Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





Химический факультет

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан

химического факультета
  / А.А. Мороз /

 

 

«   »   г.

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

 
«Cоциология»

 

Специальность подготовки

020100.62 «Химия»

 

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Кемерово


1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины: раскрытие основных социологических понятий, объясняющих происхождение и развитие общества, изучение социальных связей и организации, положение личности в обществе.

Задачи дисциплины:

· формирование понимания законов развития и функционирования общества;

· способствование личностному развитию студента на основе рефлексии материала;

· повышение уровня знаний студентов в общественных дисциплинах;

· способствование успешной социализации студентов;

· транслирование выпускнику комплекса знаний и формирование компетенций в соответствии с требованиями работодателей, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по социологии



Дисциплина «Социология» располагается в Б.1.В.4 – Вариативная часть в Гуманитарном, социальном и экономическом цикле. Ее освоение происходит в 5 семестре. К числу смежных дисциплин ООП подготовки бакалавра по химии можно отнести: политологию, правоведение, экономику, философию, психологию. Приступая к изучению дисциплины «Социология» студенты осваивают такие дисциплины базового гуманитарного социального и экономического цикла как: «История России», «Философия» и «Экономика».

Начиная освоение данной дисциплины, студенты должны знать основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия, уметь анализировать мировоззренческие и философские проблемы.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Социология».

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

общекультурные:

- Выпускник приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3):

знает:

· законы развития и функционирования общества;

умеет:

· анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию;

владеет:

· практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества.

-Использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и наук (ОК-7)

знает:

· основные социальные группы и общности;

· понятийно-категориальный аппарат социологии;

умеет:

· соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью;

владеет:

· практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.

 


4. Структура и содержание дисциплины «Социология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единиц 72 часа.

 

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа  
Изучение научных и учебных источников, подготовка устных рефератов
Вид итогового контроля Зачет в 5 семестре

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)



№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (в часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости(по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации(по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. Активных форм Самостоятельная работа
всего лекции практ.
1. Социология как наука 1-2  
2. Социальные связи, системы и изменения 3-4    
3. Социальные институты и организации (интерактив. лекц.) 5-6 Проверка конспектов
4. Социальная стратификация (интерактив. лекц.) 7-8  
5. Социальный статус и мобильность (интерактив. лекц.) 9-10   Проверка конспектов
6. Социальная организация 11-12    
7. Социальное поведение: нормы и отклонения (интерактив. лекц.) 13-14 Проверка конспектов
8. Культура общества 15-16  
9. Социологическое исследование: программа, методы, организация 17-18 Проверка конспектов
10. Итого       зачет

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Содержание лекционного курса

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Социология как наука Понятие социологии. Объект и предмет социологического знания. Функции социологии как научной и учебной дисциплины. Общенаучные методы познания: абстрактно-теоретические и эмпирические. Контовский проект науки об обществе. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Социология как объективный анализ «социальных фактов» (Э. Дюркгейм). «Понимающая социология» М. Вебера.Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
Социальные связи, системы и изменения Понятие социальных связей. Функции социальных связей. Типология социальных связей по различным критериям. Взаимодействие индивидов и объединений. Типология общественных союзов, локальных объединений. Социальные общности и группы. Типология групп. Семья, нации, классы, трудовые объединения, народности как социальные общности. Объединения людей по социальному назначению. Понятие социальной системы. Функции социальных систем. Открытые и закрытые системы. Подсистемы: экономика, культура, политика, быт и др. Проблемы стабильности и динамичности развития социальных систем. Эволюция и революции. Теории социальных изменений: циклические, эволюционные, функциональные, конфликтные. Понятие социального прогресса.   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современные процессы социальных изменений; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
Социальные институты и организации Понятие социального института. Назначение институтов в обществе. Распределение функций между институтами. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. Межинституциональные связи.   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные институты; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему и состояние социальных институтов общества; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
Социальная стратификация Понятие социальной структуры. Социальная неоднородность общества: природные, экономические и социокультурные детерминанты. Понятие классов и страт в классической социологии. Основные научные концепции стратификации (функционализм, марксизм, концепции П. Сорокина и М. Вебера). Престиж, образование, богатство, власть как основания для выделения страт. Теории неравенства. Национальное, возрастное, половое, религиозное неравенство в современном обществе. Понятие среднего класса. Влияние среднего класса на социальную систему. Социальная стратификация современного российского общества.   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
Социальный статус и мобильность Понятие социального статуса. Престиж и символика статуса. Типология статусов. Приписанный и достигаемый статус. Проблемы преодоления дискриминации социальных меньшинств. Социальные различия. Функции и критерии социальных различий. Социальная роль: ролевые ожидания и ролевое поведение. Понятие социальной дистанции. Понятие социальной мобильности. Виды социальной мобильности. Каналы социальной циркуляции. Социальная мобильность в современной России.   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
Социальная организация Социальная организация как объединение людей. Признаки и функции организаций. Типология организаций. Сложные социальные организации. Бюрократические организации.   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему строения организаций; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния организационной структуры; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций
Социальное поведение: нормы и отклонения Понятие поведения. Массовое поведение: признаки, механизм, формы. Охлократическое поведение масс и его последствия. Паника, слухи, бунты, массовая истерия, погромы как формы массового поведения. Публика и толпа. Типология толпы. Массовые беспорядки. Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения. Типология форм девиантного поведения. Девиантное поведение в современной России. Социальный контроль. Виды социальных норм. Виды социальных санкций. Проблема наказаний и поощрений. Свобода, ответственность и самоконтроль в социальном взаимодействии.   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные виды массового поведения; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
Культура общества Понятие культуры. Культура как синтетическая качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих. Структура культуры: формы, технология деятельности, знаковая система, нормативно-ценностная система, адаптирующая система, информационный потенциал, социальные коммуникации. Наука и культура. Идеология и культура. Типология культур. Виды культуры (элитарная, народная, массовая). Функции культуры в обществе. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация образцов (поведение, взаимодействие, познание и т.д.) как функция культуры. Нормативно-ценностная система общества. Понятие базовых норм и ценностей. Типология и взаимодействие норм и ценностей. Жизненные ценности. Проблемы культуры в переходном обществе. Социокультурные различия в обществе. Молодёжная субкультура. Проблемы культурного неравенства. ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современные социокультурные процессы; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
Социологическое исследование: программа, методы, организация. Программа как документ, регламентирующий процесс исследования и упорядочивающий отношения участников исследования. Виды программ. Связь с видами исследований. Структура программы. Связь процедур и методов исследования. Организация исследований. Этапы. Основные методы получения социологических данных в прикладном исследовании: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос, изучение документов, наблюдение, социометрия, социальный эксперимент. Назначение и специфика инструментария исследования. Выборочный метод, проблемы выборки. Анализ первичной социологической информации. Группировка материала, интерпретация данных. Составление отчета. ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные виды и методы социологических исследований; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.

