Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ (ЭТАПЫ) ФИЛОСОФИИ.





ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

 

Философия (в переводе с греческого – любовь к мудрости) – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем.

 

Философия появляется в древнейших цивилизациях: Египте и Вавилоне, а особое развитие получает в 3-х культурных центрах:

- Древняя Индия

- Древний Китай

- Древняя Греция и Рим

Термин «философия» впервые появляется у древнегреческого математика и философа Пифагора (580-500 годы до нашей эры), а истолкование философии как науки впервые предпринял древнегреческий философ Платон (428-347 годы до нашей эры)

 

Основные проблемы, которые изучает философия:

1. Что представляет собой окружающий мир, какова его природа и сущность?

2. Является ли этот мир единым или нет?

3. Находится ли этот мир в движении, изменении и развитии или нет?

4. Что такое человек и каково его место в мире?

5. Как взаимодействует человек и окружающий мир и есть ли такое взаимодействие?

6. Может ли человек познать окружающий мир или нет? Если да, то каковы пути, формы и методы этого познания?



7. Что такое общество? В чем смысл человеческой жизни? Каков общественный идеал? Что такое свобода и счастье? Каковы пути их достижения ?

8. Что такое добро и зло? Истинная красота? Каковы их критерии?

 

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Объект науки – это то, на что направлена данная наука.

Объект может быть одинаковым у разных наук.

Предмет науки – это то, что данная наука конкретно изучает в объекте.

Объект философии – это система «человек – мир» (то есть человек, мир и взаимодействие между ними)

Предмет философии – это всеобщие законы возникновения, функционирования и развития системы «человек – мир».

Основной вопрос философии – это соотношение человека и мира, мышления и природы. Основной вопрос философии имеет 2 стороны:

  1. Что первично? Что вторично?

a) первичен мир (Первична материя => материалисты: Демократ (Древняя Греция), Людвиг Фейербах, Карл, Маркс, Фридрих Энгельс. Ульянов (Ленин), Николай Чернышевский, Александр Герцен, Линия Демокрита)



b) первичен человек, его разум, сознание, идеи (идеалисты). Объективные идеалисты – «наше сознание создано Богом, поэтому первично божественное сознание». Платон (Древняя Греция), Георг Гегель, Фома Аквинский, Августин Блаженный. Субъективные идеалисты – «первично человеческое сознание» Дэвид Юм, Джордж Беркли. Линия Платона

c) человек и мир равнозначны. Дуалисты – Аристотель, Готфрид Лейбниц

  1. Способен ли человек познать окружающий мир?

a) да => познавательный оптимизм (большинство философов)

b) нет => познавательный пессимизм = агностики => агностицизм. Эммануил Кант, Дэвид Юм, Джордж Беркли

ЗАКОНЫ, КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ

 

Категории философии – это наиболее общие понятия, лежащие в основе философского знания (человек, мир, общество, природа, познание, развитие, истина, добро и многое др.).

 

Принципы философии – это основные идеи, правила и аксиомы:

1.Принцип единства и всеобщей связи (принцип системности)

2.Принцип развития

Законы философии – это внутренние, существенные, устойчивые и необходимые связи объективного мира, обусловливающие его упорядоченное функционирование и развитие, изучаемые философией.

 

Существуют 2 группы законов философии:

  1. Основные законы:

a) закон единства и борьбы противоположностей

b) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

c) закон отрицания отрицания

2. Неосновные законы:

a) взаимосвязь общего, особенного и единичного

b) взаимосвязь сущности и явления

c) взаимосвязь формы и содержания

d) взаимосвязь причины и следствия

e) взаимосвязь необходимости и случайности



f) взаимосвязь возможности и действительности

 

Структура философии:

  1. онтология (теория бытия)
  2. гносеология (теория познания)
  3. теория развития
  4. социальная философия (философия общества)
  5. философская антропология (философия человека)
  6. методология (теория метода и учения о нем)
  7. прогностика (футурология)
  8. аксиология (теория ценностей)
  9. этика (теория морали)
  10. эстетика (теория прекрасного)
  11. логика (теория мышления)
  12. философия религии
  13. история философии (история ее как науки)
  14. философия истории (философский взгляд на историю человека)

