Сделай Сам Свою Работу на 5

Поэма когда настраивают оркестр 2 глава





Следуют комментарии.

Схоласт - средневековый христианский философ. Схоластика произошла от западной варварской мысли, оплодотворившей старинную имперскую культуру ума, а самое слово означает школьную мудрость.

Фома Аквинский (1224-1274) - католический святой, величайший мыслитель своего времени, автор двух огромных сочинений: "Свод богословия" и "Всё против язычников", а также поэт. Ему принадлежат некоторые песнопения в латинской обедне. Фома много учил об отношении веры к разуму, наставлял кардиналов и папу. Подобно тому, как Отцы Церкви старались охватить христианским учением философию Платона, Фому - и в этом его от них отличие - привлекал Аристотель.

Альберт Великий (1200-1280) - католический святой, небесный покровитель естествознания. Знал все науки и во многих преуспел. Описал строение и жилы растительного листа, взвешивал взаимное влечение животных разного пола, впервые добыл серную кислоту и получил в свободном виде мышьяк путем нагревания реальгара с мыльной смесью. Сообщил состав пороха для летучих ракет, нашел человеку место в животном мире где-то неподалеку от обезьяны, был также философ, богослов, проповедник. В 1260 г. поставлен епископом города Регенсбурга.



Искусственная Женщина. Согласно другим источникам, это был железный мужчина.

Спорил. Спор был приемом, который употребляли схоласты для выяснения истины, в отличие, например, от суда Божия, рыцарского поединка или научного эксперимента.

Испортил. Это произошло около 1253 г.

Франсиск - Франческо ди Пьетро ди Бернардоне (1181-1226). Основатель монашеского ордена францисканцев. В 1224 г. ему были сверхъестественным образом нанесены раны Иисуса, и два года до смерти он провел как мученик.

Термины главным образом исторические:

67.
Темна -- одно из ходячих выражений, вроде "мрак средневековья". А это было время расцвета знаний и мысли, и только эпидемия чумы действительно портит картину.

75.
Спираль - служит для изображения исторического времени. Круг - более старый образ. Устремленный вперед незамыкающийся круг и есть спираль.

93.
Согласно теории Эйнштейна, к трем направлениям: вперед, вбок и вверх можно добавить еще одно: в будущее. Тем не менее, четвертая мера неясным образом отличается от трех первых.



117.
У Гегеля в Истории Философии читаем: Этот Альберт был вначале очень тупой.

124.
См. примечание к стиху 235.

151.
Папа - Гонорий Третий.

163.
Сначала в Падую, потом - в Париж.

168.
Рейтузы, штаны кавалериста вошли в употребление эпохою позже. То же относится к аркебузе, ст. 170.

169.
Арбалет - самострел из стальной рессоры с жилой и заводным колесом, стреляющий короткими болтами.

170.
Замки на бедрах запирали, когда отправлялись в Палестину. Сейчас этого не делают.

176.
Осел - знаменитый Буриданов осел, который должен умереть с голоду, будучи неспособен отдать предпочтение одной из двух тождественных охапок сена. Осел доказывает невозможность свободы воли: если охапки разные, выбор предопределен, если нет - акт выбора не состоится. Утверждают однако, что в силу случайного волеизъявления осел все-таки съест охапку. Мнение глубоко не философское. Он и две съест, но тут-то его несвобода и кроется: он просто ест сено, как дева - сливы (ст. 178), вместо того, чтобы делать свободный выбор.

Буридан (1300-1358) - логик, механик, философ, оптик. Хоть и жил он много позже того, как поступил в обучение Альберт, осел не обязательно должен быть его современником. Ему могли рассказать про подобный случай. Вообще Буридан рассуждал не об осле, а о собаке.

179.
Парижский Университет основан в 1170 г.

235.
Владения графов фон Больштедт находились не в Швейцарии, а на верховьях Дуная.

245.
Младший внук - собственно, старший сын. Майорат тут ни при чем.

247.
Монастырь братьев-доминиканцев назывался Сен-Жак.



251.
Псы Господни - ложная этимология названия ордена от Домини (Господни) - канес (псы).

