Сделай Сам Свою Работу на 5

О том, что не должно клясться и говорить хулу





 

Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: Паки слыша­сте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, восдаси же Госпо­деви клятвы твоя. Аз же глаголю вам, не клятися всяко: ни небом, яко Престол есть Божий: ни землею, яко подножие есть ногама Его: ни Иеру­салимом, яко град есть Великаго Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити. Буди же слово ваше, ей, ей: ни, ни: лишше же сею, от неприязни есть (Мф.5:33-37). Как же осмеливаемся мы преступать заповеди Сотворившего нас, по слову сказавшего: Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли (Пс.72:9). И ты осмеливаешься небоязненно отверзать уста для клятвы и хулы? Или не боишься, что огненный серп, виденный проро­ком, вселится в доме твоем (Зах.5:4)? Что не потребит тебя в подне­бесной за то, что на Бога Вседержителя, на Которого не смеют взи­рать Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, предстоя же Ему со страхом и трепетом, песнословя страшное, славное и досточтимое имя Его, – осмеливаешься ты отверзать уста, как написано: продерзате­ле, себе угодницы, славы не трепещут хуляще: идеже Ангелы крепостию и силою болши суще, не произносят на ся от Господа укоризнен суд. Сии же, яко скоти животни естеством бывше в погибель и тлю, в нихже не разумеют хуляще, во нетлении своем истлеют, приемлюще мзду непра­ведну (2Пет.2:10-13)? Ужели ты, будучи человеком, не познаешь сам себя? Или думаешь, что дело это обратится тебе в доблесть? Нет, ска­зываю тебе, – но к пагубе и погибели твоей послужит оно, потому что сквернишь ты и души других, став содейственником сатаны.



Апостол говорит: учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Госпо­деви (Кол.3:16), – а ты вместо этого учишь противному: хулам и клят­вам? Как себя, так и подражающих твоему неразумию делаешь сына­ми геенны. Горечью наполнил ты те уста, которые создал Бог на славословие Его. Перестань, наконец, человек, – чтобы это самое слово, которым пренебрегаешь ты, не сделалось пламенем в устах твоих и не сожгло языка твоего. Если человек был в ссоре с другим человеком и по заключении мира стыдится показаться на глаза ему, то как же ты, который сегодня в мире, а завтра предстанешь судилищу Его, осмели­ваешься выговорить такие слова и не боишься, что может сойти с неба огонь и пожрать тебя за то, что отверзаешь уста на Вседержителя? И в мысли не держишь, что внезапно может разверзнуться под тобой зем­ля и поглотить тебя? Не обманывайся, человек, ибо невозможно избег­нуть из рук Создавшего нас. Послушай того, кто говорит: хуляще: иже воздадят слово Богу, имеющему судити живым и мертвым (1Пет.4:4-5). Долго ли будем прогневлять Того, Кто даровал нам столько благ? Кто, взяв персть от земли, создал человека и вдунул в него дыхание жизни? Кто все покорил под ноги его, Кто спящих нас охраняет, восстающих от сна покрывает, алчущих питает, нагих одевает, малодушествующих утешает, вразумляет и милует? Кто и Единородного Сына Своего предал за жизнь всех, между тем как мы за благодеяния Его приносим Царю славы терния и волчцы, годные только на сожжение?



Приступи, наконец, к человеколюбивому и непамятозлобивому Богу, испрашивая у Него хранения устом твоим и дверь ограждения о устнах твоих (Пс.140:3). Смотри, с каким страхом и трепетом про­рок, беседуя с Богом, в чистой молитве вопиет, говоря: Господи, услы­шах слух Твой и убояхся: Господи разумех дела Твоя, и ужасохся (Авв.3:1-2). И еще: Сохранился, и убояся сердце мое, от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя (Авв.3:16). Если же продолжаем не думать о праведном Судие, то послушаем апостола, который говорит: Или о богатстве благости Его и крото­сти и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покая­ние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, соби­равши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго Суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим.2:4-6)? Почему и в другом ме­сте сказано: Аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит, кто помолится о нем? (1Цар.2:25)? Итак, покаемся, братья. Долго ли огорчать нам Создавшего нас? Если утратим пристань, – где спастись нам во время бури и смяте­ния? Если прогневаем Господа, – к кому прибегнем во время скорби и нужды?



