Сделай Сам Свою Работу на 5

Форматирование текста. Правила и приемы форматирования. Управление плотностью текста.





Форматирование текста представляет собой задание фрагмен­там документа различных атрибутов (или свойств), определяю­щих внешний вид текста в этих фрагментах.

Правила помогают делать компьютерную верстку однородной, более читаемой, легко и корректно форматируемой, и более доступной для поисковых систем, что повышает продажи.

  • Предложения следует начинать с большой буквы, а завершать точкой
  • Не следует писать слова ВСЕМИ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ

Большие буквы следует использовать в качестве первой буквы предложения, имени собственного, географического названия, а также большими буквами могут быть записаны аббревиатуры, например СССР или ДОСААФ. Во всех остальных случаях следует писать маленькими буквами.

  • После знаков препинания нужно добавлять пробел, перед - не нужно

Компьютеры часто не воспринимают знаки препинания как разрыв слова. Например, первый,второй воспринимается компьютером как одно слово и не разрывается для переноса на другую строку. Если составить длинный перечень слов через запятую, он может быть воспринять компьютером как одно слово и сделать страницу сайта слишком широкой. Поэтому всегда после знаков препинания ставьте пробел. Перед знаками препинания пробел не нужен. Достаточно только одного пробела, т.к. остальные игнорируются.



  • Между цифрами и словами нужно вставлять пробел

Компьютеру сложно понять, что 1984г - это 1984 год. Но даже человек не сразу сообразит что хотели сказать, когда написали xixв (XIX в.).

  • Римские цифры следует набирать латинскими буквами

В прошлом веке на заре цивилизации, еще до изобретения компьютеров, на пишущих машинках в Советском Союзе не было латинских букв, поэтому люди вынуждены были изобретать способы печати римских цифр. Сейчас компьютеры общедоступны и на клавиатурах есть латинские буквы, поэтому римские цифры можно и нужно писать так, как задумывалось - а именно латинскими буквами. В Древнем Риме, где были изобретены римские цифры, говорили на латинском языке и писали латинскими буквами.

  • Пробелы с кавычками и скобками

Перед открывающей кавычкой или скобкой и после закрывающей кавычки или скобки пробел нужен. После открывающей кавычки, скобки и перед закрывающей пробел не нужен. Иначе компьютер может оставить скобку или кавычку на одной строке, а слово перенести на следующую.



  • Скобки и дроби

На старых пишущих машинках не было скобок ( и ). В компьютерах они есть. Используйте их. Не используйте дробь / как заменитель скобки.
Если вам нужно написать что-то через дробь, используйте прямую дробь /, а не обратную \:

  • Апострофы и кавычки

Используйте апостроф ' или кавычки " там, где они требуются

  • Используйте перенос строки для разделения параграфов

Перенос строки (клавиша Enter на клавиатуре) нужно добавлять только в конце параграфа, а не в конце каждой строки. Компьютер считает перенос строки знаком завершения параграфа и форматирует его именно как параграф. Сравните правильно отформатированный текст (перевод строки в конце параграфа, сначала уменьшите, а затем увеличьте ширину окна браузера):

6.Создание и использование стилей оформления в программе верстки.

Прежде всего, обратимся к работе со стилями оформления. Без использования стилей профессиональная верстка немыслима – у нас будут уходить часы и дни на то, что делается за минуты.

Концепция использования стилейзаключается в том, что мы создаем некие правила оформления, которые будем использовать при работе. Как правило, это делается в тех случаях, когда мы неоднократно должны оформить текст или объекты определенным образом.

При оформлении заголовков, врезок, выделений принято придерживаться определенных правил и оформлять их одинаково (того требует правило единообразия верстки). В профессиональной работе соответственно типам заголовков, фреймов-врезок, выделений создаются правила оформления, которые и называются стилями: стили абзацев, объектов, символов. Таким образом, вместо того чтобы каждый раз выполнять оформление вручную, нам достаточно во время работы всего лишь указать правило оформления данного объекта или фрагмента текста.



Использование стилей не только ускоряет работу и позволяет сберечь силы для решения более важных задач верстки, но и позволяет дизайнеру быть уверенным в том, что все элементы, соответствующие единому стилю, будут оформлены абсолютно одинаково; в то время как при оформлении вручную легко ошибиться и оформить очередной объект или фрагмент текста не совсем правильно, так что он будет выпадать из общего оформления.

