Сделай Сам Свою Работу на 5

Изменения женского костюма.





Древнегреческая одежда до Персидских войн была узка и туго стянута поясом; она плотно прилегала к телу до талии, а ниже — материя ниспадала прямыми складками; у женщин она волочилась сзади по пятам и вся была собрана в мелкие складочки, количество и порядок которых зависели не только от качества материи, но также и от употребления крахмала и утюга.

Через несколько веков вкусы переменились. Хотя основной частью костюма по-прежнему является длинный четыреугольный кусок материи, который можно было с помощью закалывания застежками, а реже благодаря пришиванью в разных местах, располагать вокруг тела различным образом, но с течением времени кусок этот сделался шире, и шерстяные материи, употреблявшиеся по преимуществу дорянами, по-видимому, одержали верх во всем греческом мире над льняными, которые были широко распространены среди ионийцев гомеровских времен.

Шерстяная ткань гуще льняной; она не так легко принимает форму фигуры, которую она облегает, а при движении складки, образующиеся на ней, ложатся шире и держатся лучше.

Эта замена материи другим сортом сыграла большую роль в происшедшей перемене костюма; конечно, можно было бы найти и другие причины этого явления, коренившиеся в изменении нравов, в большей утонченности эстетического чувства. Как бы то ни было, драпировка с. 117 освободилась от принужденности, и одежда перестала иметь тот стесненный, неловкий вид, которого никогда не могут избегнуть узкие одежды.



Первобытное женское одеяние.

Древние ионийцы питали большую любовь к яркой белизне шерстяных тканей, но все же окрашивали шерсть в красный, лиловый, желтый и синий цвета. Им доставляла удовольствие сложность рисунков, которые с. 118 получались на станке ткача благодаря смешению ниток или являлись на каком-нибудь фоне с помощью иглы вышивальщицы.

Женские одеяния. Женские одеяния.

На каймах эти рисунки составлялись из геометрических линий, по полю же были рассыпаны звезды, листья, с. 119 цветы, действительные и сказочные животные, иногда изображения богов и гениев, сцены охоты или битвы.

Греки никогда не утратили склонности к этим пестрым одеяниям, к этим материям с крупными разводами. Тем не менее в V и в IV веках преобладала простая и одноцветная одежда, белого или темного цвета, украшенная самое большее желтой, красной или синей каймой. Эта кайма иногда скромно украшалась извилистой линией или другим подобным же узором.



(Perrot. Revue des Deux Mondes, т. LXX, 1885, стр. 299—300).

Мужской костюм IV века.

Основной одеждой мужчин был хитон; он одевался прямо на тело, без рубашки, и состоял из куска материи, который обхватывал сверху донизу тело человека. С одной стороны он был совершенно закрыт, оставался лишь прорез для продевания руки; с другой же — верхние концы материи скреплялись на плече пряжкой или пуговицей. С этого бока хитон или зашивался во всю длину, или был открыт, что случалось реже. Посредством пояса можно было подбирать это одеяние как угодно.

Сначала у афинян был в ходу длинный хитон, как у ионийцев Малой Азии; но после персидских войн его вытеснил короткий, дорийский, доходивший только до колен. К нему часто приделывали рукава или полурукава. На хитонах рабов и рабочих (exomis) прорез делался только слева, правая же рука и плечо оставались обнаженными.

Сверху хитона набрасывался гиматион, очень широкое одеяние продолговатой формы. Одним своим концом он прикреплялся на груди ниже левой руки, потом покрывал левое плечо и спину, пропускался под правой рукой или сверху ее и, перекидываясь снова на левое плечо, ниспадал наконец на спину своим другим концом. Таким образом, гиматион был похож на испанский плащ. Разновидностью этого плаща, но значительно с. 120 меньшего размера, являлсятрибонион, родиной которого были дорийские города.



Хламида представляла собой короткий плащ, застегивавшийся на шее пряжкой и свободно спускавшийся на плечи и спину. Ее носили на охоте, на войне и в путешествиях. Она была обычным костюмом афинской молодежи и спартанских граждан.

Экзомида и гиматион.   Хламида.

В городе греки ходили обыкновенно с непокрытой головой, но в деревне или в путешествии они употребляли в защиту от солнца то πῖλος, войлочную шапочку, вроде ермолки, без полей или с очень маленькими полями, то πέτασος, тоже войлочную шляпу, менее глубокую, чем наши современные, с ремнем, который должен был удерживать ее на голове или на спине, когда ее туда откидывали.

Петас.   Обувь.

Самой употребительной обувью были сандалии, с. 121 прикрепляемые к ноге ремнями. Настоящий сапог (эндромис) из кожи или войлока также был известен грекам; он доходил до икр, даже выше, и зашнуровывался спереди. Впрочем, греки часто ходили босыми.

Женский хитон. Домашнее и выходное платье.

Женский костюм.

