Сделай Сам Свою Работу на 5

Монополистическая конкуренция





 

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный но дифференцированный продукт (например, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции - это неценовые методы - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.



Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции. Прежде всего, конечно, дифференциация идет по качеству. Одни и те же потребности можно удовлетворить продуктами, имеющими одну потребительную стоимость, но разный уровень качества. Продукты могут различаться по надежности, функциональным свойствам, используемым материалам, дизайну и пр. Существенное значение может иметь вид и качество обслуживания покупателей: в одних магазинах вам объяснят назначение товара, покажут, как им пользоваться, упакуют, доставят на дом и пр., в других торговый процесс основан на самообслуживании, но цены значительно ниже, в третьих дают гарантию обслуживания после продажи товара и др. Все это влияет на намерения покупателя и заставляет его выбирать тот, а не иной товар.



Одни и те же товары могут продаваться в различной упаковке и различной фасовке, на них могут стоять разные торговые марки и торговые знаки. Большое значение для потребителя может играть в выборе товара близость расположения магазина, где его можно купить, поэтому размещение торговых точек - это тоже условие дифференциации покупаемого товара.

Все перечисленные условия дифференциации товаров создают возможность существования еще одного признака монополистической конкуренции - неценовой конкуренции.

В краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, может как получить прибыль, так и понести убытки. Как правило, прибыльное производство какого-либо товара привлекает новых производителей, предложение данного товара увеличивается, соответственно уменьшаются цены, уменьшается или вообще исчезает прибыль, и наоборот.

В долгосрочном периоде фирма в монополистической конкуренции имеет тенденцию к безубыточности. Связано это с тем, что существующая конкуренция при высоких прибылях приведет к перепроизводству товаров и снижению цен, что восстановит равновесие. В случае низких цен количество произведенных товаров сократится, так как некоторые фирмы уйдут из отрасли, цены возрастут и прибыльность восстановится.

Кроме того, необходимо помнить, что существуют ограничивающие конкуренцию факторы, так как это не просто конкуренция, а монополистическая конкуренция. К таким факторам можно отнести следующие.



Во-первых, некоторые фирмы выпускают такой продукт, который сложно воспроизвести. Или они расположены в выгодном месте по отношению к покупателю, могут работать круглосуточно и, таким образом, постоянно иметь покупателей. Или, наконец, у них есть патент на производство данного вида продукции. Все это обеспечит фирме устойчивую прибыль.

Во-вторых, для вступления новых фирм в отрасль могут существовать финансовые барьеры в виде крупных начальных капиталов, покупки патентов и др.

В-третьих, постоянно идет дифференциация прибыли, так как различны размещение производителя по отношению к покупателю, сфера торговли, дифференциация товара у разных производителей.

Известно, что для достижения эффективного функционирования фирмы необходимо тройное равенство: цены, предельных издержек и средних издержек. Однако в условиях монополистической конкуренции не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни возможной производственной эффективности. Монополия всегда вызывает недоиспользование производственных мощностей и ресурсов для производства данного товара. Цена товара, как правило, больше предельных издержек. Это означает, что общество оценивает товар выше, чем он того стоит, чем затраты на его производство, а производители-монополисты производят продукции меньше, чем можно было бы производить. Отсюда более высокие издержки производства на единицу продукции, значительно отличающиеся от достижимого в аналогичных условиях минимума. Соответственно и цены будут выше, чем на чисто конкурентном рынке.

Следовательно, потребитель в данных условиях недополучает какое-то количество продукции и постоянно переплачивает за этот продукт из-за высоких цен. Не полностью загруженные мощности предприятия, и потребители, наказанные за это высокими ценами, все вместе составляют издержки монополистической конкуренции. Но нужно иметь в виду, что на практике отличия в прибыли и издержках производства на конкурентных предприятиях и предприятиях монополистической конкуренции не всегда бывают значительны, в то же время множество производителей дифференцированного товара в условиях монополистической конкуренции увеличивает плотность рынка и возможность выбора для потребителя.

Разумеется, те негативные моменты, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих предприятий. Они чаще всего останавливаются на дифференциации продукта и его совершенствовании.

Дифференциация продукта означает, что одновременно выпускается множество модификаций данного продукта различного качества, в различном оформлении. Такое обилие выпускаемого продукта привлекает потребителя, но в то же время разнообразие марок, стилей, форм может просто не позволить ему разумно подойти к выбору. Это тем более важно, что большинство предлагаемых модификаций отличаются друг от друга весьма незначительно, чаще всего только внешне.

Помимо дифференциации выпускаемой продукции, на данном этапе фирмы ведут работу по постоянному совершенствованию выпускаемой продукции и технологии ее производства на основе использования в производстве достижений науки и техники. Причем удачная работа одной фирмы по улучшению продукта служит стимулом для других: если они, в свою очередь, ничего не сделают в этом направлении, то проиграют на рынке и могут разориться. Полученная от улучшения прибыль может быть использована на дальнейшее совершенствование продукта и производства.