 

Функции философии:

  1. мировоззренческая (основная функция)
  2. методологическая (основная функция)
  3. познавательная
  4. воспитательная
  5. прогностическая
  6. коммуникативная
  7. преобразовательная
  8. планирующая
  9. управленческая
  10. аксиологическая (ценностная, оценочная, этическая)
  11. саморазвития человека, его физических и духовных сил

 

Методы философии (существует 3 группы методов):

1. Всеобщие:

a) диалектический (система развивается за счет внутренних противоречий)

b) метафизический (система развивается за счет внешнего воздействия)

c) натурфилософский (общество и человек как природные субъекты имеют значительную природную составляющую)

d) позитивистский (метод количественного измерения опытных фактов)

e) экзистенциальный (необходимость изучения мотивов, потребностей и интересов поведения человека)

f) феноменологический (требует изучать общие типичные структуры человеческого сознания)

g) герменевтический (герменевтика – философия языка, как средства передачи информации)

2. Общенаучные:

a) практические: наблюдение, эксперимент

b) теоретические: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, конкретизация

 

3.Специфические (в каждом разделе свои направления: в феноменологическом – метод феноменологической редукции, в герменевтике – герменевтический круг, в позитивизме – верификация и фальсификация)

 

Философия выступает в 2-х формах:

1.философия, как наука или система знаний

2. философия, как вид мировоззрения. стиль жизни и поведения (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский)

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ (ЭТАПЫ) ФИЛОСОФИИ.

 

 

I. Философия Древнего Востока (II – I – е тысячелетия до н.э.)

Впервые философские размышления возникают в самых ранних человеческих цивилизациях и носят преимущественно мифологический и религиозный характер. В Древнем Египте – фараон являлся представителем бога Солнца на земле, который сотворил весь мир. В древнем Вавилоне этот характер также сохраняется, но добавляется юридическое обоснование человеческих отношений.

Первые в человеческой истории законы – законы царя Хамурапи, но более высокого уровня философия достигает в Древнем Китае и Древней Индии.

 

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Развитию философии предшествовала высокоразвитая мифология:

1.культ предков, которые считались посредниками между богом и людьми, им приносились жертвы

2.мифы о происхождении земли и космоса: из первичного космического хаоса появляются 2 первоначала. 2 божества – Янь и Инь. В результате их действия возникают все предметы и явления. Весь мир – борьба этих двух первоначал.

3.все природные явления объясняются с точки зрения антропоморфизма, то есть с точки зрения подобия человека.

4.появляются первые философские категории Дао и Ци.

 

Принято считать, что в китайской философии существует 100 школ. Рассмотрим 4 самых известных:

1. Конфуцианство (ÞКонфуций), ( Кун Ци Þ Кун Фу Ци Þ Конфуций)

2. Даосизм (Þ Лао Цзы) Их основные идеи:

a) в мире действует высшая небесная сила Дао. Кроме этого есть другая сила – жизненная сила человека (это Ци) Каждый поступок человека – есть равнодействующая этих 2-х сил.

b) Конфуций считал, что человек по своей природе добрый, а злым его делает общество, поэтому необходимо изменить несовершенное общество.

c) народ важнее правителя, правитель должен завоевать уважение народа

d) Конфуций выступает за социальное равенство

e) принцип «золотой середины»: относись к другим людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе, или не делай другим того, чего не хочешь себе.

3. Моизм (Þ Мо Цзы). В основе этой философии лежит критика конфуцианства:

a) выступают против почитания старших, так как почитание должно быть взаимным

b) если этого нет (смотри предыдущее), то возникают беспорядки, конфликты и войны.

c) против равенства, но за социальную справедливость

d) справедливое общество будет тогда, когда правят мудрые правители. Так как общество несправедливо, то нужно найти мудрого правителя, не меняя самого общества.