Содержание практических занятий

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Социология как наука 1. Понятие социологии: объект и предмет. 2. Понятие социальной реальности. Социальный факт. 3. Социологические школы и направления. Устные рефераты: Этапы развития социологии Новые идеи в социологии (XIX – XX вв. и сегодня) ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных си
Социальные связи, системы и изменения 1. Понятие социальных связей. 2. Социологические трактовки общества. 3. Типология объединений людей. 4. Понятие социальной системы. Общество как социальная система. 5. Стабильность социальных систем. Уровни развития социальных систем. 6. Понятие социальных изменений. Виды социальных изменений. Нововведения Устные рефераты: Структура социальной связи ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современные процессы социальных изменений; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
Социальные институты 1. Понятие социального института. 2. Структура и функции социальных институтов. 3. Межинституциональные связи. ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные институты; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему и состояние социальных институтов общества; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
4. Социальная стратификация 1. Социальные слои, классы, группы и общности. 2. Основные концепции стратификации. 3. Стратификация современного российского общества. Устные рефераты: «Новые русские»: расслоение, социальные связи, отношения с властью Макс Вебер о статусе, власти и классах Личный успех и социальное продвижение   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций
5. Социальный статус и мобильность 1. Понятие социального статуса. Виды социальных статусов. 2. Социальные различия: их символика и критерии. 3. Понятие социальной мобильности. Виды социальной мобильности. 4. Социальная мобильность в современной России. Устные рефераты: Миграционные процессы и их последствия Социальная подвижность и проблемы маргинальности   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
6. Социальная организация 1. Виды социальных организаций. Сложные социальные организации. 2. Организация как социальный порядок. 3. Самоорганизация в обществе, проблемы стабильности и порядка Устные рефераты: Эффективность социальных организаций Адхократические организации   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему строения организаций; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния организационной структуры; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций
7. Социальное поведение: нормы и отклонения 1. Социальное взаимодействие и поведение. 2. Индивидуальное, групповое массовое поведение. 3. Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения. Виды девиантного поведения. 4. Понятие социального контроля. Институты социального контроля. Устные рефераты: Индивидуальность личности и «групповое давление» Нормы и ценности как регуляторы общественной жизни   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные виды массового поведения; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций
8. Культура общества 1. Понятие культуры: противоречия, социальная структура и функции. 2. Виды культуры. 3. Показатели культуры общества. 4. Социокультурные различия в обществе. Устные рефераты: Молодежные субкультуры К. Мангейм о роли и миссии интеллигенции в современной культуре   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные социальные группы и общности; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современные социокультурные процессы; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций.
9. Социологическое исследование: программа, методы, организация. 1. Программа социологического исследования. 2. Виды социологических исследований. Этапы прикладного социологического исследования. 3. Методы социологического исследования. Устные рефераты: Опросные методы (анкетный опрос, интервью, экспертный опрос) Выборочный метод Наблюдение как метод исследования   ОК-3, ОК-7 Знать: · законы развития и функционирования общества; · основные виды и методы социологических исследований; · понятийно-категориальный аппарат социологии; Уметь: · анализировать современную систему социального неравенства, социальную мобильность и стратификацию; · соотносить знания основ социологии с профессиональной деятельностью; Владеть: · практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества; · практическими навыками применения полученных знания при разборе реальных ситуаций

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает следующие формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

Информационная лекция – сущность ее заключается в том, что преподаватель в виде монолога последовательно излагает теоретические вопросы, разъясняет основные положения темы, иллюстрирует их необходимыми наглядными пособиями (схемами, диаграммами, таблицей и т.п.), делает выводы и сообщения, т. е. применяет при этом объяснительно-иллюстративный метод.

