Тема 3.1. Способы и средства противодействия манипуляциям
Развитие в общественном сознании необходимости отказа от манипуляций и противодействия им. Проблема информационно-психологической безопасности населения. Недоверие, недовольство и раздражение как реакция потребителей информации на применение в ней манипулятивных приемов. Законодательное запрещение манипулятивных приемов в рекламе. Проблема двадцать пятого кадра. Общность и различия в отношении государств различных стран к манипулятивным приемам в рекламе. Российский закон о рекламе.
Способы противодействия манипуляциям общественным сознанием и манипуляциям в межличностной сфере: сходство и отличие. Личностное развитие как основа противодействия манипулятивным воздействиям. Развитие самосознания, повышение личностной автономии и свободы, способности к распознаванию манипуляций и готовность активно противодействовать им, формирование защиты от суггестивных влияний. Развитие доверия к себе и другим. Позитивная Я-концепция личности. Гуманистически ориентированная психотерапия как способ развития способности к построению конструктивных отношений с миром.
Тема 3.2. Приемы и методы саморазвития.
Внутриличностный дискомфорт как условие манипулирования личностью. Понимание самого себя как необходимая основа противодействия манипуляциям. Осознание личностных достоинств и недостатков, личностных особенностей, на которые могут воздействовать другие и манипулировать человеком. Возможности гуманистически ориентированной психотерапии в оказании помощи манипулирующему и манипулируемому.
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
Студентам рекомендуется при подготовке к семинарским занятиям пользоваться не только монографиями, но и учебно-методическими пособиями и методическими указаниями, изданными преподавателями факультета психологии (например, «Психологияманипуляций», «Манипуляции общественным сознанием» и др.).
Семинарское занятие 1. Способы противодействия манипуляциям в межличностном общении.
Вопросы
1. Способы противодействия манипуляциям общественным сознанием и манипуляциям в межличностной сфере: сходство и отличие.
2. Личностное развитие как основа противодействия манипулятивным воздействиям.
3. Гуманистически ориентированная психотерапия как способ развития способности к построению конструктивных отношений с миром.
Литература
1. Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием. М., 2000. Глава 18..
2. Майкл Джордж. Искусство релаксации. Снятие напряжения, преодоление стресса, самопомощь. Лондон-Москва. 1998.
3. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2006. Предисловие
4. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2006.-319 с.
5. Психологическая диагностика. 2007. № 1. Москва-Обнинск. 134с.
- Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во "Владиаль", 2010. С.254 – 258.
- Рюмшина Л.И.Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
Методические рекомендации по подготовке и проведению проектного задания.
Желательно студентов заранее предупредить о проведении проектного занятия. В процессе его проведения необходимо уделять основное внимание активности студентов, поощряя ее вопросами, суждениями т.п.
Проектное задание к Модулю 3. Способы противодействия манипуляциям.
Студентам предлагается описать наиболее типичные жизненные ситуации, провоцирующие манипуляции. Некоторые из них (например, покупка вещей в магазине или на рынке) разыгрываются в группе. В процессе их обсуждения обращается внимание на то, почему человек избрал именно этот способ взаимодействия, какие средства использовал «манипулятор» и как противодействовал им «объект» манипуляций.
Дальнейшая работа проводится в парах, где студенты вспоминают и рассказывают друг другу конкретные случаи из собственной жизни, в которых они оказались объектом манипуляций. При этом особое внимание обращается на переживания этой ситуации, желание или отказ в дальнейшем сотрудничестве с «манипулятором». Если ситуация оказалась неразрешенной, студентам предлагается в группе проиграть ситуацию, выбрав более адекватные способы противодействия манипуляциям.
ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ к Модулю № 3
Тест содержит 6 заданий, на выполнение которых отводится 3 минуты. Желательно, чтобы студенты не превышали этот промежуток времени при его заполнении.
Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов.
1. В каком году был принят первый закон Российской Федерации о рекламе
| 1)
|
| 2)
|
| 3)
|
| 4)
|
| 2. Жертвой манипуляций чаще всего становятся люди
| 1)
| Неуверенные в себе
| 2)
| Внушаемые
| 3)
| С ощущением самоценности
| 4)
| С позитивной Я-концепцией
| 3. Проблема информационно-психологической безопасности населения связана с
| 1)
| Агрессивностью СМИ
| 2)
| Распространением СМИ
| 3)
| Искажением действительности
| 4)
| Манипулятивностью СМИ
| 4. Для противодействия манипуляциямважно
| 1)
| Оградить себя от манипуляций
| 2)
| Развивать логическое мышление
| 3)
| Повышать самооценку
| 4)
| Стремиться к гармонии рационального и эмоционального
| 5. Внимание к возможности манипулирования посредством СМИ было привлечено
| 1)
| Применением 25 кадра
| 2)
| Распространением телевидения
| 3)
| Появлением рекламы
| 4)
| Появлением Интернета
| 6. Приемы противодействия манипуляциям разрабатывались в
| 1)
| Гештальтпсихологии
| 2)
| бихевиоризме
| 3)
| психоанализе
| 4)
| Гуманистической психологии
|
Бланк ответов
№
|
|
|
|
|
|
| 1)
|
| +
| +
| +
| +
|
| 2)
|
| +
|
|
|
|
| 3)
| +
|
| +
| +
|
|
| 4)
|
|
| +
| +
|
| +
|
Литература к Модулю Ш
1. Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996.344 с.
2. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1. 335 с.
3. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т. 2. 399 с.
4. Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием. М., 2000. 688 с.
5. Психологическая диагностика. 2007. № 1. Москва-Обнинск. 134с.
6. Рюмшина Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования (на примере русской культуры). LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, Германия, 2010. 68 с.
