Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткие тематические пояснения





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный технический университет»

М.Г. Клевцова, С.М. Клевцов

ЭКОНОМИКА

(подготовка к тест-экзамену)

Учебно-методическое пособие

(2-е издание исправленное и дополненное)

Под общей редакцией профессора В.А. Чемыхина

Утверждено Учебно-методическим советом
Курского государственного технического университета

Курск 2009


УДК 330.1(075.8)

ББК У01я7

К48

 

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой экономической теории Курской
государственной сельскохозяйственной академии
им. проф. И.И. Иванова, профессор В.В. Сафронов

Доктор экономических наук, профессор
Курского филиала Всероссийского заочного
финансово-экономического института Л.И. Крячкова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая
теория» Курского филиала Всероссийского заочного
финансово-экономического института Т.А. Сойникова

Клевцова, М.Г.

Экономическая теория (подготовка к тест-экзамену) [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Г. Клевцова, С.М. Клевцов; под общ. ред. проф. В.А. Чемыхина; 2-е изд. испр. и доп. Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2009. 140 с.: ил. 8. Библиогр.: с. 136 – 139.



 

Учебно-методическое пособие соответствует Государственному образовательному стандарту по дисциплине «Экономическая теория».

Представлены практические тестовые задания по курсу дисциплины «Экономическая теория» по тематическим подразделам.

Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям, а также преподавателей вузов, проводящих тест-экзамены по дисциплине «Экономическая теория».

УДК 330.1 (075.8)

ББК У01я7

К48

 

© Курский государственный

технический университет, 2009

© Клевцова, М.Г., Клевцов, С.М., 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

ВВЕДЕНИЕ.. 6

1. МИКРОЭКОНОМИКА.. 7

1.1. Экономика как наука. Производственные
возможности общества. 7

1.2. Основы функционирования рыночной системы,
спрос и предложение на рынке. 14

1.3. Спрос и потребительское поведение. 21

1.4. Эластичность спроса и предложения. 27

1.5. Производственная функция и издержки производства. 32

1.6. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции,
их особенности. 39



1.7. Рынки факторов производства. 49

1.8. Внешние эффекты и общественные блага. 59

2. МАКРОЭКОНОМИКА.. 67

2.1. Макроэкономические показатели. 67

2.2. Безработица и инфляция. 72

2.3. Экономические циклы.. 80

2.4. Макроэкономическое равновесие. 85

2.5. Экономический рост. 94

2.6. Бюджетно-налоговая политика. 98

2.7. Банковская система. 104

2.8. Денежно-кредитная политика. 110

2.9. Международные экономические отношения,
внешняя торговля и торговая политика. 117

2.10. Валютный курс. 123

2.11. Структурные сдвиги, структурная
перестройка экономики. 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 134

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 135

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Экономическая теория» имеет ключевое значение в системе общественных наук и в целом в системе образования. Это единственная отрасль социальных наук, по которой присуждается Нобелевская премия – важнейший показатель места и роли науки в обществе.

Овладев основами экономической теории, студенты смогут использовать приобретенные знания в своей последующей деятельности, разбираться в объективных тенденциях экономического развития.

Одним из направлений развития современного объективного и систематического педагогического контроля является использование тестового контроля.

В учебно-методическом пособии нами сформирована логика и последовательность изложения материала, включающая в освоение ряд тематических элементов. Во всех разделах пособия используется ряд методических приемов, облегчающих процесс изучения и усвоения материала. Первый из них – это перечень ключевых понятий, находящихся в начале каждого раздела, что позволит читателю сразу представить круг рассматриваемых в нем проблем, ее цели и задачи и способствует лучшей систематизации знаний. Перечень основных понятий представлен с учетом необходимого минимума для решения предлагаемых заданий и в достаточно подробном виде, отображая общую структуру и «наполненность» того или иного раздела дисциплины. Далее даются краткие тематические пояснения, способствующие лучшему пониманию содержания разделов.



Тесты, включенные в учебно-методическое пособие, предлагаются студентам при тестировании по ФЭПО (федеральный интернет-экзамен в системе профессионального образования) по экономической теории (экономике). Пособие включает варианты решений типовых заданий и аналоговые примеры, что может существенно облегчить подготовку обучающихся к тест-экзамену и самостоятельной работе.

По выделенным главам микроэкономики и макроэкономики (и разделам направлений) предложены следующие учебные тестовые элементы: тестовые теоретические задания с однозначным ответом, тесты-задачи (с использованием математического аппарата при решении), тесты с несколькими вариантами ответов.

В библиографическом списке помимо основных источников приводятся научные статьи по темам изучаемого курса, что существенно упрощает подбор необходимой литературы для самостоятельной работы.

Отметим, что опыт подтверждает невозможность изучения теоретической экономики без решения большого числа практических задач.

Основательное овладение теорией требует от студентов не только понимания и усвоения прочитанного, но и самостоятельного творчества.

Учебно-методическое пособие предназначено для практического освоения курса «Экономическая теория». Пособие окажет помощь студентам экономических специальностей при подготовке к семинарским занятиям и экзамену - тестированию, позволит усвоить логику курса, проверить полученные знания. Задания существенно облегчают процесс усвоения учебного материала, способствуют закреплению полученных знаний и позволяют теснее увязать выводы теории с хозяйственной практикой.

Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта учебной дисциплины.

Авторский коллектив надеется на то, что данное пособие будет полезно как студентам, так и преподавателям при подготовке к занятиям и тест-экзамену по курсу «Экономическая теория».


