З а д а н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о й р а б о т ы
1. Составить таблицу «Важнейшие памятники древнерусской письменности»:
Название
памят-
ника
| Что представ-ляет собой памятник
| Время созда-ния
| Особен-ности языка
| Где, кем и когда
найден
| Почему памятник так называ-ется
| Где хра-нится памятник
| (См., например: Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1983. С. 16-31; Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка. Ч. 1. Введение и фонетика. М., 1977. С. 49-68)
2. Составить таблицу «Изучение истории русского языка в русском и зарубежном языкознании»:
Фамилия, имя, отчество
лингвиста
| Годы
жизни
| Что сделано для истории русского языка (открытия, идеи и т.д. )
| Названия основных трудов по истории русского языка
| (См.: Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1983. С. 36-47)
3. Составить сводную таблицу фонетических процессов русского языка:
№
| Название процесса
| Время
| Формулы
| Примеры
|
4. Сделать сводную таблицу склонениясуществительных разных типов (указывать только изменяющуюся часть слов).
5. Составить сводную таблицу спряженияглаголов:
Накло-нение
| Время
| Значе-ние
| Образование
форм
| Особен-
ности спряжения
| Окончания
(с суффиксами)
|
6. Сделать таблицы склоненияприлагательных и местоимений.
7. Работа со специальной литературой (один вариант на выбор).
Вариант 1. Из «Словаря пермских памятников XVI - начала XVIII века» (Сост. Е.Н.Полякова. Пермь. 1993-2002) выписать слова по одной из предложенных тем в таблицу, которая показывает изменения в лексической системе языка.
Темы: названия одежды, обуви, предметов быта, пищи, украшений, построек; лексика, связанная с деятельностью церкви; слова, характеризующие людей по внешним признакам, по характеру, по профессии; различные признаки предметов и т.д.
Слова употребляются в современном русском языке в том же значении, что и до XIXв.
| Слова употребляются в современном русском языке, но в другом значении
| Слова не употребляются в современном русском лите-ратурном языке
| Слова употребляются в говорах жителей Пермской области
| Для сопоставления использовать словари современного русского литературного языка (БАС, МАС и др.), словари современных пермских говоров («Словарь пермских говоров», «Словарь говора д.Акчим Красновишерского района Пермской области», «Словарь говоров Соликамского района Пермской области»).
Вариант 2. Законспектировать одну из предложенных книг.
* Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.
* Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. - М., 1986. (любое издание)
* Полякова Е.Н. Память языка: рассказы о лексике пермских памятников письменности и говоров. Пермь, 1991.
В конспекте должны быть указаны:
а) цель и задачи, поставленные автором книги;
б) характеристика исследованного материала (источники материала, тематические группы слов и т.д.);
в) методы исследования материала.
История отдельных слов может быть представлена в виде таблицы.
Слова употребляются в современном русском языке в том же значении, что и до XIXв.
| Слова употребляются в современном русском языке, но в другом значении
| Слова не употребляются в современном русском литературном языке
|
8. Работа по этимологии (один вариант на выбор).
Вариант 1. История русских имен и фамилий.
* Никонов В.А. Ищем имя. М., 1988.
* Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 2000. (любое издание)
* Полякова Е.Н. К истокам пермских фамилий: Словарь. Пермь, 1997.
* Русская ономастика и ономастика России. Словарь / под ред. О.Н.Трубачева. М., 1994.
Вариант 2. История географических названий России.
* Кривощекова-Гантман А.С. Географические названия Верхнего Прикамья (с кратким топонимическим словарем). Пермь, 1983.
* Поспелов Е.М. Историко-топонимический словарь России. Досоветский период. М., 2000.
* Русская ономастика и ономастика России. Словарь / под ред. О.Н.Трубачева. М., 1994.
Вариант 3. Взять 10 слов по одной из предложенных тем, рассмотреть их этимологию в 3-х этимологических и историко-этимологических словарях.
Темы: 1) цвет, 2) календарь; 3) школа; 4) деревья, кустарники; 5) цветы; 6) птицы; 7) рыбы; 8) дикие животные; 9) домашние животные; 10) транспорт; 11) армия; 12) семья; 13) кондитерские изделия; 14) человек, части тела; 15) наука; 16) музыка; 17) живопись; 18) театр; 19) кино, телевидение; 20) медицина; 21) дом; 22) город; 23) деревня; 24) высшие учебные заведения; 25) сельское хозяйство; 26) пища; 27) власть и закон; 28) политика; 29) экономика; 30) христианство; 31) мужская одежда; 32) женская одежда; 33) предметы быта; 34) путешествия; 35) мебель; 36) фрукты, овощи; 37) газета; 38) украшения; 39) посуда; 40) библиотека и т.д.
Какое место в лексической системе занимают изученные слова?
ЛЕКСИКА
/ \
Исконно русская лексика Заимствованная лексика
- индоевропеизмы, (учитываются
-общеславянизмы - язык-источник,
(праславянизмы), язык-посредник,
- восточнославянизмы - время заимствования,
(древнерусизмы), - устное / письменное,
-собственно русизмы - характер адаптации
(слова, которые появлялись и др. )
на базе исконной и
заимствованной лексики
в русском языке с XIV в.)
* Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. СПб., 1996. (любое издание)
* Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. - М., 1999. (любое издание)
* Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2000.
* Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. М., 1990. (любое издание)
9. Взять 2 стихотворения русских поэтов XIX и XX вв. (каждое стихотворение не менее 12 строк), найти в них:
а) примеры русизмов и старославянизмов (старославянизмы относятся к заимствованной лексике);
б) примеры слов, заимствованных из других языков (греческого, латинского, английского, французского и др.)
8.4. Методические рекомендации преподавателю
В начале курса преподаватель знакомит студентов с количеством аудиторных часов и видах контроля, критериями оценки знаний, списком обязательной литературы по курсу, предлагает задания для самостоятельной работы, определяет сроки выполнения самостоятельной работы.
При чтении лекций преподаватель учитывает, что вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- логичность, четкость и ясность в изложении материала;
- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
При анализе работы студентов на практических занятиях преподаватель учитывает следующие критерии (показатели) оценки ответов:
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- связь теоретических положений с практикой;
- обоснованность и доказательность излагаемых положений;
- наличие качественных и количественных показателей;
- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
- уровень культуры речи;
В конце занятия подводятся итоги. Преподаватель обращает внимание на следующие аспекты:
- качество подготовки;
- степень усвоения знаний;
- активность;
- положительные стороны в работе студентов;
- ценные и конструктивные предложения;
- недостатки в работе студентов;
-задачи и пути устранения недостатков.
При проверке, контроле и оценке знаний студента учитываются индивидуальные особенности студента в осуществлении учебной деятельности.
II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ
Вопросы к экзамену
1) Предмет истории русского языка, задачи, связь с другими дисциплинами.
2) Источники изучения истории русского языка.
3) Периодизация истории русского языка. Связь истории языка с историей народа.
4) Памятники письменности как один из источников изучения истории русского языка. Характеристика 5 памятников письменности.
5) Развитие кириллицы, типы письма (устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт).
6) Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-XI вв.).
7) Фонетическая система русского языка X-XI вв. Структура слога. Система гласных.
8) Фонетическая система русского языка X-XI вв. Система согласных.
9) Утрата носовых гласных в русском языке. Следствия этого процесса.
10) Основные отличия древнерусских слов от старославянских.
11) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.
12) Вторичное смягчение согласных и его последствия.
13) Процесс падения редуцированных и его следствия.
14) Судьба сочетаний плавных с редуцированными до и после процесса падения редуцированных. Второе полногласие.
15) Судьба редуцированных и и ы.
16) История губных согласных в и ф.
17) Изменение е в о в русском языке.
18) История звука, обозначаемого буквой «ять».
19) История гласного о.
20) История гласных и и ы.
21) Судьба сочетаний гы, кы, хы.
22) История шипящих и ц.
23) История аканья.
24) История категории твердости-мягкости согласных в русском языке.
25) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVIIвв. Общий путь развития системы.
26) Чередования как следствия фонетических изменений.
27) Система именного склонения в русском языке. Принципы распределения слов по типам склонения. Причины разрушения старых типов склонения.
28) Формирование новых типов склонения. История форм единственного числа .
29) Формирование новых типов склонения. История форм множественного числа.
30) Влияние твердой и мягкой разновидностей склонения существительных с основами на *ā, *ǒ.
31) Развитие категории одушевленности/неодушевленности в русском языке.
32) Утрата звательной формы.
33) Утрата двойственного числа. Остатки двойственного числа в современном русском языке.
34) Местоимения в русском языке. Личные и неличные местоимения. Местоименное склонение.
35) История личных местоимений.
36) История указательных местоимений.
37) Имя прилагательное в русском языке. Происхождение именных и местоименных прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Склонение прилагательных.
38) История именных прилагательных в русском языке.
39) История местоименных прилагательных в русском языке.
40) История форм сравнительной степени прилагательных
41) История слов, обозначающих число. Разряды, особенности склонения.
42) Система форм русского глагола. Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.
43) История форм настоящего времени.
44) История форм будущего времени.
45) Система прошедших времен и причины ее преобразования в русском языке.
46) История форм прошедшего времени. Аорист, его виды, образование и спряжение. Судьба аориста в русском языке.
47) История форм прошедшего времени. Имперфект, образование и спряжение. Судьба имперфекта в русском языке.
48) История форм прошедшего времени. Перфект, образование и спряжение. Судьба перфекта в русском языке.
49) История форм прошедшего времени. Плюсквамперфект, образование и спряжение. Судьба плюсквамперфекта в русском языке.
50) История условного и повелительного наклонения.
51) История инфинитива и супина в русском языке.
52) История причастий и возникновение деепричастий в русском языке.
53) Становление и развитие категории вида в русском языке.
54) Наречия и история их образования.
55) Общая характеристика синтаксического строя русского языка. Согласование подлежащего и сказуемого.
56) Конструкции с двойными падежами в русском языке.
57) «Дательный самостоятельный» в русском языке.
58) Служебные слова в русском языке, их функции в предложении.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|