Темы практических занятий
ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА И
ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учебно-методический комплекс курса
Специальность 050301 – «Русский язык и литература»
Пермь
пгпу
УДК 811.161.1(075.8)
ББК Ш 141.12-0-923
И 907
Р е ц е н з е н т :
кандидат филологических наук доцент Пермского государственного
педагогического университета И.И. Бакланова
Автор-составитель: канд. филол. наук доц. каф. русского языка О.В. Гордеева
И 907
| Историческая фонетика и грамматика русского языка :учеб.-метод. комплекс курса. Специальность 050301 – «Русский язык и литература» / авт.-сост. О.В. Гордеева ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 33 с.
| Издание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Историческая фонетика и грамматика русского языка» и программе по специальности «Русский язык и литература». Дисциплина входит в федеральный компонент дисциплин предметной подготовки и является обязательной для изучения.
Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Русский язык и литература» и изучающим курс «Историческая фонетика и грамматика русского языка».
УДК 811.161.1(075.8)
ББК Ш 141.12-0-923
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Гордеева О.В., составление, 2008
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
Педагогический университет», 2008
Методическое издание
ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА И ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учебно-методический комплекс курса
Специальность 050301 – «Русский язык и литература»
Автор-составитель:
ГордееваОльга Владимировна
Технический редактор О.В. Вязова
Свидетельство о государственной аккредитации вуза
№ 1426 от 23.04.2004 г.
Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.
Подписано в печать . Формат 60х90 1/16
Бумага ксероксная. Печать на ризографе
Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 1,8
Тираж 100 экз.
Редакционно-издательский отдел
Пермского государственного педагогического университета
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе в
Пермском государственном педагогическом университете
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины ……………………………………… 4
1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………….. 4
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины ………. 4
3. Объем дисциплины ……………………………………………….. 5
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………… 5
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …... 8
4. Содержание курса ………………………………………………… 12
5. Темы практических занятий ……………………………………… 18
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) ……………… 23
7. Тематика контрольных работ …………….……………………….. 23
8. Учебно-методическое обеспечение ……………………………… 24
8.1. Список литературы ……………………………………………. 24
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины ……………………………………………………………. 25
8.3. Методические указания студентам ………………………………… 25
8.4. Методические указания преподавателю …………………………… 29
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций …....…………………….. 30
I.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1.Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса «Историческая фонетика и грамматика русского языка» - изучение студентами истории фонетической системы и грамматического строя русского языка с периода его формирования до настоящего времени для глубокого научного понимания устройства и отдельных компонентов современного русского языка.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- выработать представление о необходимости изучения истории языка;
- выработать четкое представление о том, что язык претерпевает постоянные изменения;
- выявить причинно-следственные отношения в различных языковых преобразованиях;
- установить определенные закономерности в истории фонетического и грамматического строя языка.
2.Требования к уровню усвоения дисциплины
Курс «Историческая фонетика и грамматика русского языка» входит в цикл историко-лингвистических дисциплин, традиционных для филологических факультетов университетов.
В результате изучения дисциплины специалист должен
иметь представление: о необходимости изучения истории языка; о том, что язык претерпевает постоянные изменения;
знать: историю фонетической системы русского языка; процессы формирования морфологического строя и отдельных частей речи; основные особенности синтаксиса и пути развития синтаксического строя;
уметь: объяснять факты современной фонетической системы и современной орфографии; читать тексты древнерусских памятников и давать им исторический комментарий;
приобрести навыки, иметь опыт: чтения текстов древнерусских памятников, исторического комментирования отдельных компонентов современного русского языка.
3.Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов по формам обучения
|
| очная
(русское отделение)
| заочная
| заочная
интенсив
| № семестров
|
| 4,5,6
| 3,4,5
| Аудиторные занятия
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| Практические и семинарские занятия
|
|
|
| Лабораторный практикум
| Не предусмотрено программой
| Самостоятельная работа
|
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
|
|
| Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров)
| Проверочные работы -3 семестр
1) по исторической фонетике;
2) по морфологии
|
|
| Курсовая работа (№ семестра)
| Не предусмотрено программой
| Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - № семестров
| Экзамен – 3 семестр.
| Контрольная работа,
Экзамен – 6 семестр.
| Контрольная работа, экзамен – 5 семестр.
|
Форма обучения - дневная
Вид учебной работы
| Количество часов
|
| Всего уч.плану
| В т.ч. по семестрам
|
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
| лекции
|
|
| практические и семинарские занятия
|
|
| лабораторные работы (лабораторный практикум)
| Не предусмотрены
| -
| Самостоятельная работа
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
|
| Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)
| Пров.раб№1,2
| Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет)
| экзамен
|
Форма обучения - заочная
Вид учебной работы
| Количество часов
|
| Всего уч.плану
| В т.ч. по семестрам
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| -
| лекции
|
|
| -
| -
| практические и семинарские занятия
|
| -
|
| -
| лабораторные работы (лабораторный практикум)
| Не предусмотрены
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
|
|
|
| Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)
|
|
|
| Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет)
|
|
| Контр.
