Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономическое развитие Японии в после кризисный период.





Экономическое развитие в после кризисный период, характеризуется переходом к более высокому типу научно-технического развития японского хозяйства, понижением доли страны в мировом хозяйстве и изменениями в порядке хозяйствования. Были осуществлены меры по либерализации предпринимательской деятельности. Происходил переход от массового производства однотипной продукции к выпуску индивидуализированных товаров, дальнейшее повышение качества выпускаемой продукции.

Япония испытывает нескончаемый спад. В 1998 г. показатели экономического роста были негативными второй год подряд. В 1999 г. роста практически не наблюдалось. Банковская индустрия также показывает лишь слабые признаки «выздоровления» после череды непогашения кредитов. Цены на недвижимость, которые взлетели в конце 1980-х гг., теперь упали на целых 78%. Уровень безработицы в 1999 году достиг рекордного уровня и впервые в истории оказался выше, чем в США.Учитывая глубину и устойчивость текущего экономического спада в Японии, удивительно, что мало кто ставит под сомнение действующую модель развития экономики этой страны. Все соглашаются, что определенные реформы нужны, но при этом господствует мнение, что, по сути, существующая модель вполне эффективна. Нужно только, чтобы правительство придало ей ускорение, выдав дополнительные крупные кредиты и стимулировав спрос. Формирующийся консенсус приписывает экономические проблемы Японии трем причинам. Первая - это то, что «лопнул» «мыльный пузырь» необоснованно высоких цен на недвижимость и ценные бумаги. «Ударная волна» от взорвавшегося рынка недвижимости потрясла банковскую систему и другие отрасли экономики, затруднив получение кредитов. После того как стоимость залогов упала, выяснилось, что банки, корпорации и даже семьи оказались в долгах, что привело к снижению уровня потребления и инвестиций.



Вторая причина - избыточное регулирование экономики и протекционизм со стороны правительственных министерств. Вмешательство правительства искажает экономическую активность компаний, повышает затраты, снижает их гибкость и, в конечном итоге, понижает конкурентоспособность.



Третья причина заключается в правительстве. Подняв налоги, не сумев стимулировать внутренний спрос и слишком долго делая ставку на политику роста экономики за счет экспорта, японские бюрократы вели неправильную макроэкономическую политику. Когда японские компании столкнулись с ограничениями на экспорт своей продукции и были вынуждены расширять инвестиции в зарубежные страны, недостаточные внутренние инвестиции и медленный рост внутреннего спроса подорвали рост экономики.

Стимулирование экономики и восстановление притока капитала были бы полезны. Но эти быстрые меры и коррекция макроэкономической политики сами по себе не сумеют восстановить здоровье экономики. Япония уже пробовала применить эту тактику и потерпела неудачу. Банк Японии снизил учетные ставки на краткосрочные кредиты до нуля. Почти 1,5 трил. долл., потраченные на социальные программы, налоговые льготы, помощь прогорающим банкам, правительственные займы для разоряющихся компаний и даже скидки для покупателей, почти не дали эффекта. Практически все эти меры оказались бесполезными.Так произошло потому, что причины «болезни» Японии лежали далеко не только в сфере макроэкономики. Проблемы Японии коренятся в микроэкономике, в том, как эта страна строит свою конкурентную политику в различных отраслях. Если японские политики и лидеры бизнеса надеются восстановить здоровье экономики страны в длительной перспективе, им необходимо заняться причинами, а не симптомами экономического спада. Это значит, что нужно начать с точного и обоснованного анализа причин экономических успехов Японии.Первое опирается на комплекс мер, проводившихся для стимулирования экономики японским правительством, второе -- на особый стиль и приемы менеджмента японских корпораций. Оба этих объяснения так часто повторялись и воспроизводились, что глубоко укоренились в общественном мнении.Эта доминирующая точка зрения оказала глубокое влияние не только на Японию, но и на другие страны мира. Политики и лидеры бизнеса других стран попытались копировать «японскую модель» полностью или частично. По разным причинам политического и культурного характера было удобно думать, что Япония изобрела новую и по своей сути более развитую, управляемую и эгалитарную форму капитализма, чем западная. Прославленный японский «бюрократический капитализм» не есть причина успеха Японии. На самом деле он стоит у истоков неудач этой страны. суть проблемы в том, что японское правительство не верит в конкуренцию и поэтому вмешивается в экономику, что оказывается губительным для производительности и процветания нации.



Распространенные представления о прошлых успехах японских корпораций гораздо более обоснованны, но и в них есть опасные пробелы. То, что когда-то было эффективным подходом к конкуренции, в условиях сегодняшнего глобального рынка уже не работает. Из-за неверного подхода к конкуренции японские компании подрывают свою прибыльность.

 

 

Внешняя торговля Японии.

С 1945 по 1955 внешнеторговый оборот увеличился в 14,5 раз с 0,31 до 4,5 млрд. $. Среднегодовые темпы прироста составили 132,2%. Это очень высокие темпы прироста. Это связано с общим состоянием экономики, благодаря введению реформ американской оккупационной администрации. В значительной степени преобладают импортные товары («-» сальдо). С 1955 по 1973 внешнеторговый оборот увеличился ≈ 17 раз с 4,5 до 75,2 млр. $. Среднегодовые темпы прироста немного понизились. Экономика основывалась на использование привозных минеральных ресурсов. Характерны самые высокие темпы экономического развития. Дешевая нефть энергоносителей. В этот период преимущественное развитие получили базовые отросли: черная, цветная металлургия нефтехимия, нефтепереработка, материалоёмкое производство, машиностроение, судостроение. Концентрация предприятий к морскому побережью. С 1973 по 1990 внешнеторговый оборот увеличился почти в 7 раз с 75,2 до 521,7 млрд. $. Среднегодовые темпы прироста почти в 2 раза ниже по сравнению с прошедши периодами (≈35%). Так как Япония отходит от производства материалоемких отраслей, резко сокращается производства - алюминия, химических удобрений, химических волокон и др. грязных отраслей работающих на импортном сырье. И в 1980 году происходит значительное превосходство импорта над экспортом (сальдо в этот год составляет -10,7 млрд. $.). Происходит ориентация на наукоёмкие отросли – электротехническое производство, автомобилестроение. С 1990 по 2008 внешнеторговый оборот увеличился почти в 3 раза (с 521,7 до 1473,0 млрд. $.).

Среднегодовые темпы прироста составили 10,1%. Это нестабильное развитие. Удельный вес в мировой торговле 4,3%, это четвертое место после США, Германии, Китая. Производство направлено на экспорт товаров. Снижаются темпы роста в 1997 г. Азиатский и российский кризис – эти страны торговые партнеры – начался в странах Ю-В Азии, РК. Япония зависела от экспорта в страны НИС. 1998 г ВВП =0,2%. Происходит в экономики: рецессия – спад производства, замедления темпов его роста; стагнация – период нулевого, крайне низкого или отрицательного экономического роста (с учетом инфляции). По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: полупроводники, легковые автомобили, конторское и телекоммуникационное оборудование, сталь. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой продукции стало итогом ее промышленного и научно-технического развития. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. На нее приходится свыше 30% мирового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти. Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья. Поставки рудного и химического сырья в последние десятилетия Реализуются в промышленно развитых странах — Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Так же она экспортирует товары в Индонезию, Малайзию. Основные торговые партнёры: США, Китай, РК, страны юго-восточной Азии, Австралия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.