Сделай Сам Свою Работу на 5

Имущество, составляющее неделимый фонд кооператива, не включается в паи членов кооператива. 3 глава





Сферу финансовых отношений организации образуют денежные отношения, возникающие между организацией и следующими субъектами:

· ее учредителями;

· ее деловыми партнерами;

· кредитными учреждениями;

· финансовыми органами;

· страховыми компаниями;

· ее работниками;

· ее подразделениями;

· объединениями, членом которых она является.

Материальной основой финансовых отношений является движение денежных средств, которое сопровождает формирование уставного капитала организации, кругооборот средств организации, формирование и использование денежных фондов различного назначения.

Финансы организаций (финансы микроуровня) являются основой финансовой системы государства. Государственные финансы (финансы макроуровня) опираются на финансовый потенциал хозяйствующих субъектов. В то же время финансы организаций являются объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных органов власти и управления.

Государство сегодня регулирует:

· состав затрат, относимых на себестоимость продукции (в торговле — на издержки обращения);

· размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции (издержки обращения) в целях исчисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительство, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);



· методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

· объекты и ставки налогообложения.

Значительная часть финансовых отношений организаций (предприятий) регламентируется гражданским законодательством. В частности, устанавливается величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для организаций различных организационно-правовых форм, порядок эмиссии корпоративных ценных бумаг, очередность списания средств с расчетного счета.

Определяя правила поведения на рынке, государство не вмешивается в повседневную деятельность коммерческих организаций. В условиях рыночной экономики они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами, осуществляют предпринимательскую деятельность на свой страх и риск.

Согласно рыночному законодательству практически отсутствуют ограничения на виды предпринимательской деятельности, ассортимент производимой и реализуемой продукции, процесс ценообразования и порядок использования прибыли. Исключение составляют те виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию. Порядок лицензирования установлен федеральным законом.



В рыночной экономике финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов обособлены от финансовых ресурсов государства. Основу функционирования финансов организаций образуют: предпринимательская деятельность, самофинансирование, рыночное ценообразование, рыночное законодательство.

Фундаментальную роль играет проблема собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Собственник вправе: отчуждать свое имущество в собственность другим лицам; передавать другим лицам права владения и пользования имуществом, оставаясь при этом собственником; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу — доверительному управляющему; распоряжаться имуществом иным способом.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на законных основаниях. При этом отношения субъекта, управляющего организацией, и собственника имущества регламентируются соответствующим договором, в котором определяются взаимные обязательства сторон, ограничения прав использования имущества, порядок и условия финансовых взаимоотношений, материальная ответственность сторон.



Собственник имущества не должен вмешиваться в деятельность организации после заключения договора с предпринимателем, за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом организации и законом. Все вопросы деятельности организации предприниматель решает самостоятельно, руководствуясь подписанным контрактом, уставом и другими учредительными документами, действующим законодательством. Для этого он наделяется широкими правами. В то же время на него возлагаются обязанности, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых служит основанием для досрочного расторжения контракта по инициативе собственника.

Рыночные отношения существенным образом повлияли на организацию финансовых отношений хозяйствующих субъектов. Сегодня они могут самостоятельно выбирать (определять) любую форму предпринимательства, а также виды деятельности с учетом лишь ограничений, предусмотренных гражданским законодательством.

Хозяйствующие субъекты самостоятельно разрабатывают бизнес-планы, определяют формы оплаты труда и после уплаты налогов распоряжаются остающимися в их распоряжении финансовыми ресурсами, выбирают более эффективные объекты инвестирования (вложений в оборотные и внеоборотные активы). Организации сами разрабатывают учетную политику, выбирают коммерческие банки для открытия счетов (расчетных, валютных и других). Любая организация может стать участником внешнеэкономической деятельности.

Организация финансов хозяйствующих субъектов в рыночных условиях строится на принципах хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, формирования финансовых резервов.

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что организация независимо от организационно-правовой формы самостоятельно определят хозяйственную деятельность, направления вложений денежных средств в целях получения прибыли. В условиях рыночных отношений государство не вмешивается в хозяйственно-финансовую деятельность организаций. Главный субъект принятия важнейших финансовых решений — собственник организации.