Написал я вам это, возлюбленные, не как делами своими подтвер­дивший истину, но как брат, подающий совет. Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс.93:17). Почему и вас умоляю я, злосчастнейший из людей, помолиться о мне ко Господу, чтобы прежде кончины изглажено было множество грехов моих и что­бы не постыдиться мне в чаянии своем. И в час смерти да воззрит на меня Господь по множеству щедрот Своих. Через верных и светонос­ных Ангелов укажет грешной душе моей вместе с вашим душами путь к покою праведных! Ибо в каком, думаете, страхе и трепете будет душа в тот час? Если пришедший в дальнюю сторону стоит и дивится, видя чужих людей, иноязычную землю, которой никогда не видал еще, то в каком, думаете, страхе будет душа, когда из сего мира переселится в мир вечный и увидит то, чего никогда не видала? Поэтому, возлюб­ленные, от всей души и от всего сердца позаботимся о тамошнем. По­работаем Господу всей крепостью своей. Всеми силами будем соблю­дать заповеди Его. Возлюбим страшное и всечестнейшее имя Его, воз­любим ближнего, как себя самих, чтобы удостоиться нам услышать благословенный глас: Приидите благословении Отца Моего, наследуй­те уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф.25:34). Благо­словен Бог, исполняющий нас благословением Своим, потому что милость Его во все века! Аминь.

 

Поучение 44

(По славянскому переводу, часть I. Слово 88)

Объясняются брату слова: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися (1Кор.7:9)

 

Послушай апостола, который говорит: Хощу бо, да вси человецы будут, якоже и аз: но кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице (1Кор.7:7). Апостол очевидно делает различие меж­ду людьми мирскими и отрекшимися от мира, сказав: кийждо свое да­рование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице. И мирским не возбра­нил он законно вступать в брак, и отрекшихся от мира не удерживал от воздержания, когда сказал: кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице. Дает позволение мирским, говоря: блудодеяния ради кийждо свою жену да имать (1Кор.7:2). И еще: Честна женит­ва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог (Евр.13:4). И отрекшимся от мира предложил воздержание, сказав: Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится (1Кор.9:25). Таким обра­зом, апостольское слово, по сказанному выше, изображает два попри­ща. Посему и ты, монах, знай и вникай, в какой постановлен ты чин, что значит то знамение (образ), в которое ты облечен, для чего те обе­ты и тот завет, который положен тобой с Богом, и по которому потре­бует Он у тебя отчета, как сказал Спаситель: От уст твоих сужду ти (Лк.19:22).

Итак, по сказанному выше, апостол дозволил мирским вступать законно в брак, а отрекшимся от мира – воздерживаться. А если бы давали дозволение всем слова эти: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися, – то никто не стал бы подвизаться в добродетели: ни Илия Фесвитянин, ни Елиссей, ни Иоанн, ни все, исказившие сами себе Царствия ради Небеснаго и соблюдшие чистой плоть свою пред Бо­гом. Не стал бы воздерживаться и сам апостол, если бы не взирал на мздовоздаяние.

Не помыслим сказать того, что представляют в предлог иные. Они говорят: «Те были праведники, а я – грешник». Ибо праведными сде­лались они потому, что настоящую жизнь свою проводили праведно и свято. Итак, что же скажем? То ли, что праведники были бесплотны и не облечены были телом? Послушай, что говорит апостол: Во плоти бо ходяще, не по плоти воинствуем: оружия бо воинства нашего не плот­ская, но сильна Богом на разорение твердем (2Кор.10:3-4). Из этого видно, что и они были боримы как носящие на себе плоть, – но про­тивоборствовали. Почему апостол и говорит еще: Но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор.9:27). Руководствуя же нас к добродетели, говорит он: Подра­жатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор.11:1).

