Сделай Сам Свою Работу на 5

Экзаменационные задачи по биохимии для специальности стоматология





СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА БИОХИМИИ С КУРСОМ ОБЩЕЙ ХИМИИ

 

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ БИОХИМИИ

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИОХИМИИ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

1. Введение в биохимию. Предмет и задачи биохимии. Объекты биохимического исследования. Основные разделы и направления биохимии. Важнейшие этапы истории биохимии.

2. Белки и их классификация. Элементарный состав белков. Физико-химические свойства белков.

3. Биологические функции белков. Структурная организация белков. Сложные белки.

4. Ферменты, их классификация и номенклатура. Особенности ферментативного катализа, влияние температуры, pH и концентрации субстрата.

5. Изоферменты. Регуляция активности ферментов. Диагностическое значение определения ферментов. Ферментопатии.

6. Нуклеотидный состав ДНК и РНК. Структура и функции ДНК. Биосинтез ДНК. Основы молекулярной биологии.

7. Особенности строения и типы РНК. Понятие об опероне. Биосинтез РНК. Ингибиторы транскрипции.



8. Генетический код, его характеристика. Универсальность биологического кода.

9. Биосинтез белков, этапы трансляции. Антибиотики – ингибиторы матричных биосинтезов.

10. Регуляция биосинтеза белков. Индукция и экспрессия генов. Клеточная дифференцировка.

11. Введение в обмен веществ. Понятие о метаболизме и его этапах. Анаболические и катаболические пути. Общие принципы регуляции метаболизма. Конечные продукты метаболизма, пути их выведения.

12. Биохимия питания. Состав пищи человека. Незаменимые факторы в питании.

13. Витамины, классификация витаминов. Строение, пищевые источники и биологические функции водорастворимых витаминов: С, Р, пантотеновой и фолиевой кислот, биотина. Алиментарные и вторичные авитаминозы.

14. Жирорастворимые витамины: А, D, Е, К. Строение, пищевые источники и биологические функции. Гипервитаминозы и гиповитаминозы.

15. Минеральные вещества пищи. Региональные патологии, связанные с недостатком микроэлементов в пище и воде. Роль микроэлементов в развитии костной ткани и ткани зуба.



16. Строение и биологические функции биомембран. Состав и строение липидного бислоя. Мембранные белки, их функции. Лизосомальные болезни.

17. Биоэнергетика. Аутотрофы и гетеротрофы. Основные энергетические субстраты клеток. Эндэргонические и экзэргонические реакции в живых системах. Макроэргические соединения.

18. Понятие о тканевом дыхании и биологическом окислении. Дегидрирование субстратов и окисление водорода как источник энергии в клетке. Локализация митохондриальной цепи переноса электронов. Терминальное окисление: убихинон, цитохромы.

19. Механизмы трансформации энергии в клетке ( теория П. Митчелла). Окислительное фосфорилирование, коэффициенты Р:О и АДФ:АТФ.

20. Понятие об общих путях катаболизма. Окислительное декарбоксилирование пирувиноградной кислоты. Регуляция пируватдегидрогеназного комплекса.

21. Цикл лимонной кислоты. Связь общих путей катаболизма с цепью переноса электронов и протонов. Аллостерические механизмы регуляции цитратного цикла.

22. Основные углеводы тканей человека, их строение и биологическая роль. Строение и функции гликопротеидов и протеогликанов. Применение в медицине.

23. Основные углеводы пищи. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Нарушение переваривания и всасывания углеводов.

24. Катаболизм глюкозы. Анаэробный распад глюкозы. Биологическая роль. Этапы гликолиза. Энергетическое значение гликолиза.

25. Аэробный распад глюкозы. Челночные механизмы переноса протонов в митохондрии. Энергетическое значение аэробного распада глюкозы.



26. Биосинтез глюкозы – глюконеогенез. Взаимосвязь гликолиза и глюконеогенеза (цикл Кори).

27. Пентозофосфатный распад глюкозы, физиологическое значение. Окислительный этап, биологическая роль. Взаимосвязь пентозного цикла и фотосинтеза.

