Сделай Сам Свою Работу на 5

Наши ориентиры в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей, основаны на их приобщении к истокам русской народной культуры.





Пояснительная записка.

 

Иванушки, Аленушки! Храни вас Бог, храни!

Вы золотые зёрнышки моей всея Руси.

Молчанием иль голосом за вас тревожусь впредь:

Пустым иль полным колосом вы будете шуметь?

М. Сухорукова.

 

Направленность:социально-педагогическая.

 

Рабочая программа кружка “Ладушки” (духовно – нравственного воспитания на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры для детей старшего дошкольного возраста) разработана на основании Закона «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания, Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»,Договора о сотрудничестве между Правительством Калужской области и Калужской Епархией, Письма оприоритетах воспитания в системе образования Калужской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание человека всегда было трудной задачей, а в нынешних условиях, является наиболее сложной.



1.1.Актуальность: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в одном из своих выступлений отметил: «Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить – добру или злу». И мы видим, жизнь сегодня действительно стала ненормальной. Все резко изменилось, стало с ног на голову. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, искажены понятия ο любви, доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наши недруги, да и мы сами унижаем своё достоинство, своё прошлое, собственную культуру, наши ценности. А ведь это всё впитывают наши дети! Но, если мы любим свою Родину, должны знать историю своего государства, ценить культуру своего Отечества, чтить святыни нашей Родины, уважать собственное Ясвоего народа. Только тогда мы народ! С болью в сердце сознаю, что в противном случае нас ждет будущее Югославии и других несчастных государств. С падением нравов и устоев, разрушается государство и исчезает народ. Это подчеркивает и Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев): “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”. Это мы обязаны понять и не допустить. Наша культура вошла в мировую сокровищницу именно по своей духовно-нравственной основе. Педагоги, философы, общественные деятели, отечественные ученые, понимают: необходимо вернуться к своим национальным истокам. У России должно быть светлое будущее! А строить будущее страны нашим детям. Это будущее зависит и от нас педагогов, от того, что мы сможем дать нашим детям, чему мы их научим. Формировать личность ребенка в одиночку невозможно. История человечества указывает, что в воспитании людей всегда участвовало человеческое общество с его нормами, требованиями и традициями. Как правило, это традиционная этническая культура и вера. А на Руси культура и вера – православные. Сегодня, как никогда, актуальной является проблема духовно - нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Эту проблему невозможно решить, если дети не будут знакомы с историей и культурой своего народа, своего родного края.



В Калужской области до революции было множество монастырей и храмов: Оптина пустынь, Казанская Амвросиевская женская пустынь близ Шамордино, Тихонова пустынь, Боровский монастырь… Список можно продолжить. Каждый из этих духовных центров имеет свое уникальное значение, и не только для области, но и для всей России. Сейчас идет возрождение этих монастырей, храмов, церквей. Вот и у нас в городе Таруса с Божией помощью восстановили старинную церковь Воскресение Христово и собор Петра и Павла. Но возводятся не только стены – возрождается и духовная жизнь. И самое первое звено - это дошкольное учреждение. В детском саду «Малышок» в 2000 году, по согласию родителей, открылся кружок «Ладушки» духовно – нравственного и патриотического воспитания (Православие) При храме Воскресение Христова работает воскресная школа. В школах города Тарусы и Тарусского района ведутся уроки «Основы православной культуры». Уроки православной культуры достаточно актуальны как для приобщения учеников к нашей богатой истории так для их духовно – нравственного становления. Педагоги в школах преподают по учебникам А.В. Бородиной. В организации данной работы всех нас объединила Верзилина Наталья Денисовна, председатель Тарусского отделения «Международного фонда славянской культуры и письменности». Ведётся большая просветительная работа педагогов: курсы повышения квалификации, семинары, круглые столы, посещение ежегодных международных Богороднично - рождественских образовательных чтений. Проводятся паломнические поездки в соборы Калужской и Серпуховской областей, в Сергиево - Троицкую лавру и Московскую духовную академию. Ежегодно 24 мая проводятся праздники, посвящённые Дню культуры и письменности. Последние пять лет проходят фестивали «Благословенна земля Тарусская». Детский сад «Малышок» принимал активное участие во всех этих мероприятиях.



Дошкольный возраст самый чувствительный, в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. И задача педагогов, родителей помочь ребёнку, как можно раньше взрастить в своей душе духовно - нравственные качества. Это станет духовной защитой от зла, которого там много в нашем мире. Мы в ответе за детей, которых воспитываем. Иоанн Златоуст писал: «Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение. Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души»

Почему программа называется «Ладушки»?

Лад -это старинное русское слово. Лад - одно из основополагающих понятий мироощущения Святой Руси.

Синонимы: Лад,лажение, прилаживать, налаживать, ладить, лада, ладно, разлад, ладный, ладушки.

Лад в народной жизни - это стремление к совершенству, простоте и красоте в жизненном укладе, труде и быте, целесообразность, красота, мудрость и глубина народных представлений, традиций и обычаев.

Лад - это мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок, гармония. "Лад всего дороже", "Мир да лад, тишь да крышь", "Дело пошло на лад"

Лад - важнейшая эстетическая категория музыки.

Лад в человеке – это состояние цельности, единства, покоя и гармонии.

Ладушка - это лад Души.

«Ладушки» - это игра с детьми, а еще в этом слове звучит любовь, доброта и нежность.

Игра «Ладушки» -знакомит детей с русским языком, его особенностями, мелодией, учит детей произносить первые слова, делать первые шаги.

Кружок «Ладушки» направляет первые шаги детей в жизни: учит любви, доброте, милосердию, почитанию и послушанию родителей, уважению старших, прощать и благодарить, преодолевать трудности, бережно относиться к природе, знать и уважать культуру и традиции своего народа, любить свою Родину, жить со всеми в мире и ладе, старается привить иммунитет против зла. Я так хочу, чтобы у детей был лад и гармония в душе, чтобы они жили в ладе с миром, были здоровы и счастливы, но и умели противостоять против всего недоброго!

И, кем бы человек ни стал в этой жизни, он всегда должен помнить свои истоки, свои настоящие корни, а это невозможно без воспитания духовности через православную культуру, культуру наших предков.

Наши ориентиры в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей, основаны на их приобщении к истокам русской народной культуры.

· Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.

· Устное народное творчество, (фольклор) в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

· Замечательная тарусская вышивка, праздничная дымковская игрушка, яркая русская матрешка, сказочная городецкая роспись, голубая сказка гжели, золотая хохлома, морозный узор вологодских кружев показывают детям Красоту в представлении русского народа, рассказывает о замечательных мастерах, творивших эту Красоту, воспитывает чувство гордости своей Родиной.

· В народных праздниках и традициях фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Развитие интереса к музыкальному творчеству русского народа, на музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках. Вот так все взаимосвязано, потому что русская культура - это синтез искусств, это мудрые истины, дающие образец отношения к матери, семье, роду, Родине, природе, красоте. Эти истины на протяжении многих веков, выработаны, отшлифованы, проверены в личной жизни поколениями.

Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии, поэтому без знания его основ невозможно понять нашу культуру, искусство, традиции, дух народа.

Русская народная культура - это вытекающая из православной культуры, система отношений между людьми в целях совместной жизни, обучения детей, труда и отдыха. Она направлена на воспитание детей и дает возможность комплексно решать задачи духовного, умственного, нравственного, патриотического, эстетического и физического воспитания личности ребенка. Считаю, что нам, педагогам, просто необходимо воспитывать наших дошколят на исконно русских традициях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.