Сделай Сам Свою Работу на 5

Урок второй: принципы целесообразности. 14 глава





— А 'непостоянных'?

— Меня лично 'непостоянные' не привлекают. По крайней мере, когда я нахожусь в нормальном состоянии.

— А в 'ненормальном'?

— Так ведь первый же из 'случайных' из этого состояния и выведет — собственно, острый сексуальный голод уже будет удовлетворен, а дальше можно говорить либо о 'ненасытности', либо о заурядной распущенности...

— То есть ты не признаешь 'непостоянных' партнёров?

— Только — когда хочется 'хоть кого-нибудь'...

— У тебя это было?

— Ну, если помнишь, именно так я потеряла свою девственность. Мечтала — красиво, в 'Парке Влюбленных', влюбившись так, чтобы не видеть никого вокруг... Но — не жалею. Сейчас, на станции, я, наверное, получаю компенсацию за эту неосуществившуюся мечту. Даже с избытком...

— А многие лишаются девственности в 'парке'?

— Нет. Хотя почти все девушки об этом мечтают. Особенно, если уже посещали это место в качестве зрителей... Просто это требует достаточно опытного партнёра — способного лишить девственности красиво, с видимым удовольствием партнёрши... Такого практически не бывает — это уже статистика, достаточно хорошо мне известная... Ну, а второй случай случайного знакомства — мой Бобби. Как видишь, обе мои 'случайные' связи одним разом не ограничились... По-моему, в обоих случаях мне просто повезло.



— А если бы тебе попался я?

— Так ты ведь не был 'случайным'. Я несколько месяцев за тобой наблюдала, прежде, чем подойти — уже после того, когда поняла, что ты мне нравишься...

— Ну, и как?

— Для Землянина — очень неплохо.

— Понятно... Ну, а если бы мы все-таки решились — как бы ты хотела, чтобы это произошло?

— Думаю, лучше всего... где-нибудь на глазах у Джерри...— после минутной паузы с трудом выговорила Линда,— Без него мне было бы стыдно перед ним...

— А ему бы это понравилось?

— Глупый... Ему безумно нравится, когда я 'схожу с ума'; а от чего или кого — не имеет существенного значения... Как же я могу лишить его такого удовольствия... Кстати, ты знаешь, что он мне недавно предложил?

— Что?

— А не устроить ли нам,— говорит,— такой праздник: я — зритель, а ребята — на ковре, и забавляетесь вы там до тех пор, пока тебе это нравится?

— Интересный подход...



— Пришлось его немного разочаровать: в команде у меня нет любовников, более того: в моём представлении никто из них с Джерри несоизмерим. Уважаемые мною и очень приятные люди — но на потенциального сексуального партнёра — увы, совсем не претендуют... Поэтому,— закончила я ему изложение своего 'кредо',— 'пока ты здесь — быть тебе на ковре!'... Кстати, мне понравилось его предложение: если он этого хочет и, более того — хочет это видеть, значит, я для него... скажем так: хороший, 'пожизненный' друг... С такими не развлекаются — с такими растят детей...

— Планируешь?

— Обязательно... 'Как только — так сразу',— так, кажется, у вас говорят...

— И как только...?

— Ну, после возвращения на Челлу года два нас в экспедиции приглашать не будут — не принято. Если я вернусь отсюда где-то на третьем-четвёртом месяце беременности — этого вполне хватит, чтобы маленько подрастить чадо.

— А потом?

— Лет до пяти — можно заниматься краткосрочными экспедициями: неделя-другая, отсилы — месяц... А после пяти — как говаривали ваши Земные 'Отцы Иезуиты' — уже можете делать с ним, что хотите: формирование основных устоев к этому возрасту практически заканчивается, так что — ни школа, ни 'улица', ни 'бабушки' уже 'не испортят'...

— А у вас тоже 'портят'?

— Ну, что ты... Так, как у вас — ни разу не слышала... Просто всякому нормальному человеку инстинктивно хочется воспитать своего ребёнка самому и так, чтобы его жизненные взгляды были именно такими, как хотелось... Эту функцию ни один нормально развитый двуногий никому не перепоручает — даже бесконечно уважаемому учителю, у которого 'воспитывался' сам... и с которым, как это ни смешно, всё же наверняка будет советоваться 'в процессе воспитания'...



