Сделай Сам Свою Работу на 5

О ДОБРОДЕТЕЛИ. К МЛАДШЕМУ ПОДВИЖНИКУ





(В четырех главах. По славянскому переводу, часть II. Слово 22)

Предисловие

Господь, пришедший в мир для спасения человеков, заповедал нам любить друг друга (Ин.13:34). Дело любви – поучать друг друга стра­ху Божию. Итак, поскольку благоговению твоему желательно было слышать слово от моей малости, то из послушания, при содействии благодати Христовой, я уступил желанию твоему. Теперь о тех же пред­метах начертал я в этой памятной записи. Потому, если найдешь что полезного, сохрани то в уме своем, чтобы, когда принесешь плод Гос­поду, и мне не остаться без награды за совет. Но не ищи у меня, живу­щего среди братии, ни словесного искусства, которому я не учился, ни красивых выражений, которых не знаю. Прими же с любовью напи­санное тебе по любви же просто, искренно и не по-ученому; дополни это сам от себя, на что ты и способнее меня, и, получив от меня как бы семена и первые начала, по широте ума своего сотвори обильнейший плод. Что предложено мной коротко и слабо, ты как любоученейший вырази все живущим с тобою с силой и посоветуй им принять во вни­мание глубину моего неведения, ибо не привык я сочинять речи напо­каз и не упражнялся в искусстве слова. Только одна любовь побужда­ет меня сообщить это тебе и всем живущим с тобой. Как для тебя, ищу­щего наставления в добродетели, издавна приложил я старание и занялся при помощи благодати первоначальным изучением словес истины, так и ты, по данной тебе Господом благодати, усердно послу­жи прочим, чтобы братия не увлекались более в обмане.



Поучение первое

Если находишься в пустыне, в уединении, то изучай подвиги и пре­спеяние (преуспевание) совершенных отшельников. А если пребыва­ешь в общежитии, то не пренебрегай общежительными правилам. То и другое, если в своем месте соблюдается с чистой совестью, приятно Богу. Итак, живя в уединении, не порть прекрасных образцов, какие показаны достохвально предшествовавшими тебе отшельниками, но в самом себе представь всем полезный образец, непрестанно рассуж­дая об изречении апостола: вся ми лет суть, но не вся на ползу: вся ми лет суть, но не вся назидают (1Кор.10:23), – иначе враг, внушая как будто бы добрые дела, поколеблет тебя в собственном твоем образе жизни. Пребывая в общежитии, не уклоняйся от апостольского и за­конного правила. Нарушения, кажущиеся малыми, производят нема­ловажный вред. Поэтому хорошо, и весьма хорошо, не высокомудр­ствовать, а потому и не подвергаться осуждению, действуя же в дей­ствительности по внушению самолюбия. Вместе с единодушными братиями надобно собираться на Божию службу, на бдение, на рабо­ту, на ручные поделки, что служит величайшим признаком смиренно­мудрия. Подобно этому, приходить и за трапезу, кроме случаев телес­ного недуга, а не поддаваться собственному своему изволению, что свойственно пустой надутости. Каждый обязан то дело, какое начал, приводить в совершенное исполнение со всем смиренномудрием и тер­пением; непостоянство же нравов и привычка переноситься мыслью с места на место и от одного дела к другому производят незрелый плод, если только подобный человек и приносит какой-то плод.



Но враг не на всяком месте делает одни и те же нападения на бра­та: инде (иногда) внушает предпочитать для добрых дел более суровое житие и строгий образ жизни, а инде настраивает бежать из полезного места, потому что, как говорит он, нет ни малого снисхождения к не­мощным, – и таким образом вводит мысли брата в заблуждение, развращая его и делая так, что пребывающий в общежитии мечтает о пу­стыне, будто бы там великое безмолвие; живущему в пустыне подает мысль бежать ее, как места, всем бедного и недоставляющего никаких утешений. Такой способ враг избирает чаще всего, чтобы сделать бра­та во всяком случае (при любых обстоятельствах) несостоятельным и смешным, неспособным ни в одной добродетели дойти до совершен­ства. Если кто начнет строить башню и, соскучившись постройкой, скажет: «Выстрою лучше переходы», – а когда станет копать основа­ние, опять скажет: «Лучше выстроить келью», – но и это оставит на половине дела, то предприятие такого человека окажется бесполезным. Так и монах, который не выдерживает духовного благоразумия в од­ном месте, не может принести совершенного плода.



