Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЛИЧЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ И ИСПОВЕДЬ 1 глава





 

Будьте, по сердоболию своему, сострадательны ко мне, братия. Ибо не напрасно сказало Божественное Писание: Брат от брата по­могаемь, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основаное цар­ство (Притч.18:19). И еще говорит: Исповедайте убо друг другу согре­шения и молитеся друг за друга, яко да изцелеете (Иак.5:16). Итак, избранники Божии, склонитесь на воззвание человека, который обе­щал благоугождать Богу и солгал Сотворившему его; склонитесь, что­бы ваших ради молитв избавиться мне от обладающих мною грехов и, соделавшись здравым, восстать с одра тлетворного греха, потому что еще с детства стал я сосудом непотребным и нечестным. И теперь, ког­да слышу о суде, — не обращаю на это внимания, как будто стою выше падений и обвинений. Других увещаваю (убеждаю) удерживаться от вредного, а сам в двойной мере делаю это.

Увы мне, какому подпал я осуждению! Увы мне, в каком я стыде! Увы мне! Сокровенное мое не таково, как видимое. Поэтому, если не воссияют для меня вскоре щедроты Божии, то нет у меня никакой на­дежды спастись делами. Ибо говорю о чистоте, а думаю о непотреб­стве; веду речь о бесстрастии, а помышление у меня и день и ночь о бесчестных страстях. Какое же буду иметь оправдание? Увы мне, ка­кое готовится мне истязание! Подлинно у меня образ только благоче­стия, а не сила его. С каким же лицом прииду ко Господу Богу, Который знает сокровенности сердца моего? Подлежа ответственности за столько худых дел, когда и на молитве стою, боюсь, чтобы не сошел с неба огонь и не потребил меня. Ибо если в пустыне тех, кто принес огнь чуждь, попалил исшедший огнь от Господа (Лев.10:1-2), то чего буду ожидать себе я, на котором лежит такое бремя прегрешений?



Итак, что же? Отчаиваться ли мне в своем спасении? Нисколько. Ибо этого только и домогается противник. Как скоро доводит он кого до отчаяния, тотчас низлагает его. А я не отчаиваюсь в себе, но твердо полагаюсь на Божии щедроты и на ваши молитвы. Поэтому не пере­ставайте умолять человеколюбца Бога, чтобы сердце мое освободи­лось от рабства бесчестным страстям.

Ожестело сердце мое, изменился рассудок мой, омрачился ум мой. Как пес, возвращаюсь на свою блевотину (2Пет.2:22). Нет у меня чи­стого покаяния; нет у меня слез во время молитвы, хотя я и воздыхаю, устужаю (прохлаждаю) свое престыженное лицо, ударяю себя в грудь, это жилище страстей.



Слава Тебе, Снисходительный! Слава Тебе, Долготерпеливый! Слава Тебе, Незлобивый! Слава Тебе, Благий! Слава Тебе, Единый Премудрый! Слава Тебе, Благодетель душ и телес! Слава Тебе, Кото­рый яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф.5:45). Слава Тебе, Который питаешь все народы и весь человеческий род, как единого человека! Слава Тебе, Который питаешь птиц небесных и зверей, и гадов, и животных, живущих в воде, как и малоценного воробья! Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время (Пс.103:27).

Велико владычество Твое, и щедроты Твои на всех делех Твоих, Господи! (Пс.144:9). Потому умоляю Тебя, Господи, не отринь меня с теми, которые говорят Тебе: Господи, Господи, и не творят волю Твою (Мф.7:21). Умоляю Тебя молитвами всех благоугодивших пред То­бою, ибо известна Тебе кроющаяся во мне страсть, Ты знаешь язвы души моей. Изцели мя, Господи, и изцелею (Иер.17:14).

