Сделай Сам Свою Работу на 5

Энергия спартанских женщин.





—Одна мать, узнав, что ее сын спасся от врагов бегством, отправила ему следующее письмо: «О тебе пошла дурная слава; смой ее или умри».

—Один спартанец рассказывал своей матери о славной смерти своего брата: «Не стыдно ли тебе», сказала она ему, «что ты не составил ему компании в подобном путешествии?»

—Одна спартанка, отправившая на войну пять своих сыновей, стояла у городских ворот, ожидая с нетерпением исхода событий. Обратившись с вопросом к первому проходящему, она узнала, что все ее сыновья погибли: «Я не об этом спрашиваю тебя: в каком состоянии находятся дела нашей родины?» — «Спарта победила». — «Хорошо, в этом случае я с радостью примиряюсь со смертью моих сыновей».

—Одну спартанку, выставленную на продажу, спросили, что она умеет делать.«Быть верной», отвечала она. (Плутарх. Изречения неизвестных лакедемонянок, 2, 5, 6, 26).

С. 49

Мужество аргивянок.

Клеомен, царь спартанский, истребив множество аргивян, подходил к самому их городу. Тогда женщины наиболее цветущего возраста прониклись чудесной отвагой и пылом и решили спасти Аргос, отразив неприятеля. Предводительствуемые Телесиллой, они, к великому удивлению нападающих, взялись за оружие, расположились лагерем и окружили как бы поясом укрепления. Клеомен был отбит, потеряв много людей, а другой царь, Демарат, который проник уже в город и взял один квартал, был изгнан ими отсюда.



Город был таким образом освобожден; женщины, павшие в сражении, были погребены на аргосской дороге, а оставшимся в живых разрешили, в память их доблести, воздвигнуть статую бога Ареса.

Ежегодно празднуется годовщина этого события, и женщины одевают тогда мужские туники и хламиды, а мужчины — женские платья.

(Плутарх. О доблестях женщин, 4).

Развод.

Развод, почти неизвестный в древнейшие времена греческой истории, делается очень частым явлением в классическую эпоху25, — настолько частым, что греческие ораторы указывают на приданое, как на необходимую предосторожность, придающую хотя некоторую прочность узам брака. Муж очень часто не разводился с женой, только боясь необходимости вернуть ее приданое в случае разрыва с нею.



Афиняне употребляли для означения развода два слова: ἀποπομπή (отсылка) — развод по воле мужа, и ἀπόλειψις (оставление) — развод, происшедший по желанию жены. Первый не подлежал никаким формальностям; муж мог отправить из своего дома жену, когда ему угодно. Жена считалась в этом случае разведенною без всякогос. 50 вмешательства какого бы то ни было должностного лица. Она возвращалась к своему отцу или к своему κύριος, дети же оставались у мужа. Обыкновенно муж разводился таким образом со своей женой перед свидетелями, хотя соблюдение этой формальности было необязательно. Что же касается женщины, то она не имела права действовать самостоятельно, а должна была обратиться к архонту, который совершал развод по ее просьбе только в том случае, если она в письменном заявлении свидетельствовала, что у нее были для этого шага веские основания.

Как ни просты были эти действия, для женщины, в силу ее зависимого положения, они становились в высшей степени затруднительными26. Кроме того, и общественное мнение очень осуждало разводящихся женщин27.

Таким образом, развод мог иметь место или с согласия обоих супругов, или по желанию одного из них, несмотря на нежелание другого. В этом последнем случае тот из супругов, который не хотел развода, мог возбудить против другого гражданский иск.

Дело о разводе могло быть возбуждено даже третьим лицом. Отец, например, имел право разлучить свою дочь с ее мужем с целью взять ее обратно к себе с. 51или выдать ее замуж за другого. После смерти отца ближайший родственник имел право требовать, чтобы сирота, покинув своего мужа, вышла за него замуж.



Муж мог выдать свою жену замуж за другого. Для этого, по-видимому, не было необходимости в ее согласии. Правда, Плутарх, рассказывая о Перикле, который передал свою жену другому, прибавляет, что она дала на это согласие. Но не все тексты гласят одно и то же относительно этого вопроса. Стримодор Эгинский выдал замуж свою жену за раба Гермея. Банкир Сократ отдал свою за своего вольноотпущенника Сатира.

Развод влек за собой возвращение приданого, за исключением тех случаев, когда он был вызван изменой жены. В случае замедления в расчете, муж должен был заплатить и проценты, по 18 в год.

В Туриуме супруг, начавший дело о разводе, мог вступить в другой брак лишь с особой, превосходящей возрастом ту, с которой он расставался.

В Гортине на Крите развод разрешался при согласии обеих сторон, но и желания одного из супругов также было достаточно. Однако делалось различие между разводом по произволу и разводом, имевшим серьезные основания. Так, например, когда муж отсылал от себя свою жену без достаточных причин, или когда он своей беспорядочной жизнью или дурным обращением с нею заставлял ее покинуть его, он был принужден вознаградить ее убытки. Если в вопросе о том, кто нес на себе ответственность за развод, между супругами не было согласия, спор их разрешался судом.