28. Строение и функции гликогена. Биосинтез гликогена. Нарушения обмена гликогена. Гликогенозы и агликогенозы.

29. Мобилизация гликогена. Роль адреналина и глюкагона в мобилизации гликогена. Аллостерическая регуляция гликогенфосфорилазы.

30. Вовлечение фруктозы и галактозы в гликолиз. Наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов (галактоземия, непереносимость фруктозы, сахарозы, лактозы).

31. Пищевые жиры и их переваривание. Роль желчных кислот. Ресинтез жиров в кишечнике. Хиломикроны. Нарушение переваривания и всасывания липидов.

32. Обмен жирных кислот. β-окисление высших жирных кислот. Энергетический выход.

33. Биосинтез жирных кислот. Роль цитрата, биотина, ацетил-коА. Структура и биологическая роль пальмитатсинтазы.

34. Биосинтез и мобилизация кетоновых тел. Физиологическая роль. Кетонемия и кетонурия.

35. Обмен стероидов. Биосинтез холестерина. Выведение желчных кислот из организма. Биохимия атеросклероза.

36. Обмен триацилглицеридов и фосфолипидов в клетках. Ожирение. Липотропные факторы.

37. Переваривание и всасывание белков. Биохимические механизмы регуляции пищеварения. Активация протеаз. Нарушение всасывания аминокислот.

38. Общие пути обмена аминокислот. Реакции трансаминирования, окислительного дезаминирования, непрямого дезаминирования. Роль витамина B6.

39. Образование и биологические функции биогенных аминов. Обезвреживание биогенных аминов.

40. Основные источники аммиака в организме. Непрямое и окислительное дезаминирование аминокислот. Токсичность аммиака. Гипераммониемии.

41. Пути обезвреживания аммиака: амидирование, восстановительное аминирование, аммониогенез.

42. Синтез мочевины – основной путь обезвреживания аммиака. Связь орнитинового цикла с циклом Кребса. Наследственные нарушения орнитинового цикла.

43. Трансметилирование. Метионин и S-аденозилметионин, участие в реакциях синтеза адреналина, холина.

44. Особенности обмена цистеина, серина и глицина. Тетрагидрофолиевая кислота и перенос одноуглеродных групп. Сульфаниламиды – антиметаболиты фолиевой кислоты.

45. Обмен пуриновых нуклеотидов. Путь спасения Леша-Нихана. Биосинтез пуринов. Распад пуринов. Мочевая кислота и подагра.

46. Биосинтез и распад пиримидиновых нуклеотидов. Нарушения обмена пиримидинов. Оротатацидурия.

47. Взаимосвязь обменов белков, жиров и углеводов. Синтез глюкозы из аминокислот и глицерина. Биосинтез жиров из углеводов и аминокислот. Гликогенные и кетогенные аминокислоты. Нарушение взаимосвязи обменов белков, жиров и углеводов.

48. Минеральные вещества тканей человека. Регуляция вводно-солевого обмена: антидиуретический гормон, альдостерон и ренин-ангиотензиновая система. Роль почек в регуляции гомеостаза.

49. Фосфорно-кальциевый обмен. Роль паратгормона, кальцитонина и витамина D3 в регуляции фосфорно-кальциевого обмена. Гипо- и гиперкальциемии, рахит. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена.

50. Нейро-гуморальная регуляция обмена веществ. Основные механизмы регуляции обмена веществ на клеточном уровне. Роль гормонов в регуляции обмена веществ.

51. Классификация гормонов. Иерархия регуляторных систем. Нейропептиды мозга: либерины и статины. Тропные гормоны гипофиза. Эндокринные заболевания.

52. Гормоны щитовидной железы, влияние на обмен веществ. Гипо- и гипертиреозы.

53. Инсулин и глюкагон, химическая природа и механизм действия на углеводный и липидный обмен. Сахарный диабет.

54. Гормоны надпочечников, влияние на физиологические функции. Гипергликемия. Гипо- и гиперфункции надпочечников.

55. Половые гормоны. Гипо- и гиперфункции эндокринных желез. Влияние андрогенов и эстрогенов на обмен в костной ткани.

