Сделай Сам Свою Работу на 5

Замечание о содержании пророчества Исаии 6 глава





Устрашены... в Сионе, беззаконницы, то есть Ассирияне устрашены гневом Божиим и поразившим их мечом Господним, а также и те Израильтяне, которые отчаялись в спасении, из-за чего и напал на них страх и великий ужас. Приимет трепет нечестивыя, то есть идолопоклонников и уклоняющихся от истинной веры, которые во время этой войны хулили Бога Иудеев. Кто из нас будет обитать с огнем поядающим? кто из нас будет обитать с огнем попаляющим веки? (Ис.33:14). Кто будет обитать с Богом, Который в Писании называется огнем поедающим? (Ис.30:27). Кто приблизится к этому огню?

Если только Езекия, ходяй в правде, глаголяй правый путь... хлеб ему дастся, и вода его верна (Ис.33:15-16). За искреннее благочестие и правоту нравов Езекию благословил Бог земными плодами и неоскудевающим обилием вод.

Очи Его узрят землю издалеча (Ис.33:17). Пророк говорит это о полчищах, пришедших в Иудею из земель отдаленных. Узрит только, как говорит, и подивится, что они истреблены и попраны, как земля.

Где суть книгочии? где определяющий вес? где... изчитаяй столпы у народа сильнаго? (Ис.33:18). Пророк насмехается здесь над Ассириянами, которые вторглись в достояние Иудеев и в гордости своей решили, что Израиль ими покорен и они уже делят между собой его добычу.



Не посмотрит на народ тяжко слышащий и косноязычный (Ис.33:19), то есть Езекия не будет подражать народу глухому и несмышленому.

Воззри на Сион, град празднеств наших. Пророк восхваляет град Божий, потому что только в нем одном у Иудеев по закону совершались праздники и приносились жертвы. Очи твои воззрят на Иерусалим, селение богатое, кущу, которая не поколеблется (Ис.33:20), если только Тебе будет угодно, чтобы она не поколебалась.

Яко имя Господне велико нам есть (Ис.33:21), потому что соделал нам преизбыточествующее спасение. Светлость и широта, потому что заповеди и учение Его - для нас пространная светлая область. Да не царствует над нами господство владык, то есть господство князей Ассириян. И сильный, кто бы он ни был, не пройдет по ней, то есть никакой иной народ, после страшных бедствий, постигших Ассириян, не пройдет по земле Иерусалима. Ибо Господь - судия наш. Господь - законодатель наш, Господь - царь наш: Он спасет нас. Прервашася ужя твоя, яко не укрепишася. Речь обращена к Иерусалиму, жители которого предались бегству и не имели в себе крепости. Щогла твоя преклонися, не распустит... знамения, потому что не усмотрели чуда. Пока не разделили добычи, то есть князья твои, Иерусалим, трепетали и пребывали в страхе, пока не познали, какую чудную брань Господь воздвиг на врагов их. Когда же укрепились, тогда вошли в стан неприятельский и, не найдя в нем никого, начали делить добычу. Мнози хромии плен сотворят (Ис.33:22-23). Хромыми пророк называет тех Иудеев, находившихся в городских стенах, которые, избавившись от осады, вышли и забрали как добычу мсков (мулов) и всех вьючных животных, оставшихся после умерщвления Ассириян.



И ни один из жителей не скажет: "я болен". Не скажут жители Иерусалима: "Нам страшен царь Ассирийский; мы больны". Народ, осаждавший его, понес грех (Ис.33:24), так как приял суд, изрекаемый на грешника. Ибо Ассирияне, напавшие на Иерусалим, наказаны за то, что хулили и поносили жителей Иерусалима и Бога их.

Глава 34

Приступите, языцы, и услышите (Ис.34:1). Подобно тому, как пророк прежде говорил об одних Ассириянах, так теперь начинает говорить вместе об Ассириянах и об Идумеях.

И свиется небо... и вся звезды спадут (Ис.34:4), то есть падет гордыня и вся сила Ассириян, ибо пророк под образом сил небесных представляет князей Ассирийских.