(Caillemer. Dict. des ant. De Daremberg et Saglio, II, стр. 319—321).

Обряды, совершавшиеся на седьмой и на десятый день после рождения ребенка.

Через несколько дней после рождения ребенка, — вероятно, на седьмой день, — совершались обряды, называемые — ἀμφιδρόμια. Если рождался мальчик, дверь дома украшалась оливковыми венками; если девочка — шерстяными с. 52 гирляндами. Женщины, ухаживавшие за матерью, в знак очищения омывали руки. Одна из них, держа ребенка на руках, быстро обносила его вокруг очага и приобщала его таким образом к домашнему культу. После этого родственники и друзья семьи собирались на трапезу.

На десятый день ребенку давали имя. Нередко, однако, случалось, что эта формальность совершалась на седьмой день. На жертвоприношение и пиршество приглашались родственники и друзья. По обычаю, ребенку надо было сделать подарки; это были игрушки или маленькие вещицы, которые потом вешали ему на шею.

Выполнение этого обряда служило доказательством, что отец признает ребенка своим. «Каждый из вас знает», говорит Демосфен, «что никогда не празднуется десятый день ребенка, если он не считается законным; с другой стороны, отпраздновав десятый день и выразив ребенку любовь, которую питают к сыну, никто уже не позволяет себе отречься от него» (Речь против Беота, I, 22).

(По Becker-Göll, Chariklés, II, стр. 21—24, и Saglio, Dict. des antiq., I, стр. 238).

Собственные имена.

Греки не имели фамилий, они носили обыкновенно только имя и отчество, т. е.имя отца в родительном падеже: Κλέων Δίονος — Клеон, сын Диона.

Часто сыну давалось имя отца; так, например, было с Демосфеном. Но нередко также мальчик получал имя своего деда с отцовской стороны, в особенности, если он был старшим сыном; так поступил Мильтиад28 со своим сыном Кимоном. Подобно этому дочери часто носили имя своей бабушки. Иногда ребенка называли именем его дяди или кого-нибудь из друзей. Нередко случалось даже, что для имени ребенка брали название какого-нибудь иностранного народа. Так, Кимон с. 53 назвал своих трех сыновей — Лакедемоном, Элеем и Фессалом.

Родители охотно выбирали для своих детей имена, находящиеся в связи с их собственной профессией или с той, которую они предназначали для своих детей. Отсюда — те совпадения значения имен греков с талантами, сделавшими их знаменитыми (Перикл, т. е. тот, чья слава широко распространена; Демосфен — сила народа). Эти совпадения особенно часто наблюдались у художников, наследовавших обыкновенно занятия отца (Χερσίφρων, Χειρίσοφος, Εὔχειρος, т. е. одаренный искусными руками).

Многие собственные имена составлялись из наименования божества или производного от одного из следующих слов: Феодор, Феодот, Зенодот, Диодор, Геродот. Если какой-нибудь бог или герой считался покровителем семьи, ребенок получал имя, напоминающее об этом покровительстве: Диоген, Аполлоний, Деметрий, Дионисий).

Наконец, некоторые имена представляли просто обозначение нравственных свойств (Σοφία, Ἀνδράγαθος, Ἀείμνηστος, Εὔκλεια)29.

(По S. Reinach, Traité d’épigraphie grecque, стр. 503 и сл., и Hermann-Blümner, Griechische Privatalterthümer, стр. 284—285).

Усыновление.

Усыновления были очень часты в Греции. Исей30 указывает нам основание этого обычая: «Все те», говорит он, «кто чувствует приближение смерти, заботятся, чтобы дом их не остался пустым, чтобы, наоборот, кто-нибудь приносил душам их предков погребальные жертвоприношения и воздавал им все предписываемые обычаем почести. Следовательно, если кому-нибудь грозила опасность с. 54 умереть без детей, он приобретал их себе путем усыновления» (Исей. Об аполлодоровом наследстве, 30). «Менекл», говорит он в другом месте, «не хотел остаться бездетным и стремился найти кого-нибудь, кто заботился бы о его старости, пока он жив, похоронил бы его после смерти и из года в год воздавал бы почести его могиле». (О наследстве Менекла, 10). Таким образом, на усыновления влияла религиозная мысль. Усыновление совершали с целью иметь уверенность в получении впоследствии тех почестей, которые должны воздаваться умершим.

Чтобы иметь право усыновить кого-нибудь, надо было быть бездетным. Однако усыновление не считалось недействительным, если после совершения его рождался законный ребенок; наследство в этом случае делилось между родным и приемным сыном.

Само собой разумеется, что усыновление несовершеннолетнего31 могло происходить только с согласия его родителей; для усыновления совершеннолетнего не было необходимости в каком бы то ни было разрешении.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.