Сделай Сам Свою Работу на 5

Немецкая философия18-19 веков. Основные идеи и представители.

Основатель Эммануил Кант (1724-1804) в его деятельности можно выделить два периода:

1. до критический – он занимается преимущественно вопросами естествознания и натуральной философией. Всеобщая естественная история, история неба, космическая гипотеза. Критический период Кант занимается чисто философскими проблемами изложенные в его основных произведениях.

«Критика чистого разума»

«Критика практического разума»

«Критика возможности суждения»

Основные противоречия философии Канта составляют вещи в себе(материалистический момент).

Гегель (1770-1831)

Основные положения:

Он создал систему объективного идеализма (в основе понятие абсолютной идеи)

Гегель вводит принцип тождества и мышления который осуществляет для него, при первичности мышления. Основные достижения - сформировал основные теории диалектики и методы решения задач. В целом идея Гегеля распадается на три части: логика, философия природы, философия духа. Понятие об абсолютном.

Людвиг Фейхбах (1804-1872)

Ф. начинает свою деятельность с критики религии и постепенно переходит к критике идеализма. В центр всего он поставил человека и поэтому материализм называет антропологией. Материализм носил метафизический и созерцательный характер. Все взгляды на общество философ-идеалист и сводил общение между людьми к духовной общности и любви что составляет основу его этики.

Кант, его учение о познании, теория нравст-сти (катег.императив)

Человек пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человекака в мире? Что лежит в основе всего существ-го: материальный или духовное? Подчинен ли мир законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? Онтологич. обоснование теории познания впервые преодолевается только в 18 веке. Наиболее последовательно и продуманно это проводит родоначальник немецкого идеализма Им. Кант. Тем самым К. осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассм-ся как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В отличие от философов 17 века, К. анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Если у Бэкона и Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей, то у К. возник. задача установить различие субъективных и объективных эл-тов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте К. различает 2 слоя - эмпирич. и трансцендентальн. К эмпирическ. он относит индивидуально- психологич. особ-сти человека, к трансцендентальн. - всеобщ. определения, составляющие принадлежность ч-ка как такового. Объективность знания, согл. К., обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в ч-ке. К. возвел гносеологию (наука о познании) в ранг осн. и первого эл-та теоретич. ф. Предметом теоретич. ф. должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, ч-ка, а исследование познавательной деят-сти, установл. законов чел. разума, его границ. В этом именно смысле К. наз. свою ф. трансцендентальной. Он называет свой метод тж. критическим, в отл. от догматич. метода рационализма 17 в., подчеркивая, что необх. в первую очередь предпринять критич. анализ наших познавательн. способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.



Философские взгляды Гегеля

Г. пытался показать, что происх. многого из единого мира, быть предметом рац. познания, инструментом которого является логич. мышление, а основной формой - понятие. Но это рац. познание особого рода: в основе его лежит диалектич., а не формальн. логика, и движущим мотором ее является противоречие. Г. требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор видели субъективное образование, тогда как в действительности “абсолютное понятие” - абсолютное тождество субьекта и объекта - явл. никогда не осуществимым, хотя всегда желанным идеалом. Г. отождествл. “чистое понятие” (“Понятие” с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в чел. голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, т.о. совпадает у Г. с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития “чистого понятия” составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Г. рассм. их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта. Всякое развитие протекает по опр. схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает нов. качественное состояние. Но не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничт. два первых. Гегелевское снятие озн. в такой же мере преодоление, в какой и сохр. тезиса и антитезиса, но сохр. в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие и явление в прир., о-ве и дух. жизни ч-ка проходит такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

Антропологический материализм Фейербаха

В сер. 19 в. с острой критикой идеализма выступил нем. философ Л.Фейербах. Первонач. Ф. увлекался ф. Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С т. зр. Ф., идеализм есть рационализированная религия, а ф. и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в осн. ф. - знание, стремл. раскрыть действит. прир. вещей. Первейш. задача фил.- критика религии, разоблачение тех иллюзий, кот. составл. сущность религ. сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистич. ф. возникают, по Ф., из чуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, кот. в действит-сти принадл. самому ч-ку. Так возник. трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - ч-к - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего, и т.о. лишается свободы и самостоятельности. По Ф., для освобождения от религ. заблуждений необх. понять, что ч-к - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

25.Становление и эволюция философии марксизма. Концепция диалектики.Философия марксизма есть прежде всего материалистическое мировоззрение.

Особенности домарксистского материализма: он носил механический характер. Объясняли всю природные явления с точки зрения механического движения. Этот материализм был метафоризмом. В 19 веке были первые открытия физики З.С.Э. Второе открытие структура живых организмов.

Таким образом: дало возможность Марксу сформировать новое диалектико –материалистическое мировоззрение основные идеи кот:

1. Идея распространения материализма

2. Особенность. Маркс отказался от противопоставления философского знания в создании специальных наук. Попытался доказать, что философия должна быть не наука-наук.

3. Философия марксизма есть диалектико-материалистическая система характеризующаяся, единством состава его положений.