— Ну, а если бы ты имела, кроме Джерри, ещё одного такого же мужчину, что тогда? Захотела бы ты иметь и от него ребенка?

— Господи... Ты всё о том же...— Линда прослезилась,— да если бы ты жил на Челле — я бы обязательно завела ребенка и от тебя... Правда, от Джерри — двух. Не обижайся, но это — неотъемлемое право женщины: решать, сколько детей и от кого ей иметь... Даже отцы имеют право 'только совещательного голоса'...

— А в воспитании?

— Равноправны оба, конечно... Понятно, что, если взгляды на этот процесс различны — никто общих детей иметь не решится... Но — тогда, извини, уже и 'постельные отношения' можно счесть просто аморальными.

— Почему?

— А какой в них смысл? Просто получать удовольствие — и всё?

— М-да... Ну, а если разница во взглядах выясняется, когда уже поздно?

— Маловероятно, чтобы два достаточно образованных и умных человека попали в такую ситуацию и уж совсем невероятно, чтобы они не сумели из неё выбраться... А чтобы они действительно были умными и образованными — на Челле создана система образования, которая практически исключает возможность появления взрослых, но 'несостоятельных' членов общества...

— Может, нам стоит тоже этим заняться?

— Безусловно. Только копировать не следует — тут у каждого свой путь. Кроме того — то, что существует у нас сейчас, в большинстве своём будет вам просто непонятно...

— Думаешь?

— Знаю. Встречались мы с одним профессором — умнейший человек, почти уникальный для Земли педагог; послушали его систему воспитания — на порядок выше существующей; спросили: а если — так? — и назвали несколько 'своих' вариантов. Не понимает... А ведь Ваши 'практикующие педагоги' так же 'не понимают' его... Представляешь размер пропасти?

— С трудом...

— У вас даже цели иные: вы, в лучшем случае, учите тех, кто хочет научиться; наша же система должна в любом случае обучить практически всех — иначе общество не сможет подняться в своем развитии на необходимый нам уровень... Короче говоря, на Земле мы нашли только 32 потенциальных контактёра, из них только треть оценивается нами, как достойные полного доверия, и из них пока только три получили подтверждение от системы — Вероника, ты и... ну, в общем... ещё один...

— А кто решает эти вопросы со стороны системы?

— Умные седые психолого-педагогические головы, которые давно уже не рискуют путешествовать на край света...

...Честно признаться, я себя исчерпал — голова гудела, я сидел варёный, как рак: наступило 'переполнение информацией', всё это нужно было 'переварить'... Линда, когда я попытался ей это объяснить, только понимающе улыбнувшись, почти по-земному поцеловала меня в висок и впорхнула в пассер...


 

Урок второй: принципы целесообразности.

...Линда, естественно, сдержала своё слово — устроила мне встречу с Джерри. Я же, признаться, был к этому событию вовсе не так готов, как мне бы того хотелось, в результате чего я сумел задать далеко не все те вопросы, которые хотел бы... Впрочем, может — и совсем не те, что хотел бы... Но, всё же, коль не тушку — так хоть шерсти клок... Дело было снова в доме у Вероники...

— Послушай, Джереми,— набрался смелости я, когда кофе был выпит и женщины удалились на кухню,— Линда что-то говорила о 'высшей морали', якобы доступной всем, вне зависимости от запудривания мозгов какой-либо лицемерной моралью, господствующей в обществе...— Джерри изобразил внимание.— Так мне бы хотелось более подробно узнать — что это за штука, на чём основывается и как получить доступ к этой информации...— Джерри улыбнулся:

— Это — общедоступная информация...

— То есть?

— 'Имеющий очи — да видит...',— так, кажется?

— Примерно...

— Практически все выводы о 'высшей морали', если речь идёт о рамках нашего пространства-времени, можно сделать, наблюдая природу и сложившиеся в ней отношения... Исключая человека, конечно. Эта тварь — отдельный разговор...

— Почему?

— Прежде всего потому, что он придумывает свою собственную мораль, нередко — настолько противоречащую объективной, что диву даёшься... Когда же он пытается следовать этой придуманной им морали — его поведение для стороннего наблюдателя кажется настолько алогичным, что возникают серьёзные сомнения в разумности этого вида...

— Ну, а основа объективной морали состоит?

