Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема сущности человека.





В философии для характеристики человека используются 3 разных понятия:

  1. человек – это наиболее общее родовое понятие, отражающее принадлежность к биологическому виду homo sapiens
  2. личность – это социальная характеристика человека, его роль и место в обществе. Слово «личность» является греческим и первоначально означает роль или маску актера в театре. Впоследствии, слово «Личность» приобрело расширительное толкование и используется сейчас в современном значении.
  3. индивид – это конкретный человек, наделенный индивидуально-психологическим своеобразием, то есть это то, что отличает одного человека от другого.

- Всякий ли человек является личностью?

- Нет (грудной ребенок, Маугли, Тарзан)

 

Проблема происхождения человека. Она является частью более сложной проблемы происхождения жизни на Земле.

Существует несколько теорий происхождения жизни на Земле:

  1. божественная: Бог создал человека по своему образу и подобию
  2. космологическое: жизнь попала на Землю из космоса
  3. вулканическая: во время извержения вулканов, землетрясений, под действием высоких температур и давлений с неорганическими веществами происходят необратимые изменения, и они превращаются в органические, живые, а в процессе эволюции они превращаются в человека
  4. симиальная (слово симиа в переводе с латыни – обезьяна): человек произошел от обезьяны

Эволюция живого создала биологические предпосылки возникновения человека, их 4:



  1. развитая нервная система высших животных
  2. телесная организация предков человека, то есть прямохождение и освобождение пары верхних конечностей для трудовых функций
  3. развитие первой (жесты) и второй (звуки) сигнальной системы для передачи информации
  4. стадная форма обитания предков человека, как предшественница общества.

Социальные условия возникновения человека:

· труд или трудовая деятельность

· речь как взаимосвязанное общение

· мышление

· совместная деятельность людей

итак, в процессе возникновения человека можно выделить 3 этапа:

  1. биогенез – это развитие природы, предшествующей человеку.
  2. антропогенез – это развитие самого человека
  3. социогенез – это развитие человеческого общества.

 



Взаимосвязь человека и природы.

  1. единство человека и природы:

a) человек вышел из природы, его здоровье и способности во многом предопределяются природой. Пример способностей: музыка, спорт, наблюдательность.

b) Природа и человек состоят из сходных химических элементов: углерод, железо, калий, кальций, вода

c) Сходство законов функционирования: смена поколений, естественный отбор, сохранение массы и энергии.

  1. влияние природы на человека:

a) природа – источник удовлетворения основных потребностей человеческой жизни (пища, одежда, жилище) в естественном или переработанном виде.

b) Природа влияет на направленность человеческой деятельности и является источником средств производства (Испания, Италия, Великобритания – мореплавание, Монголия – скотоводство, земледелие).

c) Природа влияет на темпы развития самого человека и целых народов. Наиболее благоприятным регионом для развития человека и общества является регион между северным и южным тропиком, а крайний север и крайний юг тормозят развитие людей и народов.

  1. воздействие человека на природу:

a) позитивное, когда человек добивается своих целей при воздействии на природу.

b) Негативное – это экологические проблемы. 2 причины экологических проблем: 1 – недостаточное развитие науки, 2 – корыстные интересы людей. Пути разрешения экологических проблем: 1 – дальнейшее развитие науки (утилизация отходов, очистные сооружения фильтры…), 2 – воспитание людей. Экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем современности. Слово «глобальные» происходит от английского global – всеобщий и от латинского слова globus. Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества в целом, и для их разрешения недостаточно усилий какого-либо одного человека или даже государства, требуются усилия всего человечества.



 

Взаимосвязь человека и общества.

  1. единство человека и общества. Общество состоит из людей, а человек не может жить без общества.
  2. воздействие общества на человека: коллективизм, воспитание, отчуждение.
  3. воздействие человека на общество: индивидуализация, человечность (гуманизм), разобщенность, социализация, то есть процесс противоположный воспитанию.

 

Жизнь и смерть, смысл жизни человека и общества.

