Сделай Сам Свою Работу на 5

О небогобоязненности и нерадении





 

Один брат рассказывал мне следующее. Был у него дядя худож­ник, золотарь, и, отрекшись от мирской жизни, стал он монахом. При старости его приходит к нему один мирянин, родом из Александрии, художеством ваятель, и хочет быть также монахом. Старец взял его в монастырь свой. Через несколько же времени старец дозволил брату принять на себя святую схиму, и после того перестал он быть послуш­ником у старца. Старец же дал ему две кельи в монастыре своем. Брат с жаром занимался день и ночь работой своей, делая каменные извая­ния, потому что расходились они на месте (хорошо покупались тут же). Он, будучи одержим сребролюбием, кроме работы своей не забо­тился ни о чем другом: ни о молитве, ни о церковной службе. Благоче­стивый старец увещевал брата, говоря: «Брат Палладий, пойдем, об­работаем сад». Он отвечал: «Ступай, приду», – и не трогался с места, пренебрегая службой. Старец же имел при себе троих братьев; двое из них были слепые, третий – простец. Итак, когда старец приготовлял небольшое варенье, Палладий, принося с собой хлеб, ел с ними, а по­том опять уходил на работу свою. Святой старец увещевал брата, со­ветуя не пренебрегать своим спасением. Но он не послушался добрых советов святого старца; оставив его, отошел и стал жить особо, не имея в себе страха Божия. Когда же таким образом, не радея о своей жизни, не потерпел быть в подчинении и, живя особо, не заботился о своем спасении, совершенно удалил ум свой от мысли о Божией помощи и ожидания святых; возобладал над ним, наконец, бес, и потерял он ум. Не был уже в состоянии поднести руку к устам, но другие кормили его, как младенца; не узнавал людей; мокрота и слюна текли у него по бороде. Как скоро о случившемся с ним узнали сестры его, взяли к себе. Они были девственницы и, взяв его, затворили в монастырской часовне. И он на своем стульце передвигался по всей часовне. Когда же приходил пресвитер совершать у них службу, сестры просили его помолиться о брате, чтобы Господь сотворил с ним милость. И не­сколько времени неся это наказание, в таком состоянии он умирает.



Вот что готовит нам небогобоязненность! Вот что приобретают неподчинение и нерадение! Вот к какому концу привело непослуша­ние! Поэтому не будем пренебрегать страхом Господним, но смирим­ся под державной рукой Господа, служа друг другу в страхе Божием: и Господь будет нам стеной и защитником перед лицом врага, как написано: Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Пс.33:8). Господу слава во веки веков! Аминь.



Поучение 28

На слова: Имущему везде дано будет и преизбудет

 

Написано: Имущему везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него (Мф.25:29). Что убо речем; еда неправда у Бога; да не будет (Рим.9:14). Выслушай на эту притчу. В некоторой стороне жил владетель дома, у которого были два раба и три пары волов. И он дал одному рабу две пары волов, а другому – одну, и сказал им: «Пойдите, работайте, пока не приду к вам». Получивший две пары пошел, работал на волах, и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям, и вовсе ни на что не употреблял их, сам же лег и уснул. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работу их. И, увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу и находит его спящим, а волов – привязанными к яслям и истомленными от голода и жажды. И когда господин раба сего увидел, что он ничего не делал, а волы истомлены, тогда сказал сам в себе: «Если оставлю волов сво­их у этого ленивого раба, погубит он их; поэтому отниму у него волов своих и отдам хорошо работавшему и радевшему о деле своем». – Имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него.



И Господь также говорит: «Я по благости призвал его, дал ему возможность, делая доброе, чтобы приобрел он жизнь вечную; он же уничижил Меня, за то и сам будет лишен чести». И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:13). И не восхоте благословения, и удалится от него (Пс.108:17). За что же именно? – За то, что не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова (Пс.35:4-5). Еда неправда у Бога? Да не будет! Потому, бра­тья, постараемся благоугождать перед Богом со всеми святыми Его. Ему слава во веки веков! Аминь.

 

Поучение 29

(По славянскому переводу, часть I. Слово 31)

 

Если кто из благоговейных братьев, стоя во время Божией служ­бы или ходя, от сделавшегося с ним омрачения вдруг упадет за землю, не должно, братья, тому дивиться и приходить оттого в изумление. Надлежит же паче от всего помышления молить Бога, чтобы во всем покрывал нас. Ибо если будем служить Ему с искренним сердцем, то не попустит, чтобы мы были искушаемы сверх сил, и искушаемых из­бавит. Так написано в псалме: Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ан­гелом Своим заповесть о тебе, сохрапити тя во всех путех твоих. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дний испол­ню его, и явлю ему спасение Мое (Пс.90:9-16). И еще: Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме (Пс.124:1). И еще: Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведни­ка оставлена, ниже семени его просяща хлебы (Пс.36:25).

Омрачение бывает от воскипения самой острой желчи и от умно­жения соков, а у некоторых – от телесного изнеможения и расслабле­ния. Иногда же случается, что и диавол, если не в силах преодолеть брата в деле или слове, производит что-либо подобное, чтобы, хотя таким способом пристыдив его, удалить с поприща.

Впрочем, Господь не попустит, чтобы он был искушаем сверх сил, но вскоре подкрепит сердце его. Да и это приключается с братом не просто и не случайно, но когда помыслы его дают место порывам гнева. Другой же, по Божию попущению, предается в руки врага за превозношение, когда вверит себя обманчивым вражеским помыслам и говорит такие слова: «Вот, стал ты искуснее всех людей, и нет по­добного тебе на земле», – или другие, еще более возвышающие, луч­ше же сказать, неприличные слова, а вместе с тем самому себе припи­сывает заслуги, а не Богу воздает честь, хотя действовал при Его толь­ко помощи.