Лекция-беседа – характерна тем, что преподаватель по ходу занятия ставит перед обучаемыми вопросы и предлагает им дать на них ответы с места. Вопросы эти задаются студентам не для контроля их знаний, а с целью выяснения уровня их подготовки и готовности к восприятию предлагаемой учебной информации. Вопросы рекомендуется задавать такой сложности, чтобы ответы на них могли формулироваться однозначно и четко, и не требовали бы значительных затрат времени. Направленность вопросов выбирается с таким расчетом, чтобы они позволили акцентировать внимание слушателей на наиболее важных положениях лекции и способствовали бы их прочному усвоению.

В зависимости от характера ответов преподаватель строит последующие рассуждения и концентрирует внимание на очередном фрагменте лекции.

Такой метод содействует активизации работы обучаемых в ходе занятия и обеспечивает полноценную обратную связь с аудиторией.

Лекция-дискуссия – особенность этой лекции состоит в том, что в процессе ее чтения преподаватель ставит перед студентами вопросы и организует их обсуждение (дискуссию) в течение 10-20 минут. Наибольших результатов достигает обсуждение в том случае, когда вопрос перед обучаемыми поставлен заблаговременно (в конце предыдущей лекции) и они имели возможность к нему специально подготовиться. Чтобы не нарушать логику изложения материала, обмен мнениями целесообразно проводить в интервалах между изложением вопросов (разделов) лекции. Методическим средством организации дискуссии, т. е. активизации слушателей на лекции, является вопрос. Однако, если риторический вопрос может активизировать главным образом внимание студентов, то вопрос проблемного характера способен активизировать не только внимание, но и мыслительную, и речевую активность участников занятия. Постановка проблемных вопросов вызывает оживление, столкновение точек зрения, создает дискуссию, концентрирует творческую деятельность всей аудитории. Заинтересованность обучаемых и результативность дискуссии тем больше, чем грамотнее и целенаправленнее подобраны, сформулированы и поставлены вопросы, чем в большей степени они приближены к квалификации слушателей и стоящими перед ними проблемами.

Проблемная лекция – в настоящее время общепризнано, что активизация познавательной деятельности студентов на лекции успешно достигается преподавателем умелым использованием принципа проблемности, т. е. если он руководствуется положениями проблемного обучения. Проблемная лекция отличается от традиционной отсутствием монологического характера изложения учебного материала и исключением информационного сообщения готовых научных или практических выводов. Характерная особенность проблемной лекции состоит в том, что она обычно начинается с вопроса, с постановки общей проблемы, которую преподаватель в ходе изложения материала последовательно решает или раскрывает пути ее решения. Характер проблем определяется конкретным содержанием учебного материала. Это могут быть учебные, научные, социальные, политические, профессиональные и другие проблемы.

Семинарские занятия в форме развернутой беседы на основании плана, устного опроса студентов по вопросам плана семинара, прослушивания и обсуждения докладов студентов, семинара-диспута, семинара-дискуссии.

В рамках учебной дисциплины используются видео-трансляцию (из доступных материалов и видео-нарезки из сети интернет), а также образовательные блоки, предусматривающие трансляцию аудиоматериалов и книг.

Каждая лекция, независимо от вида и содержания, оснащена мультимедийным сопровождением: набором слайдов (в программе «PowerPoint»). На слайдах отображаются тема лекции, план, основные понятия, классификации, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации и др.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется содержанием федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 – «Биология», утвержденного приказом Минобр и науки РФ от ________ 2009 г. № _____). Основной объем интерактивных образовательных форм реализуется в лекционных занятиях и во время семинарских занятий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

В течение семестра студенты готовят устные рефераты по предложенным темам, выступают с ними на семинарах.

При подготовке к занятиям студенты должны самостоятельно работать с текстами: учебниками, первоисточниками, периодическими изданиями, дополнительной литературой, в том числе материалами Интернет, а также прорабатывать конспекты лекций.

При подготовке индивидуальных заданий необходимо ознакомиться с методической литературой, необходимыми публикациями в специализированных журналах, например, таких как «Социс», «Социологический журнал», «Вестник МГУ», серия 12, 14 и 16, «Общественные науки и современность», «Полис», «Социально-гуманитарные знания», «Социология 4М», «Общественные науки и современность», «Советник», информационно-аналитический бюллетень ВЦИОМ «Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения», электронный журнал «Социальная реальность» и др.

Критерии оценки знаний: для успешного прохождения дисциплины необходимо: более 51 % посещений, активная работа на семинарских занятиях (устные дополнения, ответы с места, использование периодической литературы из списка рекомендованной литературы), не менее двух подготовленных сообщений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.