|
Проблема сущности человека.
В философии для характеристики человека используются 3 разных понятия:
- человек – это наиболее общее родовое понятие, отражающее принадлежность к биологическому виду homo sapiens
- личность – это социальная характеристика человека, его роль и место в обществе. Слово «личность» является греческим и первоначально означает роль или маску актера в театре. Впоследствии, слово «Личность» приобрело расширительное толкование и используется сейчас в современном значении.
- индивид – это конкретный человек, наделенный индивидуально-психологическим своеобразием, то есть это то, что отличает одного человека от другого.
- Всякий ли человек является личностью?
- Нет (грудной ребенок, Маугли, Тарзан)
Проблема происхождения человека. Она является частью более сложной проблемы происхождения жизни на Земле.
Существует несколько теорий происхождения жизни на Земле:
- божественная: Бог создал человека по своему образу и подобию
- космологическое: жизнь попала на Землю из космоса
- вулканическая: во время извержения вулканов, землетрясений, под действием высоких температур и давлений с неорганическими веществами происходят необратимые изменения, и они превращаются в органические, живые, а в процессе эволюции они превращаются в человека
- симиальная (слово симиа в переводе с латыни – обезьяна): человек произошел от обезьяны
Эволюция живого создала биологические предпосылки возникновения человека, их 4:
- развитая нервная система высших животных
- телесная организация предков человека, то есть прямохождение и освобождение пары верхних конечностей для трудовых функций
- развитие первой (жесты) и второй (звуки) сигнальной системы для передачи информации
- стадная форма обитания предков человека, как предшественница общества.
Социальные условия возникновения человека:
· труд или трудовая деятельность
· речь как взаимосвязанное общение
· мышление
· совместная деятельность людей
итак, в процессе возникновения человека можно выделить 3 этапа:
- биогенез – это развитие природы, предшествующей человеку.
- антропогенез – это развитие самого человека
- социогенез – это развитие человеческого общества.
Взаимосвязь человека и природы.
- единство человека и природы:
a) человек вышел из природы, его здоровье и способности во многом предопределяются природой. Пример способностей: музыка, спорт, наблюдательность.
b) Природа и человек состоят из сходных химических элементов: углерод, железо, калий, кальций, вода
c) Сходство законов функционирования: смена поколений, естественный отбор, сохранение массы и энергии.
- влияние природы на человека:
a) природа – источник удовлетворения основных потребностей человеческой жизни (пища, одежда, жилище) в естественном или переработанном виде.
b) Природа влияет на направленность человеческой деятельности и является источником средств производства (Испания, Италия, Великобритания – мореплавание, Монголия – скотоводство, земледелие).
c) Природа влияет на темпы развития самого человека и целых народов. Наиболее благоприятным регионом для развития человека и общества является регион между северным и южным тропиком, а крайний север и крайний юг тормозят развитие людей и народов.
- воздействие человека на природу:
a) позитивное, когда человек добивается своих целей при воздействии на природу.
b) Негативное – это экологические проблемы. 2 причины экологических проблем: 1 – недостаточное развитие науки, 2 – корыстные интересы людей. Пути разрешения экологических проблем: 1 – дальнейшее развитие науки (утилизация отходов, очистные сооружения фильтры…), 2 – воспитание людей. Экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем современности. Слово «глобальные» происходит от английского global – всеобщий и от латинского слова globus. Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества в целом, и для их разрешения недостаточно усилий какого-либо одного человека или даже государства, требуются усилия всего человечества.
Взаимосвязь человека и общества.
- единство человека и общества. Общество состоит из людей, а человек не может жить без общества.
- воздействие общества на человека: коллективизм, воспитание, отчуждение.
- воздействие человека на общество: индивидуализация, человечность (гуманизм), разобщенность, социализация, то есть процесс противоположный воспитанию.
Жизнь и смерть, смысл жизни человека и общества.