— Если попытаться её выразить словами — то, пожалуй — в принципе объективной целесообразности...

— Целесообразности чего?

— Того или иного поступка или явления... Или целесообразности самого факта существования обсуждаемого вида в природе...

— И, если говорить о целесообразности существования вида...

— Какого?

— Ну, человека, например...

— Хорошо сказал...— Ухмыльнулся челланин.— Дело в том, что это — единственный из более-менее известных мне видов, существование которого в природе с её точки зрения я бы счёл совершенно нецелесообразным...

— ?!!!

— Понимаешь, все остальные виды — по крайней мере, те, которые мне известны,— выполняют в природе какую-то поддерживающую функцию... Либо это — санитарная функция хищников или пожирателей падали, либо — факт существования этого вида необходим для обеспечения возможности существования другого вида, или же ещё какая-то сравнительно легко видимая разумная причина... Хотя бы даже — воспитание эстетических взглядов человека... А вот сам человек — для природы, по сути, бесполезная нагрузка... Я не вижу необходимости в его существовании внутри этой системы: впечатление такое, что, не будь этого вида — всем станет только легче... Хотя многие вещи — частично или полностью — утратят свой смысл... Он ничего не даёт природе — только берёт, причём берет нагло, безвозмездно. И — по-варварски. Из всех функций, которые природа, в принципе, вправе ожидать от высших животных, он исправно выполняет только одну: испражняется... Согласись, что ради такой 'великой роли' явно не стоило 'город городить'... Тут должно быть что-то ещё... Согласно доминирующей у нас философской идее о построении мира вся природа существует для того, чтобы вырастить Человека. Похоже, что наше пространство-время — просто 'ясли для двуногих', место для их выращивания и совершенствования... Сами же 'двуногие', вернее — их 'мозги' или 'души' — называй это, как хочешь — лишь бы это название определяло итоговый продукт их существования в данной системе — явно нужны где-то ещё, за рамками той части системы, которая доступна нам для изучения... В противном случае это будет единственное алогичное явление в огромной стройной системе, поражающей своей законченностью и логичностью... И тут мы вынуждены прийти к 'идее Творца', которая гласит, что нашу систему — то есть пространство-время, в котором мы находимся, вместе со всем содержимым этого пространства, создал разум, внешний по отношению к нашей системе, то есть — Творец системы.

— Пока все кажется логичным... Впрочем, об этом Линда мне уже говорила...

— Говорила, да не так... Не теми словами и не совсем о том... Да ладно. Давай теперь подумаем: А на кой шут, как говорят на Земле, ему всё это нужно? Неужто — забавы ради?

— Кто знает — может быть...

— Не может. Ради забавы столь грандиозные вещи не делаются. Как сказал однажды один ну очень даже неглупый Землянин — кажется, американец... с оригинальной фамилией Wood: 'Для этого можно было бы обойтись штучкой попроще'... Вот уж воистину...

— Ты хочешь сказать, что знаешь, зачем всё это надо? Знаешь, зачем мы здесь?

— Не знаю. Но предполагаю; и думаю, что весьма небезосновательно. Ты ведь занимался архитектурой систем, логикой их построения и функционирования?

— Был грех...

— Причём — насколько мне известно — весьма недурно... А раз так, то должен понимать, что нужно для абсолютной устойчивости системы...

— Абсолютной?!!! Я не занимаюсь абстрактными системами...

— Не паникуй. Подумай.

— Ну, если нужно обеспечить абсолютную устойчивость... Послушай; но ведь такая система должна существовать вечно?

— Теплее... А ещё?

— Она должна быть бесконечной...

— Так, ещё...

— Ещё... для построения бесконечной, вечной системы, для обеспечения её абсолютной устойчивости... По-моему, необходимо наличие бесконечного количества взаимно подобных, взаимозаменяемых, достаточно совершенных объектов... составных частей?

— Молодец, делаешь успехи... А теперь давай предположим, что эта система должна выполнять не конечное число заранее определённых функций, а теоретически бесконечное число заранее неизвестных функций...

— Но... ведь тогда она должна быть... обучаемой?

— Разумной.

— Ты хочешь сказать...

— Именно; именно, друг мой: Творцу, похоже, нужно именно то, во что лучшие из нас превращаются к концу жизни... Те, что смогут достигнуть совершенства...