Итак, возлюбленные братья, будем внимательны, и когда сами хо­тим удовлетворить похоти своей, не станем вменять этого в вину апо­стольской заповеди, не разумея силы слова. Потому-то и написано: Душы льстивыя заблуждают во гресех (Притч.13:9). И еще: Согреша­ющему мужу велия сеть: праведный же в радости и в веселии будет (Притч.29:6). Выслушал ты, что лучше бо женитися, нежели разжи­затися, но не слыхал, что присовокупляет апостол, говоря: время пре­кращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут. И плачущиися, якоже не плачущии: и радующиися, якоже не радующеся: и купующии, яко не содержаще: и требующии мира сего, яко не требу­юще: преходит бо образ мира сего (1Кор.7:29-31). Потому, монах, не уничижай Даровавшего тебе благодать сию. Не будь преслушным в том, что говорит Он тебе через апостола: Не неради о своем дарова­нии живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложени­ем рук священничества (1Тим.4:14), – чтобы не представить себя пре­ступником, вновь созидая то, что сам разорил (Гал.2:18). Исполни перед Господом обеты свои, потому что написано: Благо тебе еще не обещаватися, нежели обещавшуся тебе, не отдати (Еккл.5:4). Итак, подвизайся совершить течение свое законно, чтобы иметь тебе дерз­новение сказать вместе с апостолом: Подвигом добрым подвизахся, те­чение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец прав­ды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюблшым явление Его (2Тим.4:7-8). Аминь.

Поучение 45

(По славянскому переводу, часть I. Слово 25)

О страхе Божием

 

Будь внимателен к себе, возлюбленный, чтобы не терять тебе вре­мени своего в нерадении и рассеянности. Будем внимательны к ска­занному Господом. Насадил ты себе виноградник, обнеси его огра­дой. Приобрел ты себе сад, охраняй плоды его, чтобы возвеселиться тебе под конец, и не пускай свиней своих на возделанное трудами тво­ими поле, чтобы не опустошили они. Что пользы, братья, если будем сегодня безмолвствовать в келье, а наутро станем проводить время в городе или в селениях, делая неугодное Богу? Что пользы, братья, если один день строим, а два дня разрушаем? При таком образе действия, как дело придет к концу? Что у нас общего с миром? Что нам, умер­шим для мира, в житейских заботах? О пропитании у тебя слово? При Господнем содействии и своих рук достаточно нам на служение пло­ти. Ибо сказано: Никтоже воин бывая обязуется куплями житейски­ми, да воеводе угоден будет (2Тим.2:4). И еще: нощь бо и день делающе, да не отяготим ни единаго (1Фес.2:9). На что нам, монах, ходить в селения? Если, сидя и безмолвствуя в келье, не в состоянии мы муже­ственно противиться страстным помыслам и одной тени действитель­ного, то не гораздо ли скорее будем взяты в плен, если сами кинемся в добычу иноплеменникам?

Но нередко, хочешь ты сказать, приближаемся к селениям с по­зволения игуменов и по необходимости. Если делаешь это с позволе­ния и из послушания, то нет в том вины, если только приказанное тебе исполняешь со страхом Божиим. Но бывают и такие, что под предло­гом послушания хотят и собственной своей похоти удовлетворить по ветхому человеку. Потому как мудрый смотри, чтобы вместо золота и серебра не принести тебе черепка и грязи, и вместо послушания не сде­лать преслушания. Что пользы приобрели себе ходившие с Иисусом сыном Навина и с Халевом соглядать землю? Под видом послушания сделали они преслушание, не сохранив истины, отступив от Господа и отвратив от Него сердца сынов Израилевых. Итак, посланный на слу­жение делай свое дело со страхом Божиим, помня, что Бог всегда смот­рит на дела твои. Если идешь служить святым и пренебрегаешь тем, делая противное, то изъявляешь пренебрежение к Богу, ведешь себя расточительно, выполняя свои желания; и в таком случае сделал ты не послушание, но преслушание.

Но желательно мне сделать тебе известным, что как прославляют о тебе Бога те, которые видят тебя в монастыре безмолвствующим и работающим Владыке Христу, так соблазнятся о тебе те, которые уви­дят тебя в городе и в селении делающим неугодное Богу. И какая будет тебе награда за то, что нанес удар совести человека? Если же будешь держаться моего совета, – бояться Господа и безмолвство­вать, – то прославится в тебе Господь, и будут у тебя силы для всякой добродетели.