256.
Настоятель. Возможно это был сам Иордан Саксонский, генерал ордена.

269.
Европа - выдающийся далеко к западу полуостров азиатского материка, отделенный от Африки узким проливом. Часть света. Название означает "закат". Так звали финикийскую царевну, которая уплыла на запад, в заморские страны верхом на быке.

Оспой - а также чумой и холерой.

271.
Уменьшенье - на 30%.

275.
Ландграфы того времени были образованнейшие люди.

328.
Святой Георгий убил дракона и спас девушку, овладев заодно и ее единорогом. Историчность этого, в прошлом одного из наиболее почитаемых заступников человечества, ныне поставлена под сомнение: думают, что девушку спас Персей.

479.
Раймунд Лоллий или Раймонд Луллий (1235-1316) - поэт, автор кодекса рыцарской чести и книг о познании бытия: "Высокое Искусство", "Древо Ученья" и "О восхождении и нисхождении Разума".

539.
Умирал он в Европе, а умер, по преданию, все-таки в Тунисе, от рук тамошних варварийцев-берберов. См. ст. 521.

548.
Хотя центральный долг был приписан нашему светилу еще Аристархом Самосским, до Коперника в это как-то мало верили. Огромный размер солнца - необходимое следствие его центрального положения.

655.
Пресвитер Иоанн, поп Иван - Онг-хан или Ван Хан, последний независимый правитель народа кереитов в Центральной Азии, исповедовавшего христианство несторианского толка. Современник Чингисхана. Неясные известия о могущественной христианской теократии где-то далеко на востоке или на юге послужили основой легенды о том, что в конце времен Пресвитер вновь явится. Впоследствии царство Пресвитера Иоанна искали в Эфиопии, где до недавнего времени также держалась христианская монархия.

728.
Один такой взрыв едва не стоил жизни автору в 1959 г. во время его собственных ночных занятий по водружению микрокосма.

764.
Довоенный - напоминающий о мирных временах перед войнами 1914-го и 1941-го года.

767.
Цвет был красен. См. "Бытие", гл. 2, ст. 14.

769.
Поле стоило фунт серебра. Цена установлена при сделке Авраама с хеттами, за 1300 лет до основания Рима.

846.
Четыре потока - см. "Бытие", гл. 2, ст. 10 - 14.

956.
Новенький народ - возникшее в ХХ-ом веке сословие искателей истины посредством покупного инструментария.

1036.
Годфри Бульон (1060-1100) - правитель Иерусалима с 1096-го г. О том, что он занимался археологическими изысканиями вдоль южного берега Мертвого моря, известно только из этого текста. Альберт, который проповедовал Восьмой Крестовый Поход мог получить ценный сувенир по завещанию.

1044.
Каган - титул иудейского правителя тюркского народа хазар.

1110.
Дельфиния - Дофине, королевство к западу от Альп. Дар Умберта Второго будущему Карлу Пятому Французскому имел место в 1355 г. Впоследствии брожение в Дельфинии послужило началом Великой Французской Революции.

1134.
Ломбардия - территория бывшего королевства лангобардов. Ломбарды давали под залог деньги.

1234.
Описанные Геродотом псоглавцы и по сей день населяют мрачные Киммерийские равнины. Здесь однако под видом Псоглавца выведен модный тип несогласного соучастника.

1247.
Августин (354-430) - епископ Ипонийский, автор книги "О Граде Божием", где говорится о предопределении. Но в зубах Псоглавца силу предопределения можно почувствовать куда явственнее.

1379.
Моложе - так как Фома, уничтожив Альбертов мыслительный аппарат, вернул мир к тому состоянию, в котором он пребывал, когда Альберт вознамерился отделить веру от разума простейшими средствами.

Звери, птицы, цветы, фрукты и овощи:

1-35.
ЛИЛИИ - символ невинности. КОФЕЙНЫЙ БОБ - символ взвинченного одиночества. ФИНИКИ - воплощенная сладость. ЛУК - чистая горечь. МОРКОВКА - лакомство для простонародья. АНАНАС - редкостный плод для немногих. МЫШЬ - мысль. ГРУША - грусть. СЛИВКИ - продукт ума в его поверхностном тонком слое.

