Распространение плодов и семян.
Музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов», балет«Щелкунчик»
- Отрывок из какого произведения прозвучал? ( музыка из балета “Щелкунчик” “Вальс цветов” П.И.Чайковского)
- Попробуйте догадаться о чем пойдет речь сегодня на уроке? Отдел Цветковые растения
- Целью его будет…
Располагать все этапы работы будем в центре парты на листе, без приклеивания.
Работа с классом:
1. Признаки отдела.
- Почему отдел называется “Цветковые»?
- Вы любите цветы?
– Каждый цветок как упавшая с неба звезда. Природа-мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни. А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Цветы украшают Землю уже 125 млн. лет. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты.
Признаки Покрытосеменных растений.
· Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
· Семяпочка защищена завязью
· Образуют плод
· Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
· Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
· Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
«Что лишнее?»
Найдите лишнее и объясните, почему вы считаете, что именно она является лишней.
1.Цветок подсолнуха, цветок астры, плоды яблони, листья клена.
Листья клена – вегетативные органы, остальные генеративные.
2. Листья: клена, каштана, шиповника и акации.
Листья клена – простой лист, остальные- сложные.
3. Плоды ореха, яблоко, апельсин, морковь.
Морковь – корнеплод, остальные – плоды. Корнеплод – это часть растения, видоизменения корня: утолщенный стебель в основании и утолщенное основание главного корня, запасающие питательные вещества, чаще всего ассоциированные с корневой системой, откуда первая часть названия. Плодами не являются
4. Ромашка, нарцисс, клевер, дерево.
Дерево – древесная форма, остальные - травянистые.
.
3. Ассоциограмма.
- Давайте попробуем подобрать прилагательные, чтобы описать этот орган растения. (красивый, привлекательный, таинственный, чудный, неземной, удивительный. сказочный, волшебный)
- А почему отдел называют Покрытосеменные?
- Какие преимущества есть у цветковых растений в отличие от других отделов растений?
- Сколько цветковых растений известно в настоящее время?
(В современной флоре, отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле, и самый большой по численности видов, около 300 тыс. видов)
Где же они распространены? (Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах, и в самых разнообразных экологических условиях. Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ)
- В каких средах обитают эти растения? (наземно - воздушная, водная)
- Назовите известные вам Цветковые = Покрытосеменные растения.
4. Деление на классы. Работа с натуральными Р.( на столах по 1 цветку)
- По систематике все цветковые растения можно разделить на два класса: Однодольные и Двудольные. ( на столах живые растения, работа в группах )
Сравним эти признаки: корень, жилкование, количество семядолей в семени, количество лепестков в цветке.
- Рассмотрите растение и докажите к какому классу оно относится?
· - Еще по каким признакам можно отнести Р. к 2 классам, но применяя специальные приборы – микроском электронный? (внутреннее строение стебля, строение устьиц)
Основные признаки класса:
· количество семядолей;
· корневая система;
· внутреннее строение стебля;
· расположение листьев на стебле;
· жилкование листа;
· строение устьиц;
Оформить свои исследования в таблице
Признаки
Р. в горшке
| корень
| жилкование
| кол - во семядолей в семени
| кол – во
лепестков в цветке
|
|
|
|
|
|
5. Строение цветка, разнообразие, особенности. Соцветия по гербарным экземплярам ( работа в группах, по моделям и иллюстрациям )
- Что такое цветок? (Орган полового размножения, Видоизменённый побег, служащий для семенного размножения)
- По модели вспомним строение цветка.
- Какие части цветка самые главные, почему?
- Рассмотрите цветок шиповника. Подсчитайте число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
- Какие цветки называются обоеполыми, раздельнополыми цветками.
- Рассмотрите соцветие пшеницы, подсолнечника. Как они называются?
- Что такое соцветия? ( группы цветков) Их биологический смысл? (вероятность опыления-----оплодотворения------- много плодов и семян. ( у ветроопыляемых облегчается перекрестное опыление -дают много пыльцы, насекомоопыляемые –заметные в соцветиях)
Назовите СОЦВЕТИЯ (гербарии).
Приведите примеры однодомных и двудомных растений.
6. Плоды в загадках.
Плод – это генеративный орган, характерный для покрытосеменных растений. Он служит для формирования, защиты и распространения семян.
- Из чего развивается плод? (из завязи)
- Из чего состоит? (околоплодника и семян)
Околоплодник – (разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи)
Семена образуются из (семязачатков)
Выделяют плоды (сочные и сухие, односемянные и многосемянные, простые и сложные, соплодия).
