Сделай Сам Свою Работу на 5

Роман Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»





План

I. Жизненный и творческий путь Томаса Гарди (1840–1928) (др. перев. Томас Харди).

II. Анализ романа «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891).

1. Особенности композиции, сюжетного развития. Роль авторских отступлений.

2. Жанровое своеобразие.

3. Особенности конфликта.

4. Тематика и проблематика.

5. Система образов.

Вопросы и задания

1. Почему роман начинается с эпизода, в котором священник сообщает отцу Тэсс о благородном происхождении ее семьи?

2. Найдите портретное описание Тэсс, помещенное в начале романа. Что автор подчеркивает в описании ее внешности?

3. Обратитесь к авторским отступлениям (ФАЗА 1). Когда в слове автора появляются обличительные интонации? Что такое красота Тэсс, по мнению автора? Раскройте авторское отношение к Провидению, религиозным вопросам. В чем заключается своеобразие философия истории Т. Гарди? Подумайте, играет ли Судьба и Провидение, на взгляд автора, какую-либо роль в судьбе человека?

4. Почему Тэсс соглашается служить у д’Эрбервиллей? Кто, на ваш взгляд, виноват в ее «падении»? Происходят ли, по вашему мнению, внутренние изменения с Тэсс после «падения»?



5. Как Тэсс относится к религиозным заповедям, церкви, Богу? Как к Тэсс относятся окружающие люди? Как Тэсс воспринимает окружающий мир природы? Почему она сама крестит своего ребенка, и как это соотносится с ее верой в Бога?

6. В какой семье вырос и воспитывался Энджел? Почему он не стал священником? Как Энджел относится к церкви, религии, Богу? Раскройте размышления Энджела о природе и культуре. Какой путь становления и развития проходит герой?

7. Что в Тэсс привлекло Энджела? Как развивались их отношения? Почему Тэсс не сразу рассказала Энджелу о своем «падении»? В какой момент она решает открыться любимому человеку?

8. Почему Энджел не может простить Тэсс ее «падения»? Что означает эпизод о «похоронах» Тэсс Энджелом? Как вы думаете, является ли закономерной новая встреча Тэсс с Алеком д’Эрбервиллем? Что явилось причиной убийства Тэсс Алека д’Эрбервилля?

9. В чем, по вашему мнению, заключается смысл эпизода «жертвоприношения» Тэсс богу солнца? Как вы понимаете фразу: «’’Правосудие’’ свершилось и ’’глава бессмертных’’ закончил игру свою с Тэсс»?



10.Как в романе нагнетается трагическое мироощущение?

11.Раскройте связь произведения с романом воспитания, «викторианским романом». Найдите романтические черты в тексте романа. Как проявляется связь романа с эстетикой натурализма?

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1987.

2. История английской литературы. В 4 т. М., 1984.

3. Зарубежная литература конца XIX–начала XX века / Под ред В.М. Толмачева, Г.К. Косикова. М., 2003.

Дополнительная литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английская литература. М., 1985.

2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.

3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.

 

Практическое занятие № 6

Роман Дэвида Герберта Лоуренса«Любовник леди Чаттерли»

План

I. Творчество Дэвида Герберта Лоуренса (1855–1930) в контексте литературного процесса XX века.Художественное своеобразие его романов «Сыновья и любовники» (др. перев. «Сыновья и возлюбленные» (1913), «Влюбленные женщины» (1916). Роль живописи в становлении Лоуренса. Место романа «Любовник леди Чаттерли» в творчестве писателя.

II. Анализ романа «Любовник леди Чаттерли» (1928).

1. Тематика и проблематика романа.

2. Особенности конфликта.

3. Особенности стиля и языка.

4. Романтическое начало и натуралистические черты в романе.

5. Роль бессознательного в характеристике основных персонажей произведения.

Вопросы и задания

Глава1:Что мы узнаем о судьбе леди Чаттерли? Как на Клиффорде отразились страдания, выпавшие на его долю? Опишите характер Кони. В какой среде она воспитывалась? Представление юной Кони об отношениях мужчины и женщины. Связь частной жизни (семьи Клиффорда) и общественной (Первая мировая война). Что в Конни привлекло Клиффорда? Отношения между Чаттерли – супругами.



Глава 2: Как складываются отношения между Клиффордом и шахтерами? Как Клиффорд относится к шахтерам? Проявляет ли Клиффорд какие-либо чувства к жене? Какая атмосфера царит в доме супругов Чаттерли? Клиффорд как писатель.

Глава 3: Роль бессознательного в создании характеров героев. Что начинает происходить с Конни? Что, по мнению Конни, движет Клиффордом в его писательском труде? Что в Микаэлисе привлекло внимание Конни? Почему Конни увлекается Микаэлисом? Почему отношения Конни и Микаэлиса зашли в тупик?

Глава 4: Образы молодых интеллигентов. Каковы взгляды молодых английских интеллигентов на любовь, брак, политическую ситуацию в Англии и в Советской России?

Глава 5: Что в Мэллорсе привлекло Конни? Жизненный путь Мэллорса. Почему Конни отвергает предложение Мэллорса стать его женой?

Глава 6: Что в Мэллорсе заставляет Конни по иному взглянуть на него?

Глава 7-8: Что подталкивает Конни к связи с Мэллорсом? Испытывает ли она любовь к Мэллорсу в начале их отношений? Почему Мэллорс ведет себя отчужденно с Конни?

Глава 9: Каковы взгляды Конни на современное общество, Цивилизацию? Есть ли, по мнению Конни, разница между жизненными целями у «верхов» и «низов» общества? Почему Клиффорд решает заняться шахтами?

