Сделай Сам Свою Работу на 5

Распространение плодов и семян.

Музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов», балет«Щелкунчик»

- Отрывок из какого произведения прозвучал? ( музыка из балета “Щелкунчик” “Вальс цветов” П.И.Чайковского)

- Попробуйте догадаться о чем пойдет речь сегодня на уроке? Отдел Цветковые растения

- Целью его будет…

 

Располагать все этапы работы будем в центре парты на листе, без приклеивания.

 

Работа с классом:

1. Признаки отдела.

- Почему отдел называется “Цветковые»?

- Вы любите цветы?

– Каждый цветок как упавшая с неба звезда. Природа-мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни. А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Цветы украшают Землю уже 125 млн. лет. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты.

Признаки Покрытосеменных растений.

· Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

· Семяпочка защищена завязью

· Образуют плод

· Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

· Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

· Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

«Что лишнее?»

Найдите лишнее и объясните, почему вы считаете, что именно она является лишней.

1.Цветок подсолнуха, цветок астры, плоды яблони, листья клена.

Листья клена – вегетативные органы, остальные генеративные.

2. Листья: клена, каштана, шиповника и акации.

Листья клена – простой лист, остальные- сложные.

3. Плоды ореха, яблоко, апельсин, морковь.

Морковь – корнеплод, остальные – плоды. Корнеплод – это часть растения, видоизменения корня: утолщенный стебель в основании и утолщенное основание главного корня, запасающие питательные вещества, чаще всего ассоциированные с корневой системой, откуда первая часть названия. Плодами не являются



4. Ромашка, нарцисс, клевер, дерево.

Дерево – древесная форма, остальные - травянистые.

.

 

3. Ассоциограмма.

- Давайте попробуем подобрать прилагательные, чтобы описать этот орган растения. (красивый, привлекательный, таинственный, чудный, неземной, удивительный. сказочный, волшебный)

- А почему отдел называют Покрытосеменные?

- Какие преимущества есть у цветковых растений в отличие от других отделов растений?

- Сколько цветковых растений известно в настоящее время?

(В современной флоре, отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле, и самый большой по численности видов, около 300 тыс. видов)

Где же они распространены? (Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах, и в самых разнообразных экологических условиях. Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ)

- В каких средах обитают эти растения? (наземно - воздушная, водная)

- Назовите известные вам Цветковые = Покрытосеменные растения.

 

4. Деление на классы. Работа с натуральными Р.( на столах по 1 цветку)

- По систематике все цветковые растения можно разделить на два класса: Однодольные и Двудольные. ( на столах живые растения, работа в группах )

Сравним эти признаки: корень, жилкование, количество семядолей в семени, количество лепестков в цветке.

- Рассмотрите растение и докажите к какому классу оно относится?

· - Еще по каким признакам можно отнести Р. к 2 классам, но применяя специальные приборы – микроском электронный? (внутреннее строение стебля, строение устьиц)

Основные признаки класса:

· количество семядолей;

· корневая система;

· внутреннее строение стебля;

· расположение листьев на стебле;

· жилкование листа;

· строение устьиц;

 

 

Оформить свои исследования в таблице

Признаки Р. в горшке корень жилкование кол - во семядолей в семени кол – во лепестков в цветке
         

 

 

5. Строение цветка, разнообразие, особенности. Соцветия по гербарным экземплярам ( работа в группах, по моделям и иллюстрациям )

- Что такое цветок? (Орган полового размножения, Видоизменённый побег, служащий для семенного размножения)

- По модели вспомним строение цветка.

- Какие части цветка самые главные, почему?

- Рассмотрите цветок шиповника. Подсчитайте число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.

- Какие цветки называются обоеполыми, раздельнополыми цветками.

- Рассмотрите соцветие пшеницы, подсолнечника. Как они называются?

- Что такое соцветия? ( группы цветков) Их биологический смысл? (вероятность опыления-----оплодотворения------- много плодов и семян. ( у ветроопыляемых облегчается перекрестное опыление -дают много пыльцы, насекомоопыляемые –заметные в соцветиях)

Назовите СОЦВЕТИЯ (гербарии).

Приведите примеры однодомных и двудомных растений.

 

6. Плоды в загадках.

Плод – это генеративный орган, характерный для покрытосеменных растений. Он служит для формирования, защиты и распространения семян.

