Сделай Сам Свою Работу на 5

З а д а н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о й р а б о т ы





 

1. Составить таблицу «Важнейшие памятники древнерусской письменности»:

Название памят- ника Что представ-ляет собой памятник Время созда-ния   Особен-ности языка Где, кем и когда найден   Почему памятник так называ-ется Где хра-нится памятник

(См., например: Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1983. С. 16-31; Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка. Ч. 1. Введение и фонетика. М., 1977. С. 49-68)

2. Составить таблицу «Изучение истории русского языка в русском и зарубежном языкознании»:

Фамилия, имя, отчество лингвиста Годы жизни Что сделано для истории русского языка (открытия, идеи и т.д. ) Названия основных трудов по истории русского языка

(См.: Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1983. С. 36-47)

 

3. Составить сводную таблицу фонетических процессов русского языка:

Название процесса Время Формулы Примеры

 

4. Сделать сводную таблицу склонениясуществительных разных типов (указывать только изменяющуюся часть слов).

 



5. Составить сводную таблицу спряженияглаголов:

Накло-нение Время Значе-ние Образование форм Особен- ности спряжения Окончания (с суффиксами)

 

6. Сделать таблицы склоненияприлагательных и местоимений.

 

7. Работа со специальной литературой (один вариант на выбор).

Вариант 1. Из «Словаря пермских памятников XVI - начала XVIII века» (Сост. Е.Н.Полякова. Пермь. 1993-2002) выписать слова по одной из предложенных тем в таблицу, которая показывает изменения в лексической системе языка.

Темы: названия одежды, обуви, предметов быта, пищи, украшений, построек; лексика, связанная с деятельностью церкви; слова, характеризующие людей по внешним признакам, по характеру, по профессии; различные признаки предметов и т.д.

Слова употребляются в современном русском языке в том же значении, что и до XIXв. Слова употребляются в современном русском языке, но в другом значении Слова не употребляются в современном русском лите-ратурном языке Слова употребляются в говорах жителей Пермской области

Для сопоставления использовать словари современного русского литературного языка (БАС, МАС и др.), словари современных пермских говоров («Словарь пермских говоров», «Словарь говора д.Акчим Красновишерского района Пермской области», «Словарь говоров Соликамского района Пермской области»).



Вариант 2. Законспектировать одну из предложенных книг.

* Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.

* Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. - М., 1986. (любое издание)

* Полякова Е.Н. Память языка: рассказы о лексике пермских памятников письменности и говоров. Пермь, 1991.

В конспекте должны быть указаны:

а) цель и задачи, поставленные автором книги;

б) характеристика исследованного материала (источники материала, тематические группы слов и т.д.);

в) методы исследования материала.

 

История отдельных слов может быть представлена в виде таблицы.

Слова употребляются в современном русском языке в том же значении, что и до XIXв. Слова употребляются в современном русском языке, но в другом значении Слова не употребляются в современном русском литературном языке

 

8. Работа по этимологии (один вариант на выбор).

Вариант 1. История русских имен и фамилий.

* Никонов В.А. Ищем имя. М., 1988.

* Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 2000. (любое издание)

* Полякова Е.Н. К истокам пермских фамилий: Словарь. Пермь, 1997.

* Русская ономастика и ономастика России. Словарь / под ред. О.Н.Трубачева. М., 1994.

 

Вариант 2. История географических названий России.

* Кривощекова-Гантман А.С. Географические названия Верхнего Прикамья (с кратким топонимическим словарем). Пермь, 1983.



* Поспелов Е.М. Историко-топонимический словарь России. Досоветский период. М., 2000.

* Русская ономастика и ономастика России. Словарь / под ред. О.Н.Трубачева. М., 1994.

 

Вариант 3. Взять 10 слов по одной из предложенных тем, рассмотреть их этимологию в 3-х этимологических и историко-этимологических словарях.

Темы: 1) цвет, 2) календарь; 3) школа; 4) деревья, кустарники; 5) цветы; 6) птицы; 7) рыбы; 8) дикие животные; 9) домашние животные; 10) транспорт; 11) армия; 12) семья; 13) кондитерские изделия; 14) человек, части тела; 15) наука; 16) музыка; 17) живопись; 18) театр; 19) кино, телевидение; 20) медицина; 21) дом; 22) город; 23) деревня; 24) высшие учебные заведения; 25) сельское хозяйство; 26) пища; 27) власть и закон; 28) политика; 29) экономика; 30) христианство; 31) мужская одежда; 32) женская одежда; 33) предметы быта; 34) путешествия; 35) мебель; 36) фрукты, овощи; 37) газета; 38) украшения; 39) посуда; 40) библиотека и т.д.

Какое место в лексической системе занимают изученные слова?

