Сделай Сам Свою Работу на 5

Имущество, составляющее неделимый фонд кооператива, не включается в паи членов кооператива. 5 глава






Глава 3

Доходы и расходы
торговой организации

3.1. Нормативная трактовка
категорий доходов и расходов
коммерческих организаций

Доходы и расходы являются важнейшими факторами определяющими конечные финансовые результаты предпринимательской деятельности. Они представляют собой базовые категории бухгалтерского учета, основные элементы финансовой отчетности. Поэтому важное значение имеет нормативно установленная трактовка этих категорий, которая содержится в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), действующих в отношении коммерческих организаций и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Доходы и расходы в рыночной трактовке квалифицируются через определение капитала организации. В п. 2 ПБУ «Доходы организаций» дается определение, напрямую заимствованное из раздела «Принципы» сборника «Международные стандарты финансовой отчетности» (МСФО): доходами организациипризнается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением увеличения вкладов по решению участников (собственников имущества).



Перечень поступлений от других юридических и физических лиц, не признаваемых доходами, приведен в п. 3 ПБУ:

· суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иные аналогичные обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет;

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

· в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

· авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

· задатка;

· в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

· в погашение кредита, займа, предоставленного ранее заемщику.

Общим для этих поступлений является то, что они не приводят к увеличению капитала данной организации.

Доходы организации подразделяются на две группы: доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.



1. Под доходами от обычных видов деятельностипонимается выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

Согласно Положению помимо выручки от продаж и выручки от выполнения работ и оказания услуг выручкой также признаются поступления в организации, предмет деятельности которых состоит в извлечении выгоды от правообладания активами:

· предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;

· предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.

Если доходы, извлекаемые из правообладания активами, не являются результатом предмета деятельности организации, то они не расцениваются как выручка, а признаются операционными доходами.

Согласно Положению организация сама принимает решение относительно того, обусловлены доходы предметом деятельности или нет и квалифицировать ли их в качестве выручки или операционных доходов.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является главным источником формирования доходов организации. Законодательно определены два метода отражения (учета) выручки от реализации продукции (работ, услуг):

1) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов — метод начислений,



2) по мере оплаты и поступления денег — кассовый метод.

Этим методы существенно различаются. При использовании метода начислений моментом реализации и, следовательно, образования выручки считается дата отгрузки. В основе данного метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы.

В российской практике до введения в действие главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организации» самым распространенным был второй метод — определение выручки по фактическому поступлению денег на счет организации, при котором моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счет предприятия.

Начиная с 1 января 2002 г. согласно ст. 273 НК РФ право на определение даты получения дохода по кассовому методу имеют те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Все другие налогоплательщики обязаны перейти на определение доходов по методу начисления.

2. Прочими доходами являются: операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.

Операционными доходами являются:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· поступления, связанные с участием в капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

· прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

· поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежными средствами, находящимися на счете организации в этом банке;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных организации убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

· курсовые разницы;

· сумма дооценки активов;

· прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

В Положении приводятся условия признания доходов. Выручка — доходы от обычной деятельности — признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

1) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное соответствующим образом;

2) сумма выручки может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

4) право собственности (владения, использования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

5) расходы, которые произведены или будут произведены с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из перечисленных условии, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Для признания в бухгалтерском учете выручки от правообладания активами должны быть соблюдены первые три условия.

В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) дается определение, полностью заимствованное из раздела «Принципы» сборника МСФО: расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами организации выбытие активов:

· в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, не­материальных активов и т.п.);

· вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

· в порядке предварительной оплаты материально-произ­водственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-произ­водственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в погашение кредита, займа, ранее полученных организацией.

Общим для всех перечисленных операций является то обстоятельство, что они не приводят к уменьшению капитала данной организации.

Расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на две группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

1. Под расходами по обычным видам деятельностипонимаются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Точно так же, как и в случае с доходами, в организациях, предметом деятельности которых является извлечение выгоды из правообладания активами, расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью, считаются расходами по обычным видам деятельности. Но когда это не является предметом деятельности организации, расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также с участием в уставных капиталах других организаций, относятся к операционным расходам.

Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на:

· связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

· возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров;

· управленческие и коммерческие.

При формировании расходов по обычным видам деятельности они группируются по элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· амортизация;

· прочие расходы.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат организации устанавливают самостоятельно.

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) установлены в отдельных нормативных актах и методических рекомендациях по бухгалтерскому учету.

2. Прочими расходами являются:

· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

· проценты, уплаченные организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

· отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обеспечение вложений в ценные бумаги и др.)

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· возмещение причиненных организацией убытков;

· убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

· курсовые разницы;

· суммы уценки активов;

· перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью;

· прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

В Положении сформированы следующие условия признания расходов в бухгалтерском учете:

1) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

2) сумма расходов может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала активы либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

3.2. Доходы торговой организации

В торговле, как и в любой другой сфере предпринимательства, исходной основой коммерческого расчета являются доходы от хозяйственно-финансовой деятельности. Они служат финансовой базой для возмещения всех текущих затрат (издержек обращения) торговой организации, выполнения ее финансовых обязательств перед государством (налоговых платежей) и формирования чистой прибыли, которая используется для развития материально-технической базы, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социального развития трудового коллектива, выплат дивидендов владельцам имущества, дополнительного материального стимулирования персонала.

Общая сумма доходов торговой организации складывается из доходов от реализации товаров (доходов от торговой деятельности) и прочих доходов, (операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов).

Основным видом доходов торговой организации при нормальных условиях ее работы являются доходы от реализации товаров. Источником их формирования является торговая надбавка (в оптовой торговле — оптовая надбавка), выступающая как разница между ценой продажи и ценой закупки реализуемых товаров.

Доходы от реализации товаров характеризуются следующими показателями:

1) суммой доходов, которая определяется как разница между товарооборотом по свободным рыночным (розничным, оптовым) ценам и товарооборотом по ценам закупки товаров; сумма доходов от реализации товаров зависит от объема реализации товаров, уровня цен закупки товаров у поставщиков и уровня цен реализации товаров покупателям;

2) уровнем доходов от реализации товаров, определяемым по формуле

,

где — уровень доходов от реализации товаров, %; — общая сумма доходов от реализации товаров в определенном периоде; Р — общий объем реализации товаров в этом же периоде;

3) средним уровнем торговой надбавки, определяемым по формуле:

где — средний уровень торговой надбавки, %.

В сфере торговли функционируют два звена: оптовое и розничное. Организации оптовой торговли и другие торгово-посреднические организации (оптовые посредники) осуществляют продажу товаров по свободным оптовым ценам, которые они устанавливают сами в соответствии с ценой закупки (свободной отпускной ценой предприятия-изготовителя или ценой другого поставщика) и оптовой надбавкой, предназначенной для возмещения издержек обращения и получения прибыли. Организации розничной торговли при реализации товаров населению самостоятельно определяют свободные розничные цены, исходя из цены закупки и торговой надбавки.

Следовательно, основная часть цены формируется производителем или другим поставщиком, а предметом ценовой политики торговой организации выступают торговая надбавка и определение свободной цены реализации (исходя из цены закупки и самостоятельно устанавливаемого размера торговой надбавки).

В отличие от предприятий — производителей товаров торговые организации в подавляющем большинстве случаев формируют свою ценовую политику и устанавливают размеры торговых надбавок не по конкретным видам товаров, а по определенной ассортиментной совокупности.

Общие подходы к формированию ценовой политики коммерческих организаций, в том числе торговых, рассматриваются во многих учебниках и монографиях по маркетингу, ценообразованию и менеджменту.