Глава 10: Что, по мнению Конни, происходит с Клиффордом, увлекшимся шахтами? Что явилось решающим в сближении Конни и Мэллорса? Что является импульсом возникновения любви между Кони и Мэллорсом? Как меняется Конни после сближения с Мэллорсом? Проанализируйте эпизод чтения Клиффордом Расина.

Глава 11: Обратитесь к эпизоду путешествия Конни, ее наблюдению за шахтами и шахтерами. Что такое в понимании Конни «прошлое» и «настоящее»? Взгляд Конни на рабочий класс. Судьба мужа миссис Болтон и шахта. Символическое значение образа шахты.

Глава 12-13: Смысл противопоставления Клиффорда и Мэллорса. Проанализируйте эпизод прогулки.

Глава 14: Размышления Мэллорс о настоящем и будущем Цивилизации. Символический смысл «свадьбы» Мэллорса и Конни.

Глава 16: Предмет спора Кони и Клиффорда. Кто из них прав?

Глава 17: Образ европейского общества 20-х годов 20 века.

Глава 18: Взгляды Хильды и отца Конни на ее отношения с Мэллорсом.

Смысл финала.

Материалы к занятию

Зарубежная литература XX века: Практикум / Сост. и общ ред. Н.П. Михальской. М., 2004. С. 61-80

«В историю английской литературы Лоуренс вошел как романист, содействовавший обновлению романа, существенно расширив возможное этой эпической формы, сделав мир чувств основной сферой своих интересов, утверждая права мужчин и женщин реализовать заложенные в них от природы возможности, подавляемые и деформированные «машинизацией» жизни, официальной моралью, налагающей запреты на проявление чувств и страстей. Основная тема произведений Лоуренса – защита человека и человечества от порабощающей и обезличивающей «механической цивилизации» - созвучна волнующей людей XX столетия проблеме отчуждения человека. С этим и связан интерес к творчеству Лоуренса.

Лоуренс видел свой идеал в слиянии духа и плоти, в гармонии природного и духовного.Он воспринимал человека в единстве с природой, а в нарушении этого единства ощущал приближение к катастрофе... Величайшей ценностью Лоуренс считал саму жизнь и многогранности ее проявлений. Принцип изображения жизни как вечно струящегося потока отношений, складывающихся между людьми, передача многоцветной радуги сменяющихся эмоций составляет основу его творчества... Не привнесенное (социальное), а природное (человеческое) интересует его как романиста...

Как о величайшей ценности, дарованной людям, Лоуренс пишет о любви. В ней проявляется существо человека. Лоуренс трактует любовь как возможность познать и проявить свое «я», как приобщение к вечно струящейся реке жизни. Принцип изображения жизни как струящегося потока отношений, складывающегося между людьми – между возлюбленными, между супругами, между детьми и родителями, матерью и сыном, - важен для Лоуренса-романиста...

Для становления Лоуренса-романиста существенную роль сыграли открытия живописцев. Его художественный мир вобрал в себя... живописную традицию. Постоянную изменчивость человека и мира с наибольшей полнотой, по мнению Лоуренса, удалось передать Ван Гогу в его шедевре «Подсолнухи». На Ван Гога Лоуренс во многом и ориентировался...

Художественная палитра Лоуренса многоаспектна. Реалистические картины быта соединяются с импрессионистическими зарисовками; насыщенность колорита создаваемых пейзажей чередуется с мягкостью акварельных эскизов, пастельных набросков...»

 

В. Вулф. Заметки о Д.Г. Лоуренсе

 

«Он (Лоуренс) считался своего рода пророком, создателем мистической теории пола, приверженцем и даже изобретателем новой понятийной терминологии, допускающей свободное употребление таких слов, как «солнечное сплетение» и им подобные...

(о «Сыновьях и любовниках»)... Но такая твердость, ясность очертаний, такая восхитительная экономность и тонкость штриха достаточно часто встречаются в наш век умелых романистов. Прозрачность и легкость, с какой писатель может одним мазком наметить и не продолжать, свидетельствует о таланте сильном и проникновенном. Но вслед за этими импрессионистическими зарисовками, дающими представление о жизни Морелов – о том, какие у них кухни, какие блюда они едят, куда сливают воду, какими оборотами речи пользуются, - появляется иное изображение... Не успеваешь воскликнуть, что эта красочная, выпуклая картина, до того похожая на действительность, и есть, наверное, кусок реальной жизни, как сразу же замечаешь... – что в комнате наведен порядок... На первый взгляд здесь все естественно и непроизвольно, словно бы заглядываешь в случайно распахнутую дверь, но потом чувствуешь, что чья-то рука, послушная точнейшему глазомеру, быстро расставила все по местам, и в результате мы видим сцену еще более впечатляющую, волнующую, в каком-то смысле даже полную жизни, чем сама реальность... Слова, картины льются у него (у Лоуренса) беспрерывным потоком, словно он походя наносит их легкой рукой на страницу за страницей....

Мир «Сыновей и любовников» находится в процессе непрерывного сцепления и распада. И магнитом, стягивающим разные части, ... служит как раз пламенеющее человеческое тело, красота, светящаяся во плоти, этот жаркий обжигающий свет...»

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1987.

2. История английской литературы. В 4 т. М., 1984.

3. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред В.М. Толмачева, Г.К. Косикова. М., 2003.

4. Михальская Н.П. Д.Г. Лоуренс // Зарубежные писатели: Библиографический словарь / Под ред. Н.П. Михальской. В 2 ч. Ч. 1. М., 1997. С. 462–467.

5. Пальцев Н. Возвращение Феникса. Новаторство Д.Г. Лоуренса – прозаика // Д.Г. Лоуренс. Любовник леди Чаттерли. М., 1992. С. 1–40.

Дополнительная литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английская литература. М., 1985.

2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.

3. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.

4.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ОЗО

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.