работа,
экзамен в 6 семестре
|
Форма обучения -заочная (интенсив)
Вид учебной работы
| Количество часов
|
| Всего уч.плану
| В т.ч. по семестрам
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| -
| лекции
|
|
| -
| -
| практические и семинарские занятия
|
| -
|
| -
| лабораторные работы (лабораторный практикум)
| Не предусмотрены
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
|
|
|
|
| Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)
|
|
|
| Виды промежуточного контроля
(экзамен, зачет)
|
|
| Контр.
работа,
экзамен в 5 семестре
| 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения - дневная
Названия разделов и тем
| Всего
| Виды учебных занятий
|
| ауд.
| аудиторные занятия, в том числе
| самосто-ятельная
работа
|
|
| лекции
| практ.
| лабор.
| 1. ВВЕДЕНИЕ
|
|
|
|
| 1) Историческая фонетика и грамматика русского языка как раздел науки о русском языке и как учебный курс.
|
| 0,5
|
|
|
| 2) Основные этапы функционирования и развития русского языка.
|
| 0,5
|
|
|
| 3) Основные источники изучения истории русского языка.
|
| 0,5
|
|
|
| 4)Памятники русской письменности.
|
|
|
|
|
| 5)Основные методы исторического изучения языка.
|
| 0,5
|
|
|
| 6)Происхождение и история русской письменности.
|
|
|
|
|
| 2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРОСЛАВЯНСКИХ
|
|
|
|
|
| 7) Основные отличия русизмов и старославянизмов.
|
|
|
|
|
| 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
|
|
|
|
|
| 8) Формирование фонети-ческой системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.).
|
|
|
|
|
| 9) Фонетическая система русского языка X-XI вв.
|
|
|
|
|
| 10) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.
|
|
|
|
|
| 11) Вторичное смягчение согласных и его следствия.
|
|
|
|
|
| 12) Процесс падения редуцированных и его следствия.
|
|
|
|
|
| 13) Фонетические процессы после падения редуцированных.
|
|
|
|
|
| 14) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVIIвв. Общий путь развития системы.
|
|
|
|
|
| 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ
|
|
|
|
|
| 15) Морфологическая система древнерусского языка.
|
| 0,5
|
|
|
| 16) История имени существительного.
|
| 1,5
|
|
|
| 17) История местоимений.
|
|
|
|
|
| 18) История имени прилагательного.
|
|
|
|
|
| 19) История слов, обозначающих число.
|
|
|
|
|
| 20) История глагола.
|
|
|
|
|
| 21) Наречия.
|
|
|
|
|
| 22) Служебные слова в русском языке.
|
|
|
|
|
| 5. ЛЕКСИКА.
|
|
|
|
|
| 23) Историческое формирование лексики русского языка.
|
|
|
|
|
| 6. СИНТАКСИС
|
|
|
|
|
| 24) Общая характеристика синтаксического строя русского языка.
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
Форма обучения - заочная
- заочная (интенсив)
Названия разделов и тем
| Всего
| Виды учебных занятий
|
| ауд.
| аудиторные занятия, в том числе
| самосто-ятельная
работа
|
|
| лекции
| практ.
| лабор.
| 1. ВВЕДЕНИЕ
|
|
|
|
| 1) Историческая фонетика и грамматика русского языка как раздел науки о русском языке и как учебный курс.
|
| 0,5
|
|
|
| 2) Основные этапы функционирования и развития русского языка.
|
| 0,5
|
|
|
| 3) Основные источники изучения истории русского языка.
|
| 0,5
|
|
|
| 4)Памятники русской письменности.
|
|
|
|
|
| 5)Основные методы исторического изучения языка.
|
| 0,5
|
|
|
| 6)Происхождение и история русской письменности.
|
|
|
|
|
| 2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРОСЛАВЯНСКИХ
|
|
|
|
|
| 7) Основные отличия русизмов и старославянизмов.
|
|
|
|
|
| 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
|
|
|
|
|
| 8) Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.).