Жизнь человека имеет несколько измерений:

  1. биологическое
  2. культурологическое
  3. духовно-нравственное
  4. генетическое

Пути достижения бессмертия человека:

  1. поиски эликсира молодости, бальзамирование
  2. деятельность самого человека, чтобы она оставила след в жизни следующих поколений, в их памяти
  3. генная инженерия, пересадка органов
  4. клонирование

Смысл жизни – это наиболее общее оценочное понятие, отражающее цели существования человека и общества. Смысл жизни разный у разных людей. Для одного это семья, для другого – деньги, для третьего – карьера. При этом надо иметь в виду, что если у разных людей смысл жизни совпадает, то могут значительно отличаться пути его достижения. Если для понимания смысла жизни человека философия дает теоретический материал и возможность размышлений, то для понимания смысла жизни общества это сделать гораздо труднее. Что же касается смысла существования человечества, то современная наука пока не в состоянии дать ответ на этот вопрос, потому что для такого ответа нужно сказать, для чего человечество появилось на Земле.

 

 

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Сознание – это высший уровень психической активности человека, свойство особым образом организованной материи (мозг и нервная система человека), высшая форма отражения действительности, существующая в виде идеальных образов, содержанием которых является знание о человеке и окружающем его мире.

Познание - это процесс отражения в сознании человека окружающего мира.

Таким образом, сознание – это орган человека, а познание – процесс работы этого органа.

Структура сознания:

  1. по способу взаимодействия с окружающим миром: знание, эмоции, воля.
  2. по объекту отражения: сознание (отражает окружающий мир), самосознание (отражает самого человека).
  3. по типу отражения: рассудок, разум, чувства

Функции сознания:

  1. мировоззренческая
  2. методологическая
  3. познавательная
  4. аксиологическая
  5. целеполагающая
  6. управленческая
  7. корректирующая
  8. коммуникативная

Структура процесса познания:

  1. субъект – это тот, кто познает. Виды субъекта познания: человек, группа людей (например, сообщество ученых), общество в целом.
  2. объект познания – это то, что познает субъект. Виды объектов познания:

a) первичные объекты познания (объекты бытия)

b) объекты, созданные людьми (вторая природа: здания, машины, механизмы, дороги, мосты, метро…)

c) третичные объекты познания (идеализированные теоретические модели (например, земная ось)).

Кроме объекта познания выделяют еще предмет познания. Предмет познания это та сторона или средство объекта познания, которая непосредственно интересует субъект познания.

  1. средства познания – это то, с помощью чего субъект познает объект.

 

К анализу форм познания существует 2 основных философских подхода:

  1. выделяют такие формы познания:

a) факт действительности

b) факт сознания – это осмысленный нашим сознанием факт действительности

c) проблема – это противоречие в результате познания с ранее имевшимися сведениями

d) гипотеза – это предположение о разрешении проблемы

e) доказательство

f) доказанная гипотеза становится теорией

g) методология – это совокупность близких по смыслу теорий.

Но! Необходима обратная связь от доказательства к гипотезе.

  1. предполагает выделение форм чувственного познания и форм логического познания. Форма чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и признаков предмета. Восприятие – это отражение в сознании человека предмета в целом. Представление – это воспроизведение в сознании человека ранее воспринимавшихся предметов. Форма логического познания (или рационального познания): понятие, суждение, умозаключение.

 

Виды познания:

  1. чувственное познание
  2. рациональное (логическое) познание.

 

Типы познания

  1. эмпирическое познание (задача: собрать факты)
  2. теоретическое познание (задача: проанализировать и осмыслить эти факты)

Результатом познания может быть:

  1. истина – это правильное отражение окружающего мира в сознании человека
  2. заблуждение – это неправильное отражение окружающего мира в сознании человека
  3. ложь – это сознательное искажение истины об окружающем мире (напр. Софисты)

Для отличия этих результатов друг от друга используются следующие критерии:

  1. критерием отличия заблуждения от лжи является преднамеренность
  2. критерием отличия истины от заблуждения и лжи является общественно-историческая практика всего человечества, так как каждому новому поколению людей нет необходимости «изобретать велосипед и микроскоп», можно воспользоваться результатами деятельности предыдущих поколений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.