Обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
Учебно-методический комплекс ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социализация личности ребенка
Преподаватель: Яковлева Е.В.
Направление подготовки (специальность)
| 050708.65 – педагогика и методика
начального образования
|
|
|
| Формы обучения
| Заочная сокращённая
|
Череповец, 2010-2011
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 и 720 каб.
Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 050708 – педагогика и методика начального образования, утвержденного Министерством образования РФ, 2005 г.
Социализация личности ребенка в системе начального образования
Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Показатели сформированности социальной активности ребенка. Содержание, виды, формы социально-педагогической работы с младшими школьниками. Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста.
Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Социализация личности ребенка в системе начального образования»
Содержание разделов дисциплины
Сущность и факторы социализации. Социализация личности как педагогическая проблема. Понятие о социализации, субъект-субъектный и субъект-объектный подходы к социализации. Факторы, агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Составляющие процесса социализации. Основные критерии социализированности. Адаптация и обособление, их взаимосвязь.
Особенности социализации младших школьников. Педагогический аспект социализации, особенности социализации младшего школьника. Социальный опыт как результат социализации младших школьников: структура и содержание социального опыта, механизмы становления. Современные сценарии социализации детей в образовательных учреждениях. Семья как важнейший фактор социализации и институт воспитания младших школьников. Проблемы и трудности социализации младших школьников.
Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов.Сущность и основные направления социально-педагогической деятельности учителя начальных классов. Виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьниками. Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. Способы взаимодействия педагогов, родителей и самого ребенка в успешной социализации младшего школьника.
ЦЕЛЬ учебной дисциплины - сформировать у будущих педагогов начальной школы представление о социализации ребенка как педагогической проблеме.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Появление данного курса в стандарте ВПО последнего поколения обусловлено необходимостью подготовки учителя начальных классов к реализации социально-педагогической функции в педагогической деятельности.
Дисциплина включена в раздел «Педагогика начального образования», связана с курсами «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов. Педагогические технологии начального образования», «Теория и методика воспитания младших школьников» и др.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
После изучения данного курса студенты должны
Знать:
· сущность социализации;
· особенности социализации младших школьников;
· условия, факторы, средства, механизмы социализации младших школьников;
· критерии, показатели социальной активности младшего школьника;
· направления, виды социально-педагогической работы с детьми.
Уметь:
· моделировать воспитательную работу социально-педагогической направленности;
· подбирать диагностические методики для выявления уровня сформированности социального опыта младшего школьника.
Овладеть навыками:
· решения социально-педагогические задач в воспитательной работе;
· осуществления взаимодействия школы и семьи в целях успешной социализации младшего школьника.
Дидактические единицы дисциплины:
социализация,
адаптация (социальная),
социальный опыт,
социальное воспитание,
социальная среда,
социально-педагогическая деятельность,
факторы социализации,
средства социализации
механизмы социализации,
агенты социализации
Модуль 2. Основная учебная литература
Учебники, учебные пособия
1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 *
2. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006
3. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2003
4. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
5. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004
Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине
Тематическая карта дисциплины
Семестр
|
| Количество часов
| Зачет
| Лекции
| Практические. занятия
| Всего ауд. занятий
| 3 курс,
6 сем.
| Социализация личности ребенка в системе начального образования
|
|
|
|
| 4 курс,
7 сем.
|
|
|
| +
|
Тематика лекций (общий объем 4 часа)
Тематика лекции
| Кол - во часов
| 1.Сущность, факторы и механизмы социализации личности
|
| 2. Социализация как педагогическое явление. Особенности социализации младшего школьника.
|
|
Тематика практических занятий (общий объем 2 часа)
Тематика практических занятий
| Количество часов
| 1. Социализация личности младшего школьника как педагогическая проблема
|
| 2. Социальная направленность воспитательной работы учителя начальной школы.
|
|
Практическое занятие 1
Социализация личности младшего школьника как педагогическая проблема
План
1. Общее понятие о социализации человека. Особенности социализации младшего школьника.
2. Задачи, основные этапы социализации младшего школьника.
3. Основные факторы, агенты, средства социализации младших школьников.