Но враг часто внушает тебе такую мысль: «Пока еще ты молод, удовлетворяй своим пожеланиям. Сколько, думаешь, было людей, ко­торые и в мире насладились, и небесного не лишены? И ты еще молод, ешь, пей, наслаждайся мирскими удовольствиями, под старость пока­ешься. И для чего хочешь с такого возраста изнурять тело свое? Смот­ри, чтобы не дойти тебе до изнеможения». Внушающему тебе это ска­жи: «А если в молодости постигнет меня смерть, и не доживу до старо­сти, то чем буду оправдываться перед судилищем Христовым? Видим, что многие молодые умирают, а старики живут долго. Дела Господни неисследимы. И к чему обольщаешь меня, говоря: «Под старость свою покаешься?» – смогу ли сказать тогда Судие: «В молодости постигла меня смерть, отпусти меня теперь, чтобы мне покаяться»? Без сомне­ния, и Он мне скажет: «Столько лет я оставлял тебя, неоднократно оказывал долготерпение к тебе, согрешившему, и не умерщвлял тебя тотчас, давая тебе время, случай и место, где бы посеять тебе семена покаяния. Ты же и это время, данное тебе на покаяние, прожил в гре­хах и удовольствиях».

Итак, несомненно знай, брат, что если станешь пренебрегать стра­хом Божиим и предаваться греху, то будешь осужден. Кто члены свои предает сладострастию, тот будет скорбеть не только в будущем, но и в настоящем веке, если не покается скоро, ибо уподобится брошенно­му рубищу, которое сперва все таскают, а напоследок гнушаются им и попирают ногами. Но если очистишь себя от всего этого и пожелаешь угождать Христу, соблюдая непорочность тела своего в любви Божи­ей, которая есть столп всех добродетелей, то уподобишься царской порфире и будешь сиять среди братьев, подобно светилу, и Господь отвратит от тебя восстающих на тебя. Страх Божий, который воз­любил ты, будет для тебя стеной, и обретешь благодать перед Богом и перед людьми. Итак, трезвись и будь внимателен к себе, зная, что враг, даже за замками и запорами, умеет уловлять души, живущие в нерадении.

Но, может быть, какой-нибудь неразумный скажет: «Не в силах я иному противиться, но тотчас увлекаюсь страстью». Не хвались этим; сие признак не благоговения, но слабости и неразумия. Премудрость говорит: Не приими лица на душу твою, и не срамляйся о падении твоем (Сир.4:26). Ужели не почувствуешь, как разбойник проламывает сте­ну дома твоего? Ужели спокойно будешь лежать и дашь себя расхи­тить, а не встанешь, чтобы прогнать разбойника? Как же не заботишься о непорочности тела своего и храм Божий предаешь на растление? Видим, как Господь прославляет служащих Ему от юности до старо­сти. Он сказал пророку Иеремии: Помянух милость юности твоея, и любовь совершенства твоего, егда последовал еси в пустыни ненасеян­ной святому Израилеву (Иер.2:2). А кто от юности до старости после­довал помыслу заблуждения, того обличил пророк, сказав: обетша­лый злыми денми, ныне приспеша греси твои, яже творил еси прежде (Дан.13:52). Потому Дух Святой ублажает вземлющих (возлагающих) на себя иго Христово, говоря: Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач.3:27).

Итак, воспрянем, возлюбленные, чтобы великое долготерпение Бо­жие не обратилось нам в осуждение, если не восхотим покаяться, но с каждым днем будем прилагать грехи к грехам. Кто помышляет о дне Суда и не приходит в трепет? – Возьмем во внимание, возлюбленные, что обыкновенно у нас говорится. Когда наступят жатва и жары, у нас говорят: «Пройдет еще два месяца, и жары минуются». Что же станем делать, возлюбленные, если осуждены будем в вечный огонь? И когда опять наступит зима, у нас говорят: «Пройдет еще два или три месяца, и страшная стужа минуется». Что станем делать, братья, если по смер­ти осуждены будем в преисподний земли? Если же в болезнь кто впа­дет, и она у него не будет ночью, то часто смотрит он в окна дома, желая увидеть свет. Что станем делать, братья, если осуждены будем во тму кромешенюю, где плачь и скрежет зубом (Мф.22:13), где нет надежды увидеть свет в бесконечные века? Подобно и изгнанник счи­тает дни, ночи и годы, ожидая окончания срока, а в будущем веке осужденному должно считать не дни, не ночи, не месяцы, не годы, потому что там – беспредельные и бесконечные века, в которые плачущие и проливающие ныне слезы утешатся. Питающаяся же пространно, жива умерла, – как говорит апостол (1Тим.5:6). И еще Спаситель говорит: Горе вам смеющымся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лк.6:25). Итак, отрезвимся, возлюбленные, от жизни этой, и будем плакать ныне, чтобы там быть утешенными. Будем со смиренномудрием безмолвство­вать в кельях своих, чтобы Господь видел смирение наше и труд и от­пустил нам все грехи наши. Ибо написано: Яко во смирении нашем по­мяну ны Господь (Пс.135:23). И еще: Якоже щедрит отец сыны, ущед­ри Господь боящихся Его (Пс.102:13). Да дарует же нам Господь окончить жизнь неосужденно! Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 46

