Краткий ответ: образовательные модели, которые работают
В духе истинного образования я сосредоточился здесь в основном на вопросах, а не на ответах. И все же будет справедливо спросить: на какие конкретные примеры образовательных инициатив можно было бы указать? Приходит на ум парочка случаев.
Во-первых, есть джон Тейлор Гатто, назвавший свой класс Школой-лабораторией. В одной из глав своей книги «Учителъ другого сорта» он передает авторские полномочия своему бывшему ученику, 13-летнему Джамалу Уотсону. Вот как Джамал выделил пять частей программы Школы-лаборатории:
1. Независимое исследование. Один день в неделю вне здания школы на изучение одной «большой идеи».
2. Ученичество/ассистирование. Кому угодно. Где угодно.
3. Общественно полезный труд. Один день в неделю.
4. Объединение с родителями, твоими или чьими-то еще. (Гатто называет это Программой работы в семейной команде.)
5. Чуток «стандартной» работы в классе.
Во-вторых, есть еще мой приятель Деннис Литтки, один из самых блестящих деятелей образования в Америке. Он творил чудеса образования раз шесть в своей жизни. Сегодня место его обитания — Меt School в Провиденсе, Роуд Айленд. Два принципа определяют работу школы: ОПИ (обучение по интересам) (18) и ОЧИ (обучение через интернатуру) (19). Оба противоречат стандартам ОПУ (обучение по указу). (20)
Школа Мет возникла в результате трансформации ранее типичной захудалой городской школы. Ученики в Мете работают над большими проектами, которые сами придумывают. Описывают и делают доклады о своих проектах одноклассникам и очень требовательным аутсайдерам. Находят эти проекты посредством интернатуры, которую сами должны заполучить. Первые выпускники этой программы интенсивной интернатуры покинули ее в 2000 году. Наилучшее мерило того, как преуспели дети (большая часть которых по любым стандартам считались «умственно отсталыми»): сто процентов из них поступили в колледж. «Когда они рассказывают о своих проектах, — говорит Литтки, — они кажутся приемной комиссии неотразимыми».
Быть учеником в Мете — занятие не для трусливых. Проекты и ученичество с целью самосовершенствования требуют многого. Как и регулярные отчеты по ним. В мире Денниса Литтки ответственность высока. Ответственность? Да, черт возьми! Дети Литткм должны объяснять — часто и понятно — чем они занимаются, почему, чему научились и почему это важно. Я воспользовался привилегией и провел немного времени с несколькими детьми. Они увлечены, знают, что делают, что нехарактерно для традиционно «образованных» учеников средней школы.
_____________________________________
!
КТО УЧИТ УЧИТЕЛЕЙ?
Педагогические факультеты, как говорит один мой друг, серьезно ими занимающийся, привлекают людей, которые «типично закрашивают картинки, не выходя за контуры». Печально. (Подобные заведения раньше назывались «нормальными школами» — как я понимаю, не без причин.) да, есть великие учителя и великие директора. Но у них не получается оказывать существенного влияния на систему в целом. В этом и заключается проблема. В частном секторе положение другое. Когда на сцену выходит «революционер»... какой-нибудь Делл, Швоб или Уол-Март... весь мир встает и провожает его взглядом... или потом жестоко раскаивается, что не сделал этого. В школьной же системе раскаиваются как раз «революционеры».
!
ОТСУТСТВИЕ ВЫБОРА
Я бы, однако, выбрал вариант А: давайте изменим систему школ. Резко. А начнем давайте с того, что назначим на ответственные посты радикалов. Если б это зависело от меня, я бы назначил Денниса Литтки, Джона Тейлора Гатто и Теда Сайзера заместителями министра образования. Потом я бы дал им задание привлечь к преподаванию как можно больше радикалов и чудаков.
Чудаки меняют мир! Чудаки-директора! Чудаки-учителя! Нужны чудаки! Срочно!
!
ЕСЛИ ВЫ МЕНЯ СПРОСИТЕ...
Я обожаю учиться. Чем усерднее я учусь, тем сильнее запутываюсь. Чем сильнее запутываюсь, тем глубже хочется копнуть. Чем глубже я копаю... тем лучше вопросы, которые я задаю.