— А те, что не смогут?

— Ну, здесь может быть масса различных точек зрения; ибо 'что с ними делать' — это уже не принципиальное, а инженерное решение: от него зависит эффективность функционирования системы, возможно — ещё какие-либо параметры, но — не сама возможность и/или целесообразность её существования... Ваши христиане расточительно 'сжигают' их 'в вечном огне', Буддисты — 'зацикливают' до тех пор, 'пока не поумнеют'... Истина же, похоже, как всегда лежит где-то посредине...

— А именно?

— Думаю, что наверняка тебе этого никто не скажет — по крайней мере, внутри нашего пространства... А вот предположить можно... Ты слышал споры Землян о том, что вселенная 'расширяется' или 'сжимается' — как кому угодно?

— Было дело...

— Так вот: на самом деле происходит и то, и другое... Возможно, даже — оба процесса текут одновременно... В разных частях анизотропного пространства, например...

— Бред...

— Почему же? А как насчёт сложения двух скоростей света? Не бред?

— Там — физика. А тут бред.

— Что ж — может быть... Но наши философы в основной своей массе склоняются к тому, что наше пространство-время (как, впрочем, возможно, и ещё какое-то, в общем случае — бесконечное — количество аналогичных пространств) развивается циклически... То есть — спустя какое-то время после начала развития пространства оно 'схлопывается' (обнулением четвёртого измерения, например), после чего — снова возрождается и т. д.— до бесконечности, если нужно...

— Ничего себе...

— Немало есть таких, которые считают, что 'схлопывать' не обязательно всю вселенную — может, достаточно 'перевозродить' одну звездную систему... Я думаю, что имеет место и то, и другое... Звездная система перевозрождается для воссоздания 'среды обитания', угробленной 'двуногими' или им подобными, а всё пространство целиком — для окончательного уничтожения 'душ', прошедших достаточно большой цикл 'рождений и смертей', но так и не достигших совершенства... Но это, собственно, просто моя личная точка зрения... Пока я не имею каких-либо противоречащих ей знаний...

— Я, признаться, тоже...— с умным видом ввернул я. Джерри понимающе улыбнулся.

— Если же говорить о принципах построения внутренних взаимоотношений в такой системе, то одним из основных является принцип целесообразности. Он применим как при объяснении многих природных явлений, так и для понимания объективной морали...

— Например?

— Ну, например...— Джерри задумался,— например, если ты хочешь оценить правильность какого-либо поступка, то самый простой способ (кстати, давно известный у вас на Земле — хотя многие и предпочитают его упорно 'не знать') — такой: 'представь себе состояние системы, если все остальные в аналогичных ситуациях будут поступать так же'. Если же ты хочешь узнать, имеешь ли ты моральное право уничтожить другого человека, то здесь следует исходить из 'критерия наименьшего зла', а именно: что является большим вредом для системы — убийство тобой невиновного человека в случае ошибки или тот вред, который этот человек принесёт системе? Кстати, смыслов существования каждого человека в системе настолько много, что никто из смертных не может 'объять' их все; поэтому — в любом случае — убийство есть вмешательство смертного в дела Творца. А вот было ли оно целесообразным и, соответственно, простительным — это практически неразрешимая проблема для нас, грешных. Поэтому убийство мы считаем оправданным только в целях самозащиты — и то в случае, когда ты явно не мог противостоять насилию. Так, например, мы считаем моральным уничтожение вами врагов, пришедших на вашу землю — ведь вы физически не были способны их обезвредить и изолировать... А вот уничтожение отдельных преступников — дело весьма и весьма сомнительное... Вряд ли Творцу будет интересно потерять лишний разум... Уничтожая заключённых, общество просто расписывается в своей неспособности справиться с одной из важнейших своих задач — c воспитанием собственных членов... У нас, если помнишь, речь может вестись только об изоляции... Конечно, не позавидуешь человеку, которому светит коротать остаток жизни (или же большую её часть) на одном гектаре грунта с пространственной защитой на границе... Но — что делать — так он имеет какой-то шанс продвинуться вперёд в своём воспитании (развитии), а если мы его уничтожим — всё: жизнь пропала, цикл прошёл зря — и вряд ли принцип целесообразности в системе будет соблюдён...

— Ты упомянул 'пространственную защиту'...