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| 9) Фонетическая система русского языка X-XI вв.
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| 10) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.
|
| 0,5
|
|
|
| 11) Вторичное смягчение согласных и его следствия.
|
| 0,5
|
|
|
| 12) Процесс падения редуцированных и его следствия.
|
|
|
|
|
| 13) Фонетические процессы после падения редуцированных.
|
| 1,5
|
|
|
| 14) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVIIвв. Общий путь развития системы.
|
| 0,5
|
|
|
| 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ
|
|
|
|
|
| 15) Морфологическая система древнерусского языка.
|
| 0,5
|
|
|
| 16) История имени существительного.
|
| 0,5
|
|
|
| 17) История местоимений.
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| 18) История имени прилагательного.
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| 19) История слов, обозначающих число.
|
|
|
|
|
| 20) История глагола.
|
|
|
|
|
| 21) Наречия.
|
|
|
|
|
| 22) Служебные слова в русском языке.
|
|
|
|
|
| 5. ЛЕКСИКА.
| 0,5
|
|
|
|
| 23) Историческое формирование лексики русского языка.
|
| 0,5
|
|
|
| 6. СИНТАКСИС
| 1,5
|
|
|
|
| 24) Общая характеристика синтаксического строя русского языка.
|
| 0,5
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
Содержание курса
1. ВВЕДЕНИЕ
1) Историческая фонетика и грамматика русского языка как раздел науки о русском языке и как учебный курс.
Разные названия курса, отразившиеся в названиях учебников (древнерусский язык, история русского языка, историческая грамматика русского языка). Предмет изучения – история русского языка на всех его уровнях.
Место исторической фонетики и грамматики в ряду других дисциплин исторического цикла. Связь истории русского языка с другими науками. Необходимость знания истории русского языка учителем-словесником.
2) Основные этапы функционирования и развития русского языка.
О понятии «русский язык». Происхождение русского языка. Выделение славян из общеиндоевропейского единства. Восточнославянские племена. Образование древнерусской народности и древнерусского языка. Распад древнерусского языка и возникновение языка великорусской народности. Образование русской нации и русского национального языка. Проблема периодизации.
3) Основные источники изучения истории русского языка.
Письменные памятники, современные русские диалекты, данные топонимии, заимствования из русского языка в другие языки и заимствования из других языков в русский язык, записи иностранцами русских слов, родственные славянские языки, языки неродственных народов, живших по соседству со славянами и др.
4)Памятники русской письменности.
Летописи, сказания, «хождения», «слова», «поучения», духовные, договорные, челобитные, закладные и другие грамоты, тексты берестяных грамот, надписи на предметах быта и т.д.
5)Основные методы исторического изучения языка.
Сопоставление фактов русского языка одной эпохи с фактами русского языка другой эпохи, сопоставление фактов русского языка с фактами других языков (родственных и неродственных).
Сравнительно-исторический метод.
Метод реконструкции форм.
6)Происхождение и история русской письменности.
Появление письменности на Руси вместе с распространением христианства. История кириллицы. Типы письма (устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт). Реформы графики.
2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРОСЛАВЯНСКИХ
7) Основные отличия русизмов и старославянизмов.
Фонетика – полногласие/неполногласие, разные сочетания в середине слов, разные начальные сочетания, начало слов, чередования.
Словообразование и морфология – префиксальные и суффиксальные морфемы, способ образования слов, окончания в формах слов.
Лексика – общеславянская, лексика, связанная с христианством, абстрактные понятия, бытовая лексика, эмоционально окрашенная и т.д.
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
8) Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.).
Фонетические процессы дописьменного периода русского языка (история сочетаний согласных с j, 1-я, 2-я, 3-я палатализации согласных Г, К, Х, трансформация системы гласных-монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний, закон открытого слога, происхождение носовых гласных, судьба сочетаний типа *tort , *tъrt, *ort и др.)
Судьба носовых гласных в русском языке (утрата носовых гласных к началу письменного периода русского языка). Свидетельства отсутствия носовых гласных. Употребление букв – юсов.
9) Фонетическая система русского языка X-XI вв.
Структура слога. Принцип восходящей звучности, слоговой сингармонизм.
Система гласных фонем. Гласные переднего ряда и гласные непереднего ряда. Гласные полного образования и редуцированные гласные. Сильные и слабые позиции редуцированных гласных. Следствия процесса утраты носовых гласных.