Потрудитесь со мной, братия, в молитвах. Просите щедрот у бла­гости Его. Усладите душу, которую грехи соделали горькой. Как роз­ги истинной виноградной Лозы, из Источника жизни напоите жажду­щего вы, сподобившиеся стать Ее служителями. Просветите сердце мое вы, соделавшиеся сынами света. На путь жизни наставьте меня, заблу­дившегося, вы всегда пребывавшие на этом пути. Введите меня в Цар­ские врата; как владыка вводит собственного раба своего, введите вы, соделавшиеся наследниками Царствия, потому что рвется туда сердце мое. По вашему прошению да предварят меня щедроты Божии, пока не повлечен я вместе с делающими беззаконие. Там обнаружится и что сделано во тьме, и что сделано явно. Ка­кой стыд обымет меня, когда говорящие теперь, что я неукоризнен (бе­зупречен), увидят меня осужденным! Оставив духовное делание, поко­рился я страстям. Учиться не хочу, а учить рад. Подчиняться не хочу, а люблю, чтобы подчинялись мне. Трудиться не хочу, а люблю утруж­дать других. За делом быть не люблю, а люблю присматривать за чу­жими делами. Не хочу оказывать чести, а люблю, чтобы чествовали меня. Не хочу, чтобы упрекали (обижали словами) меня, а люблю упре­кать. Не хочу, чтобы уничижали меня, а люблю уничижать. Не хочу, чтобы гордились, а люблю гордиться. Не хочу, чтобы уличали меня, а люблю уличать. Не хочу миловать, а ищу помилования. Не хочу слу­шать выговоров, а люблю делать их. Не хочу, чтобы обижали меня, а люблю обижать. Не хочу, чтобы делали вред мне, а стараюсь вредить. Не хочу, чтобы наговаривали на меня, а люблю наговаривать. Не хочу слушать, а домогаюсь, чтобы слушали меня. Не хочу, чтобы властво­вали надо мной, а люблю властвовать. Мудр я на то, чтобы давать советы, а не на то, чтобы самому исполнять. Что делать должно, то говорю, а чего не должно делать, то делаю.



Кто не будет плакать обо мне? Плачьте, святые и праведные, плачь­те обо мне, зачатом в беззакониях. Плачьте, возлюбившие свет и воз­ненавидевшие тьму, плачьте обо мне, возлюбившем дела тьмы, а не света. Плачьте, благоискусные, плачьте обо мне, ни для чего негод­ном. Плачьте, милостивые и чувствительные, плачьте обо мне, помилованном и преогорчившем. Плачьте вы, которые стали выше всяко­го порицания, плачьте обо мне, погрязшем в беззакониях. Плачьте, возлюбившие доброе и возненавидевшие лукавое, плачьте обо мне, возлюбившем лукавое и возненавидевшем доброе. Плачьте вы, стя­жавшие доблестную жизнь, плачьте обо мне, который по наружности только оставил мир. Плачьте, угодившие Богу, плачьте обо мне, человекоугоднике. Плачьте вы, стяжавшие совершенную любовь, плачьте обо мне, который на словах любит, а на деле ненавидит ближнего. Плачьте вы, заботящиеся о себе самих, плачьте обо мне, который за­нимается чужими делами. Плачьте вы, приобретшие терпение и пло­доносящие Богу, плачьте обо мне, нетерпеливом и бесплодном. Плачьте вы, возлюбившие вразумление и учение, плачьте обо мне, невежде и человеке бесполезном. Плачьте вы, непостыдно приходящие к Богу, плачьте обо мне, который недостоин возвести взор и видеть высоту небесную. Плачьте вы, приобретшие кротость Моисееву, плачьте обо мне, погубившем ее добровольно. Плачьте вы, приобретшие целомуд­рие Иосифово, плачьте обо мне, предателе целомудрия. Плачьте вы, возлюбившие воздержание Даниилово, плачьте обо мне, лишившемся его добровольно. Плачьте вы, приобретшие терпение Иова, плачьте обо мне, который стал чужд терпения. Плачьте вы, приобретшие апо­стольскую нестяжательность, плачьте обо мне, который далек от нее. Плачьте верные и постоянные в сердце своем пред Господом, плачьте обо мне, двоедушном, боязливом и ни к чему негодном. Плачьте воз­любившие плач и возненавидевшие смех, плачьте обо мне, возлюбив­шем смех и возненавидевшем плач. Плачьте вы, сохранившие Божий храм неоскверненным, плачьте обо мне, который осквернил и сделал его нечистым. Плачьте вы, памятующие о разлучении и о неизбежном пути, плачьте обо мне, беспамятном и неготовом к этому путешествию. Плачьте вы, не оставляющие мысли о Суде по смерти, плачьте обо мне, который утверждает, что помнит об этом, а делает противное это­му. Плачьте наследники Небесного Царства, плачьте обо мне, достой­ном геенны огненной.

