Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация и типология УР.





Группы управленческих решений:

· по функциональной направленности (планирующие, организующие, координирующие, контролирующие);

· по источнику возникновения – ситуационные,

· по предписанию (программные, инициативные);

· по организации разработки (индивидуальные, коллегиальные, коллективные);

· по направлению воздействия (внутренние и внешние);

· по времени действия (стратегические, тактические, оперативные);

· по сфере действия (экономические, социальные, организационные, научные);

· по масштабу воздействия (комплексные и частные);

· по способу фиксации (письменные, на электронных носителях, устные);

· по числу критериев (одно- и многокритериальные);

· по методу переработки информации (алгоритмические и эвристические (самостоятельное изучение));

· по глубине воздействия (одно- и многоуровневые);

· по характеру реализации (уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные);

· по форме представления (указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правило, модель).

В зависимости от степени формализации выделяются следующие типы решений:



- хорошо структурированные, когда зависимости между элементами ситуации численно определимы;

- слабоструктурированные, содержащие как количественные, так и качественные элементы;

- неструктурированные, когда количественные зависимости неизвестны.

В зависимости от творческого вклада руководителя в разработку решений различаются:

- рутинные решения - Адаптационные

- селективные решения - Инновационные решения

Формы разработки УР.

Указ– решение Главы государства, утвержденное парламентом и имеющее силу закона.

Указание– решение, носящее методический, технологический характер и рекомендуемое для разъяснения, наставления.

Закон– решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер.

Акт– решение широкого круга государственных и общественных организаций, включая международные отношения.

Приказ– решение руководителя, облеченного властью в организации, обязательное для исполнения.

Распоряжение– решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными.



Протокол– решение об отражении к-л. событий, обстоятельств.

Инструкция– решение, устанавливающее порядок и способ выполнения к-л. действий.

Договор– решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей в различных сферах деятельности.

Соглашение– решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для к-л. деятельности.

План –решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время реализации решений.

Контракт– решение, чаще всего коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей, считающееся подвидом соглашения.

Оферта –решение коммерческого характера о предложении лицу заключить сделку на указанных условиях, выступающее одной стороной контракта.

Акцепт– решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях, выступающее второй стороной контракта.

Положение– решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих к-л. деятельность.

Правила –решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор норм поведения и деятельности работников.

Модель– решение, включающее набор определенных элементов и связей, воспроизводящих реакции реального процесса или явления на входные воздействия.

 

Формы реализации УР.

Предписание –официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.



Деловая беседа– специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.

Убеждение– деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.

Разъяснение– деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.

Принуждение– деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.

Наставление– деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.

Сообщение– деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.

Обучение –деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.

Совет –деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.

Тренинг– специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.

Совещание– коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.

Заседание –узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.

Отчет –сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.

Деловое слово– твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.

 

Уровни и модели принятия решений.

Уровни бывают 3х видов:

· Организационный уровень;

· Уровень принятия решений;

· Индивидуальный уровень.

Рациональная модель принятия решений приносит максимум выгоды для организации, что требует тщательного анализа ситуации, отбора оценочных критериев, беспристрастного обмена информацией.

Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы.

Модель ограниченной рациональности в принятии управленческого решения предполагает, что руководитель в своем желании быть рациональным ограничен или своим «Я» – навыками, привычками, установками, или организационными возможностями. В зависимости от преобладания первого или второго модель имеет две разновидности: личностно ограниченная рациональность и организационно ограниченная рациональность.

Информационное обеспечение принятия УР.

Информационное обеспечение – важнейший элемент успешного функционирования аппарата управления и процесса принятия решений.

Информация для принятия решений должна отвечать таким требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность поступления, точность и достоверность и т.д.

Управленческая информационная система состоит из следующих частей: компоненты обработки информации, внутренние и внешние каналы ее передачи, собственно информация. Она выполняет функции: определения объема требуемой для руководителя информации; определения потребности в технических средствах для ее сбора, переработки, хранения и организации этих процессов; разработки программных средств.

 

 

Качество УР.

Под качеством УР понимается совокупность параметров решений, обеспечивающих их успешное выполнение. В составе свойств УР выделяются следующие, наиболее важные:

· обоснованность как необходимость учета всей совокупности факторов и условий, связанных с разработкой решения;

· своевременность как необходимость преодоления, устранения, смягчения возникающего противоречия;

· экономичность решения – это высокие конечные результаты при наименьших затратах, материализация передовой управленческой концепции и других достижений человеческого интеллекта в выборе стратегических направлений, движущих сил и сроков.

Дополнительные параметры-требования могут быть следующие: непротиворечивость, конкретность, правомочность и другие.

Объективные экономические условия разработки качественных управленческих решений следующие:

· знание руководителем, специалистом, ЛПР объективных тенденций развития управленческого объекта и умение их использовать на пользу организации;

· ориентация в общих целях развития экономики страны, региона, города и определение исходя из этого конкретных задач своей организации;

· умение своевременно реагировать на меняющуюся обстановку и на новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой государства, региона и т.д.

На качественный уровень УР влияют две группы факторов:

· факторы ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы: они действуют до принятия решения и заключаются в умении сформулировать проблему, спрогнозировать последствия, собрать верную информацию и др.;

· факторы поведенческого характера: стиль управления руководителя, политическая и социально-экономическая среда, общественные и правовые нормы, мотивы и интересы, квалификация и личностные характеристики руководителя.

 

 

Требования к УР и условия их достижения.

1. Соответствие действующему законодательству и уставным документам организации.

2. Достижение своевременности (не спеши и не опаздывай)

3. Наличие четкой целевой направленности и адресности, конкретность (исполнителям должно быть ясно, кто, что и когда будет делать).

4. Отсутствие противоречивости решения (самому себе, ранее принятому, нормативно-правовым актам).

5. Возможность организационной выполнимости

6. Наличие параметров для внешнего контроля выполнения решения.

7. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной и других областях.

8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации решений, т.е. требование правомочности.

9. Наличие документов по обоснованию принятого решения и возможного положительного результата.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.