Система согласных фонем. Группы согласных по месту и способу образования, по признаку твердости/мягкости.
10) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.
Диалектные различия в языке восточных славян. Цоканье. Качество звука г. Диалектные группы кл, гл. Вопрос о фонеме в.
11) Вторичное смягчение согласных и его следствия.
Смягчение полумягких согласных. Появление новых пар согласных, противопоставленных по твердости/мягкости. Судьба фонемы а переднего ряда.
12) Процесс падения редуцированных и его следствия.
Падение редуцированных – основной фонетический процесс письменного периода и последнее общеславянское изменение. Влияние на фонетическую систему (в подсистеме гласных и подсистеме согласных), морфологию, лексику. Отражение падения редуцированных на письме. Происхождение «беглости» гласных. Судьба букв Ъ и Ь.
Судьба сочетаний плавных с редуцированными до и после процесса падения редуцированных. Второе полногласие.
Судьба редуцированных и и ы.
История губных согласных в и ф.
13) Фонетические процессы после падения редуцированных.
Изменение е в о в русском языке. Отсутствие перехода при наличии условий. В словах современного русского языка. Графическое отражение перехода е в о.
История звука, обозначавшегося буквой «ять». Варианты звуковой реализации «ять» в разных говорах. Вопрос о времени утраты «ять» в разных диалектных зонах и в московском койне. Судьба буквы «ять». Определение звука, к которому восходит е в словах современного русского языка.
История гласного о.
Судьба сочетаний гы, кы, хы, следствия процесса.
История аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья. Влияние аканья на орфографию.
История шипящих и ц. Отвердение ж и ш. Отвердение ц. Отражение древней мягкости согласных в современном написании слов.
14) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы.
Изменения в подсистеме гласных.
Изменения в подсистеме согласных. История категории твердости/мягкости согласных в русском языке. Господство консонантизма в фонетической системе.
Чередования как следствия фонетических изменений.
4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ
15) Морфологическая система древнерусского языка.
Общая характеристика морфологического строя русского языка X-XI вв., его близость морфологическому строю старославянского языка. Части речи.
16) История имени существительного.
Грамматические категории, унаследованные из праславянского языка, специфика категорий рода, числа и падежа. Отсутствие категории одушевленности/неодушевленности.
Древняя система именного склонения, распределение существительных по склонениям в зависимости от конечных звуков древней основы.
Фонетические изменения и морфологический процесс переразложения основы падежных форм как база для дальнейших преобразований системы склонения.
Формирование новых типов склонения. Процессы унификации внутри продуктивных типов склонения (твердая и мягкая разновидность склонений с основами на *ā, *ǒ). Унификация флексий по продуктивным парадигмам как основная тенденция в преобразовании склонения. Возникновение вариантности окончаний в результате сохранения некоторых флексий непродуктивных склонений. Разрушение парадигм непродуктивных типов склонения. Происхождение парадигм разносклоняемых существительных.
История именного склонения во множественном числе. Утрата категории рода и образование единой парадигмы склонения во множественном числе. Влияние склонения существительных с основой на *ā на формы множественного числа.
Формирование категории одушевленности /неодушевленности в русском языке.
Разрушение категории двойственного числа, следы двойственного числа в современном русском языке.
Утрата звательной формы, архаические формы, сохранившиеся в современном русском языке.
17) История местоимений.
Разряды местоимений. Две группы местоимений: личные и возвратное и неличные местоимения.
История личных и возвратного местоимений. Происхождение личного местоимения третьего лица. Утрата местоимений двойственного числа. История отдельных падежных форм.
История неличных местоимений. Изменения в группе указательных местоимений. Местоименное склонение твердой и мягкой разновидности. История отдельных падежных форм.
18) История имени прилагательного.
Разряды прилагательных по значению.
Происхождение именных и местоименных форм. Особенности склонения именных и местоименных форм.
История именных прилагательных. Утрата склонения именных прилагательных. Сохранение склоняемых именных прилагательных в языке фольклора, остатки форм именных прилагательных в наречиях, фразеологизмах.
История местоименных прилагательных. Изменение падежных окончаний под влиянием местоименного склонения. Появление окончания –ой/-ей в форме именительного падежа единственного числа мужского рода. Унификация флексий в формах множественного числа.
История форм сравнительной степени прилагательных.
19) История слов, обозначающих число.
Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе.