— А... Это такая интересная вещь... Просто часть пространства — тонкая 'плёнка' вокруг некоторой территории непрерывно перемещается достаточно мощным пассером 'туда-сюда', в результате чего, например, брошенный камень, пересекая эту границу, превращается в пыль...

— А человек?

— Ну, он — не крепче камня...

— А если он случайно попытается пройтись по этому месту?

— Его не пустят. Система следит за его местоположением и просто не даст ему подойти к заграждению.

— Каким образом?

— Ну, сначала его просто будет отталкивать... Как будто магнитным полем или сильным ветром — как хочешь,— улыбнулся мой собеседник.

— Ну, а если он... как-то сумеет преодолеть это?

— Не думаю...— с сомнением покачал головой Джерри.

— А всё же?

— Ну, тогда... он просто заснёт... за несколько метров до границы...

— Гарантированно?

— Пока не было ни одного случая, чтобы система 'прозевала' ситуацию.

— Хорошо; а как быть с более сложными ситуациями: пять здоровенных мужиков насилуют женщину, ты это видишь — и прекрасно понимаешь, что, если сунешься — просто получишь по голове — и ей не поможешь, и тебе — крышка?

— Крышка? Как это?... ... А, понял... Надо будет подзаняться русской идиоматикой... Ну, что я могу сказать — мастер ты загадывать загадки... Конечно, если ты наверняка не сможешь 'навести порядок' своими силами — надо искать помощи, это почти однозначно. Но мне кажется, ты имел в виду ситуацию, когда помощи ждать неоткуда?

— Именно.

— Ну что ж, если ты не в состоянии сам либо с чьей-либо помощью восстановить справедливость — остаётся, пожалуй, заняться возмездием... Здесь советы давать бесполезно, ибо у каждого — 'свой путь': такие ситуации и создаются в судьбе, по всей видимости, для того, чтобы оценить твою реакцию на происходящее, корректность твоих действий и правильность выбора. Здесь каждый решает сам. Я бы, пожалуй, будь я Землянином, оказавшимся в такой ситуации, во-первых, постарался бы всех их хорошенько запомнить. Затем я инкогнито — чтобы они не поняли, кто инициирует процесс — сделал бы попытку засадить их за решётку; а если бы это мне не удалось — в такой ситуации, мне кажется, допустимо организовать принудительную кастрацию этих деятелей; если же такая процедура сопряжена с риском не довести дело до конца или с новой опасностью для общества, связанной с их болезненно-обозлённой реакцией на наказание — я считаю моральным их физическое уничтожение. Даже 'исподтишка'.

— А если сам попадёшь на скамью подсудимых?

— Просто расскажу всю правду. Это уже дело судей: 'брать грех на душу' — или нет.

— А если это грозит тебе самому смертной казнью?

— Ну... тут возникает ещё одна проблема: может, ты бы сумел принести обществу больше пользы, оставшись в живых? Это достаточно сложно предугадать... Ибо, с одной стороны, способность составляющих частей системы к самопожертвованию ради сохранения стабильности в системе в целом...

— ...есть обязательное условие абсолютной стабильности системы. Согласен...

— ...а с другой — необходимость самопожертвования должна оцениваться индивидом чисто прагматически с точки зрения целесообразности для системы — что лучше: выполнить эту, может быть, не столь важную функцию ценой своей жизни или оставить её невыполненной и выполнить до конца основную роль, отведённую тебе в твоей жизни... Самая сложная проблема, по-моему... Я думаю, одна из основных целей нашего 'обучения' в этом пространстве как раз и состоит именно в том, чтобы научиться решать такие вот 'ребусы'...

— А если применить принцип целесообразности к оценке совсем мелких — 'микробытовых' ситуаций?

— Это — всеобъемлющий принцип. Единственная сложность в его применении состоит в том, что человек должен научиться думать 'с точки зрения целесообразности системы в целом'... Если, конечно, он согласен с этими принципами...

— А если нет?

— Тогда он весьма далёк от совершенства. Обсуждение взглядов и поведения таких лиц — уже в компетенции содержателей исправительных заведений. Мне лично они не интересны...

— Почему?

