Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткие тематические пояснения





При изучении данного раздела следует уяснить, что спрос и предложение - экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена*.

Они являются неотъемлемым атрибутом всех без исключения экономических концепций.

Спрос и предложение - это совокупность товаров, выражающая в первом случае платежеспособную потребность и заинтересованность потребителя в приобретении товара по определенной цене, во втором - заинтересованность производителя в реализации товара по данной цене. Спрос и предложение представляют функциональную зависимость от цены. В первом случае она обратная, во втором - прямая. Эти соотношения формально выражают законы спроса и предложения. В то же время цена зависит от спроса и предложения.

Конкретная величина спроса и предложения также зависит от неценовых факторов и определяется их совокупностью. Неценовые факторы оказывают воздействие на спрос и предложение путем изменения платежеспособности покупателя и положения продавца на рынке. На графике это иллюстрируется параллельным перемещением кривых спроса и предложения.

Для исследования рыночного механизма в целом необходим системный подход. Представление о рыночном равновесии связано с понятием равновесной рыночной цены. Следует рассмотреть также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг, предполагающих отсутствие точек равновесия.



Тестовые задания

1. Спрос – это:

а) потребности населения в данном благе;

б) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;

в) доход, связанный со сбережением населения;

г) желание людей обладать одними определенными благами.

2. Увеличение предложения товаров и услуг приведет к:

а) росту цен;

б) падению цен;

в) сокращению их производства;

г) росту спроса на них.

3. Законы спроса и предложения действуют на:

а) товарном рынке;

б) финансовом рынке;

в) рынке ресурсов;

г) любом рынке.

4. При рыночной цене выше равновесной:

а) величина спроса больше величины предложения;

б) спрос меньше предложения;

в) величина предложения больше величины спроса;

г) предложение меньше спроса.

5. Возникновение избыточного спроса на товар объясняется тем, что:



а) величина предложения превышает величину спроса;

б) равновесная цена ниже цены товара;

в) величина спроса превышает величину предложения;

г) равновесная цена выше цены товара.

6. Фиксированное, неизменное количество предлагаемого товара характерно для:

а) краткосрочного периода;

б) долгосрочного периода;

в) мгновенного состояния рынка;

г) общего равновесия.

7. Классическая политическая экономия считает, что богатство создается:

а) государственным регулированием экономики;

б) при ограниченном вмешательстве государства в экономику;

в) разделением труда;

г) трудом в сфере материального производства.

8. В результате политики дешевых денег происходит:

а) рост занятости;

б) рост процентной ставки;

в) рост объемов производства;

г) сокращение объема инвестиций.

9. К закономерностям перехода к рыночной экономике относятся:

а) формирование разных типов рынка и рыночной инфраструктуры;

б) устранение государства от контроля над социальными процессами;

в) абсолютизация частной собственности;

г) разгосударствление экономики.

10. Если цена молока, используемого в производстве сметаны, снизится, то:

а) увеличится объем продаж и равновесная цена;

б) снизится равновесная цена и увеличится объем продаж;

в) снизятся издержки производства, и кривая предложения сдвинется вправо;

г) увеличатся доходы потребителей и кривая спроса сдвинется вправо.

11. Если потребители ожидают в будущем повышение цены на товар, то:

а) кривая спроса сдвинется вправо;

б) объем продаж и равновесная цена повысятся;



в) объем продаж уменьшится, а равновесная цена повысится;

г) кривая предложения сдвинется влево.

12. Если сократится количество производителей товара, то:

а) кривая предложения сдвинется вправо;

б) равновесная цена повысится, а объем продаж уменьшится;

в) кривая спроса сдвинется влево;

г) равновесная цена и объем продаж снизятся.

13. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к:

а) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества;

б) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества;

в) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества;

г) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества.

14.Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло:

а) увеличение предложения;

б) сокращение спроса;

в) увеличение величины предложения;

г) уменьшение величины предложения.

15. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к:

а) понижению цены равновесия;

б) повышению цены равновесия;

в) сохранению прежней цены равновесия;

г) повышению величины предложения.

16. Функция рыночного спроса имеет вид Qd = 3 - р, где р - рыночная цена. Функция предложения Qs = 2p. Равновесная рыночная цена будет равна:

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 1,5.

Примеры решений тестовых заданий

1. Кривая рыночного спроса на жидкокристаллические мониторы описывается уравнением Qd = 300 - 6P, а предложение задано уравнением Qs = 14P - 180. Если величина спроса при любом уровне цен увеличится на 60 тыс. мониторов, то рыночная цена:

а) вырастет на 12,5%;

б) вырастет на 6,7%;

в) снизится на 0,6%;

г) снизится на 10,8%.