Однако хозяйственная самостоятельность не означает вседозволенность. Рынок предполагает строгий правовой порядок. Государство устанавливает правила предпринимательства, регламентирует взаимоотношения хозяйствующих субъектов с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами, определяет порядок ведения бухгалтерского учета, осуществления наличных и безналичных денежных расчетов.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на текущую хозяйственную деятельность и инвестиции за счет собственных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Обеспечение самофинансирования — непременное условие жизнеспособности организации. В условиях рыночных отношений убыточность недопустима, самоокупаемость недостаточна, требуется прибыльная работа.

Принцип материальной ответственности означает четкую систему ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Для занятия определенными видами деятельности требуется государственная лицензия, отсутствие которой наказывается штрафом. За нарушения договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства организации уплачивают штрафы, пени, неустойки. В случае неэффективной деятельности организация может быть признана в судебном порядке несостоятельной (банкротом). К руководителям и отдельным работникам организаций могут быть применены различные виды наказаний (штрафы, лишения премий, административные взыскания, вплоть до увольнений) за нарушения установленных законодательством правил работы организаций, трудовой и производственной дисциплины.

Принцип заинтересованности в результатах деятельности определяется основной целью предпринимательской деятельности — получением прибыли. В результатах деятельности организации должны быть заинтересованы в равной степени сама организация, ее работники и государство. Для организации данный принцип может быть реализован путем проведения государством оптимальной налоговой политики и соблюдения экономически обоснованных пропорций в распределении прибыли между организацией и государством. Для работников должна быть обеспечена достойная оплата труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет и других стимулирующих выплат, а также выплат процентов по облигациям и дивидендов по акциям организации, приобретенным ее работниками. Интересы государства обеспечиваются рентабельной работой организации, уплатой всех налогов и обязательных взносов.

Принцип формирования финансовых резервов связан с рисковым характером предпринимательской деятельности вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия многочисленных рисков ложатся непосредственно на хозяйствующие субъекты. Финансовые резервы создаются за счет чистой прибыли организации.

Рынок живет по закону: выживает сильнейший. А сильнейшим на рынке является такой хозяйствующий субъект, у которого хорошее финансовое состояние и который способен победить конкурента в борьбе за потребителя. Достижение хорошего финансового состояния и конкурентоспособности требует умелого управления организацией, особенно ее финансами, так как любой вид предпринимательской деятельности начинается с вложения денег, протекает через движение денег и заканчивается результатами, имеющими денежную оценку.

Конкретные особенности финансов коммерческих организаций определяются отраслевой принадлежностью и организационно-правовой формой их предпринимательской деятельности.

Для торговли характерен быстрый оборот средств, выручка (в розничном звене) поступает в налично-денежной форме. В структуре основных средств велика доля арендованных помещений и оборудования, поэтому особое внимание финансистов должно быть обращено на правильность заключения договоров аренды, затраты на которую составляют значительную часть издержек обращения. В оборотных средствах до 90% приходится на товарные запасы. Имеются особенности в формировании доходов и прибыли торговых организаций, которая определяется как разность между реализованными торговыми надбавками и издержками обращения.

В настоящее время финансы большинства хозяйствующих субъектов разлажены. Это проявляется: во-первых, в остром недостатке денежных средств как для основной деятельности, так и, особенно, для инвестиций; во-вторых, в невозможности в достаточной мере пользоваться банковским кредитом из-за его дороговизны; в-третьих, в хронических неплатежах предприятий друг другу, что еще более усугубляет дефицит денежных средств у предприятий и осложняет их проблемы.

Для нормальной предпринимательской деятельности необходимы экономические условия, создаваемые государством для хозяйствующих субъектов:

· совершенствование налоговой системы в направлении повышения заинтересованности предприятий в росте объемов деятельности и повышении ее эффективности;

· реформирование кредитной системы с таким расчетом, чтобы основным источником прибыли банков стали кредитные и другие их отношения с предприятиями, а главное, чтобы кредит стал доступным для предприятий с точки зрения его стоимости;

· принятие ряда новых и совершенствование действующих законодательных актов, обеспечивающих функционирование рыночных механизмов хозяйствования.

Одновременно требуется совершенствование финансовой работы на предприятиях, основными направлениями которой являются: финансовое планирование; оперативная финансовая работа; контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах предприятия, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности. В ходе финансового планирования:

· всесторонне оценивается финансовое состояние предприятия, выявляются резервы увеличения финансовых ресурсов и направления наиболее эффективного их использования;

· составляются прогнозные финансовые документы (прогноз движения денежных средств, прогноз баланса, прогноз отчета о прибылях и убытках);

· разрабатываются текущие финансовые и кредитные планы, планы капитальных вложений, кассовые планы.