(По славянскому переводу, часть I. Слово 89)

О любви

 

Если, возлюбленный, сподобишься дара ведения и различения, или исцелений, то смотри, чтобы тебе, понадеявшись на дарование, не кон­чить жизни бесплодно, а когда Царь отлучит праведных от грешных, не сказать: «Помилуй», – и не услышать вместе со стоящими ошуюю: не вем вас (Мф.25:12). Ибо написано: Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех. Мнози рекут Мне в он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Тво­им именем силы многи сотворихом; и тогда исповем им, яко николиже знах вас: отыдите от Мене делающие беззаконие (Мф.7:21-23). Почему же? Потому что не хранили заповедь, как написано: не любяй брата сво­его, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20). Написано также: Той же раб ведевый волю Господина своего, и не уготовив, ни сотворив по воле Его, биен будет много. Неведевый же, со­творив же достойная ранам, биен будет мало (Лк.12:47-48). И апо­стол говорит: и еще по превосходению путь вам показую. Аще языки че­ловеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых медь звеня­щи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любви же не имам, ни кая полза ми есть. Любы долготер­пит, милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гор­дится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыс­лит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николи же отпадает (1Кор.12:31. 13:1-8). Вот слышал ты, возлюбленный, какова сила любви. Ее приобретай себе во всех делах своих, поскольку руковод­ствует тебя благодать, чтобы получить тебе похвалу от Бога.

Умоляю же вас, возлюбленные братья мои, воспоминайте о мне, непотребном рабе, в молитвах своих, чтобы слова мои не обратились против меня в пришествие Господа нашего и Спасителя Иисуса Хри­ста: Ничесоже бо в себе свем (1Кор.4:4). Страшно же некое чаяние Суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя (Евр.10:27) ужа­сают меня. Но и мне, недостойному, по щедротам Своим да даст Гос­подь вместе с вами, избранными Его, войти в Царствие Его! Да дару­ет же Господь и любовь Свою в сердце всем нам! Ему слава во ве­ки веков! Аминь.

Поучение 47

(По славянскому переводу, часть I. Слово 93)

К Евлогию

 

Взирая на плод послушания, потрудился я написать тебе, брат, о чем ты приказывал. Доброе начало – бояться Господа; старость же досточестная – в душе христолюбивой. Кто внимателен к себе, тот спасется на всяком месте. Кто любит мирские сходбища, тот не возне­навидел еще мира. Как раздувающий огонь возгнетает пламень, так и мирские беседы пробуждают страсти в сердце монаха. Редко бывает, брат, чтобы сошедшиеся вместе не делали себе вреда. Кто любит со­беседовать с женщинами, тот против себя возбуждает демона блуда. Родившие тебя, услышав о тебе добрую молву, обрадуются более, не­жели вину и пиршеству. Кто любит упиваться, тот утратит многое: говорит и делает он, чего не должно, богатство свое, как чужое, рас­хищает и отдает врагам, – потому что упоение омрачило его ум. Будь благоговеен, брат, потому что благоговение производит мирное со­стояние, а мирное состояние рождает бесстрастие. Благоговение твое да будет сопряжено со смиренномудрием, чтобы стать тебе истинным монахом и наследовать любовь и целомудрие. Многоглаголание, брат, помрачает ум; помраченный же ум ведет к бесстыдству, а бесстыдство есть матерь блуда. Кто любит молчать, тот и сам остается безмятеж­ным, и не огорчает ближнего. Смех и вольность обращения, как яд, вредны новоначальному, – бесполезны и монаху. Ибо Господь наименовал блаженными тех, которые проливают слезы и плачут ныне (Мф.5:4). Развлекаться слухом – поражение для монаха. За трапе­зой должно молчать. Люби молчание, возлюбленный, чтобы пребы­вало в тебе благоговение. Храни благоговение, чтобы соблюдало оно тебя от блуда. Кто прекословит и не подчиняется игумену, тот не замедлит впасть в худое. А кто слушает вразумления старшего, тот возве­селится с праведными. Кто хвалится своей силой, тот отражает от себя помощь Божию. Хваляйся же, о Господе да хвалится (2Кор.10:17). Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей, а безмолвствующий в смиренномудрии возвеселится о Господе. Кто не хочет терпеливо простоять Божию службу, тот многое утратит, а кто стоит с благоговением и терпением, тот будет услы­шан. Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергается сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него. Кто любит подвижничество, тот укрепится в силах, а кто любит пьянство, у того ни на что не станет терпения. Кто ненавидит труд, тот будет человеком негодным. Праздность учит многим порокам. А кто любит труд, тот живет беспечально. Кто хвалится отличиями родителей, тот сам не приобретет себе отличий, потому что родитель­ские отличия не принесут ему пользы в воинских рядах на брани. По­читай, брат, и малого, и великого, чтобы Господь возвысил тебя; ибо смиряяйся, вознесется (Мф.23:12). Смиряй главу свою под игуменом, настоятелям братства покоряйся о Господе, ибо плод страха Господ­ня – смирение. Смирение же обнаруживается не в уничижении толь­ко пред старшими, но и в присвоении (воздании) чести младшим.