Горе мне! Потому что грех не оставил у меня ни члена здравого, ни чувства, которого бы не растлил. Конец при дверях, братия, и это не заботит меня. Вот открыл я вам язвы души своей. Итак, не прене­брегайте мною, смущенным, но умоляйте Врача о недужном, Пасты­ря — об овце, Царя — о пленнике, Жизнь — о мертвеце, умоляйте, что­бы о Христе Иисусе, Господе нашем, получить мне спасение от овла­девших мною грехов, и чтобы послал Он благодать Свою, и укрепил поползновенную (шаткую) душу мою. Ибо готовлюсь я к противобор­ству со страстями, но прежде, нежели вступаю с ними в борьбу, зло­хитренность змия расслабляет крепость души моей сластолюбием и делаюсь я пленником страстей. Еще стараюсь из пламени исхитить сго­рающего в нем, и запах огня влечет меня, по молодости моей, к огню. Еще стремлюсь спасти утопающего и по неопытности вместе с ним утопаю. Желая стать врачом страстей, сам остаюсь в их власти, и вме­сто врачевания наношу раны страждущему. Сам слепец, а покушаюсь водить слепцов. Поэтому имею нужду во многих о себе молитвах, что­бы узнать мне меру свою, и чтобы благодать Божия приосенила меня и просветила омраченное сердце мое, и вместо неведения вселила в меня божественное ведение: яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк.1:37).

Он непроходимое море для народа Своего соделал проходимым. Он одождил манну и крастелей (перепелов) с моря, яко песок морский (Пс.77:13,24,27). Он из утесистого камня даровал воду жаждущим. Он один, по благости Своей, спас впадшего в руки разбойникам. Да подвигнется на милосердие благость Его ко мне, впадшему во грехи и связанному безумием, как узами. Нет у меня дерзновения перед Испы­тующим сердца и утробы. Никто не может уврачевать болезнь мою, кроме Его Самого, ведающего глубины сердечные.

Сколько раз полагал я в себе пределы, и строил стены между собой и между беззаконным грехом и теми противниками, которые выходили со мною на брань! Мысль моя преступала пределы и подры­вала стены, потому что пределы не были обезопасены страхом Всесо­вершенного, и стены не были основаны на искреннем покаянии.

Поэтому и теперь ударяю в дверь, чтобы отверзлась она для меня; не перестаю просить, чтобы получить просимое; как бесстыдный, до­могаюсь себе помилования, Господи. Ты даруешь мне блага, Спаси­тель, а я воздаю за них лукавством. Будь долготерпелив ко мне, раз­вращённому. Не об извинении за праздные слова умоляю Твою бла­гость, но прошу у нее прощения за нечестивые дела. Пока не постиг меня конец, освободи меня, Господи, от всякого лукавого дела, чтобы обрести мне благодать перед Тобой в час смертный: ибо во аде же кто исповестся Тебе? (Пс.6:6). Спаси душу мою, Господи, от будущего страха, и по щедротам и по благости Твоей убели оскверненную мою ризу, чтобы и я, недостойный, облекшись в светлую ризу, сподобился Небесного Царства и, достигнув нечаемой радости, сказал: «Слава Избавившему сокрушенную душу от уст львовых и Поставившему её в раю сладости!» Потому что Тебе, Всеевятому Богу, Подобает слава во веки веков! Аминь.