4. Легизм. (Þ Шан Ян) – школа законников:

a) страх – основа развития общества

b) должны быть законы и жестокие наказания за их невыполнение

c) политика несовместима с моралью, так как политика – это всегда грязное дело.

d) наводить порядок в обществе необходимо до того, как вспыхнут беспорядки:

· много наказаний и мало наград

· наказания должны быть жестокими

· большое наказание даже за малый проступок

· круговая порука (за одного наказывают всех)

· взаимная подозрительность, слежка и доносительство

e) постоянная сменяемость государственного аппарата «каждый чиновник на своей должности ворует» (каждого чиновника по окончании срока работы в должности сразу в тюрьму) От этого пострадал сам Шан Ли: он был советником, произошел переворот и его посадили. Ему удалось бежать, на него донесли, опять посадили, а потом казнили.

 

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

 

  1. Брахманы-жрецы (духовная власть, политической власти нет)
  2. Кшатрии-воины (политическая власть, духовной власти нет)
  3. Вайшьи-земледельцы, ремесленники, торговцы (экономическая власть)
  4. Шудры - городские и сельские низы – на положении рабов.

 

Мифология похожа на китайскую, но тут существует космический человек Фуруша, который создал звезды, космос, землю, весь мир.

В основе индийской философии и мифологии находятся следующие понятия:

1. Сансара – перевоплощение человеческой души после смерти

2. Карма – моральная награда или наказание за жизнь человека (как жил, так и перевоплотишься)

3. Нирвана – рай; состояние отрешенности от внешнего мира и погруженности в самого себя (медитация, аскетизм, самоограничение)

 

Вся индийская философия изложена в 4-х источниках:

1.Самхиты (веды) – изложение мифов и ритуалов

2.Брахманы – истолкование самхитов жрецами

3.Араньяки (лесные книги) – размышления отшельников

(они ближе к богу, так как соблюдают запреты)

4.Упанишады – философские идеи и научные знания (как лечить, как

готовить.

Есть сторонники этих источников, есть противники, но все они опираются на эти источники:

1. Астика (ортодоксальная философия) – сторонники этих источников.

a) Веданта

b) Миманса

c) Йога

d) Санкхья

e) Ньяя

f) Вайшешика

2. Настика (неортодоксальная философия) – противники источников.

a) Буддизм.Основатель – наследный принц индийского племени Шакья Сидхаратха Шакьямуни. Он сделал свой выбор в пользу знаний, в пользу философии, медитировал, однажды на него снизошло озарение, его стали звать «просветленный учитель» Будда Гаутама:

· вся человеческая жизнь – страдание

· страдание происходит из-за страстей и жажды жизни

· зная причину страданий, можно попробовать избавить человека от страданий. Но сделать это очень трудно, так как это требует большого самоограничения, избавления от страстей, медитации и аскетизма.Все люди делятся на 2 группы: Махаяна – «большая колесница» это большинство людей, которые живут нормальной жизнью и стараются что-то сделатьХанаяма – «малая колесница» это меньшинство людей: священники. Выполняющие все ограничения и подсказывающие людям как надо жить.

b) Джайнизм.Основатель – Маховира.Они верят не в бога или богов, а в джинов (джайнов) – это человек, который соблюдает все каноны джайнизма и помогает другим людям.Каноны:

· золотые правила: не вреди человеческой жизни, будь правдив, не укради, воздерживайся от привязанностей (так как они ведут к страданиям)

· жемчужины: правильное поведение, правильное познание, правильная вера

Всю историю человечества они разделили на 3 эры:

o прошлое: всегда великое счастье

o настоящее: всего понемногу

o будущее: всегда великое несчастье

c) чарвака (локаята). Основатель: Чарвака. Цель человеческой жизни – наслаждение и удовольствие (в переводе на индийский – локаята). Это единственная материалистическая школа философии Древней Индии и единственная атеистическая.

 

 

II. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (Др. Греция и Др. Рим) I-е тысячелетие до н.э. – II в. н.э.

 

Основные черты античной философии:

  1. мифологическая
  2. космоцентризм, то есть человек и общество рассматриваются как часть природы, часть вселенной, часть космоса.
  3. внимание к внутреннему миру человека, этическим проблемам
  4. интерес к политическому устройству человечества, формам правления
  5. в силу географической отдаленности, отсутствия транспорта и связи необходимого общения и преемственности между 1-м и 2-м историческими этапами развития философии не было.

