Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и роль труда в развитии общества





А.В. Евченко

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ

И ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

 

Учебное пособие

по дисциплине «Организация, нормирование

и оплата труда на предприятиях»

 

 

Курск 2005


УДК 331.101

ББК 65.9(2)245

Е 278

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой экономических дисциплин Российского

государственного торгово-экономического университета,

доктор экономических наук, профессор В.Н. Беседина

Заведующий кафедрой экономики Курского государственного

университета, кандидат экономических наук, доцент В.А. Криулин

 

Евченко, А.В.Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях [Текст]: учебное пособие / А.В. Евченко; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2005. 196 с.: ил. 7, табл. 15. Библиогр.: с. 194-195.

ISBN 5-7681-0242-6

 

Учебное пособие подготовлено на кафедре «Экономика и менеджмент» Курского государственного технического университета и предназначено для студентов 3-го курса специальностей 061100 «Менеджмент организации» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» при изучении дисциплины «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях».



В работе рассмотрены основные положения экономики и социологии труда на предприятии, охватывающие вопросы о социально-экономи-ческой роли труда, показателях его результативности, научной организации труда, мотивации, оплате и стимулировании труда, управлении трудом в условиях перехода к рыночным отношениям. Эти вопросы объединены единой проблемой - повышением качества трудового потенциала организации (предприятия), выявлением и реализацией экономических и социальных резервов повышения эффективности его использования.

 

 

ISBN 5-7681-0242-6 © Курский государственный

технический университет, 2005

© Евченко А.В., 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

список СОКРАЩЕНИй И ОБОЗНАЧЕНИй.. 4

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА.. 9

1.1. Сущность и роль труда в развитии общества. 9

1.2. Человек труда на предприятии. 14

1.3. Измерение производительности и эффективности труда. 27

1.4. Факторы и резервы роста производительности труда. 38

1.5. Системный анализ производительности труда. 48

Тренировочное задание. 60



Тестовое задание. 63

Выводы по разделу. 65

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 67

2.1. Сущность и содержание организации труда. 67

2.2. Принципы и формы организации труда. 76

2.3. Нормирование труда на предприятии. 88

2.4. Условия труда, их оценка. 105

2.5. Моделирование оценочных трудовых показателей. 112

Тренировочное задание. 119

Тестовое задание. 121

Выводы по разделу. 123

3. ОПЛАТА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ.. 125

3.1. Сущность и роль заработной платы.. 125

3.2. Формы и системы, структура заработной платы.. 135

3.3. Доплаты, надбавки и премии. 146

3.4. Расходы на оплату труда работников. 158

3.5. Система социальных гарантий в сфере труда. 165

Тренировочное задание. 172

Тестовое задание. 174

Выводы по разделу. 176

ВЫВОДЫ.. 179

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ. 183

КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. 187

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 194


Список СОКРАЩЕНИй И ОБОЗНАЧЕНИй

АСУП – автоматизированная система управления производством

ЕТС – Единая тарифная сетка

ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

ИТР – инженерно-технические работники

КСД – Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

КТЖ – качество трудовой жизни (работников предприятия)

КТУ – коэффициент трудового участия (членов коллектива)

КТЭ – коэффициент трудового вклада (работников коллектива)

МОП – младший обслуживающий персонал

МОТ – Международная организация труда (при ООН)

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторс-кие работы

НОТ – научная организация труда

ОПС – организационно-производственная система (предприятия)



ОТИЗ – отдел труда и заработной платы (на предприятии)

УСР – уровень социального развития (региона или предприятия)

ЭАН – экономически активное население


ВВЕДЕНИЕ

Новая парадигма науки и практики управления актуализирует роль человеческого капитала в выявлении и реализации экономических и социальных резервов повышения эффективности работы современной организации (предприятия). В системе наук о труде существуют относительно самостоятельные, но взаимосвязанные дисциплины - экономика труда и социология труда. Объектом изучения этих дисциплин служит труд - целенаправленная, сознательная деятельность людей по производству материальных и духовных благ. Различаются эти науки предметом исследования, то есть тем, какую сторону объекта они изучают.

Предметом экономики труда служат экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и условия их эффективности, экономические отношения людей, возникающие по поводу использования труда как в масштабе страны, так и на предприятиях. В проблематику этой дисциплины входят вопросы ресурсов для труда, рынка труда и занятости населения, оценки эффективности трудовой деятельности, организации, нормирования, оплаты и стимулирования труда, его планирования и анализа.

Предметом социологии труда являются социальные отношения и процессы в сфере труда. Социальные трудовые отношения возникают между работниками и их социальными группами в силу сходства или различия их социального положения, интересов и трудового поведения. Социальные процессы в сфере труда - это процессы, происходящие внутри социальных групп и среди отдельных работников, в результате чего формируются и(или) изменяются их состояние и социальное положение.