46.
НЕЗАБУДКА - цветок надежды.

62.
РЫБА - символ Иисуса Христа.

72.
ДРЕБЕЗЖАТ КРЫЛАМИ не ЧИЖИ, а иные из колибриев.

99.
ВЕРЕСК - скромный цветок печали и забвения умерших.

166-182.
ОСЕЛ - символ свободы воли. СЛИВА - один из образов чувственного познания. ОЛЕНЬ имеет раздвоенные копыта и жует жвачку, а потому отнесен Моисеем к чистым животным. Напротив, вепрь, также имеющий раздвоенные копыта, жвачки не жует, и потому нечист. Он даже особенно нечист, так как из-за раздвоенных копыт может быть принят за чистую тварь и съеден. Оба признака имеют символическое значение: жевать жвачку значит твердить Закон Божий, а раздвоенные копыта относятся к различению духа и вещества. В этом смысле Данте говорит о Папе:

А Пастырь ваш хоть жвачку и жует,
Но не раздвоены его копыта.

В то же время рога ОЛЕНЯ символизируют изощренную логику схоластов, а клыки ВЕПРЯ - убедительную силу их риторических говорений.

190.
МОТЫЛЕК - недолговечное созданье.

192.
ЧЕРВЬ представляет разрушительную силу небытия.

195.
К ХРЯЩУ - а не к кости, которую разгрызть намного трудней.

200-234.
СИРЕНА - фантастическая певчая птица с женской грудью, рыбьим хвостом, окрыленными руками в перьях и ногами в чешуях. Судя по дикому поведению ученого, внешний вид СИРЕН не раз сбивал его с толку.

К ЧЕРТУ ЛЕЗ В СОЛОНКУ. Некоторые ЧЕРТИ ревниво охраняют вверенные им тайны. СОЛОНКА - вместилище оных.

СОРОКА - птица вздорного красноречия, которое выразительно демонстрирует здесь Альбертов учитель. СКОТИНА, скот - символ преобладания плоти над духом. СОБАКА - символ нечестия: невежество, словно нечестие пса, оскверняет святыню знания. НА ВОСЕМЬ РУМБОВ означает: "под прямым углом к прежнему курсу". ЗУБЫ - аналитические способности рассудка. АКАЦИЯ - символ совершенства. ЖЕЛУДЬ воплощает собой неприступное знание: ЖЕЛУДЕМ был, в известном смысле, и сам профессор.

254-263
ГОРОХ - символизирует неспособность рассудка соединить отдельные факты бытия в полную мозаическую картину. ЛОПУХ - широкий лист забвения. ВЬЮН - на ГОРОХ ловят не ВЬЮНА, а угря.

291-327
ЕДИНОРОГ - волшебный зверь, символ творческой, оплодотворяющей силы воображения. БАБОЧКИ - легкомыслие окрыленное и всеопыляющее, где попало порхающее, ни до чего иного дела не имеющее. УТКИ - символ беспечного самодовольства. ДЕВИЦА - сама Невинность, перед нею БЕССИЛЬНО даже наипорочнейшее воображение.

ДРАКОН - символ яростной силы греха. В руслах древних потоков все чаще находят отпечатки и даже целые костяки этих окаменелых
летучих рептилий. КРЫЛА И НОГИ - у ЗМЕИ обозначают ее мнимые совершенства; вот их-то она и лишилась в момент грехопаденья. КОНЬ - как и осел изображает тело, которое лениво и безучастно тащит на себе верхом вечно дремлющую душу.

390-425.
ПЛАМЯ - ангел огня; такие духи носят имя Серафимов. КРУГИ ВЫСОТ - десять сефир (или "сефирот"), имеющих ангельскую природу и изображаемых в виде сфер или окружностей, иногда концентрических; мир сотворен Богом посредством сефир; вторая сефира зовется Премудростью и управляет светом и воздухом. ЛЮК - третья сефира, Разум, управляющий водою. ЗЕРКАЛА служат границами сефир. БРИЛЬЯНТЫ - не могут итти ни в какое сравненье с блеском Божественных эманаций. ВОЗДУХ - от второй, ВЛАГА или вода - от третьей, ОГОНЬ - от четвертой сефиры. ГОРОШЕК - первичный квант растительного поля. ГРАНАТ - символ небесного огня, молнии. ГРУША относится к соблазнам текущего бытия.