Зане упиется мечь Мои на небеси (Ис.34:5), то есть кровью Ассириян, представляемых под образом неба. Яко листвие спадет с лозы, и якоже спадает листвие смоковницы (Ис.34:4). Это говорится о царстве Ассириян, а после них примут суд Идумеи.



Яко жертва Господеви в Восоре (Ис.34:6) по возвращении; жертва в том, что истреблены будут Идумеи мечом по суду правды.

И падут с ними единороги, то есть Идумейские. И упиется земля от крове их. И обратятся потоки его в смолу, и земля его в жупел... И наследят его птицы и ежеве, совы и вранове возгнездятся в нем... и срящутся беси... ту почиют ночныя страшилища, обретше себе покоища (Ис.34:7,9,11,14). Все страхования (страшилища), перечисленные здесь пророком, действительно будут в Идумее после предсказанного запустения; вместо жителей в домах Идумейских поселятся птицы, ежи, враны и грифы.

И наследят ее, то есть Идумею, во веки. И Его рука разделила им ее мерою... и ни един от них не погибе. Отыщите в книге Господней, и найдете, что ничто не погибло (Ис.34:17,16), то есть все, что Моисей и другие пророки предсказали об Ассириянах и Идумеях, исполнилось над ними, и ни одно из предвещаний их не осталось напрасным.

Глава 35

Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин... Да скочит как серна, и слава Ливана дастся ей, и честь Кармила и Сарона (Ис.35:1-2). Так говорит пророк о земле Израильской, которая была опустошена Вавилонянами, но по возвращении Иудеев из плена, наслаждаясь миром, возвратила себе прежнюю честь и славу.

Укрепитеся, руце ослабленыя и колена колеблющияся утвердитеся (Ис.35:3), или потому что приблизилось время возвращения из плена, или потому что близко и настало уже спасение и время вечного мира.

Се, Бог Спаситель... приидет и спасет вас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис.35:4-6). Пророк предвозвещает Иудеям будущие блага за те притеснения от Ассириян и Вавилонян, которые привели их в оцепенение, из-за чего они видя не видели, и слыша не понимали. Поэтому теперь предсказывает им, что будут они в состоянии, противоположном прежнему, что отверзутся глаза слепых и уши глухих. Полностью все это совершено Мессией. Когда для спасения всех людей соделался Он человеком, тогда отверзал очи слепым, исцеленные Им увидели свет. Он делал ясным язык немых, давал слух глухим, даже когда люди не только телесно, но и душевно одержимы были этими недостатками. Ибо язычники, слепые в богопознании, увидели свет боговедения, и слухом своим вняли гласу животворной Евангельской трубы.

Яко проторжеся вода в пустыни (Ис.35:6). Конечно этим обозначается и то избавление Иудеев, тот мир и то спокойствие, какие последовали за гибелью Ассириян, в самой же сущности исполнилось это в пришествие Господа. Ибо Он как бы проторгся (пробился) с неба, подобно живой воде снизошел в мир сей - эту жаждущую пустыню, и соделался как бы источником прибежища среди бесплодной дебри (долины).

В жилище шакалов, где они одни покоятся, произрастут тростник, трава и ситник (Ис.35:7). Растения эти, необыкновенные в песчаной пустыне, изображают добрые правы людей, после того как мир будет утешен пришествием Мессии, и род человеческий плодопринесет все роды добродетелей. Иудеев же Бог через пророка утешает тем, что по истреблении Ассириян и Вавилонян земля их насладится миром, украсят ее всякого рода растения, и многоводные потоки и земные плоды в ней будут в большом обилии. Но пойдут по нему избавленнии (Ис.35:9). Избавленные Господом, то есть избавленные язычники всех стран возвратятся, чтобы воздать поклонение и благодарение Богу за содеянное им спасение, и за принятую ими благодать. Отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Ис.35:10); все скорби, постигшие их во время плена, прекратятся в те дни.