Потому пребывающий в общежитии должен следовать правилу со всяким благоговением и в страхе Божием. Если и два раза в день поло­жено вкушать пищу, пусть принимает снеди с благодарением. И если что делают благоговейнейшие из братии, то пусть делает так и он с чистой совестью и тогда хорошо преуспеет о Господе. Если придет в рассуждение помысел, что на трапезе предложено слишком много, то возьмем во внимание, что приготовление сделано не по нашему рас­поряжению. А если по обстоятельствам времени предлагаемое бедно и скудно, и помысел начнет изъявлять неудовольствие, то рассудим, что Господь, вочеловечившись, не погнушался вкушать и ячменные хлебы. Итак, с духовным благоразумием должно противиться врагу при каждом способе его нападения, чтобы обаяния (прельщения) его отражать силой Крестоносца. Воздерживаться сверх меры, как думаю, не похвально, но и пренебрегать должным воздержанием не полезно. Как долговременное уклонение от установленных снедей производит расслабление и недостаток сил к служению, так пресыщение яствами подвергает (постящегося) осуждению. Сказано: Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете (Лк.6:25). Сверх того, невоздержанный от неуме­ренности впадет в плотские страсти. Потому управлять телом надоб­но благочестно и надлежащим образом.

Живущий в пустыне пусть всегда имеет приличные (необходимые) ему добродетели: православие, смиренный образ мыслей, бдительность и небоязненность, нерассеянность и несребролюбие, соблюдение себя во святыне и терпение в трудах, старание подать всякому утешение и справедливость в снисхождении, неразвлеченность боголепного ума, ибо тем ослабляются страсти и прогоняются бесы, а также и то, чтобы не страшиться телесного недуга и приближения смерти, но с веселием, свойственным призываемому в Небесное Царство из рудокопни или из изгнания, ожидать исшествия, по примеру апостола: желание имый разрешитися, и со Христом быти (Флп.1:23).

Пребывающему в общежитии надобно держаться следующего: быть послушным по Богу без всякого прекословия, также сострада­тельным и нетщеславным, не иметь ни любоначалия, ни честолюбия, не изнемогать в бдениях и молитвах, соблюдать терпение в подвигах и в рукоделии; бегать, молчать, безмолвствовать, то есть бегать ерети­ков и людей пагубных, молчать о запрещенном и не угодном Богу, безмолвствовать, удаляясь от шума дел житейских; не переходить из кельи в келью, не полагати претыкания брату или соблазна (Рим.14:13), не говорить ничего без рассуждения, не порабощаться раздражитель­ности или гневу, не употреблять нарядных одежд, не лощить плоть свою для красоты, не иметь необузданного ока. Не старайся показать себя искусным во всяком деле, чтобы не впасть тебе в тщеславие, ко­торое приводит к сластолюбию, к гневу и к печали. Но более всего старайся сделать себя простым и во всем ровным. Охраняй тело от греха, чтобы не солгать пред Создателем, ибо мы принесли себя в дар Господу и не имеем уже власти над телом своим: подвергаемся ли тес­ноте или борению, – не можем взять дара назад, по собственной своей воле. Если кто, дав обет Богу, принес дар Господу, а иерей, взяв его, положил во храме, то, хотя бы раскаялся впоследствии принес­ший дар, не имеет уже он власти взять его назад, после принесения Господу. А если вознамерится похитить тайно, то не будет свободен от обвинения, причем не как взявший свою собственность, но понесет наказание как святотатец. Подобно им и посвятившие души свои Богу не имеют уже власти над собственным телом. Блаженны соблюдшие такой путь и почтившие правду. Они, радуясь и песнословя Бога, вой­дут в Небесное Царство, которое да улучим все мы по благодати Гос­пода нашего Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение второе

