Сделай Сам Свою Работу на 5

О перехождении с места на место





 

Вера есть матерь святого доброго дела, и ей человек достигает ис­полнения на себе обетованний Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, по написанному: Без веры же не возможно угодити (Евр.11:6). Но многоплодное приобретение (твой дар) диаволу – неверие, иже есть матерь всякого лукавого дела. От него рождается двоедушие, ко­торое суть беспорядок. Муж двоедушен, сказано, неустроен во всех пу­тех своих (Иак.1:8). Если выйдем и в пустыню, и в пустыне не нахо­дят себе покоя ноги наши. И если пойдем в места населенные, не убла­жим взыскавших пустыню. Если не посеем мы, братья, то как будем пожинать? Не принеся плодов Плододателю, как можно собирать пло­ды? Не перенеся скорби, как найдем себе упокоение? Не имея терпе­ния жить в пустыне, как получим награду за свое странствие? Не тер­пя нищеты и тесноты, как обретем истинное богатство? Не принимая с охотой оскорблений, печалей и уничижения, как пойдем по стопам Владыки Христа, не соглашаясь быть в подчинении у старцев о Гос­поде, переходя с одного места на другое?

Прежде всего, должно отыскать человеку в собственных своих по­мыслах, для чего и по какой причине хочет он оставить свое место, на котором живет: не с намерением ли избежать труда стремится он в пу­стыню, думая, что в пустыне будет легче? Не уязвил ли его также зави­стью или ненавистью противник добра – демон, потому что другой брат преуспел видимо, а он не получил начальства (не стал выше в монашеском звании) и потому хочет оставить место? Не избегая ли брани в подвигах добродетели, или не терпя быть в подчинении Хри­стовом, ищет уединения? Не гонясь ли за земным наследством, желает оставить место свое? – Все это обнаруживают помыслы. Итак, если испытаем и исследуем, то, узнав, какая возмущает нас страсть, не бу­дем ей следовать, чтобы в местах пустынных и безводных не впасть в руки лукавых бесов. Потому крепко испытывай себя: действительно ли делается все истинно по Богу, а не с какой-либо растленной целью? Кто, не посоветовавшись, делает дело, тот подобен человеку, который на своих ногах гонится за пернатыми, не подумав наперед, станет ли у него сил догнать. А при добром совете соблюдаются заповеди Хри­стовы. И что же должно сказать сверх того? Нужна трезвенность, воз­любленные. Враг употребляет иногда против братьев и самое их стремление к праведности, и если брат согласится расстаться с местом, то враг ухищряется поставить ему где-либо сети.





Но если будут нас гнать люди по горькой ревности, или если при­нуждают нас принять участие в делах, для нас чуждых, которые не бла­гоугодны Богу, то побежим в другое место и возложим упование на Бога, потому что Господь и Бог и Спаситель наш Иисус Христос ска­зал ученикам Своим: Егдаже гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф.10:23).

А о том, что не должно скитаться, также сказал Спаситель: Не пре­ходите из дому в дом (Лк.10:7); и еще: В оньже аще град или весь вниде­те ...ту пребудите (Мф.10:11). Если же хотим выполнять свою волю, то какая в том добродетель? Если настоятели отлучают нас, – усту­пим; паче же всего противостанем диаволу. Так поступал Давид; воюя с иноплеменниками, он удалялся от лица Саулова.

Итак, если хорошо безмолвствуешь в пустыне, и станет смущать тебя помысел переселиться в места населенные, укажи ему в ответ на мирскую брань и на то, что бывает с некоторыми в селениях. Если же хорошо безмолвствуешь в общежитии, и станет смущать тебя помысл идти в пустыню, укажи ему в ответ на брани и трудности пустынные. Если и в уединении хорошо безмолвствуешь, и станет смущать тебя помысл вступить в собрание многочисленных братьев, укажи ему в ответ на подвиги общежительные, а вместе и на воздаяние за них. Не будем безрассудно увлекаться своими помыслами, ибо не знаем, что полезнее для нас, как говорит Премудрость: Не возноси себе со­ветом души твоея, да не расхищена будет аки юнец душа твоя: листвии твое пояси, и плоды твоя погубиши, и оставиши себе яко древо сухо (Сир.6:2-3). Спасение же бывает во мнозе совете (Притч.11:14).



