойку. Но такие случаи были крайне редки.

Преподавателем русского языка и литературы была Вас-са Николаевна Казанцева. Замечательный педагог, несмот­ря на молодость, — ей было лет двадцать пять, — и пре­красный человек. Она до самозабвения любила и очень хо­рошо знала свой предмет, рассказывала интересно, просто и понятно. С ней легко было разговаривать на любую тему. Она старалась привить нам любовь как к произведениям классиков, так и к современным писателям и поэтам. Иног­да она вела с нами беседы, казалось бы, на отвлеченные темы: рассказывала о театральных постановках, кинофиль­мах, филармонических концертах. По нашей молодости и невежеству мы были еще далеки от всего этого, но с интере­сом и жадностью впитывали в себя эти новые знания. Одна­ко, как ни легко было с ней разговаривать, отвечать у дос­ки было не так-то просто. Васса Николаевна задавала иног­да такие вопросы, которые, казалось, не относились впря­мую к изучаемой теме, а на самом деле были тесно связаны с ней. И здесь все зависело от сообразительности ученика. Она поощряла в нас самостоятельность, умение мыслить, высказывать и отстаивать свое мнение. Настоящий патриот своего дела, она самоотверженно заботилась о формирова­нии наших еще неокрепших душ. «Я родился во тьме, но люблю свет», — спасибо тебе, наш любимый учитель, ты сделала нас способными отличить зерно от плевел.

Кабинетом физики заведовал Розенберг — круглолицый, розовощекий, довольно веселый мужчина. Предмет свой он знал великолепно и новый материал объяснял доходчиво и эмоционально; втолковывая нам законы физики, увлекал­ся сам и увлекал нас. Как слон, бегая по саванне, машет своими огромными ушами для охлаждения тела, так и наш «ядерщик»: каждый раз по мере объяснения нового мате­риала он, ускоряя темп хождения вдоль классной доски, постепенно расстегивал железные пуговицы на своем военном кителе, затем снимал галстук, расстегивал воротничок и засучивал рукава. Вызывая к доске ученика решать ка­кую-нибудь задачу, он клал указательный палец на свой нос, наклонял лысую, с оставшимися клочками ботвы, го­лову набок и из этого сооружения, как из дота, очень вни­мательно следил за ходом ее решения. И стоило тому допу­стить малейшую ошибку или на минуту задуматься, как разочарованный преподаватель тут же объявлял: «Сади­тесь! Не знаете! Два, два, два!» Ошарашенный ученик с по­зором садился на свое место. Уже много позже мы поняли, что, видимо, таким образом преподаватель заранее готовил будущих летчиков к быстрому принятию правильного ре­шения, ибо в летном деле «промедление смерти подобно».

У преподавателя основ дарвинизма был свой любимый «конек». Почему-то из всех обитающих на Земле животных он больше всех любил обезьян, а особенно неравнодушен был к гиббону. Разглядывая нас сквозь линзы своих очков, он так подробно объяснял повадки этого человекообразно­го, что временами мы видели в нем себя. Мы его так и прозвали — Гиббон. В классе у него было много наглядных пособий, но особенно Гиббон дорожил скелетом человека, запрещая нам даже прикасаться к нему. Но разве для нас существовало что-нибудь запретное? И скелету доставалось. То его, несчастного, кто-то щелкнет по черепу, то похлопа­ет по челюстям, а то и руку пожмет. А однажды его ухитри­лись вооружить шваброй, которая в момент открывания шка­фа неожиданно вывалилась на нашего Гиббона.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.