455-468.
ВИШНЯ - похожа на ГРУШУ, только меньше и более ядовитая. МЕД - символ сладости познания; в изобилии наполняет собою лоно наследниц Евы. КАЛ - символ извращенного познания. ТВОРОГ -подразумевается простокваша, свернувшееся молоко, то есть пища младенца, которая скисла от длительных размышлений о ней. ДЕГОТЬ - так же, как нефть и смола, подобно калу является еще одним символом извращенного знания; нефть, как правило, там и находят, см. "Бытие" , гл. 14, ст. 10 и гл. 19, ст. 1-26.

471.
НОВОЛУНИЕ - время, когда особенно свирепствуют духи тьмы.

476.
КОЗЛИЩЕ - порочный предводитель толпы овец.

481.
ПИРОЖОК - снаружи тесто, внутри опилки; пять веков спустя таким печеньем еще питался ученый Спалланцани.

503.
ЦИФРЫ (арабские) - то же, что и сефиры, смотри примечание к ст. 390-425 и текст.

511.
ОРИФЛАММА - златопламенный рыцарский штандарт.

560.
КОТ - член свиты нечистой силы. Иногда может выступать в роли героя-змееборца.

563.
РОЗА ВЫШИВКИ - красота, воссозданная рассудком.

565-581.
ПОДОКОННИК - деревянная часть оконного обрамления, открывающего взору зрелище мировой загадки. ДЕРЕВЦЕ - Древо Познания, разумеется. ОТВЕТЧИК - Разум, а СУД это процесс, который ведет против него ПРОКУРОР - Вера, СВИДЕТЕЛЯМИ же им служат Чувства: Зрение и Слух. ПАЛАЧ - найдите его в правом верхнем углу картины. МАНДРАГОРА - фрукт или корень, из коего варят дурные приворотные зелья.

598-604.
КАПЛУН - немужественный петух. СКАКУН - см. примечание в статье "Поэтика". ВЕРБЛЮД - символ гордыни. ЛЕВ - символ гнева.

606 сл.
ЯЙЦО - так называемое, Мировое Яйцо, ближайшую аналогию к которому представляет индийское Мировое Яйцо Махадивья и золотой предмет из "Курочки-Рябы" - космической птицы с черными и белыми перьями, воплощающей смену дня и ночи. ЛЮТНЯ (фактически балалайка) на которой напевает ЯЙЦО, имеет три струны -- ТРИ НАЧАЛА, о которых см. примечание к ст. 398, о сефирах.

645-649.
КЛЕВЕТНИК и т.п. - враг рода человеческого; ГУБЫ - которыми он клевещет; ХОБОТ - которым он соблазняет. КОБРА - очковая змея индийских факиров. СТУПА - буддийское культовое сооружение. СЦЕДИМ ЖАБУ ИЗ СИРОПА означает, что сироп сольют, а ЖАБА останется в воронке. По-видимому Альберт называет ЖАБОЙ саламандру, огненного духа алхимических пермутаций. Обе амфибии имеют много общего.

659.
САРАНЧА - некое вредоносное множество.

693.
МОТЫЛЕК -- см. примечание к ст. 190.

698.
ЧЕРНЕЕ ЭФИОПА, ибо эфиопы все еще существуют, тогда как Пресвитер уже нет.

714.
КОМАР - пример случайной жертвы вдохновенья.

718 сл.
КОТ и РЫБКА. Образ живой души, которую не без успеха пытается изловить демонический КОТ. Душа РЫБКИ, покинув свою оказавшуюся в когтях злого духа серебристую оболочку, может беспечно витать, КОЛЫША ВЕЕРОМ полета.

725-740.
КЛЯЧА - энергия, заключенная в недрах вещества, как результат космического процесса. ЖИВОТНОЕ НА ПОЛКЕ - книга.

749.
ЗИМНИЙ СОЛОВЕЙ - метафора, относящаяся к несвоевременному экстазу.