Но нередко бывает у тебя в мыслях сказать, что по причине со­блазнов и пересудов хочешь бежать отсюда. Итак, потерпи, и дам тебе совет. Хочешь избежать соблазнов и пересудов? Приложи дверь к ус­там своим о Господе и отврати очи свои, еже не видети суеты, и избе­жишь того и другого: пересудов – молчанием, соблазнов – хранени­ем очей. А если не препобедим в себе этого, то, куда ни пойдем, в себе самих будем носить врагов своих. Победи их, возлюбленный, и будешь иметь покой, где бы ты ни жил.

Бывает, приходит тебе в мысль сказать: «Всем братьям стали из­вестны и рассеянность моя, и нерадение мое, потому не могу долее жить в этом месте, ибо хотя бы и возлюбил я (теперь) добродетель, люди, с которыми живу, те же». Послушай, возлюбленный, – делай доброе и увидишь, что Господь уврачует совесть твою и переменит мысли о тебе братии твоей. Если поупорствуешь и оставишь место, где братья соблазнялись твоей жизнью, то (как будто бы) избежишь людского поношения; пойдешь в другое место, где будет о тебе доб­рая слава, и ты не вспомнишь более о прежних своих недостатках. Но пророк говорит: Поношение чаяше душа моя, и страсть (Пс.68:21), – потому что поношение и уничижение от людей ради Господа много способствует к очищению грехов. И да убедит тебя в этом пророк, го­воря: Яко во смирении нашем помяну ны Господь ...И избавил ны есть от врагов наших (Пс.135:23,24). Где низложил тебя противник, там, вос­став, борись с врагом, чтобы перед теми же, кем узнаны твои недостатки, обнаружилось и твое исправление. Этим приобретешь от Гос­пода великую славу, потому что Господь и Спаситель наш Иисус Хри­стос сказал: будут перви последнии, и последни первии (Мф.19:30). Как скоро вымыта замаранная одежда, ее не кладут уже с одеждами нечи­стыми. Если же кто по зависти, или из лукавой ревности назовет чи­стое нечистым, ему не поверят, потому что обличит его самый вид одеж­ды. Ибо сказано: омыеши мя, и паче снега убелюся (Пс.50:9).

А противникам твоим и желающим обратить помысл твой на преж­ние худые дела говорит Писание: Горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.2:15). О, оставившии пути правыя, еже ходити в путех тмы! О, веселящийся о злых... Ихже стези стропотни (кривы, развращены), и крива течения их, еже далече тя сотворити от пути праваго. И чужда от праведнаго разума (Притч.2:13-16). И продолжает: ни бо достигнуте лет жизни. Аще бо быша ходили в стези благия, обрели убо быша стези правы гладки, блази будут жители на зем­ли, незлобивии останут же на ней ...Путие нечестивых от земли погиб­нут, пребеззаконии же изринутся от нея ...Сыне, моих законов не забы­вай, глаголы же моя да соблюдает твое сердце (Притч.2:19-20,22. 3:1). Богу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 26

(По славянскому переводу, часть I. Слово 28)

 

Если случится, что брат под каким бы то ни было предлогом оста­вит общежитие, а потом впадет в недуг или, раскаявшись, возвратит­ся, то не презреть должно брата, а принять его о Господе как собствен­ный свой член.

Хотя и согрешил он, но ты делаешь это не для человека, а для Гос­пода, сказавшего: понеже сотвористе единому сих братии моих менших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Ибо о себе только одном заботиться запрещено, как сказал Спаситель наш: не пецытеся душею вашею, что ясте... – и так далее (Мф.6:25). Почему присовокупляет Он, говоря: Всех бо сих языцы ищут. Потому и через апостола заповеду­ет: Не своих си кийждо, но и дружных кийждо смотряйте (Флп.2:4). Тот же апостол говорит также: и еще по превосхождению путь вам по­казую. Аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И еще имам пророче­ство, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь. И аще раздам вся име­ния моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая полза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует: любы не зави­дит ...не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, все­му веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (1Кор.12:31.13:1-8). Итак, прекрасны молитва и пост, но их укрепля­ет милостыня, ибо сказано: милости хощу, а не жертвы (Ос.6:6). По­смотри, как пророк обличил немилостивых: Занеже не помяну сотво­рити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умерт­вити ...да потребится от земли память их (Пс.108:16,15). И еще: Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложи­ша (Пс.68:27). Потому Спаситель ублажает милостивых, говоря: Бла­жени милостивии: яко тии помилованы будут (Мф.5:7). Что Ангел говорит Корнилию? Рече: не только молитвы твоя, но и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян.10:4).