Применение фирмой способов, не связанные со снижением цены, с помощью которых она стремиться увеличить объем продаж, называется неценовой конкуренцией. Ее основными формами являются:

· повышение качества продукции путем совершенствования технических характеристик товаров;

· улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;

· производство товаров-заменителей;

· улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;

· использование массовой рекламы и т.п.

Важная роль в продвижении товаров не рынке принадлежит рекламе. Реклама всегда должна приспосабливать потребительский спрос к выпускаемому продукту. Ее основная задача - увеличивать количество продаваемых изделий за счет привлечения дополнительных покупателей. В общественном производстве реклама выполняет следующие функции:

во-первых, реклама предоставляет потребителю информацию, которая позволяет ему ориентироваться в товарном мире и делать разумный выбор;

во-вторых, она поддерживает все отрасли национальной системы связи, так как фактически во всех странах СМИ существуют в основном за счет рекламы;

в-третьих, реклама стимулирует изменения в продукте, его совершенствование;

в-четвертых, реклама способствует повышению эффективности производства, так как удачно разрекламированный продукт начинает пользоваться большим спросом, и производитель расширяет производство, получает больший доход, большую прибыль;

в-пятых, реклама поддерживает конкуренцию, так как посредством нее происходит борьба за потребителя;

в-шестых, реклама способствует полной занятости, стимулируя высокие уровни потребительских расходов, а, следовательно, дополнительный доход для производителей и возможность расширять производство.

В то же время, реклама оказывает на общество и отрицательное влияние. В частности, она навязчиво убеждает потребителя, что купить нужно именно этот товар, и никакой другой. Далее все расходы на рекламу не участвуют в создании продукта, не увеличивают объемы производства, т.е. эти расходы непроизводительны. Рекламой пользуются все фирмы, в том числе производящие конкурирующие товары. Поэтому реклама одной фирмы, по сути, отрицает рекламу другой, они как бы уничтожают друг друга. Кроме того, активное использование рекламы способствует сохранению и росту монополий.

 

Олигополия

 

Уясните, что олигополия (от греч. олиго — немногие и полео — продаю) — это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм.

По типу продукции различают чистую олигополию — олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности), и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п. Для олигополии характерны следующие черты.

1. Немногочисленность фирм в отрасли, когда несколько фирм могут контролировать основную часть рынка, производя как однородную, так и дифференцированную продукцию.

2. Высокие барьеры для входа в отрасль.

3. Большая взаимозависимость фирм-олигополистов друг с другом как по цене, так и по выпуску продукции.

4. Контроль над ценой или ограниченный, или значительный при сговоре конкурирующих фирм.

Так как в олигополию входит небольшое число предприятий, то в своей деятельности они зависят друг от друга - каждый из них владеет значительной долей рынка и может влиять на цены. Поэтому характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм. Любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. С одной стороны, рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. С другой стороны, поведение других фирм влияет на поведение данного конкурента.

Различают четыре варианта существования олигополии и взаимодействия ее членов в ценообразовании: олигополия, не основанная на сговоре; взаимодействие, обусловленное тайным соглашением; лидерство в ценах; ценообразование осуществляемое по принципу "издержки плюс..."

В современных условиях чаще всего встречается олигополия, не основанная на тайном сговоре. Связано это с тем, что практически везде действуют антимонопольные законы, и они достаточно суровы.

Олигополия — преобладающая рыночная структура современной экономики, поскольку на ее долю приходится большая часть производимой продукции.

Особенности поведения фирмы-олигополиста на рынке. В частности, уясните, что в краткосрочном периоде она способна удерживать цену на свою продукцию. Это объясняется предварительной готовностью фирмы к возможному падению или увеличению спроса. Фирма-олигополист готова (и имеет возможность) изменять (законсервировать или ввести) в соответствии с изменившимся спросом некоторое количество отдельных фиксированных ресурсов - станков, машин, оборудования, запасов и др. Одновременно она может изменить и количество переменного фактора (труда), оставляя при этом величину, его изменения на единицу продукции постоянной. Можно сказать, что в краткосрочном периоде наблюдается постоянная отдача от масштаба производства при изменении выпуска продукции.

В этом периоде олигополист на основе изучения рынка определяет свою нормальную кривую спроса, с учетом которой уточняет, какой объем товара можно реализовать по соответствующей цене. Зная потенциальный спрос, фирма готовит факторы производства с учетом возможных изменений спроса. Олигополист, как и другие фирмы несовершенной конкуренции, максимизирует свою прибыль, когда соблюдается равенство MR=MC, при этом кривые AVC и МС совпадают.

В долгосрочном периоде действия фирмы-олигополиста определяются реакцией и ответным действием конкурирующих фирм. Зависимость поведения каждой фирмы-олигополиста от реакции конкурентов называют олигополистической взаимосвязью. Фирма обязана тщательно учитывать возможные действия своих конкурентов на олигополистическом рынке при изменении цены и объема выпуска на свою продукцию.