Написано: токмо прославляющыя Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет (1Цар.2:30). Итак, будем прославлять Бога, чтобы и Он прославил нас со всеми святыми Его. Но чем будем прославлять Его? – Соблюдением заповедей. Ибо написано: Не в словеси бо Цар­ство Божие, но в силе (1Кор.4:20) И еще: Не всяк глаголяй Ми: Госпо­ди, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф.7:21). Паче всего, брат, бойся Господа по истине, и страх Его просветит умные очи твои. Люби смиренномудрие. Ибо смирение по Богу – необоримая стена перед лицом вра­га, утес, о который ударяются и сокрушаются орудия и разжженные стрелы лукавого. Если положишь в мысли своей потерпеть ради Гос­пода обиду, ущерб и уничижение, то будешь подобен храброму воину, всегда вооруженному против врагов. Тогда и враги, видя такую не­утомимость твою, не устоят перед лицом твоим. Если намереваешься состязаться в беге, а не хочешь употребить нимало усилия, – какая в том польза?

Храни чистоту тела своего. Любовь есть матерь добродетелей, а чистота – светильник и опора. Светильник также для них – безмол­вие, и стена для них – страх Господень. Соблюдем, братья, чистоту тела своего в любви Божией, чтобы Господь сопричел нас к святым Ангелам Своим. О любящем чистоту радуется Дух Святой и подает ему терпение. А чистота достигается воздержанием, кротостью и без­молвием в любви. Потому надобно нам отлучатися... от всякаго бра­та безчинно ходяща (2Фес.3:6), чтобы не подать о себе подозрения видящим нас. Апостол говорит: промышляюще добрая пред всеми чело-веки (Рим.12:17); аще ли кто мнится спорлив быти, мы таковаго обы­чая не имамы, ниже Церкви Божия (1Кор.11:16). Послушай еще, что он же говорит: Ты убо добре благодариши, но другий не созидается (1Кор.14:17). Вскую бо, – продолжает, – свобода моя судится от иныя совести (1Кор.10:29). Потому необходимо принимать настав­ление от людей, боящихся Господа, и не себе самим угождать, по сло­ву сказавшего: Кийждо же вас ближнему да угожает во благое к сози­данию (Рим.15:2). И еще: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит.2:8). Ибо Господь славы сказал: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16).

Под предлогом общительности не утратим святыни! Ибо у врага в обычае через доброе делать зло. Кто грешит и думает сокрыть это, тот обманывается: Несть бо тайно, еже не явится (Мк.4:22). Если враг возбуждает в тебе плотскую похоть, скажи ему: «Да не будет того, чтобы оскорбил я Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф.4:30). Довольно с меня и протекшего времени». Ибо написано: Всяк грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает (1Кор.6:18).