Я занимаюсь своим «делом» — тем или иным образом задаваясь проблемами бизнеса и управления — уже 35 лет. Фактически, я сейчас сильнее запутался, чем в самом начале. И все же я верю и надеюсь, что задаю сейчас более правильные вопросы, чем в начале карьеры. Может быть, кто-нибудь, подумав об этом, напишет на моем надгробии:
Томас Дж. Питерс
1942-2003
Его постоянно задаваемые
вопросы становились все
Лучше и все сильнее
Действовали на нервы
_____________________________________
Моя упрямая надежда: (выгодные) границы образования
Существуют тысячи тысяч вдохновенных учителей... работающих, как проклятые... недооцененных... и получающих каждую вторую пятницу очень скудную зарплату.
Есть сотни баснословных школ. Некоторые из них — это наши государственные школы... в богатых районах. Некоторые — такие же школы, но... в бедных районах. Какие-то из них — школы с особым уставом. Есть Вальдорф. Есть школы Монтессори. На самом деле в сфере нашего образования происходит очень много хорошего.
Проблема в настрое и очевидном стремлении образовательного истэблишмента... которое сосредоточено на... одинаковости... тестах... стандартизации... и, следовательно, … «обучении» детей повиноваться.
Так есть ли хоть какая-то надежда?
Честно говоря, я в отчаянии. В отчаянии от системы образования как ни от какой другой области жизни нашего общества. Я могу представить перемены в ЦРУ, ФБР и ВС
США в связи с новыми угрозами, но не в образовании в связи с... новым контекстом.
Великий ужас всего этого, как я понимаю, в том, что
МЫ ТОЧНО ЗНАЕМ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ.
Мы просто этого не делаем. Губернаторы хотят хвастать перед другими губернаторами повышением успеваемости в противовес тем детям, кого действительно чему- то научили, и которые потом стали предпринимателями или сержантами ВВС, заслужившими медали.
Вспомните цитату из Ричарда Роузкранса в начале этой главы: «Конкуренция между странами будет сведена к конкуренции систем образования». «Хорошая новость» как я полагаю (и это извращение), что, похоже, ни одна страна не делает этого правильно.
Однажды я прочел статью, в которой говорилось, что шанс на спасение нашего образования в том, что на протяжении всей истории дети никогда не проявляли особого уважения к своим учителям. Тут нечем гордиться, но в этих словах есть рациональное зерно. Немецкие и японские дети встают, чтобы приветствовать входящего в класс учителя. Наши этого не делают. Мы — нация, чья история основана на непокорности. На дворе век постоянных и кардинальных изменений. Нам нужно... больше непокорности, чем когда- либо. Либо мы резко меняем систему школ.., либо молимся о том, чтобы наши дети продолжали проявлять неуважение к своим учителям».
Похоже, выбора здесь нет.
! Контрасты
БЫЛО
| ЕСТЬ
| Преподавать, чтобы проверять
| Преподавать пути познания
| Поглощение фактов
| Раскрытие таланта
| Поверхностное приготовление уроков (читай: «тесты с вариантами ответов»)
| WOW-проект (читай: личный выбор)
| Поклонение общим стандартам
| Чествование индивидуального творчества
| Тишина в классе
| Шум в классе
| Школа как фабрика, концентрация на «запчастях»
| Школа как студия, концентрация на уникальности
| Прилежные работники
| Креативный «талант»
| Послушание как добродетель
| Инициатива как добродетель
| Фокус на сходствах
| Фокус на различиях
| Тестирование интеллекта
| Обучение разным видам интеллекта
| Доминируют математика и родной язык
| Процветают рисование и музыка
|
НОВЫЙ б!ЗНЕС
НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Новые времена требуют … новых полномочий. Отряхните прошлое – включая прошлые успехи – и переосмыслите весь способ того, как делается бизнес. Идея не в том, чтобы «вскрыть упаковку» или «мыслить, выходя за рамки».
Идея в том, чтобы разорвать упаковку и сжечь рамки.
Моя проблемв с обеими традиционными фразами (кроме той, что они слишком часто употребляются) в том, что есть нетронутая упаковка или прочный ящик, известные границы которого мы можем просто переступить. Но упаковка порвана и смята, а ящик переехал на 16-колесный трейлер.
Наша задача в этом заключительном разделе – думать «нестандартно». Переосмыслить превосходство. Перепредставить лидерство.
Удачи…
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|