В практической жизни проблемы экономики и социологии труда органически взаимосвязаны. Так, вопросы оплаты труда, условий труда имеют ярко выраженные экономические и социальные аспекты, при организации и нормировании труда на научной основе необходимо опираться как на экономические, так и на социальные критерии и т.д. Это вызвало необходимость включения в цикл подготовки специалистов экономико-управленческого профиля дисциплины "Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях", которая является одной из важнейших дисциплин, формирующих их профессиональные знания, умения и навыки. Данный курс является основой управления человеческими ресурсами (human resource management).

Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования 2000 года по специальностям 061100 "Менеджмент организации" и 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)".

Дисциплина "Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях" имеет своими целями формирование знаний, умений и навыков по организации рабочих мест, расчету норм труда и проектированию систем заработной платы, принципам и методам оптимизации численности работающих, управлению социально-трудовыми отношениями на предприятиях и в обществе.

Задачами дисциплины являются:

* обеспечение комплексного подхода к экономическим, техническим, психофизиологическим и социальным проблемам труда;

* эффективное использование трудового потенциала организаций (предприятий) и общества;

* согласование интересов различных социальных групп в сфере трудовых отношений.

В результате изучения дисциплины "Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях" студент (менеджер или экономист-менеджер) должен:

* знать теоретические основы анализа потребностей и потенциала человека, эффективности труда, систем его мотивации, социально-трудовых отношений, организации, нормирования и оплаты труда, принципы и методы оптимизации трудовых процессов;

* уметь проектировать трудовые процессы, нормы труда, системы его оплаты, социально-трудовые отношения с учетом комплекса технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов;

* иметь навыки анализа трудовых процессов, затрат рабочего времени, факторов роста производительности труда и расчета численности персонала.

"Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях" как обязательная дисциплина в системе подготовки специалистов экономико-управленческого профиля связана со следующими дисциплинами учебного плана: "Экономическая теория", "Социология", "Менеджмент", "Статистика", "Экономика предприятия", "Планирование на предприятии", "Организация производства на предприятиях машиностроения", "Управление персоналом".

Учебный процесс контролируется с использованием тестов и тренировочных заданий, что способствует закреплению теоретических знаний и развитию практических навыков по системному исследованию проблем управления трудовыми процессами на уровне организации (предприятия) и общества.

В соответствии с рабочим учебным планом по специальности 061100 "Менеджмент организации" для выполнения программы необходимо в учебном плане предусмотреть не менее 100 часов, при этом объем аудиторного времени должен составлять около 50 часов.

Программа дисциплины

 

Наименование разделов и тем (подразделов) занятий Количество часов
Раздел 1. Социально-экономическая эффективность труда
1.1. Сущность и роль труда в развитии общества
1.2. Человек труда на предприятии
1.3. Измерение производительности и эффективности труда
1.4. Факторы и резервы роста производительности труда
1.5. Системный анализ производительности труда
Раздел 2. Организация и нормирование труда на предприятии
2.1. Сущность и содержание организации труда
2.2. Принципы и формы организации труда
2.3. Нормирование труда на предприятии
2.4. Условия труда, их оценка
2.5. Моделирование оценочных трудовых показателей
Раздел 3. Оплата и стимулирование труда работников
3.1. Сущность и роль заработной платы
3.2. Формы и системы, структура заработной платы
3.3. Доплаты, надбавки и премии
3.4. Расходы на оплату труда работников
3.5. Система социальных гарантий в сфере труда
ИТОГО ЧАСОВ

Весь учебный курс состоит из трех взаимосвязанных разделов в соответствии с учебным планом. В первом разделе рассмотрены положения о роли труда, его компонентах, формах проявления и значении в развитии человека и общества, а также раскрыто содержание деятельности человека труда на предприятии. Изложены современные проблемы эффективности труда, при этом особое внимание уделено производительности труда, методам ее измерения, факторам и резервам роста. Раскрыты последовательность и содержание этапов системного анализа проблемы повышения производительности труда.

Второй раздел посвящен установлению сущности и содержания организации труда на предприятии, ее места в системе организации производства. Приведена классификация элементов и форм организации труда, научные принципы ее построения. Раскрыты положения о нормировании и условиях труда на предприятиях, а также практические аспекты экономико-математического моделирования оценочных трудовых показателей.

В завершающем - третьем - разделе раскрыты проблемы организации, установления и регулирования заработной платы, стимулирования работников за результаты труда. Классифицированы формы и системы, структура заработной платы, состав расходов на оплату труда. Рассмотрен блок вопросов, связанных с социальными гарантиями в сфере труда.

Ожидается, что учебное пособие поможет студентам ознакомиться с наиболее важными явлениями в социально-трудовой сфере, понять те изменения, которые происходят в управлении эффективностью труда и качеством трудовой жизни, ускорит практическое ознакомление с методами организации и нормирования трудовых процессов, регулирования заработной платы.

Изучение курса "Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях" завершается экзаменом.