 

В истории Древней Греции можно выделить следующие периоды:

  1. Гомеровская Греция (героическая эпоха) - XI - IX века до нашей эры. Это период разложения первобытного строя у древних греков и зарождение древнегреческого рабовладельческого общества. Развивается земледелие, скотоводство, но нет частной собственности, государства, рынка. Рабство еще не развито.

2. Архаический VIII - VI века до нашей эры. Это время великой греческой колонизации. Развитие торговли, появление денег, формирование классов. Зарождается государство в форме полиса 9полис – город, государство), происходит развитие культуры.

3. Классический V –III века до нашей эры. Афины и Спарта становятся центрами древнегреческой цивилизации. Расцвет полисов и рабовладельческой демократии. Время Греко-персидских войн.

4. Период эллинизма III век до нашей эры - II век нашей эры. Ослабление и разложение полисов, подчинение Риму => философский интерес к жизни одного человека.

 

Гомеровская Греция - в философии – мифологизм и космоцентризм.

Архаический период - в философии – мифологизм и космоцентризм.

Классический период - в философии - политическое устройство государства и формы правления.

Период эллинизма - в философии - философский интерес к жизни одного человека.

 

Всю древнегреческую философию можно разделить на 2 основных направления, которые состоят из нескольких школ:

  1. Ионийская философия:стихийный материализм,натурфилософский характер мировоззрения,космологизм,первые философские купцы и мореходы, то есть философия была для них неосновной профессией.

a) Милетская школа (город Милет). Представители: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр

· материалистическое истолкование природы: небожественное происхождение мира, несотворимость и неуничтожимость мира, его вечность и бесконечность,

· выделение материального первоначала. Фалес считал, что первоначалом мира является вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – айперон, то есть неопределенность

· движение, изменение и развитие первоначала (воды воздуха (айперона) приводит к появлению всех предметов и явлений (элементы диалектики),

· развитие окружающего мира описывалось по следующей схеме: рыбы -> животные -> человек

· космизм: существует бесконечное множество миров, а мы лишь один из этих миров.

Анаксимен – плоская Земля висит в пространстве, а Солнце и звезды вращаются вокруг нее.

Анаксимандр составил 1-ю карте звездного неба и небесный глобус.

b) Эфесская школа. Представитель – Гераклит. Идеи:

· Огонь – первоначало мира, он вечен, но изменяется во времени.

· Изменение огня приводит к возникновению всех предметов и явлений.

· Эволюция и развитие природы, общества и человека. Гераклит говорил: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

· Везде в мире происходит обмен и борьба противоположностей. Критической формой такой борьбы является война. Гераклит считал, что мир это короткая передышка между войнами. Хочешь мира – готовься к войне.

· Все в мире относительно. Человеческие ценности тоже.

· Космос существует вне человека. Цель человека – познать космос в его движении.

· Наши чувства могут нас обманывать, но они – единственный источник нашего познания.

  1. Италийская философия (Италия – область на территории полуострова Пеллапонесс):

a) Пифагорейская школа, представитель – Пифагор Þ пифагореизм. Пифагор создал кружок «Союз для занятий философией, искусством и спортом». Идеи:

· Пифагор верил в переселение человеческой души и считал, что в душе всегда есть память о прошлой жизни. Цель человеческой жизни – достижение катарсиса (в переводе с греческого – очищения). Физическое очищение и духовное – диета и мысли).

· Первоосновой мира Пифагор считает число.

· Цель человеческого познания – познать числовую структуру космоса.

· Пифагор говорил: «Каждый человек нуждается в своем господине» (так сказать, в начальнике).

b) Элейская школа (город Элея) Þ элиаты. Представители Парменид и Зенон. Идеи:

· Человек познает мир с помощью разума, но разум может нас обманывать.

· Существуют непримиримые противоречия нашего разума (апории), придумал их Зенон (Þ апории Зенона): «Копье»: сильный греческий воин разбегается и бросает копье до края мира, подбегает к этому копью и видит, что край мира отодвинулся. И так несколько раз Þ мир конечен и бесконечен одновременно. «Стрела»: греческий воин стреляет из лука и видит, что стрела перемещается в пространстве, то есть движется. Далее он начинает размышлять как сумма неподвижных точек может представлять собой движение Þ движение есть перемещение в пространстве и во времени. «Ахилл и черепаха» Þ количество переходит в качество. «Куча»Þ переход количества в качество и понимание меры.

c) Представители – 2 греческих философа, живших в разных греческих городах, Эмпедокл и Анаксагор. Идеи:

· Существует 4 первоосновы всех вещей: огонь, вода, земля и воздух.