Оперативная финансовая работа заключается в следующем:

· обеспечении в установленные сроки оплаты счетов поставщиков за товары, работы и услуги, выдачи заработной платы работникам, платежей в бюджет, возврата краткосрочных ссуд банков, выплат процентов по ним, выполнения других финансовых обязательств;

· оформлении кредитных договоров;

· составлении расчетно-платежных документов;

· ведении оперативного учета выручки от реализации продукции и других показателей финансового плана;

· составлении справочных материалов о финансовом состоянии предприятия, выполнении показателей финансового плана.

Контрольно-аналитическая работа во многом определяет финансовые результаты хозяйственной деятельности. Поэтому на предприятии необходим постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, особенно такого важнейшего показателя, как прибыль. Кроме того, необходимо внимательно следить за использованием по назначению собственного и заемного капитала, целевым использованием банковского кредита, за соблюдением расчетно-платежной дисциплины.

В каждой организации имеется своя финансовая служба, деятельность которой подчинена главной цели — обеспечению финансовой стабильности, созданию надежных предпосылок для экономического роста и получения прибыли. Конкретная структура финансовой службы зависит от организационно-правовой формы предприятия, его размеров, вида деятельности.

На малых предприятиях не существует глубокого разделения управленческих функций, и управление финансами осуществляет руководитель с помощью бухгалтера. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» руководители предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

На средних предприятиях финансовую работу осуществляет финансовый отдел, являющийся самостоятельным структурным подразделением, подчиненным руководителю предприятия. Финансовый отдел может быть совмещен с другим отделом или бухгалтерией (финансово-торговый, финансово-сбытовой, бухгалтерско-финансовый).

На крупных предприятиях для управления финансами создается самостоятельное подразделение в виде финансовой дирекции, состоящей из функциональных отделов (подразделений) и финансовых менеджеров. Эта служба подчинена вице-президенту (заместителю руководителя) предприятия по финансам.

Задача эффективного управления финансовыми ресурсами может успешно решаться в рамках финансового менеджмента, который представляет собой систему рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

С развитием рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности и полной хозяйственной самостоятельности, главной фигурой в управлении финансами на предприятиях все чаще становятся финансовые менеджеры — высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области финансов и бухгалтерского учета, кредита и денежного обращения, ценообразования и налогообложения.

В перечень должностных обязанностей финансового менеджера коммерческой организации входят:

· организация финансовой работы;

· разработка финансовых планов и контроль за их выполнением;

· осуществление оперативной финансовой работы;

· формирование финансовой документации;

· анализ финансового состояния и эффективности использования финансовых ресурсов.


Глава 2

Активы и капитал
торговой организации

2.1. Общие понятия активов
и капитала организации

Для осуществления хозяйственной деятельности каждая организация должна располагать определенным имуществом, все виды которого в совокупности называются ее активами.

По форме функционирования активы организации подразделяются на материальные, нематериальные и финансовые.

Активы материальные — группа активов, имеющих вещественную (материальную) форму. В эту группу входят: основные фонды; незавершенное строительство; оборудование, предназначенное к монтажу; производственные запасы сырья, материалов и других аналогичных ценностей; запасы готовой продукции и товаров для перепродажи и др.

Активы нематериальные — группа активов, не имеющих вещественной формы. К этой группе относятся исключительные права организации на объекты интеллектуальной собственности, а также приобретенные организацией права пользования земельными участками и отдельными природными ресурсами, программными продуктами, товарными знаками, патентами, торговыми марками и другими аналогичными видами ценностей. В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутации организации и организационные расходы.

Активы финансовые — группа активов, находящихся в форме наличных денежных средств и различных финансовых инструментов. К этой группе активов относятся денежные средства в национальной и иностранной валюте, дебиторская задолженность, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения организации.

По степени ликвидности различают активы ликвидные и неликвидные.

Активы ликвидные — группа активов, которые можно быстро превратить в денежную форму без ощутимых потерь текущей (балансовой) стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам. В группу ликвидных активов входят: денежные активы в различных формах; краткосрочные финансовые вложения; дебиторская задолженность (кроме безнадежной); запасы готовой продукции, предназначенной к реализации; товарные запасы.