Беречься должно худого совета. Если двое богато одетых идут вме­сте по площади, и один, по неосторожности споткнувшись, упал в грязь и необходимо должен бросить свою отличную одежду, то зависть по­буждает его втолкнуть в грязь и ближнего, чтобы не ему одному оста­ваться в безобразном виде. Так и здесь, отпавшие от добродетели усиливаются запнуть и прочих, чтобы не им одним вести неприличную жизнь. Говорят они со смирением, отвечают с приятностью, чтобы послушных им, отвлекая от целомудрия, погрузить во грехи. Не сты­дятся делать худое, но вовлекают в него ближнего и говорят: «Поче­му гнушаешься нами? За то ли осуждаешь нас, что мы грешны? Та­кой-то и такой-то – люди именитые, не то же ли делают? Не знаешь разве, что дело это такой же важности, как упасть да встать?» – И, говоря так, нимало они не стыдятся. Почему же? Потому что сами, подвергшись падению, не хотят восстать, даже многим бывают в со­блазн – на падение и растление. И диавол пользуется ими как при­манкой на уде. Чтобы уловить неутвержденные души, начинают они клеветать и на святых пророков. О, какое развращенное сердце у по­добных людей! О, какие уста, исполненные порока и обмана! О, какая гортань – подлинно отверстый гроб, немедленно предающий тлению впадающих в него! Справедливо бывают они преданы в страсти без­честия (Рим.1:26), потому что отвергли ведение о Боге. Вот почему и Бог отринет их за множество нечестии – за то, что не убоялись Бога, не предпочли христианского благоговения, обольщая юные души. Поэтому берегись их, возлюбленный, чтобы и тебя не сожгли мягкими своими речами. Избегай встречи с ними, чтобы, по уверению Соло­мона, не стать тебе горчае желчи и не пасть на обоюдоострый меч (Притч.5:4).

Всякий человек, попечительный о спасении ближнего, видя, что ближний поползнулся (поскользнулся) и пал, старается его поднять; а кто стоит твердо, того удерживает от падения. Но эти люди подоб­ны опустошителям. Всего приятнее им доводить до падения тех, кото­рые стоят, а кто пал и уже на земле, тех убивают отчаянием. Надлежа­ло бы сказать: «Будь внимателен к себе, возлюбленный; всего выше страх Божий, всего досточестнее добродетельная жизнь. Если согре­шил ты, не прилагай новых грехов, но молись о прощении прежних. Пока мы еще вместе, но вскоре разлучимся друг с другом, и если дела­ем вред ближнему, то, воздыхая, будет он жаловаться на нас и скажет: «Встреча с этим человеком (лучше бы мне не знать его!) принесла мне вред, соблазнил он душу мою. И причиной каких бед стало для меня сообщество с ним!» – А если поможем ближнему в добром деле, то, вспоминая о нас, скажет: «Помоги, Господи, этому брату, как он мне помог ради имени Твоего и утвердил душу мою в страхе Твоем, и когда готова была моя погибель, спас меня по благодати Твоей». Но эти люди, держась противного образа мыслей, суть подлинные обольстители душ: ибо не точию сами творят, но и соизволяют творя­щим (Рим.1:32). А когда видят, что иной удерживается от постыдно­го дела, – набирают кучи нелепых предлогов, дескать: «Такой-то че­ловек холодного сложения». Но и в этом случае сами себя обличают, что говорят-то не от доброго расположения. Если бы зависело все от назначения, какое дано человеку, то апостолу не надлежало бы нази­дать: Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится (1Кор.9:25), – а надобно было бы сказать: «Всякий подвижник, если он горячего сло­жения, от всего да воздерживается», – то есть будто бы только одни имели нужду в воздержании, а другие нет. Потому кто из любящих Господа не укорит за такую пустую мысль? Против кого из мужей или жен не воюет враг? Кого не утесняет он? Поэтому воздержание необ­ходимо только с благочестивой мыслью.

Итак, будем внимательны к себе, чтобы не навлечь на себя вели­кого осуждения и в этом мире, и по исшествии из него. Кто ныне бла­гообразен, тот завтра безобразен; потому что многими немощами об­ложено наше тело. Почему заслуживают похвалу возлюбившие доб­родетельную жизнь в цветущем своем возрасте, когда избрали для себя целомудрие, а в старости они составляют предмет удивления? – По­тому же, почему доброе семя услаждает зрителей не только, когда дает зелень в поле, но и когда нивы белеют перед жатвой, и погнувшийся колос наклонится к земле, – весьма приятно смотреть тогда на ниву. Итак, жизнь добродетельная – весьма великое приобретение. И ты остерегайся, чтобы не увлекли тебя люди сластолюбивые, которые, пре­даваясь разным бесчинствам, сквернят тела свои, по слову сказавше­го: Бываемая бо отай от них срамно есть и глаголати (Еф.5:12). Но и Приточник (Соломон), обличая беззаконное действие, говорит: Таков путь жены блудницы: яже егда сотворит, и измывшися, ничтоже, рече, содеях нелепо (Притч.30:20). Так и эти люди, водимые навыком к гре­ху, по совершении гнусного дела, пренебрегают им, как бы не сделали ничего худого. У них все старание – удовлетворить диавольскую по­хоть, особенно же, когда и Святые Писания ставят они как бы в один ряд с чем-либо смехотворным (их же суд праведен есть! Рим. 3; 8). Они проводят время в корчмах, упиваясь вином до опьянения, а потому гнушаются благоговением и целомудрием. Они бесстыднее даже тех простолюдинов, которые ведут до крайности порочную жизнь.