· Чувство и разум это 2 ступени человеческого познания.

d) Софистская школа Þ софисты. Представитель Протагор. Софисты – первые учителя мудрости. Идеи:

· В процессе обучения людей они часто использовали софизмы (сознательное искажение истины в определенных интересах).

· Человек есть мера всех вещей.

e) Атомистическая школа Þ атомисты. Представители Левкипп и Демокрит. Идеи:

· Все предметы состоят из атомов, то есть из мельчайших неделимых частиц (атомос в переводе с греческого – мельчайший, неделимый)

· Атомы вечны. Они не подвергаются никакому воздействию. Движение атомов изначально.

· При разрушении атомов исчезают предметы.

· Мир постоянно развивается и возникает жизнь, но выживают сильнейшие и наиболее приспособленные.

· В процессе познания чувства могут нас обманывать, так как они не дают информации об атомах (в то время не было даже оптических микроскопов, поэтому атомы были невидимы. Это была лишь гипотеза. Наличие их можно было предположить только разумом).

· Единственную достоверную информацию в процессе познания дает человеческий разум.

· Процесс познания рассматривается как процесс отражения: предметы воздействуют на атомы воздуха Þ атомы воздуха воздействуют на наши чувства, вызывая ощущения Þ разум проверяет, обобщает и анализирует ощущения. Так у человека появляется информация или образ окружающего мира. Разные предметы по-разному воздействуют на атомы воздуха, по-разному воздействуют на органы чувств человека, вызывают разные ощущения, а разум делает из них разные образы.

· Человек – мера всех вещей.

f) Сократические школы (Сократ). Общие идеи:

Ø Предмет философии – совершенствование человека. Сократ говорил: «Познай самого себя, человек!»

Ø Метод философии – диалоги, дискуссии, споры, ирония.

Ø Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»

Ø Сократ утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю, и чем больше я знаю, тем меньше я знаю!»

Ø Есть то, что всегда добро и есть то, что всегда зло, то есть добро и зло не зависят от обстоятельств.

g) Киническая школа Þ кинизм Þ киники. Представитель – Диоген Лаэртский жил в бочке, проповедовал аскетизм:

· Человек – это двуногое существо без перьев (Сократ, услышав об этом, поймал цыпленка, ощипал его и бросил в ноги Диогену, сказав, что это человек).

· Движения в мире нет. В мире существует только покой, устойчивость и неизменность.

h) Киренаическая школа Þ киренаики. Представитель – Аристипп (идея гедонизма): цель человеческой жизни – удовольствие и наслаждение.

i) Платоновская школа (академия). Платон не просто беседовал с учениками, он основал академию: он купил здание, которое находилось в саду в честь Академа Þ отсюда название. Он поставил процесс обучения на поток. Платон верил в академический метод (лекционно-семинарский): один или несколько преподавателей читают студентам несколько лекций, а затем со студентами по прочитанным темам проводится семинар. Этот метод реализован во всех академиях, институтах и университетах. Платоновская академия это учебное заведение с самыми богатыми традициями за всю историю человечества. Он умер в IV веке до нашей эры, а созданная им академия просуществовала 915 лет (сейчас там музей, а академия в другом здании уже 130 лет). Идеи:

· Весь мир состоит из двух областей: мир вещей и мир идей. Мир вещей это бледная копия мира идей.

· Цель познания – это познание мира идей. Познание рассматривается как процесс воспоминания. Платон верил в переселение человеческой души. Более того, он считал, что человеческая душа многократно была в мире идей и способна как бы вспоминать о нем, подпитывая человеческое тело новой информацией: душа путешествует из тела в мир идей во время сна; душа улетает из умершего человека в мир идей и потом вселяется в другого человека, только что родившегося.