Глава 36

И бысть во четвертоенадесять лето царя Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на вся грады тверды Иудейски и взя оныя. И посла Сеннахирим царь Рапсака (Рабсака) от Лахиса ко царю Езекии... И рече им Рапсак: рцыте Езекии тако... се, уповавши на жезл тростян сокрушенный сей, на Египет, на негоже аще опрется муж, внидет в руку его и прободет ю... Господь рече ко мне: взыди на землю сию и погуби ю (Ис.36:1-2,4,6,10). Рабсак, главный виночерпий, послан был в Иерусалим убедить жителей его, чтобы сдали город владыке Рабсака, обольщая жителей Иерусалима тем, что господин его не по собственной воле пришел на них войной, но по воле Бога, Который сказал ему: взыди на землю сию. Рабсак говорил по-иудейски или потому что он был из числа Израильтян, еще раньше взятых в плен, и теперь был послан Ассирийскими князьями для того, чтобы через него говорить с Иудеями; или потому что Рабсак был переводчиком у Сеннахирима, так как знал и тот, и другой язык.

Глава 37

И приидоша отроцы царя Езекии ко Исаии. И рече им Исаия... сия глаголет Господь... се, Аз вложу в него дух, и услышав весть возвратится во страну свою (Ис.37:5-7). Возвратится тот, кто незадолго до этого гордился памятью побед своих и славой царства, и говорил: "Что сделано мною ныне, то сделаю и заутра". Но Соломон сказал: Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит (день) находяй (Притч.27:1). И это равнозначно сказанному; довлеет дневи злоба его (Мф.6:34). Сеннахирим услышит весть и возвратится, то есть услышит горькую весть об истреблении войск своих в Иудее, и тогда поймет, насколько он заблуждался и безумствовал, говоря: взыдох на высоту гор и на последняя Ливана (Ис.37:24). В этих образах представлял он себе славный Иерусалим.

Не слышал ли еси... яже Аз сотворих его, от древних дний, то есть Я соградил Иерусалим. Ныне привел его, чтобы город был опустошен, то есть Я привел теперь Ассирийское войско, чтобы опустошить Иерусалим, но будет иначе (Ис.37:26).

Подобно городам твердым, в которых жители опустили руки, сокрушены, постыжены, стали как трава полевая (Ис.37:26-27), то есть как истребил Я твердые города и сокрушил их обитателей, так посрамлю и сокрушу царя Ассирийского.

И вложу брозду в ноздри твоя и узду во уста твоя (Ис.37:29), то есть наложу наказание на те члены, которыми царь Ассирийский богохульствовал. Устами своими хулил он Иерусалим и Бога, и надмением ноздрей выражал гнев свой; поэтому будет брозда (кольцо) в ноздрях и узда (удила) во рту. Подобно этому Бог в древние времена поразил и Филистимлян и, как говорит пророк: поношение вечное даде им (Пс.77:66).

Сие же тебе знамение: яждь сего лета, еже от себе растет, а во второе лето, еже от себе растет... яко от Иерусалима взыдут останки (Ис.37:30,32). После предсказания об истреблении Ассириян пророк возвещает Езекии и другую радость, что Господь умножит земные плоды: в течение двух лет не нужно будет возделывать и засевать землю, но будут все питаться тем, что земля произрастит сама собой.

И изыде Ангел Господень и изби от полка Ассирийска сто семьдесят пять тысящ (Ис.37:36). Царь Ассирийский получил весть об истреблении полчищ своих, когда вел войну с Фараком, царем Ефиопским.

И отыде возвращься Сеннахирим... и вселися во Ниневии. И внегда покланятися ему в дому Насараху (Нисроха), бога своего, Адрамелех и Сарасар (Шарецер) сынове его убиста его мечьми, сами же убежаста в землю Карду (Ис.37:37-38). Когда Сеннахирим возвратился в Ниневию, поклонялся богу своему и славил его за спасение от гибели; тогда правда Божия попустила сыновьям его восприять лукавый помысел, и они убили его перед идолом, сами же бежали в Армению. И воцарися Асордан сын его вместо его (Ис.37:38). Вместо Адрамелеха и Сарасара (Шарецера), которые убили отца своего и, как сказано, бежали в землю Карду, то есть в землю Араратскую.

