Сделай Сам Свою Работу на 5

Функции логистической информационной системы





 

Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама, разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

Процесс производства в информационной системе показан на рис. 9.3.

 

       
 
 
   

 

 


Материальные потоки

Информационные потоки

Финансовые потоки

Рис. 9.3. Процесс производства в информационной системе

Так же как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Дифференциацию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы:

· функциональную подсистему, состоящую из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели;

· обеспечивающую подсистему, включающую в себя следующие элементы:

а) техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;



б) информационное обеспечение, которое включают в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

в) математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информацион­ных системах - это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Итак, информационная система - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике - задач по управлению материальными потоками).



Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран (рис. 9.4).

Рис. 9.4. Виды информационных систем, применяемых в логистике

Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

· создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

· управление условно-постоянными, т.е. мало изменяющимися данными;

· планирование производства;

· общее управление запасами;

· управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

· детальное управление запасами (местами складирования);

· распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

· отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.



Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, кото­рый позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.

Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем, но различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.

Создание многоуровневых автоматизированных систем упра­вления материальными потоками связано со значительными за­тратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить много­функциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.

В настоящее время создаются достаточно совершенные па­кеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет про­грамм ниже. Это вызвано рядом причин, например:

· производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;

· структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.

В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.

Логистическая информационная система должна выполнять множество специфических функций, в том числе функцию обслуживания потребителя, функцию планирования и управления, функцию координирования. На рис. 9.5 представлены перечисленные функции логистической информационной системы.

Рис. 9.5. Функции логистической информационной системы

Благодаря функционированию системы управления фирмой достигается выполнение целей определенного уровня. Обычно принято выделять 4 уровня "лестницы целей" организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация). Иерархию использования информации в логистической системе организации представим на рис. 9.6. Главный принцип создания информационной системы состоит в том, что, во-первых, данные должны собираться на самом низком уровне агрегирования, и, во-вторых, они должны быть сопоставимы.

Высший уровень руководства Информация для выработки стратегии и политики для принятия решений
Средний уровень руководства Управленческая информация для тактического планирования и принятия решений
Оперативный уровень Обработка оперативных данных, ответ на запросы

Рис. 9.6. Иерархия использования информации в логистической системе

Авторы считают, что переход к рыночной экономике, базирующейся на экономической самостоятельности и конкуренции, существенно усилит интерес всех предприятий к научно-техническим достижениям, осуществление которых невозможно без информации и обеспечивающих ее наличие технологий. Поэтому резко возрастет спрос на информационные логистические системы, без которых становится невозможна эффективная предпринимательская деятельность на современном рынке, требующая оперативного принятия решений и, как следствие, высокого уровня информационного обеспечения. На рис. 9.7 показано, как интегрированный поток информации о предпринимательстве может быть связан с обеспечением логистического подхода.

Информационная система с обратной связьюсуществует там, где окружающая среда способствует принятию решения, которое оказывает влияние на эту среду, а значит и на дальнейшие решения.

Приведем примеры:

· принятие решений относительно числа обслуживаемых потребителей зависит от числа заказов и объема складских запасов;

· стремление конкурирующих фирм выпускать новые изделия увеличивает затраты на исследования и технические усовершенствования, что приводит к соответствующим изменениям в технологии производства.

Информационные системы с обратной связью имеют три характеристики: структуру, запаздыванияиусилениясистемы.

 

 

Информация о маркетинге Информация о распределении

 

Рис. 9.7. Интегрированный поток информации о предпринимательстве

Структура системы -структура, характеризующая взаимосвязь отдельных частей.

Запаздывания в системе с обратной связью- интервалы времени, возникающие между моментом получения информации, принятием решений, основанных на этой информации, и процессом выполнения этих решений.

Усиления в системе с обратной связью -усиления, проявляющиеся в тех случаях, когда действие оказывается более сильным, чем это можно предполагать исходя из ввода информации, определяющей регулирующие решения. Они обычно происходят во всей информационной системе, особенно при действующем порядке принятия решений в логистической системе.

В информационной системе с обратной связью существует строго определенный базис, на котором основывается практика решений, принимаемых хозяйственными руководителями. Их решения не являются выражением полной "свободы воли", а строго обусловлены окружающими обстоятельствами.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.