Созданием, управлением и использованием стилей символовзанимается палитра Character Styles(Стили символов) (рис. 17.1). В начале работы она пуста, в ней присутствует только строка [None](Нет стиля).

Начать работу с уже готовыми стилями мы можем, взяв за основу нового документа существующую публикацию или шаблон, в которых были созданы стили.

В случае же, когда мы начинаем работу «с чистого листа», нам предстоит самостоятельно создать стили оформления символов (и другие стили впоследствии).

Создавая новый стиль, мы можем заложить в него абсолютно все настройки, полностью определив внешний вид текста; либо мы можем указать в стиле только его особенности, создавая неполное описание. Создавая стиль для выделения курсивом и цветом одновременно, необязательно описывать используемый шрифт, размер кегля, настройки подчеркивания и т. д. Применяя к тексту неполное описание, мы будем изменять текст только в соответствии с описанием – текст будет становиться курсивным и изменять цвет, но крупный шрифт будет оставаться крупным, а мелкий мелким. Чуть позже мы увидим, как создавать неполное описание стиля.

Дочерний стиль по определению имеет неполное описание, иначе он не имеет смысла. Создавая дочерний стиль, мы описываем то, как он отличается от главного стиля. На примере, показанном на рис. 17.2, родительским стилем выбран стиль Normal. Следовательно, создавая стиль, мы описываем, как он отличается от родительского.

Изменяя родительский стиль, мы изменяем и все дочерние. Поменяв шрифт родительского стиля, мы тем самым изменим шрифт во всех дочерних стилях, где мы не указывали новый шрифт. Таким образом, создав десятки дочерних стилей, описывающих различные выделения, мы впоследствии можем изменить используемый ими шрифт всего несколькими щелчками кнопкой мыши, вместо того чтобы редактировать каждый из созданных шрифтов.

В тех случаях, когда какая-то настройка символов явно указана в дочернем стиле, это определение имеет преимущество. Создав дочерний стиль, который изменяет цвет текста на красный, мы можем сколько угодно менять цвет родительского стиля – это не повлияет на настройки дочернего, поскольку у него есть четкая инструкция – красить символы в красный цвет.

Дочерние стили, в свою очередь, могут выступать родительскими для других стилей. Можно строить почти бесконечные (насколько хватит терпения) цепочки из стилей, и в некоторых случаях это имеет смысл.

При построении цепочек стилей самый главный, базовый стиль, который ни на чем не основывается, принято создавать с полным описанием, чтобы ничего не оставлять на волю случая. Обычно таким базовым стилем служит описание обычного текста – наиболее употребительного стиля оформления книги, газеты или журнала. Остальные стили – заголовки, выделения – создаются дочер ними, и в них описываются только отличия от базового стиля.

Для унифицированного оформления объектов в Adobe InDesign мы можем использовать стили объектов. Применение стилей объектов позволяет быстро и одинаково оформлять текстовые фреймы (например, при создании врезок), фреймы с помещенными изображениями (для создания рамок вокруг иллюстраций), объекты Adobe InDesign и т. д.

Созданием, управлением и использованием стилей символов занимается палитра Paragraph Styles(Стили абзацев)

Существует несколько основных отличий стилей абзацев от символьных стилей. Вопервых, абзацные стили включают в себя все настройки символьных стилей, плюс добавляют новые настройки, имеющие смысл только для бульших объемов текста. Во-вторых, стили символов можно применить к одному или нескольким символам, а стили абзацев применяются к одному или нескольким абзацам: даже если вы выделите один символ, стиль будет назначен для всего абзаца. В-третьих, абзацные стили не бывают неполными, то есть в них всегда будут записаны все настройки во всех полях.

Как же в этом случае выглядит наследование свойств и дочерние стили? Если параметры какой-то настройки совпадают в родительском и дочернем стиле (то есть она не изменялась), эта настройка считается «неизмененной». В отличие от символьных стилей, она не будет пустой, а флажки не будут в состоянии «выбор не сделан» – то есть отображение будет менее наглядным, хотя суть остается прежней.

 

7. Правила оформления абзацев в публикации. Правила оформления заголовков. Основные правила верстки.

 

Первым шагом является выбор гарнитуры, которая будет использоваться в издании в качестве основной. Опять-таки, выбор этот может быть произвольным или же зависеть от традиций издательства.