Представляют интерес основные принципы и этапы формирования ценовой политики торгового предприятия, изложенные А.И. Бланком в его фундаментальном учебнике «Торговый менеджмент»[2]. К основным принципам автор относит:

· обеспечение увязки ценовой политики предприятия с общей стратегией торгового менеджмента и приоритетными целями развития товарооборота (по отношению к целям развития товарооборота цели формирования ценовой политики носят подчиненный характер);

· увязку ценовой политики предприятия с конъюнктурой потребительского рынка и особенностями избранной рыночной ниши;

· увязку ценовой политики предприятия с его товарной специализацией, местом размещения на территории населенного пункта и другими параметрами;

· комплексный подход к установлению уровня торговой надбавки на товары в сочетании с уровнем торгового обслуживания населения;

· осуществление активной ценовой политики на рынке (самостоятельность подходов к установлению розничных цен и торговых надбавок, а не следование в «фарватере» в этом вопросе за отдельными хозяйствующими субъектами потребительского рынка);

· обеспечение высокого динамизма ценовой политики (быстрое реагирование разработанной ценовой политики на изменение внутренних условий работы торгового предприятия и факторов внешней среды).

С учетом указанных принципов процесс формирования ценовой политики на конкретном торговом предприятии охватывает следующие этапы.

1.Выбор определяющих целей формирования ценовой политики исходя из трех принципиальных целевых ориентиров:

· ориентира на покупателя;

· ориентира на текущие затраты;

· ориентира на прибыль.

2.Оценка сложившегося уровня торговой надбавки (определение того минимального ее уровня, ниже которого она не может быть установлена исходя из требования самоокупаемости процесса продажи товаров).

3.Оценка потребительского рынка (изучение возможности дифференциации уровня цен, а соответственно и уровня торговой надбавки, с учетом покупательских предпочтений отдельных категорий обслуживаемого населения).

4.Дифференциация целей ценовой политики по товарным группам с учетом возможностей рынка и уровня текущих затрат предприятия (дифференциация производится по следующим классификационным признакам:

· по роли товаров в удовлетворении потребностей (товары повседневного спроса, товары периодического спроса, товары эпизодического спроса);

· по уровню качества товаров (высокое, среднее, низкое) и уровню торгового обслуживания (высокий, средний, минимально допустимый);

· по стадии жизненного цикла товаров (на разных стадиях — внедрения на рынок, экспансии, насыщения рынка, упадка — могут использоваться разные целевые ориентиры ценовой политики).

5.Выбор модели расчета уровня торговой надбавки в зависимости от конкретного целевого ориентира ценовой политики по группе (подгруппе, виду) товаров:

· при ориентире ценовой политики на покупателя базовым элементом расчета уровня торговой принимается уровень цены товара, приемлемый для соответствующих категорий покупателей, а модель расчета имеет следующий вид:

,

где — уровень торговой надбавки к цене закупки товара, в %; — уровень цены реализации товара, приемлемый для конкретной категории покупателей; — цена закупки единицы товара у поставщика.

· при ориентире ценовой политики на текущие затраты базовым элементом расчета уровня торговой надбавки принимается сумма издержек обращения, приходящиеся на единицу реализуемого товара, а модель расчета такова:

,

где ИО — средняя сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу реализуемого товара; П — расчетная сумма прибыли, приходящаяся на единицу реализуемого товара.

· при ориентире ценовой политики на прибыль базовым элементом расчета уровня торговой надбавки принимается расчетная сумма заранее обусловленного размера прибыли (целевой прибыли), приходящаяся на единицу реализуемого товара. Модель расчета имеет такой вид:

,

где ЦП — расчетная сумма прибыли, приходящаяся на единицу реализуемого товара; ИО — средняя сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу реализуемого товара.

6.Формирование конкретного уровня торговой надбавки на товары (исходя из цены закупки единицы товара и в соответствии с избранной моделью расчета уровня торговой надбавки).

7.Формирование механизма своевременной корректировки уровня торговой надбавки (такая корректировка может носить характер запланированных или незапланированных отклонений от расчетного уровня торговой надбавки в сторону его уменьшения или увеличения).

Торговые надбавки (доход от реализации товаров) используются для возмещения издержек обращения и образования прибыли. Тем самым торговые организации обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (развития материально-технической базы, пополнения собственных оборотных средств, социального развития).

Начиная с 1992 г. цены в нашей стране (с некоторыми минимальными ограничениями) определяются свободно на основе конкуренции. По небольшому числу социально значимых товаров органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки товаров у других поставщиков. В этом случае торговые организации при определении торговых надбавок руководствуются постановлениями органов исполнительной власти. По всем другим товарам (кроме тех, по которым предусмотрено государственное регулирование цен), торговые организации определяют цены реализации самостоятельно. Эта задача сводится по существу к определению размера торговой надбавки.