Наличие олигополистических взаимосвязей обусловливает сложный характер поведения фирм. Одна фирма исходит из того, что конкуренты всегда поддерживают общее понижение цены на продукцию отрасли, но не будут поддерживать ее повышение. Другая фирма может предположить, что каждая фирма отреагирует на изменение цены и объема выпуска конкурентов, но не на изменение ее собственного объема и цены. Третья фирма ожидает от своих конкурентов наихудшего из того, что может быть, поступая соответственно этим ожиданиям.

Учитывая, что в долгосрочном периоде действия фирм-олигополистов могут быть многовариантными, единой теории олигополии нет. Однако экономистами разработаны модели, учитывающие ряд согласованных действий конкурирующих фирм при изменениях в ценах и объемах выпуска продукции на рынке олигополии.

Одной из таких моделей является модель Курно. Суть данной модели в том, что из двух конкурирующих фирм (дуополия) каждая принимает объем производства своего конкурента постоянным и исходя из этого определяет собственные действия по выпуску продукции. Сопоставляя реакции фирм-олигополистов на поведение друг друга, определяют величину предложения, одинаковую для каждой фирмы. Это, так называемое, равновесие Курно. При таком равновесии фирма может определить, сколько продукции будет производить конкурент и в зависимости от этого максимизировать свою прибыль.

Таким образом при равновесии Курно одна из фирм устанавливает объем выпуска и «отнимает» часть потребительского спроса, предполагая, что вторая «сдается», снижая цену и объем производства, т.е. вторая фирма принимает условия первой фирмы. Однако поведение второй фирмы может быть и другим, когда она не принимает никаких условий и объявляет ценовую войну с целью недопущения конкурента на рынок. При этом вторая фирма не уменьшает выпуск и значительно снижает цену на свою продукцию.

Учитывая большую зависимость олигополиста от действий других фирм, при анализе олигополистической ситуации применяют теорию игр - науку, исследующую возможное поведение участника в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Такими ситуациями являются вероятные линии поведения фирм-олигополистов, оценивая которые можно предусмотреть собственное возможное решение. Например, фирмы являются единственными продавцами на олигополистическом рынке. При этом каждая фирма может повысить или понизить цену.

Если фирмы оставляют цены без изменений, то обе они не получают прибыли. В то же время, если обе снизят цену, то каждая может получить убыток. Если одна фирма оставит цену без изменения, а другая при этом снизит цены на свою продукцию, то первая фирма понесет убыток, а вторая фирма получит прибыль на такую же сумму. И наоборот.

Как в данной ситуации поступить фирмам-конкурентам? Даже если фирмы попытаются договориться об оставлении цен неизменными, каждая из фирм имеет тенденцию к нарушению соглашения, ибо это сулит ей солидную прибыль. В то же время при данных обстоятельствах фирма, выполняющая соглашение, может получить убыток. Разумным было бы со стороны каждой фирмы снижать цену, теряя в данном случае значительно меньше, чем при возможном понижении цены своим конкурентом. Данная ситуация носит название дилеммы заключенного.

Характерной особенностью описанной ситуации является принятие решения, которое противоречит корыстным интересам, но более реально оценивает возможные ходы конкурента, т.е. фирмы снижают цену, хотя есть возможность этого не делать. Подобная стратегия носит название стратегии наименьших потерь, когда фирма не полностью доверяет своему конкуренту.

Поскольку действия фирм-олигополистов влияют на финансовый результат каждой фирмы отрасли, то между ними существует реальная возможность договориться о размерах цены на товар, о величине выпуска продукции, о разделе рынка, об ограничении допуска на него других фирм и т.д. Сговор - это соглашение между фирмами с целью выработки единой рыночной политики. Когда олигополисты официально договариваются о ценах и объемах выпуска, то результатом сговора является объединение фирм в картель.

Одной из форм неявного сговора является ценовое лидерство. Такое явление наиболее часто наблюдается в отрасли, где есть преобладающее влияние одной, как правило, самой крупной фирмы-лидера. Такая фирма и выступает инициатором возможных изменений цен и выпуска. Ценовой лидер уверен, что другие фирмы последуют его примеру. Фирмы-олигополисты, входящие в отрасль, знают, что если они последуют за лидером, то другие сделают то же самое. Такая согласованность равносильна картелю, хотя и отсутствует при этом формальное соглашение. Необходимо отметить, что фирма-ценовой лидер действует не только по линии повышения цен. Чтобы помешать входу в отрасль конкурентов, ценовой лидер может и понижать цены, объявляя тем самым ценовую войну.

Рассмотренные модели позволяют утверждать, что поведение фирм-олигополистов может носить многовариантный характер. Фирмы, координирующие свое поведение, могут действовать как монополии, имея цены выше предельных издержек, получая высокие прибыли. Некоторые фирмы могут действовать как конкуренты, имея цены, равные или близкие к предельным издержкам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.