Активы неликвидные — группа активов, которые могут быть превращены в денежную форму, но по истечении значительного времени и при этом возможна существенная потеря их балансовой стоимости. К этой группе активов относятся: основные средства; незавершенное строительство; оборудование, предназначенное к монтажу; нематериальные активы; долгосрочные финансовые вложения; безнадежная дебиторская задолженность.

В зависимости от характера участия в хозяйственном процессе и скорости оборота активы организации подразделяются на оборотные и внеоборотные.

Оборотные активы обеспечивают непрерывность процесса хозяйственной деятельности и полностью потребляются в течение одного производственного цикла.

В составе оборотных (текущих) активов организации выделяют: производственные запасы (в торговле — товарные запасы); затраты в незавершенном производстве (в торговле — в издержках обращения на остаток товаров); дебиторскую задолженность; денежные средства; краткосрочные финансовые вложения; расходы будущих периодов.

Внеоборотные активы участвуют в хозяйственной деятельности на протяжении длительного времени и по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость продукции (в торговле — на издержки обращения) частями. В составе внеоборотных (долгосрочных) активов выделяют: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности (имущество для передачи в лизинг; имущество предоставляемое по договору проката).

В бухгалтерском балансе активы отражаются как актив (в первом разделе — внеоборотные активы, во втором — оборотные).

Формирование активов организации осуществляется за счет инвестируемого в них капитала.

Капитал организации — это денежные средства, направленные на формирование ее активов (в оборотных активах — оборотный капитал, во внеоборотных активах — основной капитал). В бухгалтерском балансе организации капитал отражается как пассив. При этом в его составе выделяют собственный капитал и заемный капитал (в третьем разделе — собственный капитал, в четвертом и пятом разделах — соответственно долгосрочные и краткосрочные обязательства — заемный капитал).

Собственный капитал представляет собой финансовые средства организации, принадлежащие ей на правах собственности и используемые для формирования определенной части активов. Эта часть активов (сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала) называется чистыми активами организации.

Заемный капитал представляет собой финансовые ресурсы, привлекаемые организацией для формирования части активов с обязательством вернуть их заимодателю в обусловленные сроки. Заемный капитал приобретает форму финансовых обязательств организации. По ним выплачиваются проценты за пользование заемными финансовыми ресурсами.

Собственный и заемный капитал организации, инвестированный в оборотные и внеоборотные активы, функционирует во многих формах.

Собственный капитал функционирует в форме:

· уставного капитала (уставного фонда);

· добавочного капитала;

· резервного капитала (резервного фонда);

· целевых финансовых фондов;

· нераспределенной прибыли.

1. Уставный (складочный) капитал (уставный фонд, паевой фонд)основной первоначальный источник собственных средств организации. Его размер определен в уставе организации. Для отдельных организационно-правовых форм минимальный размер уставного капитала организации, как уже отмечалось в предыдущей главе, регулируется законодательством.

2. Добавочный капитал является по сути дополнением к уставному, но в отличие от него не подразделяется на доли, внесенные конкретными учредителями. Он есть общая собственность всех участников. Добавочный капитал составляют:

· прирост стоимости имущества в результате переоценки основных фондов и объектов капитального строительства;

· эмиссионный доход акционерного общества (превышения продажной цены акций над номинальной);

· безвозмездно полученные средства (денежные и материальные ценности) на производственные цели;

· ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений и пополнение оборотных средств.

Добавочный капитал используется на следующие цели:

· увеличение уставного капитала организации;

· погашение снижения стоимости основных фондов по результатам их переоценки;

· погашение стоимости имущества, передаваемого безвозмездно другим организациями и лицам;

· погашение убытков, выявленных по результатам работы организации за отчетный год.

3.Резервный капитал представляет собой денежный фонд организации для самострахования ее хозяйственной деятельности. Источником его формирования является прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль), а размер определяется законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации (как правило от 5 до 25% уставного капитала организации). Ежегодно в резервный фонд отчисляется не менее 5% чистой прибыли (до тех пор, пока он не достигнет установленного размера). Резервный фонд предназначен для покрытия убытков, а также погашения выпущенных организацией облигаций, выпуска собственных акций при отсутствии иных средств.

Действующее законодательство России допускает использование как фондовой, так и безфондовой системы формирования и расходования финансовых ресурсов коммерческих организаций.