Торговые организации могут использовать два подхода к расчету торговых надбавок: затратный и рыночный.

Затратный подход используется торговыми организациями по товарам, на потребительском рынке которых конкуренция слабая или отсутствует. При этом методе уровень торговой надбавки в процентах к товарообороту определяется путем суммирования уровня издержек обращения и рентабельности торговли (прибыль от реализации товаров в процентах к товарообороту).

Рыночный подход применяется в условиях развитой конкуренции на товарных рынках. Сущность заключается в том, что цена товаров определяется рынком. При заключении договоров на закупку товаров торговая организация знает рыночную цену, и ее задача заключается в покупке товаров по более низким ценам, с тем чтобы доход от реализации товаров был достаточным для возмещения издержек обращения и образования прибыли. Величина торговой надбавки определяется как разница между рыночной ценой и ценой закупки товара. Торговые организации оценивают свои возможности по безубыточной работе и с целью увеличения прибыли обеспечивают рост объема продаж, ускорение оборачиваемости товаров, используют другие факторы интенсификации торговой деятельности.

Доходы являются одним из результатов хозяйственной деятельности торговой организации. От их размера зависит конечный финансовый результат — прибыль или убыток, поэтому показатели доходов должны постоянно отслеживаться, изучаться, оцениваться. Для этого проводят их анализ: фактические данные за анализируемый период сравниваются с плановыми показателями и данными за соответствующий предшествующий период. Важно также сопоставить динамику показателей доходов торговой организации с аналогичными показателями конкурентов и средними показателями по отрасли в данном регионе.

Динамика суммы и уровня доходов от торговой деятельности сравнивается с динамикой объема товарооборота, что позволяет выяснить, как соотносятся темпы изменения этих показателей.

В ходе анализа доходов от реализации товаров и услуг рассматриваются сложившиеся уровни торговых надбавок по основным товарным группам и выясняются причины их изменений.

Анализируя факторы, повлиявшие на изменение суммы и уровня доходов, основное внимание уделяется изменению объема и структуры товарооборота, среднего уровня торговой надбавки.

Результаты анализа позволяют выявить основные тенденции формирования доходов торговой организации, которые учитываются при планировании ее доходов на предстоящий период.

Основными исходными предпосылками планирования доходов являются: план реализации и план закупки товаров; целевая сумма прибыли, обеспечивающая условия эффективного развития торговой организации в плановом периоде; ценовая политика организации.

Для расчета плановой суммы доходов от реализации товаров, используются следующие методы:

· опытно-статистический;

· на основе целевой суммы прибыли;

· путем прямого счета.

1. Опытно-статистический метод. Он достатоно прост, потому широко применяется на практике. В то же время этот метод предполагает грамотное проведение экономического анализа доходов и умение предвидеть возможные изменения (увеличение или снижение) уровня доходов в плановом периоде.

2. Метод расчета на основе целевой суммы прибыли. Базовым показателем расчета плановой суммы доходов при использовании этого метода является средний уровень доходов от реализации товаров в процентах к товарообороту.

В целях обоснования среднего уровня доходов от торговой деятельности в процентах к товарообороту на плановый период учитывают величину этого показателя за предплановый период (или за несколько предплановых периодов) и корректируют его с учетом предстоящих изменений структуры товарооборота, уровней торговых надбавок и других факторов, влияющих на уровень доходов от торговой деятельности.

После определения среднего уровня доходов от торговой деятельности в процентах к товарообороту в плановом периоде устанавливается их плановая сумма по следующей формуле:

,

где — объем реализации товаров в плановом периоде.

Плановую сумму доходов от торговой деятельности можно рассчитать и по-другому, исходя из среднего уровня торговой надбавки в плановом периоде. Он определяется на основе сложившегося среднего уровня торговой надбавки в предплановом периоде, скорректированного с учетом разработанной ценовой политики на предстоящий период. После определения среднего уровня торговой надбавки в плановом периоде (Утн) рассчитывается плановая сумма доходов от торговой деятельности (Дт) по следующей формуле:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.