· Цель государства – счастье всех людей. Государство определяет для всех людей где счастье и ведет к этому счастью всех людей, если потребуется, то и железной рукой

Þ Платон сделал сознательный выбор в сторону объективного идеализма.

j) ликей Аристотеля. Представитель – Аристотель – ученик Сократа, Платона. Студент в академии Платона, преподаватель в Академии. Стал помощником Платона. Однажды сказал: «Платон мне друг, но истина дороже» - и оставил Академию. Едет к Александру Македонскому, становится его наставником. Основал свою школу – ликей. Занятия проходили в саду в честь Аполлона Ликейского Þ отсюда название. Система занятий в корне отличалась от платоновской. Аристотель купил участок сада. В нем он гулял с учениками и философствовал. (История показала, что Академия Платона лучше). После смерти Аристотеля ликей прекратил свое существование. Идеи:

· Аристотель говорил, что Платон ошибочно удваивает мир Þ Аристотель делает выбор в сторону дуализма: человек и окружающий мир равнопервоначальны.

· Цель государства – счастье каждого человека, то есть государство создает равные условия для всех и этим ограничивается. Каждый человек сам определяет, где его счастье и сам движется к нему, используя необходимые ему средства. У разных людей может совпадать представление о счастье, но каждый реализовывает его по-разному.

 

Платон и Аристотель одинаково выделяют:

  1. 3 слоя общества:

a) правители, управляющие обществом (считали, что правитель должен быть философом)

b) воины, защищающие это общество

c) ремесленники и торговцы, которые производят все необходимое для общества.

Платон и Аристотель разделили людей на 3 слоя, но был еще и четвертый – рабы.

  1. 3 формы государства:

a) монархия – власть одного человека

b) аристократия – власть группы людей

c) демократия – власть народа.

Оценки: хуже всего демократия, лучше всего монархия, а для Греции больше всего подходит аристократия. Каждая из этих форм может быть законной и незаконной. Незаконная монархия – это тирания (предыдущий правитель убит). Незаконная аристократия – олигархия. Незаконная демократия – охлократия («безумные толпы»).

 

 

ДРЕВНИЙ РИМ

 

Школы философии:

  1. Эпикурейская школа. Представители: Эпикур, Тит Лукреций Кар. Идеи:

a) Главная идея – развитие атомистических идей Левкиппа и Демокрита.

b) Главное для человека и общества – стремление к свободе.

c) Выступают против религиозных суеверий, так как освобождение от страхов – это путь к счастью и свободе человека.

d) Гедонизм: цель человеческой жизни – наслаждение и удовольствие

e) Плюс все атомистические идеи.

  1. Скептицизм. Представители: Пиррон, Энсидем, Секст Эмпирик. Идеи:

a) Сомнение в истинности и даже возможности человеческого познания, то есть именно здесь – корни агностицизма.

b) Счастье человека это спокойствие и отсутствие эмоций, то есть аскетизм.

  1. Стоицизм (город Стоя Þ стоики). Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Идеи:

a) Дуализм человека и природы, то есть человек и природа равноправны и являются первоосновой мира.

b) Разум человека не только отражает окружающий мир, но и творит его (например, метро, трамваи – все это придумано и создано разумом человека).

c) Миром правит мировой разум, который они называют логос.

d) В мире господствует строгая необходимость. Все предопределено (это фатализм).

  1. Электизм. Представитель – Цицерон. Идеи:

a) Разработка философской терминологии. Цицерон дал определение многим философским понятиям.

b) Эклектика – это смешение разных стилей, порой внутренняя противоречивость и нелогичность (Цицерон – мастер публичного выступления).

  1. Неоплатонизм. Представитель – Плотин. Неоплатонизм происходит от платонизма Þ это перевод с греческого на латинский трудов Платона, а еще пропаганда его идей.

 

 

III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (II – XIV века)

 

Основные черты:

  1. теоцентризм (тео – бог) Þ в центре философии – Бог.
  2. возникновение, а затем и господство двух мировых религий: христианство и мусульманство (ислам). Ислам возникает в VII веке на Аравийском полуострове.
  3. философия становится пессимистичной, то есть очень много говорится о конце света, страшном суде, апокалипсисе.