 

 

В НИЗЛОЖЕНИЕ ГОРДЫНИ

 

Без смиренномудрия (смирения) напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая мно­гоученость. Ибо как начало и конец доброго – смиренномудрие, так начало и конец худого – высокоумие. А этот нечистый дух изворот­лив и многообразен, поэтому употребляет всякие усилия возобладать всеми, и каждому, кто каким ни идет путем, ставит на оном сеть. Муд­рого уловляет мудростью, крепкого – крепостью, богатого – богат­ством, благообразного – красотой, красноречивого – краснослови­ем, имеющего хороший голос – приятностью голоса, художника – искусством, оборотливого – оборотливостью. И подобно этому не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть от­рекшемуся от мира в отречении, воздержному – в воздержании, без­молвнику – в безмолвии, нестяжательному – в нестяжательности, многоученому – в учености, благоговейному – в благоговении, сведущему – в знании (впрочем, истинное ведение сопряжено со смирен­номудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Поэтому, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она где укоре­нится, ни к чему негодными делает и человека, и весь труд его), Гос­подь для победы над ней дал нам средство – смиренномудрие, ска­зав: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк.17:10). Итак, для чего же мы сами себя вовлекаем в легкомыслие и дово­дим до умоповреждения? Апостол говорит: Аще бо кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе. Дело же свое да искушает кий­ждо, и тогда в себе точию хваление да имать, а не во инем (Гал.6:3-4).

Для чего сами себя обманываем, будто знатные какие в мире люди, превозносясь друг над другом и уничижая тех, кто скромнее? Знаем, что, по учению Господа, еже есть, в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15).

Или, как воздержные, превозносимся мы перед теми, кто немощ­нее? Опять обличает нас апостол, говоря: не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:18).

Или, как преимущественно трудящиеся в служении, думаем о себе высоко в сравнении с живущими в покое? Опять находим, что Гос­подь более хвалит Марию, потому что благую часть избра (Лк.10:42).

Или, как безмолвники, превозносимся над теми, которые развле­каются служением? Опять находим, как Господь учит и говорит, что не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавле­ние за многих (Мф.20:28). Поэтому во всяком случае должно бегать высокоумия.

Но потому о себе много думаем, что живем в пустынном и песча­ном месте? Впрочем, никакой пользы не принесет нам место, если не со смиренномудрием делаем дело свое, потому что апостол говорит: смотри не на видимое, но на невидимое; видимая бо временна, невиди­мая же вечна (2Кор.4:18).

Но тем кичимся, что живем в яме и пещере? Все это – знаки само­умерщвления и беззаботности о земном. Поэтому то, что избрал ты себе как средство для преуспевания в добродетели, да не служит тебе по­водом к падению в гордыню. Не уподобляйся неразумному ковачу, ко­торый не знает своего дела и вместо куска железа пытается раскалить, дерево. Итак, всеми силами должны мы держаться смиренномудрия.

Но ты богат и остаешься в пределах праведности? Впрочем, не до­стиг еще меры Авраама, который говорил: аз же есмь земля и пепел (Быт.18:27).