56. Метаболические функции печени. Роль печени в обмене углеводов, липидов и белков. Липотропные факторы.

57. Реакция обезвреживания веществ в печени: окисление и коньюгация. Метаболизм чужеродных и лекарственных соединений. Химический канцерогенез. Инактивация гормонов в печени.

58. Обезвреживание билирубина в печени. Прямой и непрямой билирубин. Виды желтух. Определение билирубина в сыворотке крови. Причины желтух.

59. Биохимия крови. Основные биохимические константы крови. Белки плазмы крови. Ферменты крови. Липопротеины крови. Биосинтез гема.

60. Особенности обмена в эритроцитах. Свертывающие и противосвертывающие системы крови. Роль кальция и витамина К. Наследственные гемофилии.

61. Биохимия соединительной ткани. Коллаген, эластин – особенности строения и химического состава. Роль витамина С в обмене коллагена. Наследственные нарушения обмена соединительной ткани.

62. Особенности химического состава и обмена веществ в костной ткани. Ткань зуба. Белки костной ткани. Рахит и витамин D.

63. Химический состав поперечно-полосатых мышц. Саркоплазматические белки. Макроэргические соединения мышечной ткани. Особенности обмена углеводов, белков и липидов в мышечной ткани.

64. Химический состав нервной ткани. Особенности белкового, липидного и углеводного состава нервной ткани. Обмен пировиноградной кислоты и полиневриты. Химический состав ликвора.

Экзаменационные задачи по биохимии для специальности стоматология

Задача –1

У ребенка с хроническими заболеваниями печени и желчевыводящих путей обнаружены признаки рахита: вялость, мышечная слабость, задержка роста, деформация трубчатых костей и зубов. Отмечены гипокальциемия и гипофосфатемия. Обсудите возможный механизм развития этих симптомов.

ЗадАЧА – 2

В качестве консерванта косметических средств используют природный белок лизоцим. В каком секрете присутствует лизоцим, какую функцию выполняет?

Задача –3

Из слюны животных выделяют ингибиторы протеиназ и используют для получения лекарственных препаратов «Трасилол», «Контрикал». Какую функцию эти белки выполняют в слюне. При каких заболеваниях их применяют, с какой целью?

Задача –4

После употребления кока-колы, фанты, пива рН слюны достигает 5,5. Каким должно быть значение рН слюны в норме? Как влияет изменение рН слюны на структуру эмали.

Задача –5

При гиперальдостеронизме конечная слюна содержит меньше натрия и хлора и больше калия по сравнению с нормой. Поясните влияние гормона на обмен натрия. Назовите клетки мишени альдостерона.

ЗадачА – 6

Употребление сладостей часто приводит к кариесу. Какие превращения сахарозы вызывают нарушение структуры эмали. Какова роль микрофлоры ротовой полости в превращениях дисахарида.

Задача –7

При дефиците в организме витамина С наблюдается повышенная кровоточивость десен, расшатывание и выпадение зубов. Укажите роль витамина С в формировании коллагена.

Задача –8

У больного значительно повысился уровень аммонийных солей в моче, хотя характер питания не изменился. Появилась глюкозурия. О чем свидетельствуют данные этого анализа? Какие дополнительные исследования необходимо провести?

Задача –9

Согласно рекомендации врача пациент ограничил употребление мяса, рыбы и значительно увеличил содержание в пище овощей и фруктов. Как изменится рН мочи? Изменится ли содержание в моче мочевины?

Задача –10

Обогащение водопроводной воды фтором до концентрации 1,0 мг/л приводит к значительному снижению возникновения кариеса у населения. Какова роль фтора в метаболизме тканей зуба?

Задача –11

У ребенка трех лет отмечена раздражительность, повышенная утомляемость, предрасположенность к заболеваниям верхних дыхательных путей. Врач назначил ребенку рыбий жир (по чайной ложке в день). Объясните рекомендации врача.