Выбрав гарнитуру, то есть рассмотрев отдельные буквы и символы текста, дизайнер анализирует целые абзацы, устанавливая правила оформления обычных абзацев, заголовков, а также дополнительных элементов, например абзацных цитат.

Основными параметрами абзаца являются интерлиньяж, выключка строк, наличие абзацного отступа. При оформлении также могут быть использованы втяжки и отступы между абзацами.

Интерлиньяж(или межстрочное расстояние) – это расстояние, отделяющее одну строку от другой.

Выключка строк– это способ выравнивания всех строк абзаца. Выключка может быть по одной стороне, по центру или по формату.

В большинстве случаев при оформлении абзаца используют выключку по формату, что позволяет выровнять обе стороны абзаца. Длина строк уравнивается за счет незначительного увеличения межсловных и межбуквенных пробелов; этот процесс, трудоемкий в прошлом, теперь выполняется автоматически программами макетирования и верстки.

Последняя строка абзаца не растягивается по ширине, и в русской типографике ее принято оставлять выключенной по левой стороне. Программы верстки и макетирования, однако, предусматривают и другие варианты: с выключкой последней строки по центру и по правой стороне; это требуется при работе с восточными языками (где текст пишется и читается справа налево), а дизайнерами может использоваться как оригинальный оформительский прием .

В технических и оформительских целях используется полная выключка строк, при которой все строки, включая последнюю, растягиваются по ширине. Это неприемлемо для верстки обычного текста, но может использоваться для оформления заголовков (рис. 2.19). Впрочем, используется этот прием довольно редко, поскольку переносы в заголовке нежелательны и его строки должны быть примерно одинаковой длины, что встречается далеко не всегда.

Абзацный отступприменяется для того, чтобы визуально выделить начало абзаца и позволить читателю легко ориентироваться в тексте. Каждый абзац, как правило, начинает отдельную микротему произведения, и если начала абзацев хорошо видны на странице, то нужный фрагмент текста легко найти и меньше вероятность, что читатель не заметит смену абзацев. Однако добиться такого эффекта можно не только созданием абзацного отступа, как вы узнаете чуть позже, но и другими способами.

Считается, что не создавать абзацного отступа значит ухудшать читаемость текста. Хотя абзацы будут отделяться друг от друга за счет неполной последней строки предыдущего абзаца, читатель уже не сможет быстро, просто оглядев страницу, найти границы абзацев. Соответственно ему труднее будет найти нужный фрагмент текста.

Обратный абзацный отступ применяется, наоборот, в тех случаях, когда особо важно, чтобы читатель легко мог найти нужный ему абзац. Это актуально при создании библиографических списков в конце книги, алфавитных указателей и т. д. В таких случаях обратный абзацный отступ часто комбинируют с выделением ключевых слов в начале абзаца, например полужирным шрифтом.

Абзацный отступ никогда не применяется при оформлении стихов, заголовков и часто не применяется при оформлении больших цитат, когда они выносятся в отдельные абзацы и выделяются кеглем, другой гарнитурой или отступами.

Отступы между абзацами– это увеличенное межстрочное расстояние между последней строкой одного абзаца и первой строкой следующего абзаца. Таким образом тоже можно добиться того, чтобы абзацы были хорошо видны в тексте. Строго говоря, в этом случае абзацы различаются лучше, но ввод такого отступа сильно усложняет или даже полностью исключает возможность создания приводной верстки, о которой будет говориться в следующем разделе. Сравните использование абзацных отступов (рис. 2.21, слева) и отступов между абзацами (рис. 2.21, справа).

Дизайнер может использовать отступ между абзацами в сочетании с абзацным отступом или без него. Но, как правило, первым вариантом оформляют абзац ные цитаты и различные вставки в тексте (например, фрагменты стихотворений). В таких случаях абзацный отступ обычно не используется.

Не следует путать отступ между абзацами с отступом перед заголовком или отбивкой строк при создании «немого заголовка». Хотя в практике верстки эти эффекты часто создаются «технически» одинаковым образом, однако функции у них совершенно разные.

Втяжки– это создание дополнительных отступов слева и справа от абзаца, суже ние поля набора (то есть максимальной длины строки). Втяжки могут быть как двусторонними (рис. 2.22, справа), так и односторонними – текст может выделяться отступом только слева или справа (рис. 2.22, слева). Систему разнообразных втяжек могут использовать дизайнеры, имеющие дело с научными текстами, содержащими большое количество разнообразных цитат из разных источников.