4.В философии

марксизма получили научные обоснования, единство теории и практики. Появилась новая трактовка практики как чувственно, предметной и рев. преобразующих действие людей

26 Практически – нравственная ориентация русской философии 18-19 веков. Рассматривая в целом русскую религиозную мысль 18 в., следует отметить, что ни о какой ее однозначной характеристике не может быть и речи. Безусловно, на любом уровне – даже в монашеской келье, отшельническом ските или в стенах духовных академий – она не была изолирована от социальных и культурных процессов, происходивших в России. Богословский и философский опыт и в эту эпоху сохраняют взаимосвязь, которую мы обнаруживаем в творчестве таких религиозных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Тихон Задонский, Паисий Величковский, в сочинениях крупных церковных иерархов – Ф.Прокоповича, С.Яворского, Ф.Лопатинского (префекта Славяно-греко-латинской академии, преподававшего там философию), митрополита Платона (Левшина) и др.

В России появляются первые переводы сочинений Канта. Но идеи этого философа становятся известными в российском образованном обществе гораздо раньше. Этому в немалой степени способствовали немецкие последователи Канта, читавшие лекции в Московском университете Определенные философские взгляды и концепции нашли отражение в творчестве деятелей культуры петровской эпохи, в частности, в трудах входивших «ученую дружину» Петра I А.Д.Кантемира и В.Н.Татищева. Антиох Кантемир (1708–1744) – дипломат и поэт-сатирик, переводчик сочинений Монтескье и Фонтенеля – был автором своеобразного натурфилософского трактата Письма о природе и человеке. Нельзя сказать, что произведение это отличалось оригинальностью, но оно несомненно свидетельствовало об основательном знакомстве автора с натурфилософскими представлениями своего времени. Василий Никитич Татищев (1686–1750) – один из первых русских историков, автор Истории Российской с древнейших времен – известен также своими сочинениями философского характера: Разговор о пользе наук и училищ, Духовная моему сыну и др. В этих работах он выступал прежде всего как просветитель, сторонник светской культуры и образования. В Разговоре содержится обоснование полезности философии. Татищев – достаточно последовательный сторонник идеи «естественного права».

Характерно, что и другой известный русский историк, князь Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790), мыслитель определенно консервативных убеждений, тем не менее опирался в своих оценках причин «повреждения нравов» в России на ту же идеологию «естественного права». В его работах Разговор о бессмертии души, Рассмотрение жизни человеческой, О пользе наук отчетливо заметно влияние концепции «естественной религии». Консерватор Щербатов не был противником просвещения и радовался тому, что в обществе стало меньше «суеверия». Он желал для России еще и «нравственного просвещения». Философия и нужна, по его убеждению, прежде всего для «исправления нравов». Щербатов был знатоком европейской философии, и его философский диалог Разговор о бессмертии души имел своим прообразом платоновские диалоги, в первую очередь Федона.

Фигура Александра Николаевича Радищева (1748–1802) занимает особое место в русской истории. Автор знаменитого Путешествия из Петербурга в Москву стал для многих поколений символом борьбы за равноправие, человеческое достоинство, духовную и социальную свободу. Радищев учился в Германии, и в его творчестве видны следы влияния таких немецких философов, как Гердер и Лейбниц. Он проявлял интерес к французским сенсуалистам (прежде всего к Гельвецию) и английской эмпирической философии (Локк, Пристли). Согласно его воззрениям, «основанием всего естественного познания» является опыт. Чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с «опытом разумным». В мире, в котором ничего нет «опричь телесности», свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. «Мы не унижаем человека, – утверждал мыслитель, – находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам.

В 18 столетии светская философия в России делала первые шаги. Для нее это был период становления и школы. В российском образованном обществе новые философские идеи воспринимались с большим энтузиазмом. «Наша эпоха удостоена звания философской, – говорил президент Российской академии наук Домашнев в 1777, – потому что философский дух стал духом времени, священным началом законов и нравов». Энтузиазм в восприятии философских идей был так велик, что нередко приводил к идеологической увлеченности, имеющей мало общего с подлинно философским поиском истины, всегда связанным с традицией, но в то же время самостоятельным и свободным. В целом, успешно преодолевая такого рода идеологизированность и сопутствующие ей черты эклектики и эпигонства, русская философская мысль уже в 18 столетии добивается существенного прогресса.

27. О революционной традиции русской философии 19века: ее представители. Три обстоятельства позволяют нам ставить вопрос о русской религиозной философии в его общей, подытоживающей форме. 1) После начала второй мировой войны 'скончалось несколько выдающихся русских религиозных мыслителей: Д. С. Мережковский, П. Б. Струве, о. Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин. 2) В последнее время вышли капитальные труды по истории русской философии, принадлежащие перу двух ныне здравствующих религиозных философов: проф. прот. В. В. Зеньковского и проф. Н. О. Лосского. 3) С 1955 года ведущие советские идеологические оргады - "Коммунист", "Вопросы философии" и другие - считают необходимым выступать против русских религиозных философов, стратегия советской философии, в качестве одной из ее существенных задач, задачу опровергнуть их идеи. Теперь уже не должно быть никакого сомнения не только в отвлеченной идейной значимости русской религиозной философии, но и в ее практическом значении, как идейного оружия в борьбе против марксистско-коммунистической идеологии.