ВВЕДЕНИЕ

Изучение экономической теории позволяет лучше познать экономические явления и процессы, происходящие в современной российской экономике. Экономическая теория представляет собой интегрированную дисциплину. Для адекватного восприятия реальных экономических процессов и явлений требуется соответствующая экономическая подготовка и знание базовых экономических законов и категорий. Экономическая теория дает возможность сформировать системное экономическое мышление, выработать аналитические способности, помогающие правильно оценивать мероприятия в области экономики и политики, лучше ориентироваться в хозяйственной жизни, вернее прогнозировать принимаемые сегодня собственные решения.

В целях оценки соответствия профессионального уровня студентов (будущих специалистов) современным требованиям экономики и производства, определения уровня профессиональной подготовки обучающихся целесообразно в практической деятельности и учебном процессе использовать разнообразные формы тестового контроля знаний, умений и навыков студентов.

Тест-контроль представляет собой динамичный инструмент проверки профессиональных знаний и навыков в практической деятельности. В учебном процессе он может использоваться для промежуточного и итогового контроля теоретических знаний и усвоения навыков студентами. В практической деятельности тест-контроль используется как эффективная форма самоменеджмента-специалиста, направленная на периодическую оценку уровня его профессиональной подготовки и совершенствование стиля и техники собственной работы.


МИКРОЭКОНОМИКА

1.1. Экономика как наука.
Производственные возможности общества

Ключевые понятия

Альтернативные издержки, благо, гипотеза рациональных ожиданий, «денежное правило» Фридмена, «закон рынков» Cэя, институционализм, кейнсианство, классическая политическая экономия, меркантилизм, физиократия, монетаризм, неоклассическая школа, новая классическая макроэкономика. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей, закон возрастающих затрат. Кривая торговых возможностей (кривая потребления). Редкость. Свободное благо. Сравнительное преимущество. Теория общественного блага. Теория права собственности. Теория экономической организации. Фирма.

Краткие тематические пояснения

Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. В данном разделе следует рассмотреть этапы становления экономики как науки. Знать основных представителей и достижения различных экономических течений.

Необходимо уделить внимание основной экономической проблеме: «Ограниченность ресурсов - безграничность потребностей» - и экономическим вопросам (что? как? для кого?). Для решения используется модель кривой производственных возможностей.

Уяснить, что собой представляют альтернативные издержки, в чем заключается взаимосвязь издержек с полезностью и ценой товара.

Тестовые задания

1. Определите, какая теория относится к современному либерализму:

а) посткейнсианство;

б) традиционный институционализм;

в) неоинституционализм;

г) ортодоксальный марксизм.

2. Проблема, которая не является предметом изучения современного «экономикса»:

а) социальная справедливость в распределении доходов;

б) соответствие хозяйственной деятельности религиозным принципам;

в) преимущества и недостатки различных социально-экономических систем;

г) все эти проблемы.

3. Создатель первой экономико-математической модели - это:

а) Ф. Кенэ;

б) А. Смит;

в) К. Маркс;

г) Е. Бем-Баверк.

4. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

г) все сказанное неверно.

5. В какой из нижеследующих троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства?

а) счет в банке, хозяин магазина, сера;

б) банкир, нефть, трактор;

в) геолог, станок, деньги;

г) облигации, уголь, бригадир.

6. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:

а) влияние дефицита и альтернативной стоимости на общество;

б) преимущества производства одного товара вместо другого;

в) изменение в цене различных продуктов;

г) альтернативную стоимость производства одного и другого товара.

7. Страна производит:

 

Телефоны, шт.
Компьютеры, шт.

Альтернативные издержки производства одного дополнительного компьютера составляют:

а) 1/5 телефона;

б) 1 телефон;

в) 3/5 телефона;

г) 4 телефона.

8. Альтернативная стоимость производства 5 табуретов равна
2 стульям при максимальном производстве табуретов 20 шт. Столяру необходимо изготовить 4 стула, при этом максимально возможный объем производства табуретов равен:

а) 10 шт.;

б) 20 шт.;

в) 8 шт.;

г) 5 шт.

9. Студент за первый год обучения заплатил 20 тыс. руб. Бросив ВУЗ, он может зарабатывать 80 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться у него не хватает времени. Величина упущенной выгоды в первый год обучения в ВУЗе равна:

а) 100 тыс. руб.;

б) 80 тыс. руб.;

в) 20 тыс. руб.;

г) 60 тыс. руб.

10. Дана графическая модель производственных возможностей экономики (рис. 1).

Рис. 1

Альтернативные издержки производства единицы продукции X составят:

а) 5 ед. продукции Y;

б) 10 ед. продукции Y;

в) 1/5 ед. продукции Y;

г) 50 ед. продукции Y.

11. Дана графическая модель производственных возможностей экономики (рис. 2).

Рис. 2

Альтернативные издержки производства единицы товара С составят:

а) 10 ед. товара D;

б) 20 ед. товара D;

в) 5 ед. товара D;

г) 0,1 ед. товара D.

12. Фермер выращивает картофель и пшеницу на двух полях. Дана кривая производственных возможностей фермера (рис. 3).

Рис. 3

Альтернативная стоимость производства 1 т картофеля, если его выращивается 150 т, составляет:

а) 1 т пшеницы;

б) 0,5 т пшеницы;

в) 2 т пшеницы;

г) 0,1 т пшеницы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.