Втяжка очень хорошо выделяет фрагмент текста, но этот эффект по понятным причинам не имеет смысла для больших фрагментов текста; с помощью втяжек оформляются только выделения размером один-два абзаца.

Правила верстки и типичные ошибки в оформлении

При верстке текста следует помнить, что существуют определенные требования к качеству работы дизайнера, макетировщика или верстальщика. Без выполнения этих требований не может быть и речи, чтобы работа считалась сделанной качественно, а работник претендовал на звание профессионала.

Единообразие– один из главных критериев качественной верстки. Это означает, что дизайнер должен составить определенные нормы верстки для данного издания и следовать им на протяжении всей работы.

Критерии единообразия верстки таковы:

• высота полос текста должна быть одинаковой (рис. 2.23), колонки газеты или страницы книги должны быть одинаковой высоты плюс-минус одна строка (для ликвидации висячих строк, о чем мы поговорим чуть позже); это правило не касается последней страницы главы или раздела книги, если следующая глава начинается с новой страницы;

• основной текст должен быть набран одинаковым шрифтом, недопустимо изменять кегль на разных страницах книги или в разных колонках газеты; в газетной верстке, по правилам, все статьи должны быть набраны шрифтом одной гарнитуры и одного кегля, что зачастую не выполняется начинающими дизайнерами и верстальщиками; это, разумеется, не касается случаев, когда изменением гарнитуры или кегля создаются выделения;

• отбивки и отступы различных элементов (таблиц, иллюстраций, подписей к ним) должны быть одинаковыми на протяжении всего текста;

• оформление таблиц, иллюстраций, цитат (при оформлении целыми абзацами), заголовков и всех прочих элементов оформления должно быть одинаковым на протяжении всего издания.

Приводная версткатакже является показателем качества выполненной работы. Приводной называется такая верстка, при которой совпадают строки на обеих сторонах бумаги так, что при печати на тонкой бумаге между строками не виден текст оборотной страницы; также строки должны совпадать по высоте в соседних колонках или на соседних страницах.

Добиться приводной верстки можно, если размер иллюстраций, таблиц, заголовков и отступов кратен размеру строк; в случае необходимости отступы увеличиваются, чтобы выровнять последующий текст.

Приводной верстки практически невозможно добиться при использовании отступов между абзацами, поскольку они должны быть небольшого размера, чтобы не создавать впечатления разорванности текста, и не могут быть величиной в строку текста.

В русской типографике отступы между абзацами используются редко, а приводная верстка имеет большое значение. В англо-американской же типографике отступы между абзацами применяются чаще, а приводная верстка – несущественный критерий правильности.

Само собой, приводность особо важна при верстке газет или изданий на тонкой бумаге. На плотной бумаге просвечивание строк с оборотной стороны листа практически исключено, и дизайнер может отказаться от приводной верстки, обращая, однако, внимание на согласование строк в соседних колонках или на соседних страницах.

Кроме требований к верстке, типографика содержит также описание типичных ошибок в оформлении текста. Не все из них являются грубыми, и в зависимости от характера издания (научное, академическое, популярное, периодическое) некоторые могут иметь меньшую важность или вообще игнорироваться.

Ниже мы приводим список наиболее часто встречающихся ошибок в оформлении текста.

Висячими строкаминазывают первую или последнюю строку абзаца в том случае, когда остальной текст абзаца оказался на другой странице. По правилам типографики, нельзя переносить последнюю строку абзаца на новую страницу и нельзя оставлять на предыдущей странице первую строку абзаца «в одиночестве».

В русской типографике достаточным количеством строк, которые можно оставить на странице или перенести на следующую, считается две. В зарубежной типографике существуют более сложные и жесткие правила, которые мы не будем рассматривать, но учтем и не будем удивляться тому, что многие программы верстки, как и программа Adobe InDesign, позволяют указать количество строк, которые можно отрывать от абзаца, и автоматически контролируют подобные ошибки.

Зарубежная типографика также различает первую и последнюю строки абзаца. При отрыве от абзаца первой строки она называется widow (вдова), а последняя строка – orphan (сирота). Adobe InDesign и другие программы верстки позволяют отдельно настраивать контроль первых и последних висячих строк. Такое различие не используется в русской типографике, и при работе мы будем указывать одинаковые параметры контроля для обоих видов висячих строк.