Разряды слов, обозначающих число.
Специфика склонения числительных (счетные существительные, счетные прилагательные).
Формирование числительного как части речи путем утраты категорий рода и числа и приобретения специфики синтаксических связей с существительным.
20) История глагола.
Грамматические категории глагола: категории наклонения, времени, лица и числа. Система форм русского глагола. Исходное отсутствие деепричастий.
Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.
История форм настоящего времени. Особенности изменения тематических и нетематических глаголов. История форм тематических глаголов. Вопрос об истории форм третьего лица ед. и мн.ч. Судьба форм нетематических глаголов.
История форм будущего времени. Образование современных форм будущего простого и будущего сложного, их связь с формированием категории вида.
Система прошедших времен и причины ее преобразования в русском языке. История форм прошедшего времени, их связь с формированием категории вида. Аорист, его виды, образование и спряжение. Судьба аориста в русском языке. Имперфект, образование и спряжение. Судьба имперфекта в русском языке. Перфект, образование и спряжение. Судьба перфекта в русском языке. Плюсквамперфект, образование и спряжение. Судьба плюсквамперфекта в русском языке.
История условного и повелительного наклонения.
История инфинитива и супина в русском языке.
История причастий и возникновение деепричастий в русском языке.
Становление и развитие категории вида в русском языке.
21) Наречия.
Первичные наречия, не связанные с другими частями речи. Новые наречия, образовавшиеся на базе других частей речи (существительных, прилагательных, числительных, местоимений).
22) Служебные слова в русском языке.
Предлоги (непроизводные и производные), союзы (сочинительные и подчинительные), частицы (формообразующие, отрицательные, модальные); их функции в предложении.
5. ЛЕКСИКА
23) Историческое формирование лексики русского языка.
Исконная русская лексика: индоеворопеизмы, общеславянизмы (праславянизмы), восточнославянизмы и древнерусизмы, русизмы. Заимствованная лексика (прямое и опосредованное заимствование, время заимствования, характер адаптации. Старославянизмвы.
Этимология слов. Историко-этимологические и этимологические словари.
6. СИНТАКСИС
24) Общая характеристика синтаксического строя русского языка.
Основные особенности синтаксиса. Согласование подлежащего и сказуемого.
Конструкции с двойными падежами в русском языке.
Особенности употребления предлогов и союзов в предложениях.
Обороты «именительный дополнения при инфинитиве» и «дательный самостоятельный».
Темы практических занятий
Дневное отделение (16 ч)
Методическим сопровождением является пособие:
История русского языка (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2002.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
(практические занятия не предусмотрены)
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ
СТАРОСЛАВЯНСКИХ
Тема 1. Основные отличия русизмов и старославянизмов (2 ч).
Вопросы и задания:
1) Сравните результаты фонетических процессов раннего и позднего периодов праславянского языка (таблица 4 на с.16-17). Назовите процессы с одинаковыми и разными результатами в старославянском и русском языках. Приведите примеры, используя таблицу 2 (с.11-14).
2) На основании фонетических признаков определите древнерусские и старославянские формы (№14).
3) К древнерусским словам подберите соответствующие им старославянские (№15).
4) Распределите слова на две группы: слова с признаками русизмов и слова с признаками старославянизмов (№16).
5) Прочитайте тексты 1 и 2, определите, в каком году были написаны памятники (№10).
Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Тема 2. Формирование фонетической системы русского языка от протославянского периода до VI-X вв. Фонетическая система русского языка X-XI вв. Фонетические процессы, состоявшиеся до процесса падения редуцированных гласных (2 ч).
Вопросы и задания:
1) Объясните, что такое «принцип восходящей звучности», «закон открытых слогов», «слоговой сингармонизм» (№18).
2) Объясните происхождение звуков и чередований звуков в словах (№19, 20).
3) Докажите, что группы слов исторически образованы от одного корня (№21).
4) Напишите слова по-древнерусски, затранскрибируйте их и прочитайте по-русски и по-старославянски (№22).
5) Прочитайте тексты 3,4 определите дату создания текста 3, сделайте две транскрипции 2-3 строк любого текста (1-я – до вторичного смягчения согласных, 2-я – после вторичного смягчения согласных).
Тема 3. Процесс падения редуцированных и его следствия (2 ч).
Вопросы и задания:
1) Назовите сильные и слабые позиции редуцированных гласных.
2) Отметье позиции редуцированных гласных в словах (№29).
3) Определите. В каких словах были Ъ или Ь, а в каких – О или Е (№30).