О мысленной же брани научен я отчасти. Один брат спрошен был другим братом, который говорил: «Тревожат меня нечистые помыс­лы». И тот отвечал: «Святые старцы дозволяли некоторым попускать, чтобы помыслы входить внутрь них, а потом те вели с ними брань, но немощным предписывали вовсе не останавливаться на своих помыс­лах, чтобы от долговременного памятования страсть не соделалась неисцельной». Тогда брат сказал: «Что значит: попустить помыслу вой­ти внутрь и вести с ним брань?» – «Послушай, – говорит другой, – когда враг наводит человеку срамную мысль и нечистые помыслы, тотчас представляет в уме его благообразную женщину или что-нибудь подобное сему обольстительное и растлевающее. Мысленно бо­рющийся, видя это, не смущается такими помыслами, но мужественно противится им, ведя с ними сильную брань. Потом отверзает им вход и заключает их в себе. И когда (эти представления) войдут внутрь вме­сте с тем предметом, который хотят побороть, тогда брат говорит им: «Вот, перед вами тот самый предмет, ради которого тревожите меня каждый день, который представляете мечтательно в ум моем, и сму­щаете тем душу мою. Итак, хочу в точности дознать, какая в нем по­требность». И повелевает, чтобы принесен ему был мысленный меч, и, взяв оный, вскрывает мысленно внутренности предмета, говоря: «Хочу узнать, что в нем найду: красоту или гнилость?» – И, вскрыв внут­ренности, находит там то, что всякому известно, и тем обнаруживает­ся гнусность вожделения. Противники, видя, что одержана над ними победа, от страха приходят в волнение и усиливаются низложить по­мысел брата, чтобы, возмутив ум его другими помыслами, обратить в ничто настоящий подвиг. Они боятся, чтобы вполне не обнаружилось посрамление их. Противоборствующий брат говорит им: «Для чего хотите вместо одного преложить другое? Не позволю вам выйти, пока в точности не исследую всего, что касается до предмета: действитель­но ли достойно любви то, что хвалили вы». Тогда брат на три или на четыре дня запирает мыслимый труп во внутреннейшей храмине. И по прошествии того времени отверзает он храмину с намерением по­смотреть на труп. И прежде, нежели взойдет во внутренность, встре­чает его нестерпимое зловоние; зажимая руками уста и нос, мановени­ем очей указывает он враждебным помыслам, содейственникам греха, на конец дела. Потом говорит им: «Что скажете на это?» – Они же в стыде рассеиваются как дым в воздухе. И таким образом брат, при содействии благодати, становится выше страстей. И, исповедуясь Гос­поду, говорит: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что не предал меня в руки врагов моих, но спас меня от сети ловцов. И благодать Твоя, Господи, просветила меня к уразумению сего, ибо не своей муд­ростью избавился я от сетей их».

Итак, братья, будем непрестанно иметь перед очами страх Божий, чтобы сам Бог покровительствовал нам. Ибо без Божия покровитель­ства человек ничто. Велика злокозненность врагов наших, но преиму­щественнее – ограждающая человека помощь Божия. Только мы не даем видеть этого очам своим. Итак, всей силой возлюбим Бога, помогающего нам и спасающего нас, и возлюбим ближнего, как себя самих. Имей в уме день кончины своей, возлюбленный брат, когда, охла­девая, будешь лежать на постели своей. Увы, увы мне! Возлюблен­ный брат, какой страх и трепет обымет душу в тот час! Если сделала она что доброе в сей жизни, пока пришельствовала в ней, если перено­сила скорбь и поругание ради Господа и делала угодное перед Ним, то с великой радостью возводится душа на небеса, путеводствуемая святыми Ангелами. Как утомленный работник, трудившийся целый день, ожидает двенадцатого часа, чтобы после труда получить свою плату и отдохнуть. Так и души праведных ожидают дня этого. А души грешников в час тот объемлются страхом и трепетом. Подобно осуж­денному, которого взяли служители правосудия и ведут в судилище, души неправедных вострепещут в оный час, взирая на нескончаемое мучение в вечной тьме. Если бы и сказал кто: «Пустите меня идти в тот мир, чтобы наконец покаяться», – то не будет отпускающего, и таковой услышит: «Когда было у тебя время, ты не каялся, – а теперь идешь покаяться? Когда поприще открыто было для всех, ты не под­визался, а теперь хочешь подвизаться после того, как двери уже затво­рены, и время подвига миновало? Не слышал разве, Кто говорил: Бди­те убо, яко не весте дне ни часа (Мф.25:13)?» Наперед зная это, воз­любленный брат, покаемся, пока есть время, чтобы избавил нас Бог от гнева грядущего на сыны противления (Кол.3:6) и удостоил части святых. Помолись и о мне, грешном, который говорит и не делает. Ибо написано: Исповедайте убо друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак.5:16) о имени Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 48

(По славянскому переводу, часть I. Слово 90)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.