751.
УТОК - не имеет ни малейшего отношения к царству пернатых.

755-764.
СТРАУС превосходит всех прочих птиц как размерами, так и неспособностью видеть себя со стороны. Поэтому Аристотель вообще отрицает принадлежность СТРАУСА птичьей породе, ссылаясь на наличие у него ресниц и еще на какие-то аргументы в одном из своих ныне утраченных сочинений.

ГУСЬ - см. ниже о ЛЕБЕДЕ.

ЛЕБЕДЬ - изображение души в тот миг, когда она рвется покинуть тело - плачет об упущенных возможностях. Такую песню и называют: "ЛЕБЕДИНАЯ".

794.
Установлено, что в древних мифах КУКУШКА, наравне с белыми грибами, может обозначать гром.

796.
ПАПИРУС - нильский тростник, символ бульварной литературы.

880.
ПЕЛИКАН - символ самопожертвования. Когда Разум жертвует собой Вере, на башнях души слышно ПЕЛИКАНЬЕ кваканье фанатизма. Когда жертвует собой Вера, мы слышим просто ПЕЛИКАНЬЕ кваканье.

948 сл.
Если оставить в стороне ТРЯПОЧКИ, ЛЬНУ-то будет ох как далеко до КОНОПЛИ!

990-1001.
СУККУБ - демон женского пола, "лежащий снизу". ЖУРАВЛЬ -перелетная птица, символ свободы, омраченной привязанностью к родным местам.

1005.
МАК - цветок снотворный, а ВЯНЕТ он, когда кто-нибудь просыпается.

1007.
КРЫСА - время.

1014-1024.
НЕТОПЫРИ, упыри, вампиры и т.п. рукокрылые пользовались в те времена прескверной репутацией. Поместив недоношенного НЕТОПЫРЯ в прозрачный сосуд, Альберт получил возможность созерцать зло в самом его зародыше.

1026 сл.
Возраст ТРАВОЯДНЫХ легко определить, смотря по зубам. Относится и к поэтам.

1038 сл.
ЕВНУХ - ни мужчина, ни женщина, живое опровержение закона Исключенного Третьего. В то же время он подтверждает этот закон, ибо если он действительно не мужчина, то кто же он? - Либо женщина, либо ЕВНУХ.

1041- 1052.
Останки ИСКОПАЕМОГО ЛЬВА со вставным ЯНТАРНЫМ глазом, в зрачок которого залита пустотелая МУРАВЬИНАЯ ФИГУРА - наглядный образ СВИДЕТЕЛЯ былых эпох.

1057.
По отсечении у ней головы, КУРА еще долго ведет себя словно живая. Символ оптимизма.

1063.
ГОРОХ - см. примечание к ст. 254.

1067.
РЯБИНА с МОЖЖЕВЕЛЬНИКОМ - счет времени по примечательным событиям, род вампума.

1068.
ПОНЕДЕЛЬНИК - день неудач. (Суеверие).

1072 сл.
ТЕЛЕЦ, БАРАН, КОЗЕЛ, СКОРПИОН - знаки Зодиака.

1078.
Перечислены лишь два из восьми с половиной тысяч видов.

1090.
ГОРОШЕК -- см. примечание к ст. 254.

1124-1126.
ПОГАНКА - поганый, языческий гриб, содержащий ядовитые галлюциногены. Вредными соками ПОГАНОК пользуются адепты естественных вер для приведения себя к живому единению с местными почвенными энергиями.

1167.
КИТАЕЦ с КОСАМИ - манчжур.

1172.
ДЕЛЬФИНСКИЙ - то есть Дельфин или Дофин, титул владетельных сеньоров Дофине.

1178.
Фома хочет сказать, что и ВЫПЬ не бухнет без особой на то причины.

1189.
См. ст. 180-181 и примечание.

1200.
ГАД смотрит на мир через прозрачные сросшиеся веки.

1235.
ПАДАЛЬ. Утопические идеи, руководящие движениями человеческих общностей, как правило, облекаются в вид возврата к забытой старине.

1282.
СОВА - ПТИЦА СНА, которая пробуждается, когда кто-нибудь засыпает.