4) Как произносятся слова в современном русском языке? Объясните изменения в произношении слов (№31, 32, 33).
5) Прочитайте и переведите тексты 5, 6. Найдите примеры падения редуцированных, слова, отражающие диалектное произношение, русизмы и старославянизмы.
Тема 4. Фонетические процессы после падения редуцированных
(2 ч.)
Вопросы и задания:
1) Как произносились в древнерусском языке следующие слова (№37).
2) Почему в данных словах отсутсвует переход Е в О? (№38)
3) Напишите современные слова по-древнерусски (№40).
4) Объясните написание слов в памятниках (№42, 44, 46, 50).
5) Какие фонетические процессы происходили в словах с подчеркнутыми буквами? Найдите в текстах русизмы и старославянизмы (№54).
6) Укажите фонетические изменения, которые произошли в словах (№55).
Раздел 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ
Тема 5. История имени существительного (2 ч).
Вопросы и задания:
1) Определите тип склонения существительных (№57).
2) Прочитайте и переведите тексты 7, 8, 9, сделайте морфологический разбор 10 существительных, используя образец разбора на с.46 (№59).
3) Расскажите об исторических изменениях в системе форм имени существительного, используя примеры из №60.
Тема 6. История местоимений и прилагательных (2 ч).
Вопросы и задания:
1) Прочитайте и переведите тексты 10, 11, сделайте морфологический разбор местоимений, используя образец разбора на с.52.
2) Определите разряды прилагательных, укажите именные и местоименные формы (№65).
3) Прочитайте и переведите текст 12, сделайте морфологический разбор прилагательных, используя образец разбора на с.55 (№67).
Тема 7. История глагола (2 ч).
Вопросы и задания:
1) Напишите глаголы по-древнерусски, определите классы глаголов (№71).
2) У форм глаголов определите лицо, число, наклонение, время, сделайте перевод (№72, 88).
3) Прочитайте и переведите текст 13, найдите глаголы в формах настоящего и будущего времени (№73).
4) Прочитайте и переведите текст 14, найдите формы аориста (№74).
5) Правильно ли употреблены в тексте формы глагола? (№78)
6) В примерах из произведений русской литературы найдите остатки древних глагольных форм (№81)
7) Прочитайте и переведите текст 16, сделайте морфологический разбор глаголов, используя образец разбора на с.75-76 (№89).
Разделы 5,6. ЛЕКСИКА. СИНТАКСИС.
Тема 8. Лексика. Синтаксис. Повторение (2 ч)
Вопросы и задания:
1) Назовите признаки русизмов, старославянизмов, заимствованных слов. Найдите в тексте 18 русизмы и старославянизмы. С какой целью используются эти слова ? (№100)
2) Какие синтаксические особенности встречаются в примерах? (№97).
3) Найдите оборот «дательный самостоятельный», переведите предложения (№98).
4) Прочитайте и переведите текст 17, укажите особенности синтаксиса (№99).
Заочное отделение (8ч)
Методическим сопровождением является пособие:
История русского языка (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сст. О.В.Гордеева. Пермь, 2002.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
(практические занятия не предусмотрены)
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ
СТАРОСЛАВЯНСКИХ
Тема 1. Основные отличия русизмов и старославянизмов (0,5 ч.)
Вопросы и задания:
1) На основании фонетических признаков определите древнерусские и старославянские формы (№14).
2) К древнерусским словам подберите соответствующие им старославянские (№15).
3) Распределите слова на две группы: слова с признаками русизмов и слова с признаками старославянизмов (№16).
4) Прочитайте тексты 1 и 2, определите, в каком году были написаны памятники (№10).
Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Тема 2. Формирование фонетической системы русского языка от протославянского периода до VI-X вв. Фонетическая система русского языка X-XI вв. Фонетические процессы, состоявшиеся до процесса падения редуцированных гласных (0,5 ч)
Вопросы и задания:
1) Объясните, что такое «принцип восходящей звучности», «закон открытых слогов», «слоговой сингармонизм» (№18).
2) Объясните происхождение звуков и чередований звуков в словах (№20).
3) Докажите, что группы слов исторически образованы от одного корня (№21).
4) Прочитайте текст 3, определите дату создания текста, сделайте две транскрипции 2-3 строк (1-я – до вторичного смягчения согласных, 2-я – после вторичного смягчения согласных).
Тема 3. Процесс падения редуцированных и его следствия (1 ч)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|