Таким образом предается он в руки искусителя, чтобы, вразум­ленный, познал немощь свою и не забывал, сколь нужна ему помощь Сказавшего: егда сотворите вся... глаголите, яко раби неключими есмы (Лк.17:10); яко всяк возносяйся, смирится (Лк.18:14). Ибо невозмож­но, чтобы над истинно боящимися Господа возобладал диавол. Он усиливается поколебать их, но искоренить не в силах. Так случилось и с Иовом. Предан он был в руки искусителя. Но, поскольку находился под Божиим покровительством, искуситель не смел коснуться его, ибо получил от Бога власть поразить Иова, как хотел, не касаясь только души праведника. Праведник победил сопро­тивника одной истинной любовью, которую имел к Богу. И апостолу дан был пакостник плоти, ангел сатанин (2Кор.12:7), – но тот был препобеждаем за Возлюблшаго его (Рим.8:37) Господа Иисуса Христа, Которого с совершенной любовью имел в душе своей. Немощест­вовать плотью еще не значит быть побежденным, но тот побежден, кто в искушениях оказался неискусным. Ибо видим, что без Божия попущения враг не имеет власти и над свиньями (Мк.5:12). Видел я человека, который ради добродетели стоял на столпе. Если бы враг имел власть овладевать всяким, кем хочет, то не повлек ли бы его тот­час вместе со столпом? Из того познаем, что крепость врага сокруше­на силой Честнаго Креста Спасителя нашего Иисуса Христа.

Потому, не бойся, раб Христов, да не смущают тебя помыслы твои, не отступай с того места, где преспеваешь ты (достигаешь добродете­ли) о Господе, ибо верим Сказавшему: Вам же и власи главнии вси изоч­тени суть (Мф.10:30). И еще: Се, даю вам власть наступати на змию, и на скорпшо, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк.10:19). Ибо стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их (Пс.63: 8-9). Когда впадешь в различные скорби, – не унывай, ибо пророк говорит: Господи, в скорби помянухом Тя (Ис.26:16). И еще: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс.33:20). И в дру­гом месте говорит: Воззрите на древния роды, и видите: кто верова Господеви, и постыдеся; или кто пребысть в страсе Его, и оставися; или кто призва Его, и призре и; зане щедр и милостив Господь, и остав­ляет грехи, и спасает во время скорби (Сир.2:10-11).

Итак, страх Божий – крепкий столп перед лицом вражеским. Не разоряй сего столпа, – и не будешь взят в плен. Прилепись к Челове­колюбцу, с пророком вопия ко благости Его: На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя. Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяты мя: буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя. Изведи мя от сети сея, юже скрыта ми, яко Ты еси Защититель мой, Господи. В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины (Пс.30: 2-6). Тогда и Он скажет нам по написанному: И якоже бех с Моисеом, тако буду и с тобою: и не оставлю тебе, ниже презрю тя. Крепися и мужайся (Нав.1:5-6). И как еще говорит: не убойся от лица их, ниже устрашися пред ними, яко с тобою есмь, еже избавити тя, глаголет Господь (Иер.1:17). Итак, благодари человеколюбие Его, припади к Нему, говоря: Отриновен превратился пасти, и Господь прият мя. Кре­пость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение (Пс.117:13-14). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 30

(По славянскому переводу, часть I. Слово 32)

О смиренномудрии

 

Если ты, возлюбленный брат, так преспеешь, что становишься на высокой степени (ступени), то не забывай смиренномудрия, чтобы тебе, если случится когда и соступить с этой степени, то обрести путь и не пасть гибельным падением. Так бывает с некоторыми по собственной их неблагодарности, ибо не признательны к Даровавшему им благо­дать. А если бы познавали они Благодетеля, то не стали бы преслуш­никами, не падали бы, как написано: всяк возносяйся, смирится: сми­ряяй же себе, вознесется (Лк.18:14). Почему и в псалме говорится: Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския, и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну (Пс.36:35-37). И еще: Господь гордым противится: смиренным же дает благо­дать (Притч.3:34). И через апостола увещевает Господь, говоря: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим.12:16). В другом месте говорит: Не возносися, да не падеши, и наведеши души твоей без­честие, и открыет Господь тайная твоя, и посреде сонма низложит тя: яко не приступил если во истине к страху Господню, и сердце твое исполнено лукавства (Сир.1:30).

Потому, братья, постараемся смирять души свои перед Господом, чтобы вознес Он нас во время посещения. Ибо Он есть возвизаяй от земли нища и от гноища возвышаяй убога (Пс.112:7). Кто не хочет доб­ровольно смирять себя по благочестию, тот будет смирен по неволе. Посему и у праведного Иова написано: У Него держава и крепость, у Того ведение и разум. Проводяй советники пленены, судии же земли ужа-си. Посаждаяй цари на престолех, и обвязуяй поясом чресла их. Отпу­щаяй жерцы пленники, сильных же земли низврати. Изменяяй устне вер­ных, разум же старцев уразуме. Изливаяй безчестие на князи, смирен­ныя же исцели (Иов.12:16-21). Итак, возлюбим смиренномудрие, возлюбленные, потому что Господь Сам сказал: Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем: и обря­щете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11:29-30). Ей, Благословенный, ей, Препрославленный, ей, Ми­лостивый, ей, Человеколюбивый и Благий, – весьма благо иго Твое и легко бремя Твое для всех приходящих служить Тебе с искренним серд­цем! Тебе подобает слава и держава во веки веков! Аминь.

Поучение 31

(По славянскому переводу, часть I. Слово 33)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.