1294.
ВЕРБЛЮД - см. ст. 603 и примечание.

1299.
ПРОДАЖНЫЙ. Надменный вид ВЕРБЛЮДА способен внушить мысль о его неподкупности, поэтому нужна надпись.

1311.
ВАСИЛИСК - таинственное существо, облик которого никогда не остается одним и тем же. Чтобы высидеть ВАСИЛИСКА, нужно взять яйцо, которое снес петух, и отдать жабе. Она по очереди с ведьмой будет насиживать его определенное время. Говорят, что ВАСИЛИСК убивает своим взглядом, но это не совсем так: убивает не взгляд, а вид раскрытой тайны.

1338-1346.
См. ст. 180 и примечание.

1368-1389.
См. начало главы "Юность Альберта" до ст. 151.

1391.
О ГОРОХЕ см. выше во многих местах.

Поэтика

В том, что душа поэзии существует, с недавнего времени перестали сомневаться. Ясно ведь, что ни расположенье слов, ни образов телесное плетенье или протяжный звуков ход не образуют стиха, но некая тонкая, проносящаяся над течением речи стихия. Изловить сию сиятельную птаху когда удается, а когда и нет, но что она все же не вымысел - знают. Если бы только можно было верно ее назвать, то как ее поймать, легко научили бы даже врожденного глухонемого. К счастью, вести из мест ее обитания доходят до нас в недолжной последовательности: кто вслед за кем - неизвестно, зачем - сами не знаем, откуда и почему - вряд ли такими вопросами разумно задаваться. Чему же тут учить? В чем состоит наше искусство, наша веселая наука? Бог весть.
О том, что существует тело поэзии, знали всегда, но что именно считать телом стиха, думали самое разное. Ритм, созвучия, мыслимые видимости, бесплотные идеи, ощутимые чувства. Сейчас мы склонны усматривать его в слитном движении всех частей - как ощущаемых, так и постигаемых одним лишь умом. Такое однако дано немногим и описание подобного учения будет неизбежно хромать. Впрочем, лучше живое немногое, чем окоченевшее от смерти всё. Лучше пройти краем пропасти, едва лишь кинув взор в ее манящую глубину, нежели в миг паденья узреть всю безмерную бездну лишь затем, чтобы миг спустя поглотило ее забвение погибели. Не стану бросаться в бездну: не буду разглядывать это сочинение с множества больших, глубоких и сложных точек, а разрешу себе изобразить его как собрание одних лишь рифм.
Первая из них: ВЕРА и РАЗУМ. Все целое состоит из этой одной-единственной идеологической рифмы. Заглавие поэмы изображено тремя рифмами: ПОЭМА - ФОМА - РИФМА. По виду строения "Фома" представляет собой рифму к готическому Храму Рассудка. Собор этот неоконченный, неосвященный: на месте, где должен стоять алтарь, распевают ночные светские мысли (глава "Сомнения"). Три вступления - портал, две легенды - две башни, как рифмы, немного разнящиеся, далее - катрен картин "Нравы", затем глава "Юность Альберта" и рифма к ней - "С Фомой", две Альбертовы речи в главе Пятой и латинская проповедь о капусте - ведь все это рифмы, то ли к друг другу, то ли к чему-нибудь еще. Многие картины служат рифмами витражей, прекрасная большая картина "Раймунд Лоллий" начертана изнутри над самым входом, а Архангел из главы Третьей вещает там прямо с потолка.
Спускаясь ниже к обыденному, задержимся на некоторых колониях рифм. В картине "Верблюд" (ст. 1295 сл.) имеется такая колония: СТЕКЛЯННОЙ - ПРОТЯЖНЫЙ - ПРОДАЖНЫЙ -МНОГОЭТАЖНОЙ - ВЛАЖНЫХ - АЛМАЗНЫХ, но этим дело не ограничивается, так как в начале 1310-ой строки имеется еще одна ЗЕРКАЛЬНАЯ рифма к слову СТЕКЛЯННОЙ. Другой пример - круг рифм к слову НАРУЖНОСТЬ (Вступление "К Веку"), который завершается словом ОКРУЖНОСТЬ и еще раз НАРУЖНОСТЬ, выделывая полный оборот, в точности вопреки тому, на чем настаивает умственный текст Вступления. Плетеный ремень рифм обнаруживаем в ст. 136-143: ТАЛАНТ - ИНФАНТ - ГУВЕРНАНТ - ДУБИНА, и к ним смысловые рифмы: ПЕНЬ - БРЕВНО - ПЛАХА - (ДУБИНА) - ЛЮБИЛА, которые продлеваются ДУРАКОМ и ОЛУХОМ в ст. 144-145. В ст. 160-161 рифма: два СОСЕДА, из которых ТРУБАЧ созвучен ДАРОВАНЬЮ, а чуть ниже ХРУПКОЕ ОРУДИЕ ВРАЧА поет в набитой РУКЕ ФЛЕЙТИСТА.
Попробуем перечислить рифмы из простенького четверостишия:

Но ликовал Альберт когда горох
Зеленой струйкой вился возле жерди:
Чтоб не засох, он поливал горох,
Покуда твердь не поливала жерди.

НО ЛИКОВАЛ - ОН ПОЛИВАЛ, АЛЬБЕРТ - ТВЕРДЬ, КОГДА - ПОКУДА, ГОРОХ - ЗАСОХ, ГОРОХ - ГОРОХ, ВИЛСЯ - ВОЗЛЕ, ЖЕРДИ - ТВЕРДЬ, ЖЕРДИ - ЖЕРДИ, НЕ - ОН - НЕ, ПОЛИВАЛ - ПОЛИВАЛА, НО ЛИКОВАЛ - НЕ ПОЛИВАЛА, а также смысловые: ЗЕЛЕНОЙ - ГОРОХ, СТРУЙКОЙ - ВИЛСЯ, СТРУЙКОЙ - ПОЛИВАЛ, и это еще не всё, ибо виение гороха вдоль жерди вверх есть зримая пластическая рифма к струению на него с тверди вниз, причем с содержательной стороны здесь налицо рифмоидное соответствие описанию неполного ума главного персонажа Первой главы в ее предыдущих и последующих отрывках.
Пример невидимой рифмы - в ст. 636:

Кота обнявши другом бедных...

"Друг бедных" здесь отнюдь не Альберт (тогда "бедным" оказался бы кот, нечистая сила), а левая рука ученого, представляющая рифму к орудующей в очаге стихий его деснице, которая, согласно евангельскому реченью о раздаче милостыни, "не ведает, что творит левая", а та - обнимает кота.
Вот эти-то тайные, невидимые рифмы - они-то как раз самые глубокие, умные и тонкие. Говорить о них поэтому здесь более не имеет смысла.
Прощай, читатель.

 

 

Анри Волохонский

 

Избранные произведения

 

***

 

Почему она танцует?

Почему поет певец?

Почему причин и сует

Не уводит их вдовец?

Почему надежды тусклой

Душ сердца огнем горят?

Почему стезей искусной

Бродят, что ни говорят?

Почему инда Природа

Мать-материю трудов

Не препятствует уродам

Сыпать в образы удов?

Почему их мед на лире

Не удерживает съесть? -

 

Потому, что в этом мире

Сверхъестественное есть.

 

***

 

Размышление

 

В картину мира всякий раз

Мы напрасно вписываем Духа:

Сверкает с неба звездный глаз

Порхает маленькое ухо...

— Но милый мой к чему же странность —

Души означенной как данность

Тревожный сон Боготворить?

— За давностию дел Творец устав творить

Удел стареть переложил искусству

Устав его стал ныне так высок

Что даже в основании песок —

Мы только тыквы сумеречный сок

Дерзаем предложить надтреснутому чувству

Чтоб горечь невозможную пия

Пыхтела Ева и шипел Змия.

 

***

 

Печальное суждение

 

 

Ворон к ворону…

А.Пушкин

 

Криво, криво, загибаясь, боком, боком

Луч гуляет по пространствам кособоким.

Ходят звезды по пространственному хлеву,

Спектр бабочкой летает влево, влево.