— Скучно... Представь, что в вашем обществе наймут университетского профессора для воспитания малолетнего болвана, имеющего 'свои взгляды', весьма далёкие от профессорских... Здесь речь идёт не об иной точке зрения, а просто об элементарном невежестве... Согласись, что бедняге профессору будет действительно скучно... Примерно так и здесь: я давно прошёл этот путь, пришёл к каким-то выводам, сверил их с другими — достаточно умными и весьма уважаемыми мной — людьми; и вдруг какой-то 'сосунок' — так, кажется, это у вас называют? — с неимоверным апломбом и неподражаемой уверенностью в своей правоте пытается изложить свои взгляды, весьма далёкие от реальности, 'пройденные' мной где-то в самом начале этого пути и отвергнутые за свою примитивность, несостоятельность, 'нежизненность'... Я охотно верю, что он не сомневается в своей правоте; но я знаю также, что спорить с ним или переубеждать его совершенно бессмысленно: при том объёме знаний, который он имеет, он просто не сможет понять услышанного...

— И что же ему делать?

— Учиться. Учиться, учиться и учиться.— Улыбнулся Джерри, с видимым удовольствием принюхиваясь к просочившимся с кухни запахам.

— И сколько?

— Всю жизнь. Ведь жизнь наша и есть, собственно, процесс обучения...

— А работникам 'исправительных заведений' интересно общаться с таким контингентом?

— Это — их работа... Для этих людей результат их труда есть не поиск истины, как таковой, а 'вкладывание' добытой другими и известной им истины в головы менее совершенных лиц... Это — просто одна из областей практической педагогики... Совершенно другая проблема, из другой области — у меня она может вызвать, пожалуй, только 'общий' или просто праздный интерес — не более...

— А почему ты утверждал, что 'если человек не разделяет принципов построения системы, значит — он весьма далёк от совершенства'?

— Это — простая статистика. По мере того, как человек 'накачивается' знаниями, он проходит немало различных ступеней на пути к совершенству. Одна из низших ступеней — всего бояться. Чуть повыше — он уже осмелел — всё ломать. Потом — ломать, чтобы из обломков сделать что-то своё. Ещё выше — не ломать, но использовать уже существующие обломки. Далее — создавать что-то своё, действительно ценное, уже не из обломков чего-то ещё более ценного, чем создаваемое творение, а из как можно более дешёвых материалов. Последние две ступени умственного развития индивида уже представляют для меня какой-то интерес... Далее человек учится 'не изобретать велосипед' — так, кажется? — и пытается использовать то, что уже есть в природе, не разрушая её; собственные же 'творения' стремится делать весьма осторожно, стараясь нанести природе как можно меньший ущерб. Человек на такой ступени развития уже представляет несомненный интерес... Ну, и последнее, что мне удалось наблюдать — это когда человек ставит интересы развития системы хотя бы соизмеримыми со своими собственными, точнее, с интересами собственного комфорта. В этом случае он способен отказаться от реализации идеи, дающей ему немыслимые удобства — но — хотя бы 'потенциально' — вредной для природы. Человек на этом этапе его развития уже достаточно совершенен, чтобы быть для меня более, чем интересным. Может, именно потому, что начинает понимать и разделять те самые принципы построения системы, о которых мы говорим — на более низких ступенях развития он не только не разделял этих принципов, но и вряд ли был способен их понять... Вариант же общества, начавшего это понимать, можно наблюдать сейчас на Челле — там люди уже стремятся жить в как можно более естественных, природных условиях; обращаясь к 'благам цивилизации' только там, где они пока не могут без них обойтись, либо — там, где без этих благ, например, затрудняется дальнейшее развитие системы знаний человечества...

— И в чём выражается на Челле это 'стремление к природе'?

— Масса факторов... Бросается в глаза 'отшельничество' — попытки уединяться в одиночестве или с семьёй где-то в наиболее диких уголках; либо просто стремление жить, обеспечивая самого себя большинством продуктов питания — причём причина этого — не в недостатке средств, а в нормальных потребностях здоровой и раскрепощённой психики... Единственное, от чего никто ещё не отказывался — так это информация, возможность связи с миром. С этим 'благом' можно расстаться только на неделю — месяц, да и то — если уж очень устал... Общая же тенденция, распространяющаяся уже около полувека, следующая: жить предпочитают семьями по 5-7 человек, в своих домах, расположенных в как можно более диких районах планеты, но — как можно ближе к какой-либо станции пассеров... Обычно такие районы разбиваются на участки размером не более гектара, но не менее четверти; на каждом участке живёт семья или 'группа друзей' в одном-трёх домах... Группа смежных участков располагается линейно (в лесу, например) и вдоль этой группы тянется тропа или дорога... Перемещаются в основном верхом на животных; большей частью это — выдрессированные свободно пасущиеся травоядные.