Подлинно стоит плача и сетования, что так низко стали мы це­нить светлую и славную добродетель! Но великий и человеколюби­вый Бог, богатый в милости и сильный в делах, да придет на помощь нашей немощи, да сокрушит сатану под ногами нашими и даст нам силу и духовное разумение, чтобы, остальное время жизни своей про­водя в истине, обрели мы благодать у Него в тот великий и страшный день Суда, – потому что Ему исповедание, и владычество, и держава во все роды родов и во веки веков! Аминь.

Итак, будь мудр, как змия, и цел, как голубь, потому что живешь среди волков (Мф.10:16). Уразумей, возлюбленный, что говорю. Не страшись умереть за Христа, хотя бы предстояли тебе удавление или меч, хотя бы ввергали тебя в озеро или в речной поток, или в морскую глубину, – не изменяй целомудрию из страха человеческого, потому что вскоре разрешишься в прах (освободишься от плоти). Не пренеб­регай заповедью Божией; хотя и нет обличителей, но ничто не укроет­ся от Бога, отмстившего за Авеля. В общежитии ли пребываешь, или в пустыне, – не пренебрегай невинностью и целомудрием. Святи буде­те, яко свят есмь Аз (Лев.11:44), – сказал Господь. Смиряяйся, возне­сется (Лк.14:11). Смирен же тот, кто делами проповедует доброде­тель. Потому, кто твердо держится этого, тот действительно будет сми­рен, согласно с Господней волей.

Не многое намерен я присовокупить (добавить) тебе о смирении, чтобы из того, по благодати Божией, познал ты отчасти силу Его. Сми­ренный не тщеславится, не гордится, служа Господу из страха пред Ним. Смиренный не устанавливает собственной своей воли, преко­словя истине, но повинуется ей. Смиренный не завидует успеху ближ­него, не радуется его сокрушению, а, напротив того, радуется с раду­ющимися и плачет с плачущими. Смиренный не унижается в лишении и бедности, и не оказывается надменным в благоденствии и славе, – он постоянно пребывает в той же добродетели. Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло. Смиренный почитает не только высших, но и низших себя. Смиренный всеми силами стремится к благоговению. Смиренный не увлекается раздражительностью, никого не оскорбля­ет, ни на кого не кричит, но по благоговению все то презирает. Сми­ренный не упрямится и не ленится, хотя бы и в полночь позвали его на дело, ибо поставил себя в послушание заповедям Господним. Смирен­ный не знает ни досады, ни лукавства, но с простотой и непорочно­стью служит Господу во святыне, в мире и в радости духовной. Сми­ренный не упивается вином, не предается чревоугодию, боясь запове­ди Господней. Смиренный, если услышит выговор, не ропщет, и если будет заушен, не выйдет из терпения, ибо он – ученик Претерпевше­го за нас Крест. Смиренный ненавидит самолюбие, а поэтому не до­могается первенства, но почитает себя в мире как бы временным плов­цом на корабле. Смиренный любит слушать духовные речи и не устра­няет ума своего от заповедей Всевышнего, ибо действительно отрекся он себя в надежде на Господа нашего Иисуса Христа. Блаженны тако­вые люди, им и скажет Господь: Не ктому вас глаголю, рабы... вас же рекох други (Ин.15:15). Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение третье

Не безызвестно мне, о каких говорил ты умных помыслах, потому что и меня тревожат те же страсти, и не скрываю своей немощи. Пото­му надобно нам непрестанно молиться, чтобы Господь избавил нас от бесовских козней. Ибо помыслы не только подавляют нас, когда мы в безмолвии и уединении, но сильно восстают и тогда, когда сходимся в дому Господнем. Они делают так, что и на мужские тела смотрим неблагопристойно и нечисто, а до самого срамного дела доводит нас змий мечтательными помыслами. Он всевает какую-то смесь помыслов, что­бы брат пришел в рассеяние и не мог чистым умом внимать несквер­ным Таинам Спасителя нашего Бога. Но хранением очей и вниматель­ностью ума воздержанный, при содействии Божией благодати, преодолеет змия. Надо со всей осторожностью охранять сердце свое и чувства свои. В этой жизни ведем мы великую брань, и враг наш неис­тов. От борьбы же отказываться не должно. По крайней мере, телесно победим мечтания врага и предоставим ему рваться (неистовствовать) с досады. Господь знает, какие жестокие воспаления в сердцах наших производит помыслами наш притеснитель. Господь смотрит не как че­ловек; человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце (1Цар.16:7). Сверх того, бойцам можно и не принимать вызова на бой. А кто живет в мире со страстями, как тому вести с ними брань, уже продав себя в рабы удовольствиям и со всей охотой платя дани мучителю? Где враж­да, там и брань; а где брань, там и борьба; где же борьба, там и венцы. Если кто хочет освободиться от горького рабства, то пусть вступает в брань с диаволом. Святые удостоились небесных благ, лишь соделав­шись победителями в сей брани.