 

 

ЛЕКСИКА

/ \

Исконно русская лексика Заимствованная лексика

- индоевропеизмы, (учитываются

-общеславянизмы - язык-источник,

(праславянизмы), язык-посредник,

- восточнославянизмы - время заимствования,

(древнерусизмы), - устное / письменное,

-собственно русизмы - характер адаптации

(слова, которые появлялись и др. )

на базе исконной и

заимствованной лексики

в русском языке с XIV в.)

 

* Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. СПб., 1996. (любое издание)

* Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. - М., 1999. (любое издание)

* Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2000.

* Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. М., 1990. (любое издание)

 

9. Взять 2 стихотворения русских поэтов XIX и XX вв. (каждое стихотворение не менее 12 строк), найти в них:

а) примеры русизмов и старославянизмов (старославянизмы относятся к заимствованной лексике);

б) примеры слов, заимствованных из других языков (греческого, латинского, английского, французского и др.)

8.4. Методические рекомендации преподавателю

В начале курса преподаватель знакомит студентов с количеством аудиторных часов и видах контроля, критериями оценки знаний, списком обязательной литературы по курсу, предлагает задания для самостоятельной работы, определяет сроки выполнения самостоятельной работы.

При чтении лекций преподаватель учитывает, что вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

При анализе работы студентов на практических занятиях преподаватель учитывает следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

В конце занятия подводятся итоги. Преподаватель обращает внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

-задачи и пути устранения недостатков.

При проверке, контроле и оценке знаний студента учитываются индивидуальные особенности студента в осуществлении учебной деятельности.

 

 

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Вопросы к экзамену

1) Предмет истории русского языка, задачи, связь с другими дисциплинами.

2) Источники изучения истории русского языка.

3) Периодизация истории русского языка. Связь истории языка с историей народа.

4) Памятники письменности как один из источников изучения истории русского языка. Характеристика 5 памятников письменности.

5) Развитие кириллицы, типы письма (устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт).

6) Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-XI вв.).

7) Фонетическая система русского языка X-XI вв. Структура слога. Система гласных.

8) Фонетическая система русского языка X-XI вв. Система согласных.

9) Утрата носовых гласных в русском языке. Следствия этого процесса.

10) Основные отличия древнерусских слов от старославянских.

11) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.

12) Вторичное смягчение согласных и его последствия.

13) Процесс падения редуцированных и его следствия.

14) Судьба сочетаний плавных с редуцированными до и после процесса падения редуцированных. Второе полногласие.

15) Судьба редуцированных и и ы.

16) История губных согласных в и ф.

17) Изменение е в о в русском языке.

18) История звука, обозначаемого буквой «ять».

19) История гласного о.

20) История гласных и и ы.

21) Судьба сочетаний гы, кы, хы.

22) История шипящих и ц.

23) История аканья.

24) История категории твердости-мягкости согласных в русском языке.

25) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVIIвв. Общий путь развития системы.

26) Чередования как следствия фонетических изменений.

27) Система именного склонения в русском языке. Принципы распределения слов по типам склонения. Причины разрушения старых типов склонения.

28) Формирование новых типов склонения. История форм единственного числа .

29) Формирование новых типов склонения. История форм множественного числа.

30) Влияние твердой и мягкой разновидностей склонения существительных с основами на *ā, *ǒ.

31) Развитие категории одушевленности/неодушевленности в русском языке.

32) Утрата звательной формы.

33) Утрата двойственного числа. Остатки двойственного числа в современном русском языке.

34) Местоимения в русском языке. Личные и неличные местоимения. Местоименное склонение.

35) История личных местоимений.

36) История указательных местоимений.

37) Имя прилагательное в русском языке. Происхождение именных и местоименных прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Склонение прилагательных.

38) История именных прилагательных в русском языке.

39) История местоименных прилагательных в русском языке.

40) История форм сравнительной степени прилагательных

41) История слов, обозначающих число. Разряды, особенности склонения.

42) Система форм русского глагола. Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.

43) История форм настоящего времени.

44) История форм будущего времени.

45) Система прошедших времен и причины ее преобразования в русском языке.

46) История форм прошедшего времени. Аорист, его виды, образование и спряжение. Судьба аориста в русском языке.

47) История форм прошедшего времени. Имперфект, образование и спряжение. Судьба имперфекта в русском языке.

48) История форм прошедшего времени. Перфект, образование и спряжение. Судьба перфекта в русском языке.

49) История форм прошедшего времени. Плюсквамперфект, образование и спряжение. Судьба плюсквамперфекта в русском языке.

50) История условного и повелительного наклонения.

51) История инфинитива и супина в русском языке.

52) История причастий и возникновение деепричастий в русском языке.

53) Становление и развитие категории вида в русском языке.

54) Наречия и история их образования.

55) Общая характеристика синтаксического строя русского языка. Согласование подлежащего и сказуемого.

56) Конструкции с двойными падежами в русском языке.

57) «Дательный самостоятельный» в русском языке.

58) Служебные слова в русском языке, их функции в предложении.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.