1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА

Сущность и роль труда в развитии общества

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд является основой и непременным условием жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда, или трудовой процесс, предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии, организации труда, а также самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств:

* Предметы труда - это все то, на что направлена трудовая деятельность работника, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей. Предметом труда может быть или вещество природы, или предмет, уже претерпевший воздействие труда, или объект оказания услуг.

*Средства труда - это все то, при помощи чего работник воздействует на предметы труда и что создает ему необходимые условия для труда. К средствам труда относятся: орудия труда (инструменты, станки, машины, механизмы, аппараты и другое технологическое оборудование); здания и помещения, в которых осуществляется процесс труда; сооружения, необходимые для обеспечения труда (дороги, мосты, эстакады, емкости и пр.). Последние две группы создают условия для эффективного использования орудий труда.

*Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

*Технология деятельности - это способ воздействия на предметы труда. Целенаправленность деятельности предполагает наличие знаний и(или) умений для выполнения той или иной работы. Содержание технологии деятельности составляет строгое, последовательное выполнение действий, совокупность методов воздействия на предмет труда для изменения или придания ему новых свойств, формы, взаимного расположения частей, местоположения в пространстве.

*Организация труда - определенный порядок построения и осуществления трудового процесса, который складывается из системы взаимодействия работника со средствами производства и производственного взаимодействия людей друг с другом в трудовом процессе.

*Системообразующим элементом трудового процесса является сам труд как процесс осмысленного воздействия человека на предметы труда с использованием необходимых средств, технологии и организации для придания им свойств, удовлетворяющих те или иные потребности.

В результате завершения трудового процесса образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами проявления труда выступают:

*Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния, как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

*Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, их квалификационному уровню.

*Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую и организационно-социальную стороны трудовой деятельности. Они зависит от разделения и кооперации труда, от форм организации труда (индивидуальной или коллективной), от численности работников, от организационно-правовой формы предприятия.

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин. Наряду с экономикой труда и социологией труда к ним относятся: медицина труда (в том числе психология и физиология труда), гигиена труда, эргономика, менеджмент персонала, статистика труда, трудовое право и ряд других.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей. По мере развития производства, увеличения объема и ассортимента товаров и услуг общество в целом и его граждане становятся богаче, возрастает материальное и культурное благосостояние населения страны. Такова общая направленность человеческой цивилизации.

Труд оказывает также непосредственное воздействие и на развитие самих работников, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. В известном смысле положение о том, что труд создал человека, является справедливым. Именно труд выделил человека из животного мира. Создавая и совершенствуя орудия труда, человек увеличивал свои способности противостоять силам природы, а следовательно, создавал условия не только для выживания, но и для собственного развития.

Производство постоянно ставило перед людьми задачи, разрешение которых способствовало его прогрессу. Творческий характер труда находил свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и более производительных орудий труда, новых видов материалов, энергии, продуктов и услуг. Иными словами, творческий труд обеспечивал и продолжает обеспечивать научный и технический прогресс во всех сферах деятельности человека. Это самый ценный вид труда!

В свою очередь, появление новых продуктов оказывало и продолжает оказывать влияние на возникновение новых потребностей. Так, например, изобретение телевизора, видеомагнитофона, а затем и персонального компьютера привело к появлению огромной потребности в них у самых различных слоев населения. Естественно, что до появления этих изделий такой потребности просто не могло быть.

Таким образом, в результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, которое представляет собой исторически и социально-экономически обусловленный процесс непрерывного возобновления поколений людей. Этот процесс связан, во-первых, с рождением людей; во-вторых, с ежедневным восстановлением жизненных сил людей путем удовлетворения их естественных потребностей в пище, одежде, жилище и пр.; в-третьих, с получением людьми образования, приобретением специальности и определенной трудовой квалификации.

Научно-технический прогресс одним из своих следствий имеет рост производительности труда, а следовательно, и рост его эффективности.

В каждом новом периоде трудовой процесс возобновляется в новом качестве: в него вступает все большее количество людей, они лучше подготовлены и оснащены более совершенной техникой, технологией и организацией производства. Труд продолжает оказывать свое воздействие на людей и общество по той же схеме, но уже на новом уровне (рис. 1).

Следует, однако, иметь в виду, что реальный процесс воздействия труда на людей и общество подвергается сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений, различных коллизий. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Происходят войны, государственные перевороты, экономические и политические кризисы, межэтнические конфликты и столкновения, природные катаклизмы - землетрясения, наводнения, засухи и пр., которые в состоянии грубо нарушить закономерный процесс развития общества.

 

 

Рис. 1. Роль труда в развитии человека и общества

 

Тем не менее общая тенденция в развитии человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

В современных условиях труд характеризуется следующими особенностями:

* возрастанием интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

* увеличением доли овеществленной части трудовых затрат. Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда (машинами, оборудованием, механизмами и др.), обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;

* возрастанием значения социального аспекта процесса труда. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или уровня механизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стимулы труда и играет важную роль в жизни человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.