Греческий женский костюм отличался большой простотой. Важнейшей частью его была туника (хитон), спускавшаяся до полу. В этом одеянии лиф и юбка составляли одно целое. Туника делалась то с короткими рукавами, то была открыта сверху и застегивалась пряжкой на плече. Это был домашний костюм, для которого употреблялась мягкая и в то же время тяжелая материя, большей частью шерстяная, иногда и полотняная. Обыкновенно это платье было белое с цветной полоской по краю. Талию обхватывал пояс, позволявший менять по желанию фасон платья; молодые девушки носили пояс вокруг талии, тогда как замужние женщины — выше талии, а именно по так называемой моде эпохи Директории20, с. 122 заимствованной от древних. Руки женщины были обнажены, а ноги в изящной обуви. По словам одного древнего, «женщины Фив носят тонкие башмаки, низкие и узкие, красного цвета; они так хорошо шнуруются, что нога выглядит почти обнаженной». На танагрских статуэтках21 мы видим желтые ботинки с красными подошвами.

Такой костюм носили только дома, так как для выхода на улицу эта упрощенная одежда не считалась ни в должной мере теплой, ни достаточно скромной и элегантной. Для нарядного выходного туалета требовалсягиматион, одевавшийся сверху и называемый то пеплосом, то калиптрой. Определить различие этих двух терминов довольно трудно, тем более потому, что греческие женщины обращали внимание на новые моды не менее наших современных дам. По-видимому, однако, калиптра была меньшей величины и из более тонкой материи, пеплос же шире и из более толстой ткани.

Впрочем, самым главным в искусстве одеваться было уменье красиво задрапировать на себе эту материю, имевшую ширину в полтора метра и длину вдвое или в два с половиной раза больше; материя эта бывала то белой или розовой, как в Танагре, то украшалась красной или черной каймой. Можно было до бесконечности изменять ее фасон.

Гиматион в виде шали.   Нарядная женщина из Танагры.

Вот что говорит Райе22: «В том с. 123 случае, если было немного жарко или если женщина не хотела стеснять себя костюмом, она откидывала калиптру назад до талии, держа ее на полусогнутых руках, в то время как концы висели по сторонам; или она брала один из этих концов и перекидывала его небрежно через левое плечо. Таким образом, он имел вид изящного шарфа, дававшего возможность принимать грациозные позы». Если у нее являлось желание закутаться, она накидывала материю на голову и перебрасывала правый ее конец через левое плечо, так чтобы он спускался по спине; благодаря этому одежда плотно закрывала грудь и оставляла свободной одну руку.

Женская шляпа.

Иногда, кажется, нижнюю часть лица закрывали материей; такая мода существовала, с. 124 например, у фиванок. Судя по словам одного древнего автора, «кусок гиматиона, лежащий на голове, располагался таким образом, что видимая часть лица по размерам равнялась небольшой маске; открыты были только одни глаза, все же остальное скрывалось одеждой».

На голове женщины любили носить круглую шляпу, почти плоскую, с остроконечной верхушкой; в руках держали обыкновенно веер в виде лотоса, большей частью светло-голубого цвета; золотые драгоценности украшали их руки и пальцы; наконец, для подкрашиванья лица они употребляли румяна и сурьму, — а чтобы придать волосам тот прекрасный рыжевато-золотистый оттенок, так напоминающий белокурые волосы венецианцев, применялись различные искусственные микстуры. (Diehl. Excursions archéologiques en Grèce, стр. 375 и сл.).

Первобытная борода.

Борода и волосы.

На древнейших греческих памятниках мы не видим изображений мужчин-греков с большой бородой; греки носили ее, подобно ассирийцам, только в виде широкой полосы волос, которая покрывала щеки, сильно выступая снизу подбородка, и оставляла место вокруг губ совершенно обнаженным. Эта мода долго держалась у спартанцев, которые носили длинную и пышную бороду, считая это признаком мужественности; но каждый год эфоры, вступая в должность, возобновляли предписание закона «стричь усы». Афиняне отпускали бороду до известной величины, но не давали ей слишком разрастаться и вообще очень заботились о ней. Находились однако такие люди, которые ради кокетства брили и выдергивали себе с. 125волосы, не боясь дурных слухов, распространявшихся о них. Некоторые редкие свидетельства указывают, что бритва и смеси, выводящие волосы, были в употреблении с довольно ранней эпохи и именно в Великой Греции23. Однако только со времени Александра Македонского устанавливается всеобщий обычай, согласно которому греки перестают носить бороду. Стричь или, наоборот, запускать ее длинной и неподрезанной считалось, сообразно взглядам той или иной эпохи, знаком печали и траура. (Saglio. Dict. des antiquités, I, стр. 667—669).

Первобытные прически.

До персидских войн греческая прическа имела совершенно восточный характер. Пышные льняные одеяния и длинные волосы, которые были отличительным признаком граждан, занимавших важное положение в обществе, придавали им сходство с египетскими и ассирийскими сановниками. То волосы, разделенные на завитые пряди, падали свободно прямо на спину или частью располагались с каждой стороны лица на груди, то они откидывались назад или в виде длинных кос или пучка, связанного лентой. Иногда же их не оставляли распущенными, а скручивали и поднимали на затылок в виде шиньона.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.