Но, может быть, иной вступит в разговор и скажет: «Если где враж­да, там, обыкновенно, и брань, то ведь мы видим, что сластолюбцев сильно борют непотребные страсти, однако не позволяют им покаять­ся?» – Не думаю, возлюбленный, чтобы здесь была брань за доброде­тель и в сопротивление мучителю. Напротив, здесь страсть к раболеп­ству и сластолюбию, а потому произволением (стремлением) своим не отделяются они от врага. Вступившие в брань не имеют между собой никакого согласия и не усердствуют друг другу; как говорит инопле­менник Саулу: Дадите ми мужа, иже поборется со мною един, и аще одолеет ми, будем вам раби. Аще же аз возмогу одолети ему, будете вы нам раби (1Цар.17:10,9). Итак, поскольку люди эти продали уже себя в рабы вражеской воле и удовольствиям, то происходящее там можно ли назвать бранью? А если и ведут они брань, то состязуясь не в доб­родетели, а из-за затруднительности положения, в какое естественным образом ставит себя вступающий в беззаконный договор. Прилага­ющие все свое старание к чему-либо подобному сами отдаются в руки (врага), и, пленяясь, предлагают свои услуги и обещают награды, толь­ко бы исполнять им волю обольстившего их. Если встречается им ху­дое, не будет у них никакой рассудительности, воздержанности и же­лания уклониться от худого.

Но не таковы брань и борьба у святых. Они, боримые, противо­борствуют, разжигаемые – стоят твердо, а когда самый предмет по­желания оказывается пред ними, отвращаются от него из страха Гос­подня. Те же бывают боримы не за противный мучителю образ мыс­лей, но чтобы воздали они (врагу) обычные дани и не отрекались от служения худым пожеланиям. Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть (2Пет.2:19). Если же кто запнется из подвижников, тем скорее восстает. Задержанные варварами в плену и находящиеся под властью мучителей не все бывают довольны своим порабощением; но которые из них соглашаются грабить и убивать встречных, те то с радостью остаются в плену, без оков и стражи, удерживаемые страстя­ми; они сражаются за варваров и, по злонравию действуя с ними заод­но, посылаются на разведку против соплеменников. А которые сету­ют о разграблении и опустошении у соплеменников, оплакивая погибель собственной своей души, те поспешают бежать, не терпя беззаконного образа жизни, высматривают время возвратить себе ту сво­боду, которой некогда наслаждались, и не имеют ни малейшего бла­горасположения к противникам. Спасшись из рук их, такие сделаются противоборцами нечестивых, став споборниками благочестия. Итак, настоящее время есть время покаяния. Кто хочет освобо­диться от поругания и избавиться от горького рабства (греху), тем надобно противоборствовать воле мучителя и вести с ним брань из любви к Создателю. Тогда покажут они опыт доблестной борьбы, ис­точая пот добродетели, когда не устами только, но и сердечным расположением скажут мучителю: «Да будет известно тебе, диавол, что не послушаем мы голоса твоего, и не станем более служить твоим при­хотям». Но во время борьбы надобно воссылать молитвенный глас к Богу с теми, которые говорят: Несть студа уповающим на Тя. И ныне возследуем всем сердцем, и боимся Тебе, и ищем лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по кротости Твоей, и по множеству милости Твоея. И изми нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Гос­поди. И да посрамятся вси являющии рабам Твоим злая, и да постыдят­ся от всякая силы, и крепость их да сокрушится, и да разумеют, яко Ты еси Господь Бог един, и славен по всей вселенней (Дан.3:40-45). И хотя бы рассвирепевший мучитель седмерицей разжег печь похотей, но на­деющиеся на Господа пусть смело будут уверены, что печь скоро пре­вратится в росу, а мучитель, которого прежде боялись, сам, наконец, по причине снисшедшей к подвижникам свыше помощи, вострепещет их тени. Посему блаженны соблюдающие святыню в смиренномудрии и милосердии. Глубоким миром насладятся члены их, когда душа их возвеселится о Святом Духе. Но никто да не надеется достигнуть по­коя, предавая себя в послушание изволениям врага. Скорее сам мучи­тель будет употреблять таковых как военных пленников, вовлекая во всякое злочестивое дело, растлевая у иных тело, постыдно оскверняя делами содомскими. Хотя не познали они жены, но враг внушает им мысль приписывать себе девство, тогда как все тело исполнено у них скверны. И враг делает с ними так, что хотя и величаются они как сво­бодные от греха, но он насыщает их гроздом желчи и гроздом горести (Втор.32:32).

