Сделай Сам Свою Работу на 5

Отсутствие правительственной школы в Афинах.





В Афинах не было государственной организации школьного дела. Там господствовала полная свобода обучения, которое велось обыкновенными частными лицами в частных помещениях. Но относительно обязательности обучения существовали законодательные постановления. Закон, например, принуждал родителей давать детям образование; впрочем, уже с ранних времен национальные нравы, естественная наклонность афинского народа к умственному развитию сделали это предписание почти бесполезным; оно предохраняло только от полного невежества тех детей, которым бедность не давала возможности продолжать школьную жизнь, так как надо признать, что если в V и IV веках в Аттике было мало неграмотных, то граждане ее обладали далеко не одинаковым умственным развитием. Впрочем, никакой программы народного образования, установленной законодателем, не существовало; последний довольствовался указанием самых общих рамок, предоставляя учителям наполнять их содержанием по своему усмотрению. Не было и постановлений народного собрания, которые вмешивали бы народ в дело воспитания; школьные законы, которые известны нам наилучшим образом, представляют собой старинные полицейские постановления, назначение которых было создать в школах скромность и благопристойность поведения учащихся. На должностных лицах, носивших название софронистов, лежала обязанность надзирать за соблюдением приличий во всех собраниях молодежи. Софронисты с. 69 были подчинены Ареопагу, до половины V века пользовавшемуся на юношество нравственным влиянием, которое вытекало из принадлежащей ему цензорской власти. Отнял эту власть у Ареопага Эфиальт1; в IV веке ее возвращают ареопагу, который затем опять утрачивает ее и возвращает снова лишь в эпоху римского владычества2. К концу того же века мы видим, что в воспитание детей вмешиваются стратеги. (По Girard, l’Education athénienne, стр. 59—60).



Однако свобода преподавания не предполагала свободы распространения каких угодно учений. Учитель не должен был забывать, что в его руках находились будущие граждане, и он не имел права направлять их ум по своему произволу. Он был обязан развивать в них не только любовь к отечеству, но и любовь к национальным учреждениям. Учитель, проповедующий при господстве демократического строя презрение к демократии, подвергался преследованию. Сократ не имел, собственно говоря, школы и распространял свои идеи путем бесед. Однако он был обвинен в развращении юношества, т. е. во внушении ему вражды к основам установленного правительственного строя, и за это был присужден к смерти.



Правительственная школа в Теосе и в других местах.

Одна теосская надпись указывает нам, что в III веке до Р. Х. в этом городе были правительственные учителя. Один человек, по имени Политрой, пожертвовал своим согражданам 34 000 драхм (около 12 600 р.), чтобы оказать поддержку в расходах по образованию всех свободных детей, как мальчиков, так и девочек. Из процентов с этой суммы должно было прежде с. 70 всего выплачиваться вознаграждение трем учителям литературы, назначаемым ежегодно народным собранием. Один из них, занимающий место первого разряда, должен получать 600 драхм (около 220 руб.), учитель второго разряда — 550 драхм (около 205 руб.), а третьего — 500 драхм (185 руб.). Затем идут два учителя гимнастики, с жалованьем по 500 драхм, учитель музыки, получавший 700 драхм (около 260 р.), учитель фехтования и учитель стрельбы из лука и метанья дротиков: первый получал 300 драхм (около 110 р.), второй 250 драхм (около 95 р.). Надпись не указывает, имели ли учителя, кроме того, право получать плату от учеников. Ученики делились на три класса по возрасту.

Этот пример не единственный в Греции. Находятся следы общественной организации школы в Дельфах во II веке до Р. Х. и в городах Южной Италии в более раннюю эпоху.



(Dittenberger. Sylloge inscriptionum graecarum, 349. Girard. L’Education athénienne, стр. 20).

Литературное и музыкальное образование.

Афинское образование в V веке заключалось в прохождении трех групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. Первые преподавал грамматист, вторые — китарист, третьи — педотриб.

По-видимому, ребенок от семи до двенадцати или четырнадцати лет делил свое время между занятиями словесными науками и музыкой, а с четырнадцати лет занимался главным образом гимнастикой, не отказываясь из-за этого и от умственной жизни.

Первоначальные сведения, приобретаемые им, состояли, как и повсюду, из чтения, письма и первоначального счета. Затем учитель заставлял ученика читать в школе стихи, взятые у лучших поэтов, и учить на память стихотворения, наполненные полезными советами или заключавшие поучительные повествования, восхваления великодушных с. 71 людей, которые когда-нибудь совершили великие и благородные поступки. Это являлось средством не литературного, а нравственного развития. Затем следовало чтение отрывков из эпических (главным образом Гомера), лирических и трагических поэтов. Эти уроки совершенно не похожи были на те, которые задаются учителем современной школы в классе и выучиваются детьми дома.

Сцены из жизни греческой школы.

Чтобы запечатлеть какой-нибудь текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, с. 72 а они повторяли слышанное стих за стихом или фразу за фразой. Это была как бы диктовка, но предназначенная не для записывания. Ученики подходили к учителю один за другим или все вместе и отвечали ему урок до тех пор, пока не заучивали его вполне твердо.

Большую роль в воспитании играла музыка, которой обучали китаристы. Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра, или лира, и флейта. Рисунки на вазах дают нам понятие о применявшихся тогда способах обучения. Сначала учитель исполнял какую-нибудь арию, а ученики повторяли ее вслед за ним. Дети распевали также произведения лучших лириков с аккомпанементом лиры или без него. Греки приписывали музыке способность оказывать особое влияние. Платон утверждает, например, что это искусство внушает человеку стремление к добродетели, а Дамон3 провозглашал, как основное правило, что нельзя изменять музыкальные правила без потрясения государства.

Но в глазах громадного большинства греков музыка преследовала только одну цель — быть украшением человека. Молодой афинянин изучал ее потому, что эти уроки были естественным дополнением его учебных занятий, и потому, что человек благородного происхождения должен для развлечения уметь играть на лире. Но музыка играла роль не только искусства для удовольствия: благородство ее мерных звуков и неразрывно соединенная с нею поэзия возвышала сердца и освобождала их от мелочных побуждений.

(По Girard, l’Education athénienne, 2 ч., кн. I, гл. 2 и 3).

Гимнастика.

Гимнастика становилась для юноши-грека предметом серьезных занятий только с четырнадцатилетнего возраста. Главными упражнениями, которым мальчиков с. 73обучал педотриб, были борьба, бег, прыганье, метанье диска и дротика.

Самым старинным и наиболее почитаемым упражнением была борьба, потому что она требовала одновременно и силы, и ловкости, и присутствия духа, а кроме того она приводила в действие все мускулы. Борьба происходила в грязи или в пыли. Грязь увеличивала ее трудность: она препятствовала сохранению равновесия; а так как противники катались в ней друг на друге, то тело их, уже скользкое от масла, которым их мазали, и струившегося пота, было почти невозможно схватить и удержать.

Пыль, наоборот, прилипая к телу, облегчала борьбу; ее умышленно подымали облаками, которые осаживались на противника и позволяли схватить его так крепко, что он не мог выскользнуть. Этот мелкий, прилипающий к телу песок предохранял также от простуды: закрывая поры, он защищал борца от порывов резкого ветра, который делал иногда климат Аттики таким суровым. Бывало, что по окончании борьбы борцы еще раз катались в этой благодетельной пыли, чтобы осушить свои тела; затем они очищались с помощью банной скребницы4, мылись в бассейне и, конечно, снова натирались маслом, чтобы придать суставам всю их гибкость.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.