Глава 38

В то время, разболеся Езекиа до смерти... И обрати Езекиа лице свое ко стене и помолися ко Господеви глаголя: помяни, Господи, како ходих пред Тобою со истиною и сердцем правым (Ис.38:1-3). Езекия сказал так вероятно потому, что видел и таких царей, которые царствовали лукаво, однако же сыны их наследовали престол их.

Тако глаголет Господь Бог Давида отца твоего... Се, Аз возвращу сень степеней, имиже сниде по степеням Ахаза, отца твоего, возвращу солнце десять степеней... И взыде солнце десять степеней, имиже сниде сень (Ис.38:5,8). Знамением десяти степеней (ступеней), данным Езекии, означалась тайна смерти и восстания от одра; но можно сказать, что этим же знамением означалась и тьма, которая по смерти Езекии покрыла народ Божии. Как при отце прибавился день на десять часов, так увеличилась тьма во дни нечестивого сына его. И еще, десять часов, прибавленных ко дню, изображают тайну совершенного Света, Какой должен был воссиять миру. Кроме того, число ступеней изображает собой и десятословие, в котором Езекия черпал свет и жизнь.

Аз рекох в преполовении дний моих: пойду, то есть умру, настал последний мой день. У врат адовых, оставлю лета моя прочая (Ис.38:10). Оставляю у врат адовых остаток лет моих; в расцвете лет схожу во гроб, и вот, уже низведен в могилу.

Рекох: ктому не узрю Господа на земли живых (Ис.38:11). Я сказал после суда, какой изрек мне Исаия, что не увижу Господа на земле живых, то есть не увижу престола Господня в Иерусалиме. Ктому не узрю человека со живущими в рове, то есть в обителях праха.

Век мой взят и переносится как куща пастырей (Ис.38:12). Взята у меня жизнь, и перенесена с веком моим, как куща пастырей, которая сегодня здесь, а утром уже в другом месте. Свилась жизнь моя как нить. Подобно свившейся нити сократилось и умалилось время жизни моей. Как ткань, которую скоро перережут (Ис.38:12). Спешу исполнить меру дней моих, уподобляюсь ткани, которая скоро будет перерезана.

От дне бо до нощи предан бых (Ис.38:13). И день и ночь у меня молитва и скорбь.

Как щебечущая ласточка щебетал я, как стонущий голубь стонал в скорби и плаче, по причине изреченного мне определения. Возвел я очи... на высоту: "Господи, избави мя (Ис.38:14), и будь ко мне милостив". Езекия, когда услышал от Исаии о себе определение, обратился к молитве и возвел очи к небу, где обитает Бог, как к месту далекому и недоступному для греха. Просил же он у Господа избавления от Ассириян и милости себе, чтобы продлилась жизнь его.

Что скажу я? Скажи мне. Он просит, чтобы и самые слова, какие скажет, были не его собственные, но чтобы Сам Бог вложил в его уста слова, какие Богу угодно. И Той сотвори, и отряс весь сон мои (Ис.38:15), потому что Бог удалил от него горести души его. Над ними умилосердится Господь.

Ради таковой жизни духа моего, Господи, исцели и оживотвори меня (Ис.38:16). Так умоляет он за духовную и добродетельную жизнь дать ему исцеление и жизнь плоти его. Это же выразил он и в следующих словах: угодная пред очима Твоими сотворих (4Цар.20:3). Ужели мир соделал горести мои более горькими, ибо после избавления от Ассириян постигла его болезнь смертная. Угодна была Тебе душа моя, да не погибнет в истлении, то есть не погиб Езекия, когда Ассирияне все разрушали. И завергл еси за Тя вся грехи моя (Ис.38:17), показывая этим, что Езекия спасен только по благости Божией. В другом смысле исполнилось это и на Господе нашем. Ибо Он, облекшись в тело нашего смирения, возложил на Себя и понес на Себе грехи всех нас.