28 Сущность и основные представители русской религиозной философии 19-20 веков. Оригинальным русским философско-идеологическим тече­нием является славянофиль­ство (А.С. Хомяков, И.В. Ки­реевский, К.С.Аксанов, Ю.Ф. Самарин). Славянофилы опирались на «самобытников», на право­славно-русское направление в общественной мысли России. В ос­нове их философского учения лежала идея месжанской роли рус­ского народа, оно культурной и религиозной самобытности. Только православие, считает А. С. Хомяков; гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуаль­ную религиозность с церковной орга­низации. Решение проблемы сочетание свободы и необходи­мости, индивидуального и церковного начало служит у славянофилов вяз­ким методологиче­ским принципом для разработки ключевого понятия, их религиозно философских воззрений понятий соборности. Опре­деляющим признаком соборности служит принцип «единства и множества». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее со­единение людей, но и постоян­ную возможность соединения на ос­нове духовной общности. Славянофилы, отстаивая тезис о принци­пиальном отличии развития России от всей Западной цивилизации.

29.Особенности и специфика казахской философии Просвещения. Ч. Валиханов, И. Алтынсарин. Казахская философия — это не просто философская система, показывающая особенности определенного этноса. Это — мировоззрение, основанное и «говорящее» на казахском языке. И именно на этом принципе строит свою философскую систему Г. Есим. Ему, в частности, принадлежит разработка целого ряда категориального аппарата казахской философии, отражающего специфику казахского менталитета, миропонимания. Выступая против расхожего мнения об отсутствии казахской философии и научного философского понятийного аппарата, Гарифолла Есим доказывает, что есть и еще в древности были разработаны философские категории, отражающие специфику и, в целом, тюркского и, в частности, казахского мировоззрения. Но в советское время они превратились в обычную лексику, в обиходные слова, используемые на бытовом уровне. По мнению Г. Есима, только в философии Абая представлено более 200 понятий, философских категорий, которые вполне применимы в современной казахской философии. Г. Есим, подобно Вл. Соловьеву, создал свой философский словарь. При этом не только выстроил данную систему категорий, но и дал им оригинальную интерпретацию, а зачастую и переинтерпретацию. В частности, это касается таких категорий, как «тан», «жан», «напсi», «ниет», «шайтан», «пенде» и других, большинство из которых не поддается дословному переводу.

Г. Есим, будучи оригинальным мыслителем, обосновывает свое понимание казахского просвещения, не соглашаясь с традиционным отнесением к представителям данного течения ХIХ века — Ы. Алтынсарину, Ч. Валиханову и А. Кунанбаеву. Он считает, что только Ы. Алтынсарина можно в полной мере отнести к классическому представителю казахского просвещения, так как он внес определенный вклад в просвещение казахского народа, написал ряд учебников, открыл школы. Ы. Алтынсарин не ставил перед собой цель быть философом, хакимом, не вмешивался в политику, полностью посвятил себя благородному делу просвещения. В связи с этим Г. Есим считает вполне справедливо называть его «устаз Ыбырай», т.е. «учитель Ыбрай».

Путь Ч. Валиханова также уникален в истории казахской философии. Он этнолог, историк, культуролог, ученый. И чтобы подчеркнуть своеобразие миропонимания Ч. Валиханова, Г. Есим предлагает называть его «галым Шокан», т. е. «ученый Чокан». Их всех объединяет, по мнению Г. Есима, то, что они предложили различные варианты, модели национального этнического совершенствования. Автор делает вывод, что без глубинного постижения смысла их философских изысков казахская философия может остаться на уровне справочного материала.

30.Проблема человека в мировоззрении Абая, Нравственно-этнические идеи в «Книге слов» Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29 июля (10 августа) 1845 — 23 июня (6 июля) 1904) — казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.

Гуманистические воззрения поэтов и учёных Востока (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сины и другие) оказали влияние на формирование мировоззрения Абая. Особенно велико влияние на Абая Кунанбаева произведений русских классиков. Он переводил басни И. А. Крылова, стихи М. Ю. Лермонтова, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина.

Абай Кунанбаев призывал народ овладевать русской культурой. «Знать русский язык — значит открыть глаза на мир», «Русская наука и культура — ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли».

Он высмеивал старые обычаи родового аула, догмы ислама, протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) поэт открыто выступал против социального зла. Непревзойдённый мастер казахского стиха («Из времени выпадает миг…», 1896, «Разве не должен, мёртвый, я глиной стать…», 1898, «На воде, как челнок, луна…», 1888, «Когда станет длинною тень…», 1890, и др.),Абай Кунанбаев ввёл новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэм «Масгуд» (1887), «Сказание об Азиме» построены по мотивам восточной классической литературы. В поэме «Искандер» Абай Кунанбаев осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических «Назиданиях» затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку. Жизнь Абая ярко обрисована в романе М. О. Ауэзова «Абай» (т. 1—2, 1958).

Руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как свою духовную предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.

В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами.

«Книга слов» - Слова Назидания (45 стихов назидания)



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.