 

Направления средневековой философии:

  1. Апологетика. Представители: Юстин Мученик, Тертуллиан. Идеи:
    • Главная идея – защита христианства с помощью философии от других религиозных течений и, прежде всего, от язычества и ересей.
    • Между христианством и другими религиями много общего, следовательно, основные положения христианства верны.
    • Античное философское наследие также доказывает правильность христианства \9используют Платона, а потом все больше Аристотеля).
    • Тертуллиан говорил: «Я верю, ибо это невозможно!»
  2. Патристика (или учение отцов церкви, первых священников). Представитель Августин Блаженный-Аврелий. Идеи:

· Главная проблема философии – Бог. Бог сотворил мир и сотворил человека по своему образу и подобию.

· Бог – источник всех истин.

· Знание о нем может быть получено только путем веры, откровения и мистики.

· Все заранее предопределено Богом, и изменить ничего нельзя (религиозный фатализм).

· Душа индивидуальна. Это искра божья, и она не может переселяться. Все грехи – на человеческой душе, и после смерти всех ждет страшный суд и ответ за свои грехи.

· Природные катастрофы (землетрясения, наводнения, извержения вулканов), голод, эпидемия, войны, революции – это наказания людям за грехи. Путь устранения этого – усердие в обращении к Богу.

· История человечества это библейская история.

· Государство – это результат договора человека и Бога. Власть в обществе – от Бога. Главными в обществе являются религиозные законы. Идеал государства – теократическая монархия (Ватикан).

· Для блага человека церковь может использовать принуждение (Инквизиция)

· Существует 2 града: град небесный и град земной. Град земной – это царство зла, порока и алчности. Град небесный – благодати и добродетели.

· Во всем мире и даже в душе человека происходит вечная борьба града небесного и града земного, Бога и дьявола.

  1. Схоластика. Представитель – Фома Аквинский. Соглашался с Августином Блаженным, но добавлял:

· Мир – творение Божие, а природа – подножие небесного храма.

· Бог – причина и цель мира.

· Существование Бога можно доказать опытным путем, и природа есть такое опытное доказательство.

· Есть гносеологическое доказательство Бога: в мире существуют истины (например, 2+2=4), их много и они разные, значит в мире должна быть абсолютная истина, и эта абсолютная истина – Бог.

· Аксиологическое доказательство Бога: в мире много разных ценностей, значит должна быть абсолютная ценность, и это есть Бог.

· Этическое доказательство Бога: в мире есть мораль и нравственность, высшая мораль и нравственность – Бог.

· Эстетическое доказательство Бога: в мире есть гармония и красота, значит кто-то должен был это устроить (иначе был бы хаос), и это Бог.

· Теория двойственной истины (что касается познания, то это то, что предлагает Фома Аквинский): истины веры (религия) выше истин разума (наука).

· В процессе познания участвуют души людей: предметы действуют на наши души, и мы получаем знания об окружающем мире.

· Государство – результат договора человека с Богом, идеал государства – теократическая монархия.

· Главная добродетель человека – подчинение вере.

· Социальное неравенство в обществе от Бога, поэтому с ним необходимо смириться.

  1. Номинализм. Представители: Ансельм Кентерберитский, Дунс Скотт, Уильям Оккам.
  2. Реализм. Представители: Иоганн Скотт Эриугена, Пьер Абеляр.

Причина разделения философии на номинализм и реализм это спор об универсалиях или наиболее общих понятиях. Реализм считал, что существуют универсалии, а не единичные предметы. То есть реализм – это крайняя форма идеализма. Номинализм утверждал, что существуют лишь конкретные единичные предметы, а универсалии – лишь абстракции, которые существуют номинально. Фактически, спор между номиналистами и реалистами шел вокруг главной универсалии – вокруг понятия Бог: что есть Бог? Абстракция или реальность?

  1. Мистика. Представитель – Августин Блаженный. Мир может быть познан лишь путем веры, откровения и интуиции. Никакая наука здесь помочь не может.