Но на тебя возложено попечение о людях? И Моисей принимал на себя попечение о народе. После того, как Бог рукой Моисея и Аарона поразил Египет и иссушил Чермное море, и немокренно (посуху) пе­ревел сынов Израилевых, и ввел их в эту страшную пустыню, и при­близились они к пределам Моавитским, и увидели Моавитяне много­численность народа, – и рече Моав, как написано, старейшинам Ма­диамлим: ныне потребит сонм сей всех, иже окрест нас, якоже потребляет телец злак на поли (Чис.22:4); ибо сделано было перечис­ление народа, кроме жен, детей и левитского колена, и число их от двадесятилет и вышше, всяк исходяй ополчатися во Израили, шесть сот тысящ и три тысящы и пять сот и пятьдесят (Чис.1:45-46). И над всеми ними вождем был Моисей. И, став собеседником Божиим и уви­дев славу Господню, не превознесся он сердцем, не вознерадел о сми­ренномудрии. Поэтому и Священное Писание свидетельствует: И че­ловек Моисей кроток зело паче всех человек сущих на земли (Чис.12:3).

Но ты красив видом, крепок силой, увенчан диадемой? Впрочем, не достиг меры царя Давида, который смиренномудренно говорил о себе: Аз же есмь червь, а не человек (Пс.21:7).

Но ты имеешь ведение, и мудрость, и воздержание? Впрочем, не пришел еще в меру трех отроков и пророка Даниила, из которых один говорил: Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица, якоже день сей (Дан.9:7); другие же говорили: душею сокрушенною и духом смирен­ным да прияти будем (Дан.3:39).

И если праведники показывали в себе столько смирения, то сколь смиренными должно быть нам, грешникам! Ибо превозноситься и ду­мать о себе много есть плотское мудрование. И по слову апостола: аще бо по плоти живете, имате умрети, аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете (Рим.8:13). И невозможно преодолеть страстей, не преуспев в этой добродетели.

Не слыхал разве, что претерпел за благочестие блаженный Павел? Ибо в Послании к Коринфянам пишет он: В трудех множае, в ранах преболе... от Иудей пять краты четыредесять разве единыя приях: три­щи палицами биен дых, единою каменьми наметан бых, трикраты ко­рабль опровержеся со мною, нощь и день во глубине сотворих: в путных шествиих множицею: беды в реках, беды от разбойник, беды от срод­ник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии: в труде и подвизе, во бдениих множицею, во алчбе и жаж­ди, в пощениих многащи, в зиме и наготе, и далее (2Кор.11:23-27). Можем ли и мы отважиться на это? И смотри, какова его добродетель: после стольких опасностей и после стольких заслуг смиренномудрен­но говорил он: Братие, аз себе не у помышляю достигша! (Флп.3:13). Так говорил Павел, чтобы удалить от себя превозношение, зная, ка­кой гнев навлекает оно на своих любителей.

Что такое высокоумие? Превозноситься – значит почти то же, что укорять Бога собственными своими заслугами. Так и в человеческом быту, если кто даст ближнему дар, но начнет над ним превозноситься, то милости его обратятся в ничто, и истребит он приязнь в ближнем. Поэтому таковой человек гнусен. Поэтому и Господь, пекущийся о жизни нашей, желая сделать нас далекими от этой пагубной страсти, учит нас и говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк.17:10). А если не творим повеленного, то не вправе называться даже и неключимыми (негодными) рабами, по­тому что велик Господь наш, велики и прочны дары Его.

Для вразумления же твоего, ибо учил нас не только смиренно го­ворить, но и смиренномудрствовать, Господь наставил нас самым де­лом, когда препоясался полотенцем и умыл ноги апостолам. Поэтому говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обря­щете покой душам вашим (Мф.11:29). Когда терпишь невольную скорбь, как вольную, тогда заключай из этого, что пришел ты в меру мужа доблестного и смиренного.

Но с ужасом узнал я, что допустил ты в себя обманчивый помысел, внушающий тебе недозволенное. И спрашиваю: «Разве что будешь вос­хищен в эти дни?» Напротив того, очень многие повредились в уме от этой мысли. Скажи сам себе, кто ты таков. В какую пришел меру? Разве ты Илия? Разве чудеса сотворил, подобно ему? Ибо он молитвой за­ключил небо, и не одожди по земли лета три и месяц шесть (Иак.5:17), и опять, по молитве его, небо дало дождь, и еще молитвой три раза свел он огонь с неба. Но ты приобрел всю веру? Предоставь опыты; покажи знамения и чудеса; воскреси мертвых молитвой; отверзи очи слепым; изгони бесов; очисти прокаженных; исцели хромых; ходи по морю, как по сухой земле; претвори воду в вино; пятью хлебами и двумя рыбами, по молитве своей, накорми великое множество людей. Ибо не лжив Сказавший: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и болша сих сотворит (Ин.14:12).