О, какая страшная, какая трудная брань! Сколько способов, кото­рыми злейший ловец доводит нас, человеков, до того, чтобы раздра­жали мы Господа! Блаженны те, которые не попали в сети его, а если попали, то разорвали его путы и скрылись, бежав от него как рыба, спасшаяся из мрежи. И рыба, пока в воде, будучи поймана, прервет сеть и сокроется в глубину, и спасется, – а когда извлечена на сушу, не может уже помочь себе. Так и мы, пока еще в этой жизни, имеем от Бога власть разорвать на себе узы вражеской воли, покаянием сверг­нуть с себя бремя грехов и спастись для Небесного Царства. А если застигнет нас страшное Божие повеление, и душа выйдет из тела, и тело предано будет гробу, то не в силах уже мы помочь себе, как и рыба, извлеченная из вод и заключенная в сосуде, не может уже ока­зать себе помощи.

Потому, возлюбленные, постараемся избежать сетей врага через добрые дела, пока не наступил тот великий и славный день, в который откроется все, что сделали мы втайне и во тьме. Не будем ждать, когда придет смерть, чтобы не остаться нам в стыде в воскресение мертвых, когда святые облекутся в светлую ризу, какую уготовали себе добры­ми делами. Если увидим тогда себя не только обнаженными (лишен­ными) молниеносной славы, но и очерненными, исполненными злово­ния, то какой стыд овладеет нами? Пренебрежем же делом злого вож­деления и, вменив его ни во что, препобедим это малое благочестием и в самом маловажном не окажемся недостойными похвалы. Дело гре­ха – великое кораблекрушение. Будем стараться, чтобы не подверг­нуться такой опасности. По нашему нерадению владычествуют над нами страсти, – потому что хотим жить без трудов, и сами себе при­думываем для того неуместные предлоги. Один говорит: «С младенче­ства имею жительство в монастыре, и потому сильно нападают на меня страсти». Но да слышит таковой, что многие из святых, с юного воз­раста подвизавшись добрым подвигом, попирали удовольствия. Дру­гой опять говорит: «Воспитан я в мире, испытал много худого, поэто­му навык принуждает меня к пожеланиям (вожделениям)». Пусть и он слышит, что многие из святых вели жизнь из худших худшую, но на­последок, изменив образ жизни, оказались доблестными, благоугодив Богу, ибо от души послушались сказавшего: Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака скоро отпадут (Пс.36:1-2). Лукавый обольщает нас, по­буждая ко всему пагубному, чтобы довести нас до пренебрежения страхом Господним, но мы более напряженными помышлениями отразим от себя яд его, при содействии благодати Господа нашего Иисуса Хри­ста, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.

Поучение четвертое

Некто из святых сказал: «Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум не терпит быть в праздности». Потому посвя­тим ум свой поучению в Словесах Божиих, молитвам и добрым мыс­лям. Занятие суетными мыслями рождает и дела суетные; а занятие добрыми мыслями приносит и добрый плод. Представим умом, что многие притеснители овладели странами и крепкими городами, и угас­ла слава их, и не стало их, как будто и не было. Сколько было царей, которые владели многими народами, поставив свои изображения, и воздвигнув столпы, думали тем увековечить имя свое по кончине жизни! И пришли другие, ниспровергли их изображения, сокрушили изваяния и, стерев черты лица их, изобразили собственный свой об­раз; но и их дела были истреблены другими. Иные же устроили себе великолепные гробы, думая тем утвердить за собой вечное имя, изоб­разив черты свои на надгробии. Но настал другой род; удел отдан во власть иному. И тот, вознамерившись, что и естественно, расчистить груду, перенес и кости их, подобно щебню. Чему же послужила много­ценная громада, или пирамида? Так все произведения суетности обра­щаются в ничто!