Решение

При условии равновесия Qd = Qs; 300 - 6P = 14P - 180, Р = 24.

При новых условиях 360 - 6P1=14P1 - 180; Р1=27. Соответственно . Рыночная цена вырастет на 12,5%.

2. Спрос и предложение на услуги копировальной техники в университете описываются уравнением Qd = 2400 - 100P и Qs =
= 1000 + 250P, где Q - количество копий страниц в день, P - цена копии одной страницы в рублях. Идя навстречу пожеланием студентов, администрация установила цену за одну копию в размере 2-х руб. В результате образуется:

а) дефицит в размере 700 копий;

б) равновесный объем в размере 2200 копий;

в) излишек в размере 500 копий;

г) дефицит в размере 200 копий.

Решение

При Р = 2 спрос и предложение отвечают следующим соотношениям: Qd = 2400 - 100 · 2=2200 копий; Qs = 1000 + 250 · 2 = 1500 копий. Соответственно дефицит Qd - Qs = 700 копий.

3. Спрос и предложение фирмы на рынке описываются следующими уравнениями: Qd = 200 - 5P; Qs = 50 + P. Является ли равновесие на рынке устойчиво?

а) да, устойчиво;

б) нет, неустойчиво;

в) всегда устойчиво;

г) данных недостаточно.

Решение

Задача решается обычным аналитическим способом: Qd = Qs при Р = 25. Суть задачи - в анализе устойчивости этого равновесия. Необходимо выписать условия изменения объемов спроса и предложения при изменении цен, а также изменение цен под влиянием излишка величин предложения спроса. Принимаем, что предложение реагирует на Pt-1, спрос на Pt: S(Pt-1), D(Pt). Возьмем Рt-1 = 20; QSt-1= 70. Qd = 70 при Pt = 26; при Pt = 26, Q(St+1)=76; Qd = 76, при P = 24,8 и т.д. Равновесие устойчиво.

Таким образом, можно показать, что размах колебаний объемов спроса и предложения (а также цен) уменьшается. То же самое можно показать графически.

4. Спрос и предложение на рынке описываются следующими уравнениями: Qd = 100 - 2P; Qs = -20 + 2P. Каковы потери общества от введения налога в 5 ден. ед. за штуку?

а) 12,5;

б) 6,25;

в) 20;

г) данных для решения недостаточно.

Решение

Если введен налог в 5 ден. ед. за штуку, то кривая Qs сдвигается вверх параллельно на 5 ден. ед. по оси Р, что приводит к изменению уравнения Qs1 = -30 + 2Р, так как Qs1=0 при Р = 15. Далее все рассчитывается по следующей схеме: РЕ1= 32,5, тогда как РЕ= 30. Следовательно, покупатель уплачивает налог в размере 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара, а продавец 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара. QE = 40; QЕ1= 35.

Далее о причинах такого распределения:

а) изначально цена равновесия находилась на эластичном участке спроса, что доказывается расчетом при Р = 30 ден. ед.;

б) сдвиг кривой предложения вверх привел к тому, что равновесная цена передвинулась вверх, т.е. эластичность спроса возросла.

Потери общества от введения налога составляют (QE - QE1)∙5/2 =
= 12,5. Потери потребителя - 6,25, а производителя - 6,25 ден. ед.


1.3. Спрос и потребительское поведение

Ключевые понятия

Потребность и полезность. Концепция субъективной ценности. Полезность и ценность. Закон убывающей полезности. Первый закон Г. Госсена. Предельная полезность блага, его элементов или свойств. Два подхода к определению ценности запаса благ (суммарной полезности): как сумма абсолютных полезностей и как произведение количеств благ на величину предельной полезности. Приращение полезности в обмене. Избыток или прибыль потребителя. Второй закон Г. Госсена.

Теория потребительского выбора (принцип предпочтения). Условия ограничения ординалистической модели: рациональный потребитель и принцип его рационального поведения, принцип редкости, шкала предпочтения, безразличие, эффект Веблена (эффект показательного потребления), эффект сноба, эффект массового потребления. Предельная норма замещения. Кардиналистская и ординалистская теории полезности. Зона замещения.

Модель потребительского выбора: кривые и карты безразличия, выбор комбинации благ. Потребительский бюджет и бюджетная линия, точки выбора. Предельная норма замещения и эластичность замещения. Оптимизация равновесного состояния и достижения максимума суммарной полезности. Эффект замещения и эффект дохода, парадокс Гиффена. Кривые Энгеля, кривые «доход-потребление» и «цена-потребление». Типы кривых безразличия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.