Но, может быть, кто-нибудь перебьет эту речь и скажет: "Значит, если кто не сотворит таких боголепных дел, то нет у него и надеж­ды на спасение?" Надежду на спасение имеем мы у себя и не совер­шив таких дел, если только исповедуем свою немощь и свое малове­рие. Немощному же нужно милосердие, а не превозношение. А если имеем нужду в милосердии, то употребим в дело смиренномудрие, что­бы смиренномудрием привлечь на себя щедроты Господни. Ибо напи­сано: Яко во смирении нашем помяну ны Господь... и избавил ны есть от врагов наших (Пс.135:23-24). И еще: смирихся, и спасе мя (Пс.114:5). Но если, опираясь на ветер, много о себе думаем, то не иное что дела­ем, как сами себя низвергаем в бездну. Поэтому не допускай в себя недуга гордыни, чтобы враг внезапно не похитил у тебя рассудка. Отрез­вись от высокопарного помысла самоугодия. Не раскладывай се­тей у себя под ногами. Смиренномудрием очисти ум свой от этого смер­тоносного яда.

Пусть вразумит тебя пример выметающего сор из дома своего: он нагибается к полу и очищает его. Тем более и с тем большим тщанием надобно наклоняться и смирять себя для очищения души, не допус­кать в нее того, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец и Сын и Святый Дух. Написано: Кое бо причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тме? Кое же согласие Христови с Велиарам? Или кая часть верну с неверным? Или кое же сложение Цер­кви Божией со идолы? Ибо мы церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие. Тем­же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2Кор.6:14-18). Си­цева убо имуще обетования, о, возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню, в страсе Божии (2Кор.7:1). Поэтому, когда подвижнически устраняешься от житейских дел и спа­саешься от волнений бедственной жизни, тогда еще более старайся не иметь общения с нечистым духом гордыни, чтобы принял тебя Гос­подь. Ибо нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч.16:5).

Ужели не помышляешь о том огне, через который будем прохо­дить? Когда, пройдя через этот огонь, окажемся чистыми и неукориз­ненными, тогда узнаем о себе, каковы мы. Ибо день... явит когождо дело (1Кор.3:13), по написанному, потому что искушено будет огнем. Итак, со многим смиренномудрием будем молить Господа, чтобы из­бавил нас от грядущего гнева, и сподобил того восхищения, каким праведные восхищени будут на облацех в сретение Господне на воздусе (1Фес.4:17), и чтобы с кроткими и смиренными наследовать нам Цар­ство Небесное. Ибо, как написано: блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф.5:3), так горе гордым и высокоумным, пото­му что для них готовится пещь огненная. В гордыне живет сказавший; крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума (моего) отыму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму; и несть, иже у бежит мене, или противу мне речет... Но послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится (Ис.10: 13-16). И еще: Ты же рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу: взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши и во основания земли (Ис.14:13-15).

Итак, будем бегать гордыни, которая ненавистна Господу; возлюбим же смиренномудрие, которым все праведники благоугождали Господу. Ибо великий дар – смиренномудрие; велика слава, велик успех и велика честь приобретших оное. С ним непреткновенное тече­ние, в нем всесовершенная мудрость. За высокоумие унижен фарисей, а, за смиренномудрие возвышен мытарь, с которым и нас да сподобит Господь нетленной части всех праведных. Ему подобает всякая слава во веки! Аминь.