Ибо не ад возблагословит Тя, и не смерть восхвалит Тебя. В устах мертвых умолкают хвалы Тебе. Не возвестят истины Твоей сошедшие в могилу (Ис.38:18), потому что все, лежащие в гробах, лишены дара слова.

Живии же возблагословят Тя, якоже и аз днесь, потому что из мертвых соделался я живым; и Ты совершил это со мной ныне. Когда Исаия, по Божию повелению, изрек Езекии смерть, тогда он был уже как бы мертвым. А когда умилостивил он Бога принесенной Ему молитвой, и Бог даровал ему жизнь, тогда возвещает и проповедует, что стал живым и воскрес. Отец возвестит детям верность Твою (Ис.38:19), то есть о событии этом один род будет возвещать другому роду. Или, по верности и непреложности Божиих обетовании, уповает Езекия, что будут у него сыновья. Ибо действительно, через три года родился у него Манассия.

И рече Исаия ко Езекии: возми от смоквий... приложи... на язву и здрав будеши (Ис.38:21). Тот, Которому все нетрудно, жестокую язву, не уступавшую никаким врачевствам, исцеляет смоквами.

Глава 39

В то время посла Меродах Валадан сын Валаданов, царь Вавилонский, писания... и дары Езекии: слыша бо, яко болел есть до смерти и воста (Ис.39:1). Валадан, сын Валаданов, отправил к Езекии послов, во-первых, чтобы выразить ему свою радость о выздоровлении его, потому что скорбел о болезни его; а во-вторых, хотел узнать причину возвращения солнца, ибо поклонялся он солнцу четыре раза в день, и когда воздавал поклонение утром, в час шестый и девятый, и ожидал вечера, чтобы еще поклониться, вдруг увидел, что солнце все еще среди неба, как бы в половине дня. И поэтому захотел узнать, что было этому причиной. Когда же он от бывших при нем Иудеев, которые знали о происшедшем в Иудее, услышал, что это знамение от Господа было дано Езекии в подтверждение того, что сказал ему пророк Исаия, тогда Валадан послал к Езекии дары с письмом и с поздравлением, чтобы обстоятельно узнать от него о чуде с солнцем. Этот Меродах Валадан, сын Валаданов, - не тот царь, который дал свободу Иехонии, потому что от посольства к Езекии до плена Иехонии прошло сто тринадцать лет. Недолго жил Асардан, царь Ассирийский, сын Сеннахинима, вскоре царством его овладели Вавилоняне, а Евильмеродах, который освободил Иехонию, был царем Вавилонским. И обрадовася о них Езекия... и показа им дом сокровищ своих... и дом ароматов и мира многоценнаго, и всю утварь свою (Ис.39:2). Из этого видно, что Езекии было весьма приятно посольство, но вместо того, чтобы убедить их в истинности события, из-за которого они были присланы, Езекия стал показывать им свое богатство и сокровищницы царского дома. Поэтому посланный к Езекии Исаия, сын Амоса, остановил его и сказал: "За то, что ты показал Вавилонянам то, что находилось в сокровищницах, вся, яже в дому твоем... в Вавилон прейдут (Ис.39:6). Туда отведены будут сыновья твои, и будут каженики (евнухами) в дому царя Вавилонска (Ис.39:7). Поскольку Езекия из гордости показал послам Вавилонским одно вместо другого, а то, что следовало открыть, того не рассказал, то от Исаии услышал не прежние слова: защищу град сей (Ис.37:35), но слова угрозы и строгого суда: вся, яже в дому твоем... в Вавилон прейдут... и сыны твои, отведенные в плен, будут каженики в дому царя Вавилонска.

И рече Езекия ко Исаии: благо слово Господне, еже глагола (Ис.39: 8). Словами Исаии Езекия был не сильно опечален. Почему же? Потому что, как понял он, определение это должно было исполниться не при его жизни. А может быть от радости, когда услышал обетование Божие, что будут у него сыновья, а не помыслил о том, что потомки его будут рабами у Вавилонян. Поэтому и сказал: благо слово Господне, еже глагола.