7. Рюмшина Л.И.Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
8. Рюмшина Л.И. Образ манипулятора в художественной литературе. Художественная антропология: Сб. статей. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2009. С.26-31
9. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. 128 с.
Указания по самостоятельному изучению теоретической
части дисциплины
Студентам рекомендуется внимательно ознакомиться с программой спецкурса. Желательно изучать учебный материал последовательно в соответствии с рабочим планом. Основой изучения спецкурса могут стать учебно-методическое пособие, разработанное для данного курса.
В нем рассматриваются вопросы, связанные с манипуляцией как социально-психологическим феноменом. Обращается особое внимание на структуру манипуляции, отличие ее от лжи, сплетен, полуправды и других близких к ней понятий, а также средства и способы манипулирования другим человеком. Наконец, в нем анализируются манипуляции в непосредственном и опосредованном общении. В связи с тем, что обозначенные вопросы тесно пересекаются, особенностью их рассмотрения является то, что по мере погружения в проблему, студенты все время возвращаются к усвоенному ранее материалу. В процессе изучения темы студентам также предлагаются для обсуждения дискуссионные вопросы. После их совместного обсуждения в группе дается анализ тех или иных мнений ученых по данным вопросам. Учебно-методическое пособие отличается междисциплинарным характером и может способствовать осмыслению многих проблем, поднимаемых психологией личности, социальной психологией и другими психологическими отраслями и науками.
При самостоятельном изучении дисциплины студентам также рекомендуется обращать внимание как на список рекомендуемой литературы к модулям, так и литературу, представленную в учебно-методическом обеспечении курса. Особое внимание следует обратить на освоение основополагающих идей спецкурса, в связи с чем рекомендуется использовать труды зарубежных и отечественных ученых-классиков. Для лучшего понимания терминов и понятий, используемых в спецкурсе, рекомендуется пользоваться энциклопедическими словарями.
Темы для самостоятельной работы студентов
1. Методы исследования манипуляций.
Вопросы
1.Какие существуют методы изучения манипуляций?
2. Чем отличается методическое оснащение изучения манипуляций в зарубежной и отечественной психологии?
Литература
1. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997. 68 с.
2. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования //Психологический журнал. 2000. Т.21. №5. С. 16-22.
3. Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во "Владиаль", 2010. С.254 – 258.
4. Рюмшина Л.И. Психологияманипуляций. Манипуляции общественным сознанием. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009 г. 44 с.
5. Рюмшина Л.И.Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
2. Анализ манипуляций в произведениях художественнойлитературе.
Вопросы
1. Каково отношение к манипуляциям классиков отечественной литературы?
2.Каким предстает манипулятор в произведениях русских писателей?
3.В чем отличие и сходство представлений о манипуляциях в зарубежной и отечественной литературе?
Литература
1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2002. С.44-53.
2. Доценко Е.Л Психология манипуляции. М., 1996. С.252-261.
3. Рюмшина Л.И. Образ манипулятора в художественной литературе. Художественная антропология: Сб. статей. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2009. С.26-31
4. Рюмшина Л.И. Диагностика манипулятивных тенденций личности: от теории к методическому инструментарию. // Международная научно-практическая конференция «Субъект деятельности, общения и профессиональной деятельности:теоретические и прикладные аспекты». Уфа: Изд-во "Владиаль", 2010. С.254 – 258.
5. Рюмшина Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования (на примере русской культуры). LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, Германия, 2010. 68 с.
3. Онтологический подход к манипуляции.
Вопросы
1.Какова роль манипуляций в бытие личности и общества?
2.Каковы бытийные причины и последствия появления манипуляций?
3.Возможно ли бытие личности без манипуляций?
Литература
1..Леонтьев Д.А. Психология смысла. М. 1999. С.107-113.
2.Рюмшина Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. Диссерт. ни соискание докт. психол.наук. Ростов-на-Дону. 2006. Глава 2.
3.Рюмшина Л.И. Психологический смысл и онтологическая бессмысленность манипуляций. // Северо-Кавказский психологический вестник, 6/1, 2008.
4.Рюмшина Л.И.Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
5.Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992. С.15-21.
. 4. Диалог, игра, манипуляция.
Вопросы
1.Почему манипуляция – антипод диалога?
1.В чем отличие и сходство игры и манипуляции.
2.Каковы условия, механизмы и средства взаимопереходов между игрой и манипуляцией?
Литература
1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.: Лениздат, 1992. С. 8-15..
2.Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2006. 272 с.
3.Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл. 2006.-319 с.
4.Рюмшина Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. Диссерт. ни соискание докт. психол.наук. Ростов-на-Дону. 2006. Глава 3.
5. Манипулятивные приемы в политической пропаганде и
рекламе
Вопросы
1. Какова цель применения манипулятивных приемов в политической пропаганде и рекламе.
2. Слухи и сплетни как средства манипулирования сознанием избирателей.
3. Причины применения манипулятивных приемов в предвыборных компаниях.
Литература
1. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1. 335 с.
2. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т. 2. 399 с.
3. Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием. М., 2000. 688 с.
4. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб: Питер, 2005. – 336 с.
5. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. М. 2004. 240 с.
6. Рюмшина Л.И. Психологияманипуляций. Манипуляции общественным сознанием. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009 г. 44 с.
7. Рюмшина Л.И.Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
6. Манипуляции в средствах массовой коммуникации
Вопросы
1. В какой продукции средств массовой коммуникации больше всего манипуляций?
2. Возможна ли продукция средств массовой коммуникации без манипулятивных приемов?
Литература
1. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1. 335 с.
2. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2008. Т.2. 399 с.
3. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 362 с.
4. Рюмшина Л.И. Психологияманипуляций. Манипуляции общественным сознанием. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009 г. 44 с.
5. Рюмшина Л.И.Психология манипуляций. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г. 35 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|