 

 

СЛОВО УМИЛИТЕЛЬНОЕ

(По славянскому переводу, часть I. Слово 95)

 

Приидите, возлюбленные; приидите, отцы и братия мои, избран­ное стадо Отца, запечатленные (на которых наложена печать) воины Христовы. Приидите, дети, выслушайте слово спасительное для душ ваших. Приидите, займемся куплей, пока еще день купли. Приидите, приобретем вечную жизнь, купим спасение душ своих. Наполните глаза свои слезами, и вскоре отверзутся очи ума вашего. Приидите все единодушно, богатые и бед­ные, начальники и подчиненные, старцы и юные, сыны и дщери, и вся­кий возраст, все, желающие избавиться вечного наказания и стать на­следниками Небесного Царствия. Вместе со святым Давидом воззо­вем к милостивому и человеколюбивому Господу, говоря: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Просвети очи мои, да не когда усну в смерть (Пс.12:4). Возопием, как возопил сле­пец: Сыне Давидов Иисусе, помилуй мя (Мк.10:47). И если иные будут останавливать, или претить (грозить), чтобы мы умолкли, сильнее во­зопием, и неутомимо будем вопиять, пока не отверзет очи сердец на­ших Светодавец Иисус. Приступите ко Христу, приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс.33:6). Возьмемся за пре­красную мысль, возжелаем себе Царства и рая; и вскоре станете вы пренебрегать делами века сего. Подвизайтесь в этот единыйнадесять час (Мф.20:9), спешите, чтобы не остаться вне затворенных дверей. Вечер близко, и Мздовоздаятель идет с великой славой воздать каж­дому по делам его. Покаемся, братия, пока есть время.

Послушайте, что говорит Господь: радость бывает пред Ангелы Божиими о единем грешнице кающемся (Лк.15:10). Для чего предаешь­ся нерадению, грешник? Для чего отчаиваешься? Если на небе бывает радость, когда каешься, то чего тебе страшиться? Ангелы радуются, а ты предаешься нерадению! Архангел – проповедником покаяния, а ты будешь бояться? Пречистая и нераздельная достопокланяемая Тро­ица призывает тебя, а ты воздыхаешь!

Да не будет для нас сладостным мирское попечение, чтобы не ис­пытать нам горечи вечного огня и червя неусыпающего! Поэтому по­плачем немного здесь, чтобы не плакать там, мучаясь вечно. Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния. Ужели не страшитесь этого? В оный час каждый восприимет по делам своим; каждый понесет свое бремя, каждый по­жнет, что посеял. Все непокровенными предстанем судилищу Христо­ву, и каждый из нас даст Судии ответ за себя. В тот час никто никому не в состоянии помочь, ни брат брату, ни родители детям, ни дети роди­телям, ни друзья друзьям, ни муж супруге, но каждый со страхом и тре­петом будет стоять в ожидании, чтобы услышать Божий приговор.

Для чего остаемся нерадивыми и не приходим в себя? Для чего оставляем в пренебрежении Святые Писания и слова Христовы? Или думаете, что Христово слово и слова Христовых апостолов и проро­ков не осудят нас в тот день на Страшном Суде, если не соблюдем и не сотворим, что повелевают они нам? Послушайте, что говорит Господь ученикам: Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас и Отца Мо­его, Мене отметается (Лк.10:16). И в другом месте говорит еще: Отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих (Аз не сужду ему), имать судящаго ему... Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день (Ин.12:47-49). Какое же слово будет судить нас в последний день? Святое Евангелие и прочие святые писания святых пророков и апос­толов. Поэтому, братия, умоляю вас, не будем оставлять в пренебре­жении написанного. Ибо небо и земля мимоидет, словеса же Христо­вы не мимоидут (Мф.24:35).