ЗАдача –12

У ребенка c почечной патологией, несмотря на сбалансированную диету, развилась почечная остеодистрофия – рахитоподобное заболевание, сопровождающееся интенсивной деминерализацией костей. Какой витамин участвует в минерализации костей? Почему патология почек привела к деминерализации?

Задача –13

Курареподобные лекарственные препараты (структурные аналоги ацетилхолина) при приеме внутрь вызывают ксеростомию (сухость во рту). Объясните это явление. Какова роль ацетилхолина в регуляции секреции слюны?

Задача –14

У ребенка отмечается сухость кожи и слизистой оболочки рта, нарушена кальцинация эмали, замедлено прорезывание зубов. Врач порекомедовал принимать рыбий жир. Поясните рекомендации врача.

Задача –15

При почечной недостаточности теряется способность выводить из организма шлаковые продукты с достаточной скоростью. При этом должен регулярно проводиться диализ, чтобы вымыть такие продукты, как мочевина и мочевая кислота. Кроме того, рацион должен содержать ограниченное количество белков. Объясните почему?

Задача –16

Пепсин желудочного сока имеет изоэлектрическую точку около 1. Какие функциональные группы должны присутствовать в пепсине в относительно большом количестве, чтобы этот фермент мог иметь такую низкую изоэлектрическую точку? Какие аминокислоты имеют эти группы в своем составе?

Задача –17

Если любители мяса едят его в количестве, превышаемом их потребности (в калориях), то они могут приобрести «лишний» вес. Каким метаболическим путем мясо, богатое белком, может привести к отложению триацилглицеридов?

Задача –18

У пациента наряду с кровоточивостью десен развился язвенный гингивит и стоматит. Снижена общая реактивность организма. Врач порекомендовал прием витамина С. Поясните рекомендации врача.

Задача –19

Выделение адреналина в стрессовой ситуации стимулирует распад гликогена в печени, сердце и скелетных мышцах. В печени продуктом распада гликогена является глюкоза. В скелетных мышцах гликоген расщепляется в ходе гликолиза. Почему? Какие преимущества для организма, находящегося в стрессовой ситуации, создает наличие этих специфических путей распада гликогена?

Задача –20

При употреблении пищи богатой углеводами происходит усиленное образование карбонатапатитов. Как это отразится на состоянии эмали? Какие соединения преобладают в эмали в норме?

Задача –21

Клинические симптомы стеаторреи, характеризующейся избытком липидов в кале, обусловлены либо отсутствием желчных кислот, либо уменьшением секреции ферментов поджелудочной железы. Почему эти причины приводят к появлению липидов в кале?

Задача –22

Рост бактерий подавляется сульфаниламидами. Этот эффект исчезает при добавлении п-аминобензоата/ Объясните механизм действия сульфаниламидов.

Задача –23

У больного с почечной недостаточностью отмечается склонность к возникновению отеков. Уровень общего белка снижен, уровень альбуминов крови 35 г/л. Есть ли зависимость между этими симптомами?

Задача –24

Для исследования костного метаболизма в моче определяют количество экскретируемого оксипролина. Какую роль играет оксипролин в метаболизме костной ткани? Назовите белок, в состав которого входит оксипролин. Укажите роль этого белка в минерализации кости.

Задача –25

При дефиците в организме витамина В6 наблюдается повышенная кровоточивость десен, расшатывание и выпадение зубов, снижается эластичность сосудистых стенок и кожи. Укажите роль витамина В6 в формировании коллагена и эластина. Какова роль этих белков в формировании костной ткани.

Задача –26

Из биохимической лаборатории принесли два анализа содержания белка крови: 30 г/л и 100 г/л, которые были сделаны у двух больных – ребенка с обширными ожогами и мужчины с гипоацидным гастритом и панкреатитом.. Укажите больных, которым принадлежат эти анализы. Обоснуйте вывод.

Задача –27

В слюне обнаружена миелопероксидаза, высокая активность которой характерна для фагоцитирующих клеток. Какова функция миелопероксидазы в слюне.

Задача –28

У больного наблюдаются симптомы сердечной недостаточности, ксантоматоз, гиперхолестеринемия С чем связаны наблюдаемые явления. Какая фракция липопротеидов крови повышена?