4.Целевые финансовые фонды могут формироваться для предстоящего целевого расходования накопленных финансовых ресурсов. К ним относятся:

· амортизационный фонд;

· фонд производственного развития;

· фонд социальной сферы (социального развития);

· другие целевые фонды (например, в торговле — фонд уценки товаров).

5.Нераспределенная прибыль представляет собой разницу между суммой полученной прибыли и распределенной ее частью, включая использованную. По существу — это одна из форм резерва собственных финансовых ресурсов организации.

Заемный капитал организации может быть в форме долгосрочных и краткосрочных финансовых обязательств.

1.Долгосрочные финансовые обязательства — все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования более одного года, т.е. это долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил и не погашенные в установленный срок.

2.Краткосрочные финансовые обязательства включают все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года, т.е. это краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства, предусмотренные к погашению в предстоящем периоде и не погашенные в предусмотренные сроки, а также различные формы кредиторской задолженности организации (поставщикам и подрядчикам; векселя к уплате, авансы полученные; по расчетам с бюджетом, внебюджетными фондами, задолженность перед персоналом организации и др.).

В процессе развития организации возникает потребность в приросте используемого капитала, что обеспечивается формированием дополнительных финансовых ресурсов за счет различных источников.

Источниками увеличения собственных финансовых ресурсов являются:

· прибыль, амортизационные отчисления, дооценка основных средств и других материальных ценностей;

· увеличение уставного капитала путем дополнительных взносов собственников в уставный фонд или дополнительной эмиссии акций.

К источникам привлечения заемных средств относятся:

· финансовый кредит (банковский кредит, налоговый кредит, денежный кредит других субъектов предпринимательской деятельности);

· товарный (коммерческий) кредит (поставка товаров, сырья, материалов, других материальных ценностей на условиях отсрочки платежа);

· выпуск облигаций организации.

2.2. Основные фонды торговой организации

Материальные активы в форме средств труда, многократно участвующих в процессе коммерческой деятельности, составляют основные фонды (в стоимостном выражении — основные средства) торговой организации. К ним относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, контрольно-кассовые аппараты, весоизмерительные приборы, торговые автоматы и т.п.

В хозяйственной практике используются несколько видов денежной оценки основных фондов: по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость — сумма фактических затрат в действующих ценах на приобретение или создание основных фондов. По первоначальной стоимости основные фонды принимаются на баланс организации, и она остается неизменной в течение всего срока их полезного использования и пересматривается при переоценке основных фондов или уточняется при их модернизации, реконструкции, капитальном ремонте.

Восстановительная стоимость представляет собой денежную оценку воспроизводства основных фондов в современных условиях на момент переоценки, то есть сумму расчетных затрат на приобретение или создание новых объектов основных фондов, аналогичных переоцениваемым.

Остаточная стоимость — это разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и начисленным износом основных фондов, т.е. это денежное выражение их стоимости, не перенесенной на издержки обращения на определенную дату. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изношенности основных фондов, планировать их обновление и ремонт. По остаточной стоимости основные фонды отражаются в бухгалтерском балансе.

Переоценка основных фондов может проводиться экспертным и индексным методами. Определение восстановительной стоимости основных фондов экспертным методом (посредством пообъектной инвентаризации) практиковалось в Советском Союзе. Это — дорогое и трудоемкое мероприятие. В последние годы в Российской Федерации проведено несколько переоценок основных фондов индексным методом — путем умножения балансовой стоимости объекта на индекс цены, установленный Правительством для данной группы основных фондов.

С 1996 г. в России разрешена децентрализованная переоценка основных фондов с правом самостоятельного выбора метода переоценки. Результаты переоценки должны быть оформлены соответствующими документами и экспертными заключениями независимых оценочных организаций о рыночной стоимости переоцениваемых объектов.

Рыночная стоимость объекта определяется как цена, на которой в определенный момент времени должны сойтись покупатель и продавец путем переговоров на открытом и конкурентном рынке. Рыночная цена лежит в основе определения восстановительной стоимости основных фондов.

Движение основных фондов организации характеризуется следующими показателями:

1) коэффициентом выбытия основных фондов, который рассчитывается как отношение стоимости выбывших основных фондов за анализируемый период к стоимости основных фондов на начало периода;

2) коэффициентом обновления основных фондов, который рассчитывается как отношение стоимости вновь введенных основных фондов за анализируемый период к стоимости основных фондов на конец периода.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.