4. Социальный опыт как интегрированный показатель социализации младшего школьника: понятие, механизм становления.
5. Педагогическая характеристика структуры социального опыта ребенка.
6. Диагностика социального опыта младших школьников.
7. Образовательное пространство как фактор социализации младших школьников.
8. Современные сценарии социализации детей в школах России.
9. Проблемы и трудности социализации младшего школьника.
Литература
1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 *
2. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006
3. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2003
4. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
5. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004
6. Васильева Т.П. Практические занятия по дисциплине «Социализация личности ребенка в системе начального образования. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2006 *
7. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб, 1997
8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005
9. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
10. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
Практическое занятие 2
Социальная направленность воспитательной работы учителя
начальных классов
1. Личностно-ориентированное воспитание и становление индивидуальности школьника.
2. Воспитание и самовоспитание как факторы социализации школьников.
3. Социальная направленность познавательной деятельности младших школьников.
4. Социальная направленность организации нравственного воспитания и коммуникативной деятельности в начальном звене школы.
5. Социальная направленность художественно-эстетической деятельности младших школьников.
6. Организация социально-направленной трудовой деятельности младших школьников.
7. Социальная направленность физкультурно-спортивной деятельности младших школьников.
8. Качества личности учителя начальных классов, необходимые для решения социально-педагогических задач.
9. Партнерство педагога, родителей и ребенка как условие успешной социализации младшего школьника.
Литература
1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 *
2. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006
3. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2003
4. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
5. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004
6. Васильева Т.П. Практические занятия по дисциплине «Социализация личности ребенка в системе начального образования. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2006 *
7. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб, 1997
8. Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе / Н.Ф. Дик. - Ростов н./Д., 2005*
9. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов н./Д: Феникс, 2004*
10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей нач. школы. - Ростов н./Д., 2000
11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005
12. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004
13. Мониторинг управления качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода. Часть 2. /Под ред. Буровой Л. И., Яковлевой Е.В. - Череповец, 2001*
14. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
15. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
Модуль 4. Средства контроля качества обучения
1. Контроль за самостоятельной работой студента
Текущий контроль -Контрольные работы
№
п/п
| Примерные вопросы контрольных работ
|
| контрольная работа - составление матрицы обобщенного показателя социального благополучия семьи
|
| контрольная работа - составление карты социума конкретного ребенка
|
Матрица
обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
п./п.
| Социальные характеристики семьи
| Балл
| 1.
| Состав мать: мать, отец, дедушка, бабушка;
только мать и Отец; мать и отчим; отец и мачеха;
одна мать; один отец;
родителей нет: бабушка, дедушка;
только другие родственники
|
| 2.
| Санитарно-жилищные условия семьи: благоустроенная отдельная квартира;
отдельная квартира с родителями супругов;
более одной комнаты в коммунальной квартире;
одна комната в коммунальной квартире с удобствами;
комната в общежитии, бараке без удобств
|
|
| Доход семьи: могут практически ни в чем себе не отказывать;
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг;
на повседневные расходы хватает, но покупка одежды вызывает трудности;
живут от зарплаты до зарплаты;
денег до зарплаты не хватает.
|
| 4.
| Педагогический стиль семьи: постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия;
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость; первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям; равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы;
напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.
|
| 5.
| Уровень социального здоровья семьи: атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви;
здоровый образ жизни семьи без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут по «привычке»;
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке; судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей;
родители стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение.
|
| 6.
| Ценность детей в семье: дети - главная ценность в семье;
дети - равнозначная ценность наряду с супружеством;
дети дополняют супружеские отношения;
дети - элемент социального статуса «как у всех»;
дети - обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства.
|
| 7.
| Отношения семьи со школой: высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь в школе, высокая информированность о школьных делах ребенка;
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях;
интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери;
критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний;
отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам).
|
|
Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания:
Общая сумма баллов: 105.
При анализе конкретной семьи сумма баллов:
- ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы, но семье требуется социально-педагогическая помощь;
- более 31 балла характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).
На основе полученных данных сделайте выводы и рекомендации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|