Но не то бывает с богатеющими в Бога и в Нем ищущими себе славы. Они уготовали себе вечную жизнь и неистребимую славу. Хотя всякий род плоти и крови со временем пожинается, подобно зрелой пшенице, свет солнца и луны, и сонм звезд доныне не померк, от их создания до нынешнего времени не изменился от старости. Он равно юн, и силен, и ясен, по определению Создателя, Которым назначено им владети днем и нощию (Быт.1:18)! Точно так же и для любящих Бога определил Он Царство Небесное и нескончаемую радость. И как в одном Он не лжив, так и в другом истинен. И хотя то (земное и все­ленское) прейдет, когда угодно будет Создателю, славе святых не бу­дет конца.

Потому постараемся сотворить плоды покаяния, чтобы нам не ли­шиться будущей радости, не быть сосланными в землю темну и мрач­ну, в землю тмы вечныя (Иов.10:21-22). Войди, если угодно, в опочи­вальню свою, закрой окна, прегради все скважины, в которые мог бы проникнуть свет, и сядь внутри; и увидишь, какое неприятное чувство производит тьма даже там, где сидишь ты без труда и мучения, и где в полной твоей власти, как скоро захочешь, сделать отверстие и выйти оттуда. Какое же, думаешь, болезненное чувство произвела бы в тебе та кромешная тьма, где плач и скрежет зубом? Загляни в дымовое от­верстие у себя в доме, потом простри взор на восток солнца, заметь разность – и бегай дел тьмы. Порок есть тьма, а добродетель – свет. Порок, когда следуют за ним, чернит своих деятелей, а добродетель, когда упражняются в ней, делает светлыми преуспевших.

Не думай, возлюбленный, что ты один больше всякого терпишь скорбей: всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль (Ис.1:5). Как живущему на земле невозможно избегнуть ее воздуха, так человеку, живущему в этом мире, нельзя не быть искушаемым скорбями и болез­нями. Развлекаемые земным от земного и испытывают скорби, а стре­мящиеся к духовному о духовном и болезнуют. Но последние будут блаженны, потому что плод их обилен о Господе.

Имей совершенное терпение в деле, на которое ты призван. Укре­пи и якори, и верви (канаты), чтобы ладью твою мало-помалу не отбило в море, а тогда опыт подскажет тебе, какой мир вкушал ты, нахо­дясь в пристани. Мир уподобляется морю, а подвижническая жизнь – пристани. Не люби переходить с места на место, но лучше терпением извлекай пользу из самых соблазнов, встречаемых во время странствия. Но скажу еще и то, что когда обойдем целый мир, не келья ли встретит нас, если захотим спастись? А если и в общежитии оставаться нет у нас терпения, и в уединении не находим себе безмолвия, – то где же, нако­нец, будет нам приют? Это походит на то, как если сказать: «И тепло­ты солнечной переносить не могу, и тень для меня несносна». Где же тогда пристать нам? Боюсь, чтобы не укрыла нас в себя та самая пещь. Потому не будем беспечны, не будем питать в себе отвращения к тру­дам. Если мы узники Спасителя нашего Бога, то не постыдимся носить на себе узы скорбей, но с радостью будем терпеть их, ожидая пришест­вия Его с небес; тогда и нас причислит к лику святых, зане якоже общни­цы есте страстем, такожде и утешению (2Кор.1:7). Если же кто тя­готится утомлением за делом, то сколько в мире таких, у которых болят руки и ноги, и хотя они люди богатые, имеют около себя мно­го прислуги, однако же ни ночью, ни днем не имеют покоя, по необ­ходимости томясь от изнеможения, как бы связанные какими цепя­ми и узами?

Итак, возьмем на себя произвольный труд и самовольное терпе­ние из страха Божия. И не будем не радеть о терпении, о смиренно­мудрии, о воздержании, о сострадательности (разумею же сострада­тельность не в том, чтобы помогать ближнему в пороке, но чтобы со­действовать брату в духовном, как ему иметь умиление и слезы). Хотя и нет видимых слез, однако же пусть будет у тебя сердечное сокруше­ние, потому что и меж слезами есть разность. Но блажен, кто в душе своей, как в зеркале, созерцает Господа и вместе со слезами разливает славу Его пред лицом Его благости, и молитва его будет услышана.