— Кстати — помнишь Иво?— Улыбнулась вошедшая Линда, располагая на столе миску с ещё горячим печеньем, вызвавшую заметное оживление у Джерри.

— Иво?— Удивился я.— Так это...

— Именно...,— продолжала загадочно улыбаться, разливая сок в высокие стаканы, Лин.— Как раз эта история и послужила поводом для нашего знакомства... Старик Лео был просто поражён твоим поведением, довольно-таки нехарактерным для землянина. Это был повод присмотреться к тебе поближе. Ну, а когда я поняла, что ты мне нравишься — решила показаться тебе не берегу. Возле 'Магнолии'...

— Понятно... Слушай, а как Иво с Клирой вообще попали сюда?

— Как всегда у двуногих — недосмотрели.— Развела руками челланка, поглядывая на сосредоточенно хрустящего печеньем Джерри.— Иво привезли с Кортвинты, как лучшего представителя породы... Клира уже год ждала на Челле возможности дать потомство — при её генетических данных... скажем так: спаривать её с местными жеребцами было бы просто кощунственно. Иво привезли как раз 'к гону'... Ну, он особо не вникал в тонкости карантинных служб: как только её унюхал — разбил оградку и нашёл самочку. Разумеется, для его копыт ничего не стоило освободить и её... Так они оказались на свободе... Ну, а в это время как раз перемещали первые партии оборудования на Землю. Поскольку здесь ещё не было камер пассеров, перемещение было 'площадкой' — со двора космоцентра на Челле в один заброшенный дворик на Земле. Контейнер располагают на площадке и оттягивают рычаг, расположенный у её края — чтобы вызвать перемещение. Вместе с грузчиками. Для которых, кстати, такая конструкция была очень удобна — такой рычаг ведь не теряется, как пульт, на него не наступишь, не раздавишь... сломать сложно... Никто и не подозревал, чем это может кончиться... Ну, грузчики — везде ребята 'простые': когда отвлеклись — система осталась в рабочем состоянии. Площадка была в углу двора. Именно в этот угол сбежавший Иво и загнал Клиру, нажал задом на рычаг, и — не успел сообразить, как очутился на Земле. Пришлось Лео отправляться за ними... Об остальном тебе известно чуть больше, чем мне.— Лин улыбнулась.— Ну, а площадки 'с рычагами' сейчас срочно переделываются на варианты с дистанционным пультом — хоть не так удобно, но — надёжнее, как оказалось...

— Интересно... Ну, допустим вышел я из дома или из пассера — А моего 'рогатого травоядного' поблизости нет. Пошёл, допустим, лучшие пастбища искать. Что делать?

— Обычно их подзывают командами, индивидуальными для каждого конкретного животного — чтоб не путались. Чаще всего используются различные комбинации ультразвуковых свистков.

— Зачем так сложно?

— Сложно? Странно... Что тут сложного? Свистнул, подождал пару минут — и твой любимец уже здесь, мордой трётся, 'сахару просит'... И четвероногому невелика нагрузка, и для двуногих полезно — чем больше двуногие общаются с природой, с незамученными неволей животными — тем лучше их понимают, больше узнают; разумнее или, если хочешь — 'совершеннее' — становятся... Не забывай, что животное, не знавшее привязи, не придёт к тебе просто так — ему твоя доброта нужна. И ласка. И — уверенность в том, что тебе можно доверять. На Земле в книгах описывают те редкие случаи, когда животное решается просить помощи у Человека, а у нас это — привычное, совершенно никого не удивляющее явление. Кроме того — ты обратил внимание, что практически нигде не тратится сколько-нибудь заметного количества энергии? А ведь производство энергии — одна из самых 'пакостных' для природы областей человеческой деятельности... На Челле, кстати, и по абсолютным показателям тратится гораздо меньше энергии, чем на Земле. А нас ведь заметно больше... Я уже молчу про уровень потребностей общества...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.