Глава 40

Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог вам... Глаголите в сердце Иерусалиму, возвестите ему мир. Поскольку Езекия не просил в молитве об отвращении гнева Божия от сыновей его, как просил об избавлении своем от смерти, то Исаия, по повелению Господа, обращается с проповедью к праведникам Иудейского сонма, и говорит: утешайте, утешайте люди Моя... священницы. Иерусалим исполнился силы, яко прият от руки Господни сугубы все грехи своя (Ис.40:1-2). Иерусалим усилился, услаждается грехом, и за это принял он от руки Господней сугубы все грехи своя, то есть подвергся тяжкому и достойному осуждению; не одним наказанием наказан, но многие понес казни.

Глас вопиющаго в пустыни (Ис.40:3). Здесь пророк говорит о Господе нашем и возвещает Его пришествие, как и Иоанн говорил: аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень (Ин.1:23), да воздастся Господу то поклонение, которого не воздавали Ему язычники, ибо ради этого пришел Господь во плоти.

Всяка дебрь наполнится (Ис.40:4), потому что Господь пришел в мир и принял поклонение от всех народов, как Избавитель и Освободитель их от супостата диавола, и все дебри, ущелья, глубокие и страшные долины наполнились истинными поклонниками, славословящими Бога.

Всяка плоть сено (Ис.40:6), хотя цветет и славится временным титулом царя и властелина и знатностью рода, но скоро увядает; яко трава дние его (Пс.102:15), и как цвет травный, он засыхает и исчезает.

Изсше трава, и цвет отпаде (Ис.40:7), то есть народ Иудейский будет отведен в плен.

Глагол же Бога нашего пребывает во веки (Ис.40:8), то есть обетование Божие о возвращении твердо и ненарушимо.

На гору высоку взыди... Сион, приявший благовествование (Ис.40: 9). Здесь пророк подразумевает возвращение Иудеев; приявшим же благовествование называет Сион, потому что Бог еще прежде открывал и возвещал ему через пророков о возвращении его народа из плена. Или потому еще называет твердо приявшим благовествование, что твердо верил он благовествованию о нем. К праведникам же и пророкам в народе Иудейском и в Иерусалиме Исаия говорит следующее: возвыси крепостию глас твой(Ис.40:9), воспой победную песнь славословия Тому, Кто соделал твое спасение.

Кто измери горстию воду и небо пядию? С ким советова, и настави и: или кто показа Ему суд? (Ис.40:12,14). Пророк говорит о колеблющихся помыслах Иудеев, запрещает им заниматься исследованиями, почему Бог сделал их пленниками, рассеял, а потом собрал, и вразумляет, что никому не должно судить намерения Соделавшего все это. Ибо Он сотворил ветров вес и воду взвесил мерою (Иов.28:25), то есть горами уравновесил ветры, потому что ни ветры не могут ниспровергнуть горы, ни горы не могут останавливать стремления ветров.

Аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса (Ис.40: 15), то есть народы, которые гораздо славнее и многочисленнее Иудеев и подобны непроходимому морю и неприступным горам, перед Богом то же, что капля в сравнении с великим морем; и все цари и подвластные им народы перед необъемлемой силой Бога то же, что малый вес (пылинка) в сравнении с тяжестью гор земных.

И Ливан не доволен на сожжение (Ис.40:16), то есть деревья ливанские и четвероногие, какие на нем, недостойны того, чтобы принести их во всесожжение и жертву Богу. Под образом Ливана и четвероногих пророк подразумевает Вавилонян и царство их, потому что они не имеют истинного боговедения.

И вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася (Ис.40:17), то есть признаются годными на погибель и истребление Тем, Кому нетрудно обратить их в ничто. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его? Еда образ сотвори древоделатель... Како поставит образ... и да не поколеблется (Ис.40:18-20), то есть идола, в котором нет движения и который потому бесполезен.

Не разумеете ли? разве не знаете того, что известно всем родам и всем временам? Не слышасте ли? разве не слышали о чудных делах, какие Он сотворил? Не возвещено ли вам и сами не видели ли, как поставил Я небо яко комару и простер е, яко скинию обитати? (Ис.40:21-22).