Жизнь человека имеет несколько измерений:
- биологическое
- культурологическое
- духовно-нравственное
- генетическое
Пути достижения бессмертия человека:
- поиски эликсира молодости, бальзамирование
- деятельность самого человека, чтобы она оставила след в жизни следующих поколений, в их памяти
- генная инженерия, пересадка органов
- клонирование
Смысл жизни – это наиболее общее оценочное понятие, отражающее цели существования человека и общества. Смысл жизни разный у разных людей. Для одного это семья, для другого – деньги, для третьего – карьера. При этом надо иметь в виду, что если у разных людей смысл жизни совпадает, то могут значительно отличаться пути его достижения. Если для понимания смысла жизни человека философия дает теоретический материал и возможность размышлений, то для понимания смысла жизни общества это сделать гораздо труднее. Что же касается смысла существования человечества, то современная наука пока не в состоянии дать ответ на этот вопрос, потому что для такого ответа нужно сказать, для чего человечество появилось на Земле.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Сознание – это высший уровень психической активности человека, свойство особым образом организованной материи (мозг и нервная система человека), высшая форма отражения действительности, существующая в виде идеальных образов, содержанием которых является знание о человеке и окружающем его мире.
Познание - это процесс отражения в сознании человека окружающего мира.
Таким образом, сознание – это орган человека, а познание – процесс работы этого органа.
Структура сознания:
- по способу взаимодействия с окружающим миром: знание, эмоции, воля.
- по объекту отражения: сознание (отражает окружающий мир), самосознание (отражает самого человека).
- по типу отражения: рассудок, разум, чувства
Функции сознания:
- мировоззренческая
- методологическая
- познавательная
- аксиологическая
- целеполагающая
- управленческая
- корректирующая
- коммуникативная
Структура процесса познания:
- субъект – это тот, кто познает. Виды субъекта познания: человек, группа людей (например, сообщество ученых), общество в целом.
- объект познания – это то, что познает субъект. Виды объектов познания:
a) первичные объекты познания (объекты бытия)
b) объекты, созданные людьми (вторая природа: здания, машины, механизмы, дороги, мосты, метро…)
c) третичные объекты познания (идеализированные теоретические модели (например, земная ось)).
Кроме объекта познания выделяют еще предмет познания. Предмет познания это та сторона или средство объекта познания, которая непосредственно интересует субъект познания.
- средства познания – это то, с помощью чего субъект познает объект.
К анализу форм познания существует 2 основных философских подхода:
- выделяют такие формы познания:
a) факт действительности
b) факт сознания – это осмысленный нашим сознанием факт действительности
c) проблема – это противоречие в результате познания с ранее имевшимися сведениями
d) гипотеза – это предположение о разрешении проблемы
e) доказательство
f) доказанная гипотеза становится теорией
g) методология – это совокупность близких по смыслу теорий.
Но! Необходима обратная связь от доказательства к гипотезе.
- предполагает выделение форм чувственного познания и форм логического познания. Форма чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и признаков предмета. Восприятие – это отражение в сознании человека предмета в целом. Представление – это воспроизведение в сознании человека ранее воспринимавшихся предметов. Форма логического познания (или рационального познания): понятие, суждение, умозаключение.
Виды познания:
- чувственное познание
- рациональное (логическое) познание.
Типы познания
- эмпирическое познание (задача: собрать факты)
- теоретическое познание (задача: проанализировать и осмыслить эти факты)
Результатом познания может быть:
- истина – это правильное отражение окружающего мира в сознании человека
- заблуждение – это неправильное отражение окружающего мира в сознании человека
- ложь – это сознательное искажение истины об окружающем мире (напр. Софисты)
Для отличия этих результатов друг от друга используются следующие критерии:
- критерием отличия заблуждения от лжи является преднамеренность
- критерием отличия истины от заблуждения и лжи является общественно-историческая практика всего человечества, так как каждому новому поколению людей нет необходимости «изобретать велосипед и микроскоп», можно воспользоваться результатами деятельности предыдущих поколений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|