Проверка. Ответ по плану.
Читаем по очереди, по группам и стараемся дать отгадку + описание плода, название Р. Помогают ребята из других групп.
- Данные записать в таблицу.
Не путать с названием растения!
загадка
| отгадка, плод
| описание плода
| растение
| а
|
|
|
| б
|
|
|
| в
|
|
|
| г
|
|
|
| д
|
|
|
|
А) Разгадать вам здесь придётся, Как лесной тот плод зовётся, Что на дереве растёт, Да и белочка грызёт! ( орех)
(плод – орех; описание: околоплодник жесткий, деревянистый, 1 семя лежит свободно ;Р.- лещина, фундук )
Б) Этот плод все знать должны: схож он краешком Луны. ( ягода)
(плод – ягода; описание: плод с мясистым и сочным околоплодником, покрытый снаружи тонкой кожицей, чаще многосемянной Р.- банан; )
В) В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Гроздьями висит эта ягодка? ( яблочко)
(плод – яблоко; описание: сочный с тонкой кожицей многосемянной плод( ложный), в образовании его, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложа, пестика – нижняя завязь. Семена лежат в сухих камерах Р. – рябина; )
Г) Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него,
И не будет ничего.
(плод – семянка; описание: сухой плод, кожистый околоплодник которого плотно прилегает к семени, но не срастается с ним; часто имеет выросты; Р. – одуванчик)
Д) На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…
(плод- боб; описание: сухой плод, который вскрывается 2 створками, на обеих створках- семена:созревает, створки высыхают, скручиваются и выбрасывают семена;
Р.- горох)
Распространение плодов и семян.
- Основные способы распространения семян( водой, ветром, насекомыми, птицами, животными, саморазбрасыванием).
Проверка полученных знаний в форме теста.
Установите соответствие:
Признаки плодов и семян Способ распространения
А. Плоды имеют сочную мякоть 1. ветром
Б. Плоды имеют перистые волоски 2. водой
В. Плоды и семена мелкие, легкие 3. животными
Г. Плоды имеют крючочки
Д. Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки
(Ответ: А - 3; Б - 1; В - 1; Г - 3; Д - 2 )
8. Закрепление
Письменная работа по вариантам.
9. Обобщение.
- Мы сегодня закрепили наши знания по отделу цветковых растений .
- Какими общими признаками обладают эти растения?
- Какова роль цветка в жизни этих растений?
- На какие классы делится отдел?
Охрана растений. Стихотворение Т. Собакина:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы
- Опустеют все поляны
И не будет красоты!
10. Оценки.
11. Домашнее задание.
- Выбрать свой любимый цветок и устно или письменно описать его
( сделать упор на на экологию: в каких условиях произрастает: территория, климат; с кем сосуществует, время цветения )
- Можно подобрать стихотворение, загадку, о лучше сочинить
- Нарисовать рисунок в графике.
- Оформить проект группы
12. Рефлексия.
- На столе составить цветок из лепестков.
· Желтый – я остался всем доволен на уроке
· Красный
· Фиолетовый
По своему настроению выберите лепесток соответствующей окраски.
Литература и интернет – ресурсы.
- http://reftrend.ru/1171359.html
Приложение
Что лишнее?
Найдите лишнее и объясните, почему вы считаете, что именно она является лишней.
1.Цветок подсолнуха, цветок астры, плоды яблони, листья клена.
2. Листья: клена, каштана, шиповника и акации.
3. Плоды ореха, яблоко, апельсин, морковь.
4. Ромашка, нарцисс, клевер, дерево.
4. Деление на классы. Растения на столах.
Оформить свои исследования в таблице
признаки
| корень
| жилкование
| кол - во семядолей в семени
| кол – во
лепестков в цветке
| растение на
столах
|
|
|
|
| гербарный
экземпляр
|
|
|
|
| 6. Плоды в загадках.
Не путать с названием растения!
загадка
| отгадка, плод
| описание плода
| растение
| а
|
|
|
| б
|
|
|
| в
|
|
|
| г
|
|
|
| д
|
|
|
| А) Разгадать вам здесь придётся, Как лесной тот плод зовётся, Что на дереве растёт, Да и белочка грызёт! Б) Этот плод все знать должны: схож он краешком Луны)
В) В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Гроздьями висит эта ягодка?
Г) Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него,
И не будет ничего.
Д) На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|