Предложу тебе и другой совет о Господе, как человеку Божию и желающему спастись. Встав, по принятии утешения (утреннего прави­ла и трапезы), не ходи по кельям, но безмолвствуй в своей, ибо диавол многих обольщает вином. Поэтому после принятия утешения быть в чужой келье – признак бесстрашия и развращения. В подобных собраниях совершается падение душ, особенно когда в бездействии на­ходится жезл настоятеля; кто не хочет обуздать ум свой страхом Бо­жиим, тому нужен человеческий страх, чтобы им удерживался он от бесполезного, – подобно тому, как раб бывает целомудренным при строгости господина. Итак, будь внимателен к себе и не предавайся небрежности, потому что выказывая мудрость в вине, не принесешь и не получишь пользы. Если изучил ты все Божественное Писание, то смотри – да не надмевает тебя этим помысел, ибо все Богодухновенное Писание учит смиренномудрию. А кто думает или делает противное тому, чему об­учился, тот тем самым показывает, что он преступник (отступивший).

Если тревожит тебя дух гордости, или любоначалия, или богат­ства, то не увлекайся им, а, напротив, стань мужественно против опол­чения лукавого и льстивого духа, представив в мыслях древние зда­ния, обветшавшие изображения, изъеденные ржавчиной столпы, – и размысли сам с собой, посмотри, где обладатели и сооружавшие все вышесказанное? Старайся угодить Господу, чтобы сподобиться тебе Небесного Царства: Зане всяка плоть трава, и всяка слава человеча яко цвет травный (1Пет.1:24). Что выше и славнее царской власти? Но иные, пожелав ее, достигли, а по встретившимся обстоятельствам пре­небрегли славой и, предпочтя жизни смерть, сами на себя умыслили зло (самоубийство), потому что не взыскали Бога и не надеялись ожи­дать от Него спасения. А удостоившиеся Небесного Царства не испы­тали ничего подобного, в мире и радовании пребывая на небе с Анге­лами, без болезни и печали и воздыхания, в радости и веселии хваля, превознося и величая Царя Небес и Господа всей земли. Ему хвала и слава, и величие во веки веков! Аминь.

 

 

О ДОБРОДЕТЕЛИ

(В десяти главах. По славянскому переводу, часть II. Слово 23)

Предисловие

Нужным почел я, возлюбленный, и последующее за вышесказан­ным включить в эту памятную запись, чтобы ты, читая, помолился Господу о мне, грешном и посрамленном своими делами, и чтобы да­ровано мне было отпущение грехов, и сотворил я плод, благоугодный Ему, прежде, нежели изыдет страшное повеление взять душу мою от тела. Тогда исчезнет вся оболочка человеческая. Горе тогда оскорбив­шему Господа Бога нашего и не покаявшемуся! Станет искать он то время, которое погубил в нерадении, и не найдет. Итак, восплачем пред Богом нашим, чтобы обрести у Него щедроты. Пока есть у нас время, побережем себя и снищем (обрящем) благоволение Господне. Не о деньгах у нас забота, – если и лишится кто их, то может вместо них приобрести другие. У нас в опасности душа! Если погубим ее, то не сможем уже возвратить, по написанному: Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст чело­век измену за душу свою; прийти бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего ...и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф.16:26-27). Если же есть воздаяние, и ни одно из дел наших не может укрыться от Бога, то почему не делаем мы доброго, чтобы воздали нам добром, и не удерживаемся от зла, чтобы не постигли нас беды, как написано: удалися от неправедного, и не убоишися, и трепет не приближится тебе (Исх.54:14)? Стыжусь сказать, но по причине нерадения, какому пре­даны я и подобные мне ленивцы, не могу умолчать, что мирские вои­ны, получая от царя бедные дары, усердно, не боясь даже смерти, идут за него в опасность! – Тем более мы, имея такие обетования, обязаны не изменять делу правды, чтобы спастись от будущего Суда. Не как с врагом будем обходиться с душой своей, которую желает присвоить Себе Бог. Размыслим: не можем мы перенести солнечного зноя и жара в горячке, – как же пренебрегаем огнем неугасимым?! Но Бог да на­ставит нас на путь советом Своим, да покроет крепкой Своей рукой во веки веков! Аминь.

Глава 1

Блаженны – город, в котором царствуют благочестивые, и ко­рабль, которым правят опытные, и монастырь, которым управляют воздержанные. Но горе тому городу, в котором царствуют нечести­вые, и тому кораблю, которым правят неопытные, и тому монастырю, которым управляют сластолюбивые. Город за нечестие державству­ющих наполнится варварами; корабль по неопытности кормчих сокру­шится; монастырь от бездеятельности управляющих им запустеет.

Глава 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.