 

ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: АРАБСКАЯ, МУСУЛЬМАНСКАЯ, БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Отличия исламской философии от христианской:

  1. если о христианской философии говорят II – XIV века, то о мусульманской – VII – XIV века.
  2. высокий уровень экономического и научного развития (этому способствовали особенности климата и почвы). Алгебра, география, химия – в мусульманских странах.
  3. существовало единое арабское и мусульманское государство – арабский халифат – в то время это наиболее крупное и развитое государство. В Европе все было по-другому: множество разных государств, и они были раздробленны.
  4. складывается высокоразвитая многонациональная арабская культура, которую объединяли:

a) единый арабский язык

b) единая вера – Ислам

  1. в философии выделяются 2 главных тенденции:

a) калам – это философское объяснение Корана

b) свободомыслие – атеистическое истолкование философии Аристотеля.

 

Три группы идей, характерных для исламской философии:

  1. Аль-Кинди (800 – 870 годы), Аль-Фараби (870-980 годы). Идеи:
    • Стремление соединить Аристотеля и неоплатонизм. У Аристотеля брали логику, а из неоплатонизма – онтологию.
    • Признают божественное сотворение мира.
    • Идеи всеобщей причинности, то есть религиозный фатализм.
    • Главная причина сотворения мира – божественная воля.
    • Игра космического разума позволяет человеку познавать мир. Эта искра есть в каждом человеке.
    • Выделяют 3 ступени человеческого познания: 1 – логика и математика, 2 – естествознание, 3 – философия.
    • Каждая мысль, осмысленная до конца, позволяет увидеть в себе, как в зеркале, всю вселенную.
    • Предложили свою модель идеального государства – «добродетельный город» - этим добродетельным городом управляет имам, который сочетает государственную и религиозную власть и является философом.
  2. Абу Али Ибн-Сина (980-1037 годы). Он был философом и врачем, написал более 100 книг, из них 80 по медицине. Идеи:

· Мир вечен и несотворим.

· Теория эманации – истечение: мир предполагает в себе возможность появления всех вещей, но эта возможность реализуется вследствие абсолютной причины (Бога), то есть речь идет о взаимодействии двух начал, материального и идеального, то есть дуализм.

· Кроме материальной и идеальной существует промежуточная инстанция – душа. По своей природе она идеальна, но заключена в материальном теле. Существует 3 вида душ: 1 – растительные, 2 – животные, 3 – разумные.

· Существует 2 степени человеческого познания: 1 – чувства дают практические знания для отличия добра и зла, 2 – разум дает теоретические знания для отличия истины и лжи.

· Главная цель познания – самопознание и познание Бога.

Вывод: метафизичность и двойственность философии Ибн-Сины, но в ней больше материализма.

  1. Ибн-Рушд (1126-1198 годы). Идеи:

· Мир первичен, вечен и бесконечен.

· Изменить мир могут только внутренние, а не внешние причины. Это метод диалектики.

· Мир имеет движение в своей основе. Бог определяет цель развития мира, но Бог безличен. Разрабатывает теорию двойственной истины. Религия – это низший вид истины, он для толпы. А философия – это высший вид истины – для элиты.

· Оптимизм при осмыслении человеческой истории. Человек должен преодолеть свое скотское состояние.

· Технократизми опора на научные знания.

· Женское равноправие.

 

IV. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI века)

 

Основные особенности:

  1. всего 200 лет, но по вкладу в мировую культуру и в мировую философию он ничуть не меньше по своему значению, чем предыдущий этап.
  2. после 1200 лет господства религиозной философии возрождались античные традиции:

§ интерес к изучению природы (Милеет, Эфес)

§ внимание к проблемам человека (софисты, Сократ, Аристотель)

§ интерес к проблемам власти и государства (Платон, Аристотель).

  1. время кризиса и разложения феодализма, появления предпосылок капиталистического (буржуазного) общества.
  2. сдвиг в материальном производстве: появляется порох, водяной двигатель и другие открытия.
  3. начинается эпоха великих географических открытий.
  4. складываются основы мировой торговли
  5. переход от ремесленного производства к мануфактурному
  6. укрепление государственной власти, наступление на монополию церкви, но церковь не сдается Þ намечается противостояние светской и духовной власти
  7. складывается противовес церковной философии – светская философия

 

Основные черты эпохи возрождения:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.