По пустотам, по канавам, по откосам

Время парус надувает косо, косо.

Пухнет, пухнет дорогой пузырь небесный.

Видно, звездам что-то тесно, что-то тесно.

Но пыхтят, пыхтят мыслительные поршни.

Подставляйте только руки и пригоршни.

Ливень, ливень хлещет прямо в руки, в руки

От щедрот Ея Величества Науки.

Только время на дорогах косооко,

Да поля колышет рыжая осока.

 

Флейта

 

 

Чистые формы содержат в природе лазурь

Девушка пляшет, а старец дрожащей рукою

Плачет старухе добравшись клюкою

Покуда юношей спел поводырь

 

Честные люди редки, а нечестные и подавно

Где бы мне слово такое найти, чтобы спрятать его и сказать:

Кажется стоило б знать

Да случилось недавно

Силится в небо родить трудится мать

А сказать - почему?

Мы дети света, мы рождаем тьму

На грани голубой

"Рос бы я деревцем, тек бы я речкой, ветром бы дул"

Но не в этом труд.

Светлые формы из зеркала падают в пруд,

Синяя лебедь людской ковыляет на берег за свечкой.

 

Что же мы скачем так долго за нею мелким галопом?

Что нам, казалось бы, честность и нрав

доброхотных старух, скакунов, стариков и плясуний,

Что нам их чистота - и вдаль провожает который

слепого под ручку на берег лазурный

Плетеный ковер - да огней погорелая копоть?

Что нам, что им и что им до нас, если в аквамариновой чаше

Разве поставят весы или смерят никелированным метром:

"Тек бы я деревцем, дул бы я речкой иль ветром"

Что им, что нам до чудес в улетающем нашем?

 

 

Плач Лота

 

 

Ах зачем, ах зачем оглянулась она

Вот и стала: соленый болван

Мимо гнал по долине горы и холма

Кочевать бедуин караван

 

Ночевать бедуину велела луна

Он раскинул шатер-балаган

Ах зачем же зачем обернулась она

Вот и стала - соленый болван

 

Хохотали зятья индюком петуха:

Значит, нефть - говоришь - керосин

В бороде седина, в голове шелуха

Перебрал - да и верно, хамсин

 

Да и выдался вправду такой вечерок

Вся округа - пузырь смоляной

По железу чугун в черепах поперек

Голый воздух колдует смолой

 

А сегодня луна как шалфей и шафран

Развернула седой сарафан

Ах зачем же тогда оглянулась она

И стоит как соленый болван

 

Значит, дождь - говоришь? Керосин - говоришь?

Ты как Ной нам вещаешь навзрыд:

На пороге плясать чтоб не падали с крыш

А ковчег в огороде зарыт

 

Поднесите пророку смокву и хурму

Лопухов принесите ослу

Ну-ка разом, друзья! Да всем хором ему!

Как вчера молодому послу

 

И кудахтали: Ах ты вот так таки-так

И сказал бы: "А я за юнцом

Хоть в пучину, в пустыню, в пещеру, в кабак!"

Что за прелесть с веселым концом...

 

А луна над пустыней одна солона

В серебре головы котлован

Но зачем же туда обернулась она

И застыла: соленый болван!

 

... Хлопотливых чудес чтоб с дружком в лопухи

Про бензиновый дождик плести

Десять рыбок? - Пойди поуди из ухи

Целый город и нет десяти!

 

Ну, подругу по кругу да круг по домам!

Встали в сумерках - ляжем чуть свет

Попугай же бензином асфальтовых дам

Поливай керосином проспект!

 

Холодна над пустыней ее голова

И горька словно дым седина

Солоней чем Соленое Море глаза

Ах зачем ты глядела туда

 

Над смолой серебра и над серой луны

В нефть одетая ночь-бедуин

От пожара взошла головою жены

И глотнула очами бензин

 

Солона и горька, холодна и нема

Над пустыней сверкает одна

В небе камень-луна как ее голова

Словно камень сверкает она

 

 

Роза и адмирал

 

 

Пусть вянет Роза, блекнет дивный куст

Пусть лист кружит и вихрь его уносит

Мы все в долгу, всех тянет книзу груз

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.