Приидите же, возлюбленные, и пока не наступил тот страшный день, ввергнем себя в море щедрот Божиих. Сам Бог увещавает и при­глашает всех, говоря: Приидите ко Мне вси труждающиися и обреме­неннии, и Аз упокою вы (Мф.11:28). Всех приглашает Человеколюби­вый и Незлобивый, Сострадательный и Долготерпеливый, Который хочет, чтобы спаслись все люди. Не Своих только увещавает и призы­вает, но всех зовет: «Приходите ко Мне все, богат ли кто, или беден, потому что грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин.6:37). Кто же этот грядущий ко Мне? Тот, кто имеет у себя заповеди Мои и соблюдает их; кто слушает слово Мое, и верует в Пославшего Меня». Блажен, кто слушает и соблюдает слово Его, и жалок, кто не повинуется, пото­му что слово то судит ему в последний день (Ин.12:48), по написанно­му: Страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго! (Евр.10:31).

Покайся, брат, и не приходи в робость! Покайся, грешник, смело полагаясь и взирая на безмерное человеколюбие Христа, сказавшего: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13). Покайся, чтобы не стыдиться на Страшном Суде, где со страхом бу­дут предстоять тысячи тысяч Ангелов и Архангелов, когда тайное сде­лается явным, и раскроются книги дел, когда отлучены будут одни от других, как овцы от козлищ. Подлинно страшный и ужасный час, по­тому что укоряет страшный, правдивый Судия. Кто не убоится оного часа? Кто не придет в робость? И Судия силен, и судилище неумоли­мо, и дела наши стоят перед глазами, и огненная река перед судили­щем, и неумолчна песнь праведников и Ангелов, и нестерпимо рыда­ние, и бесполезны слезы грешников. Тогда открыты будут сокровища, и праведники получат их. И бла­женны алкавшие и томившиеся жаждой, потому что там насытятся, но горе насыщенным, потому что там будут алкать и жаждать. Бла­женны плакавшие и рыдавшие, потому что там воссмеются и утешат­ся; но горе смеющимся ныне, потому что там непрестанно будут пла­кать и рыдать. Блаженны миловавшие, потому что там будут помило­ваны. Слышали вы, как ублажаются подвизающиеся, и сколь злосчастными признаны нерадивые.

Размысли обо всем этом и поспеши спастись. Не смотри на нера­дивых и роскошествующих, зане яко трава скоро изсшут (Пс.36:2). Не возлюби века сего, потому что делает он запинание любящим его, и на час услаждает, в тот же век отпускает обнаженными. Слушай Свя­тые Писания и внимай им, и не впадешь в обман, и не сделает тебе запинания этот суетный и лукавый мир. Послушай, что говорит Иоанн Богослов: Не любите мира, ни яже в мире... яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима, и мирское обольщение... и мир преходит... а творяй волю Божию пребывает во веки (1Ин.2:15-17). Послушай, что говорит Господь: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф.16:26). Тщательно, со страхом внимайте слову Его, потому что слово, еже глаголах, и имже научи, то судит нам в последний день (Ин.12:48).

Не лжив Господь. Да не будет сего! Ибо Он есть истина. И если вполне знаешь, что Он есть истина и что слова Его нелживы, то почему же остаешься в нерадении, несчастный? Чего ждешь? Что у тебя в мыс­лях? Кто будет отвечать за тебя? Разве не знаешь, что всякий сам за себя даст ответ Богу? Разве не знаешь, что каждый пожнет, что посеял, и что каждый понесет собственное свое бремя? Пока есть еще время, расточи бремя грехов своих. Тебя призывает человеколюбивый Бог, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии. Всех уве­щавает Он. Никто не отчаивайся. Никто не смей говорить: «Я не гре­шил». Кто говорит, что не согрешил, тот слеп, ходит ощупью и злосчаст­нее всех людей. Ибо евангелист Иоанн говорит: Аще речем, яко греха не имамы, то лжем и не творим истины, себе прельщаем и Богу лжа творим (1Ин.1:8,10). Никтоже... бо чист... от скверны (Иов.14:4).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.