- Из чего развивается плод? (из завязи)

- Из чего состоит? (околоплодника и семян)

Околоплодник – (разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи)

Семена образуются из (семязачатков)

Выделяют плоды (сочные и сухие, односемянные и многосемянные, простые и сложные, соплодия).

Проверка. Ответ по плану.

Читаем по очереди, по группам и стараемся дать отгадку + описание плода, название Р. Помогают ребята из других групп.

- Данные записать в таблицу.

Не путать с названием растения!

 

загадка отгадка, плод описание плода растение
а      
б      
в      
г      
д      

 

 

А) Разгадать вам здесь придётся,
Как лесной тот плод зовётся,
Что на дереве растёт, Да и белочка грызёт! ( орех)

(плод – орех; описание: околоплодник жесткий, деревянистый, 1 семя лежит свободно ;Р.- лещина, фундук )

Б) Этот плод все знать должны: схож он краешком Луны. ( ягода)

(плод – ягода; описание: плод с мясистым и сочным околоплодником, покрытый снаружи тонкой кожицей, чаще многосемянной Р.- банан; )

 

В) В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

Гроздьями висит эта ягодка? ( яблочко)

(плод – яблоко; описание: сочный с тонкой кожицей многосемянной плод( ложный), в образовании его, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложа, пестика – нижняя завязь. Семена лежат в сухих камерах Р. – рябина; )

 

Г) Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него,

И не будет ничего.

(плод – семянка; описание: сухой плод, кожистый околоплодник которого плотно прилегает к семени, но не срастается с ним; часто имеет выросты; Р. – одуванчик)

Д) На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…

(плод- боб; описание: сухой плод, который вскрывается 2 створками, на обеих створках- семена:созревает, створки высыхают, скручиваются и выбрасывают семена;

Р.- горох)

 

 

Распространение плодов и семян.

- Основные способы распространения семян( водой, ветром, насекомыми, птицами, животными, саморазбрасыванием).

Проверка полученных знаний в форме теста.

Установите соответствие:

Признаки плодов и семян Способ распространения

А. Плоды имеют сочную мякоть 1. ветром

Б. Плоды имеют перистые волоски 2. водой

В. Плоды и семена мелкие, легкие 3. животными

Г. Плоды имеют крючочки

Д. Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки

(Ответ: А - 3; Б - 1; В - 1; Г - 3; Д - 2 )

 

8. Закрепление

Письменная работа по вариантам.

 

9. Обобщение.

- Мы сегодня закрепили наши знания по отделу цветковых растений .

- Какими общими признаками обладают эти растения?

- Какова роль цветка в жизни этих растений?

- На какие классы делится отдел?

Охрана растений. Стихотворение Т. Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы

- Опустеют все поляны

И не будет красоты!

10. Оценки.

 

11. Домашнее задание.

- Выбрать свой любимый цветок и устно или письменно описать его

( сделать упор на на экологию: в каких условиях произрастает: территория, климат; с кем сосуществует, время цветения )

- Можно подобрать стихотворение, загадку, о лучше сочинить

- Нарисовать рисунок в графике.

- Оформить проект группы

 

12. Рефлексия.

- На столе составить цветок из лепестков.

· Желтый – я остался всем доволен на уроке

· Красный

· Фиолетовый

По своему настроению выберите лепесток соответствующей окраски.

 

 

Литература и интернет – ресурсы.

  1. http://reftrend.ru/1171359.html

 

 

Приложение

Что лишнее?

Найдите лишнее и объясните, почему вы считаете, что именно она является лишней.

1.Цветок подсолнуха, цветок астры, плоды яблони, листья клена.

2. Листья: клена, каштана, шиповника и акации.

3. Плоды ореха, яблоко, апельсин, морковь.

4. Ромашка, нарцисс, клевер, дерево.

4. Деление на классы. Растения на столах.

Оформить свои исследования в таблице

признаки корень жилкование кол - во семядолей в семени кол – во лепестков в цветке
растение на столах        
гербарный экземпляр        

6. Плоды в загадках.

Не путать с названием растения!

 

загадка отгадка, плод описание плода растение
а      
б      
в      
г      
д      

А) Разгадать вам здесь придётся,
Как лесной тот плод зовётся,
Что на дереве растёт, Да и белочка грызёт!
Б) Этот плод все знать должны: схож он краешком Луны)

В) В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

Гроздьями висит эта ягодка?

 

Г) Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него,

И не будет ничего.

Д) На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.