Воззрите на высоту очима вашима и видите, Кто сотвори сия вся? Вы заблуждаетесь, если не надеетесь на обещанное вам спасение. Если возведете очи на небо и рассмотрите красоту и устройство целой вселенной, уразумеете премудрость и могущество Того, Кто устроил все это, и постоянно содержит и хранит, то не будете уподоблять Меня ложным богам языческим, и перестанете сомневаться в обещанном вам спасении. Кто изводит числом силы их и... всех... называет по имени (Ис.40:26). Если ни одна тварь не забыта Мной, то неужели будет забыто Мной обещанное вам спасение? А этим показывает Бог, что не забывает Он числа и имен звезд, что и подтверждается на праведниках, которые сияют своими доблестями и суть как светлые звезды пред Богом, как светила в веке сем, и имена их начертаны у Бога в неизгладимой книге.

Еда бо речеши, Иакове... утаися путь мой от Бога, и Бог мой суд отъя? (Ис.40:27), то есть говорил, почему Бог не рассудит нас с нашими поработителями?

Он дает утомленному крепость, и болезненным умножаяй силы (Ис.40:29). Пророк в утешение Иудеям говорит: "Бог укрепляет утомленных в плену и умножает силы изнемогших".

Утомятся юноши, и утрудятся, и избраннии не крепцы будут (Ис.40:30), то есть юноши, гонители ваши придут в утомление; мужи крепкие и сильные утрудятся и изнемогут; избранные юноши, порабощающие вас претерпят те же бедствия, какие сами причиняли.

Терпящии же Господа изменят крепость, то есть праведники, которые надеются на Господа, как Моисей и Халев, изменят крепость, окрылатеют аки голуби, потекут и не утрудятся (Ис.40:31), распустят крылья, как легкие голуби, полетят и не утомятся.

Глава 41

Молчите острови, и народы да изменят крепость (Ис.41:1), то есть или - да говорят за себя, или - вместе с богами своими да будут осуждены. Посему да отступят пред Ним народы, и цари да ужаснутся. Если язычники и боги их признали правду, то правда пойдет вслед их. Но поскольку призвал ее Творец мира, а Он презрен язычниками, то да отступят перед Ним народы... Соделает как прах мечу своему, и аки стеблие отверженное луку Своему (Ис.41:2), то есть в прах обратит мечом, который занес на них.

И проженет я, то есть языческие народы, и сотворит мир людям Своим. Не вступит на путь ногами Своими (Ис.41:3). Ибо для Него одинаково легко и утеснить врагов, и утешить присных Своих.

Кто содела и сотвори сия? (Ис.41:4). И кто возвестил Моисею о бранях и о спасении присных Богу?

Увидели Его острова и убояшася (Ис.41:5), то есть те, которых призывал на суд, чтобы судить их за народ Свой.

И древоделатель одобряет ковача, который биет млатом, и кует, и говорит: спаяние добро есть (Ис.41:7). Пророк насмехается над идолами, у которых искали себе помощи острова, вызываемые Богом на суд.

Семя Авраамле, егоже возлюбих... Аз бо есмь Бог твой, укрепивый тя... и утвердих тя десницею Моею праведною (Ис.41:8,10), то есть ты - семя Авраама, возлюбленного Мною, которого Я укрепил, призвав от концов земли, от востока.

Будут бо яко не сущии... соперницы твои (Ис.41:11), то есть Вавилоняне, которые нападают на тебя. Будут бо яко не бывшии. Идумеи, Греки и все народы, которые ратуют (воюют) на тебя.

Не бойся, червь Иаков, малый Израилю (Ис.41:14), потому что низложишь ты и царства, и гордые их замыслы. Червем Иакова и малолюдным Израилем Бог называет народ Свой, потому что он, как червь, подточит и погубит крепость царей языческих.

Се, сотворих тя аки колеса колесничная новая... сотреши горы, и истончиши холмы (Ис.41:15). Горами и холмами называет пророк царства и укрепления язычников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.