Присутствие висячих строк в тексте в любом случае является ошибкой, однако при верстке газет с этой ошибкой часто смиряются из-за нехватки времени. Во всех остальных случаях дизайнер обязан устранить висячие строки. Достигнуть этого можно несколькими способами:

• за счет изменения ширины межбуквенных и межсловных пробелов, что позволяет увеличить или уменьшить объем абзаца, добавив или «сэкономив» строку;

• изменив интерлиньяж, что позволяет вытеснить или втянуть строку в полосу, колонку или страницу; этот способ считается нежелательным, поскольку разное межстрочное расстояние на соседних страницах, в свою очередь, является ошибкой;

• за счет переноса абзаца целиком на новую страницу (в случае «повисания» первой строки); следствие такого исправления – разное количество строк на соседних страницах, что может быть скорректировано отдельно;

• сократив или увеличив объем текста на странице (изменение каких-либо оборотов в тексте, введение сокращений и т. д.); этот способ не в компетенции дизайнера, такими изменениями ведает редактор, и производятся они только по согласованию с автором.

Грубыми ошибками также считаются отрыв заголовка от текста разделаили разрыв заголовка на две страницыОтрыв заголовка от текста часто происходит при использовании заголовков в разрыв текста, и подобная ошибка настолько распространенная и в то же время грубая, что программы верстки могут ее контролировать автоматически, как и висячие строки. Большинство программ верстки (в том числе и Adobe InDesign) позволяют запретить разрывать строки какого-либо абзаца или отделять абзац от следующих за ним строк.

Считается, что перед заголовком в разрыв текста на странице должно быть не менее трех строк (иногда это число еще увеличивают). Точно так же, если заголовок находится в конце страницы, после него должно быть не менее трех строк (см. рис. 2.27). Если эти условия нельзя выполнить, то заголовок должен начинаться на новой странице и иметь небольшой отступ от верхнего края поля набора.

Красоту и профессиональность верстки можно оценить также по следующим признакам:

• отсутствие коридоров – совпадающих по горизонтали пробелов в соседних строках, которые отвлекают читателя при чтении и ухудшают читабельность текста;

• правильное разнесение слов заголовка на разные строки (предлоги не должны отрываться от слов, тесно увязанные словосочетания должны быть в одной строке; в идеале каждая строка должна содержать осмысленный фрагмент текста); считается крайне нежелательным использовать в заголовке переносы ;

• правильность переносов слов (хотя большинство программ верстки позволяют устанавливать автоматические переносы, они могут неправильно переносить незнакомые слова) (рис. 2.30);

• количество переносов в соседних строках (считается, что подряд может быть не более трех строк с переносами);

• отсутствие разрыва слов на разные страницы при переносе (нежелательно, чтобы слово начиналось на одной странице, а заканчивалось на другой);

• отсутствие отрывов сокращения от цифр («1994» на одной строке, а «г.» на другой) и инициалов от фамилий (между инициалами и фамилией должны быть пробелы, но они не должны оказываться на разных строках).

При оформлении заголовков и подзаголовков необходимо соблюдать следующие основные правила:

 

 

1. Заголовок пишут прописными буквами.

2. Переносы слов в заголовке не разрешаются.

3.Большой заголовок делится по смыслу на несколько строк.

4. В конце заголовка точка не ставится, остальные знаки препинания (многоточие, вопросительный, восклицательный) сохраняются. Если заголовок состоит из двух самостоятельных предложений, то в конце первого предложения точка ставится, а в конце второго — нет. При этом если заголовок занимает более одной строки, его желательно разбить на строки таким образом, чтобы точка попадала внутрь строки, а не заканчивала ее.

5. Односложные заголовки могут оформляться с использованием разреженного интервала между символами.

6. Заголовок всегда располагается на одной странице с тем текстом, к которому он относится. Если заголовок располагается в конце страницы, то после него должно быть не менее трех строк текста. Если же заголовок попадает в начало страницы, но не на первую строку, то перед ним должно быть не менее четырех строк предыдущего текста.

7. Текст от заголовка пишут через два-три интервала.

8. Подзаголовки пишут строчными буквами без подчеркивания. Правила расположения подзаголовков те же, что и заголовков. Расстояние между подзаголовком и заголовком, как правило, составляет два интервала.

9. Заголовки и подзаголовки в текстовых работах обычно располагают одним из двух способов:

• центрованным (посередине текста);
• флаговым (от левого края).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.