Итак, прими того, кто заблуждался и кается, восстал из мертвых, из глубины небогобоязненности и нерадения. Послушай, что говорит апостол: ...да не како многою скорбию пожерт будет таковый... утвер­дите к нему любовь (2Кор. 2:7,8). И еще: Молим же вы, братие, вра­зумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем (1Фес.5:14-15). Ибо и Господь славы не отверг блудного сына, но принял его как восставше­го из мертвых, и облек в одежду первую, и дал ему сапоги, и перстень, и заколол тельца упитанного, чтобы возвеселиться при обретении погибшего сына; когда же другой сын оскорбился тем, и его уврачевал вразумлением, сказав: чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть. Возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко сей брат твой мертв бе, и оживе: и изгибл бе и обретеся (Лк.15:31-32).

Настоятелям братства должно быть милостивыми. Но и ты, брат, получив милость, не пренебрегай этим, а подражай покаявшемуся и возвратившемуся сыну. Он, найдя отца своего, не предал забвению гре­ха, но припал к отцу, поистине, нелицемерно исповедал ему: отче, со­греших на небо и пред тобою. И уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единого от наемник твоих (Лк.15:18-19). Видишь ли, какое приобрел он сокрушение, какую скорбь, какое смирение? Так и мы, возлюбленный, будем впредь трезвиться, чтобы возобновить нам столп (смирения), разоренный нерадением. Ибо кто пренебрегает тем, что сам он нерадив, тот, без сомнения, не воздержится от того, чтобы довести до падения другого. К нему говорит пророк: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.2:15). Итак, будем служить Господу в страхе и смиренномудрии.

Сказанное же тебе понимай разумно. Не делай так, чтобы были у тебя не надолго смирение и молчание, а вскоре потом – ропот. Не пренебрегай церковной службой под предлогом какого-либо поделия (рукоделия). Как дождь взращивает семя, так церковная служба укреп­ляет души в добродетели. Не делай так, чтобы сегодня благодарить нам за предлагаемое на трапезе, а наутро роптать на сварившего пищу и испекшего хлебы. Хлеб черств? Вспомним пророка, который гово­рит: Зане пепел яко хлеб ядях (Пс.101:10). Вино испорчено? Вспомним, что общий наш Владыка, Господь и Спаситель, нас ради вкушал оцет (уксус) с желчью. Не делай так, чтобы сегодня было у нас воздержа­ние, а наутро вводить нам в искушение настоятелей из угождения чре­ву, и за то услышать о себе: имже бог чрево (Флп.3:19). Не делай так, чтобы сегодня пребывать в безмолвии и размышлении, а наутро хо­дить из кельи в келью, не говорю уже – из селения в селение, и даже, проводя время в городе, или под предлогом услуживания старцам, предаваться беспечности. В какой мере кто безмолвствует, в такой мере делаются чистыми его помыслы. И в какой мере удаляется кто от без­молвия, в такой грубеет у него ум.

Тебе поручено заниматься искусством, и оно полезно для обще­жития? Не превозносись тем. Ибо если бы работал ты на человека, то был бы вправе говорить. А если работаешь для Бога, то не превозно­сись над подобным тебе рабом, но предоставь дело свое Богу. Он воз­даст каждому по делам его.

Потому смирим души свои перед Господом, чтобы Он возвысил нас. Как положившие только начало будем ежедневно приводить в порядок свои помыслы и таким образом укрепимся более в силах. Не станем увле­каться плотскими удовольствиями и проводить жизнь вне страха Божия. Но будем бегать всякой юношеской похоти, чтобы похоть эта не приве­ла нас к прежнему образу жизни, и чтобы не впасть нам в те же беды, приуготовив себе тягчайшее осуждение гнева, и не быть отсеченными, уподобившись сгнившему члену и отсекаемому благотворно для про­чих членов тела. Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин.5:14).

Сам же Господь да даст нам силу показать свое обращение и со­творить дела, достойные покаяния, чтобы, облекшись в одежду брач­ную, встретить нам Его во славе. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 27

(По славянскому переводу, часть I. Слово 29)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.