Задача –29

У пожилого пациента после приема молока возникает диарея, кишечные колики. При переводе на безмолочную диету симптомы исчезают. С чем связаны наблюдаемые явления.

Задача- 30

У больного, страдающего тиреотоксикозом, удалена одна доля щитовидной железы. После операции симптомы тиреотоксикоза исчезли, но появились судорожные сокращения мышц лица и конечностей. Как можно объяснить появившиеся нарушения.

Задача –31

В больницу поступил пациент с заболеванием печени. Проведено исследование содержания мочевины в крови. Целесообразно ли проведение этого анализа для оценки тяжести заболевания печени?

Задача –32

У ребенка с почечной недостаточностью замедлено развитие и прорезывание зубов. Связаны ли эти процессы между собой? Объясните механизм этой связи.

Задача –33

У пациента в крови содержится 14 мкмоль/л билирубина, в кале обнаруживается стеркобилин, в моче следы стеркобилиногена (уробилиногена), билирубина нет. Имеются ли данные о нарушении пигментного обмена?

Задача –34

У ребенка наблюдается пятнистость и гиперплазия зубной эмали. При приеме препаратов кальция и витамина D нарушения исчезают. С чем связаны наблюдаемые нарушения? Объясните механизм действия препаратов.

Задача –35

У ребенка с хронической почечной недостаточностью отмечается мышечная слабость, повышенная возбудимость, судороги, замедлено прорезывание зубов. Объясните механизм возникновения наблюдаемых нарушений.

Задача –36

У ребенка из неблагополучной семьи замедленное физическое и нервно-психическое развитие, отеки, анемия, остеопороз. В крови количество общего белка в два раза ниже нормы. При рациональном питании симптомы исчезают. В чем причина нарушений.

Задача –37

У ребенка 3 лет отмечена повышенная светочувствительность, зуд, эритродонтия ( флуоресцирующие зубы), выделение мочи красного цвета. Объясните механизм развития нарушений.

Задача –38

У больного обнаружена высокая гипергликемия глюкозурия, ацетонурия, снижены щелочные резервы. Имеет ли смысл введения гормона (какого?). Не окажет ли отрицательное действие введение глюкозы одновременно с гормоном?

Задача –39

Объясните механизм возникновения наблюдаемых при цинге кровоточивости десен, расшатывания и выпадения зубов. Дефицит какого вещества приводит к цинге?

Задача –40

Из биохимической лаборатории принесли два анализа содержания белка в крови: 30 г/л и 100 г/л, которые были сделаны у двух больных - ребенка с обширными ожогами и мужчины с гипоацидным гастритом и панкреатитом Укажите больных, которым принадлежат эти анализы. Обоснуйте вывод.

Задача –41

У больного с мочой за сутки выделяется 1,5г мочевой кислоты ( норма до 0,7г), повышено ее содержание и в крови. Врач назначил лечебный препарат аллопуринол, рекомендовал ограничить мясную пищу. Какую болезнь вы диагностируете? Принцип действия аллопуринола?

Задача –42

О нарушении метаболизма какого вещества свидетельствует наличие пролина и оксипролина в моче больного, жалующегося на хроническую боль в суставах?

Задача –43

У больного с мочой выделяются кетоновые (ацетоновые) тела. Как называется это явление, его основные причины, главные пути образования кетоновых тел ?

Задача –44

У больного плохой аппетит, тошнота, большая потеря веса, исхудание. При анализе желудочного сока определено: общая кислотность = 20 ед., свободной соляной кислоты нет, проба на кровь и молочную кислоту положительная, резко повышена активность ЛДГ. Дайте заключение по анализу.

ЗАдача –45

При титровании желудочного сока установлено, что общая кислотность = 50 ед., свободная НСl=25 ед. Имеются ли отклонения от нормы?

Задача –46

Выполняя рекомендацию врача, пациент 2 суток не получал углеводов, однако значительного снижения уровня глюкозы в крови не было. Какие механизмы стабилизируют уровень сахара крови, имеют ли они важное значение для жизнедеятельности?

Задача –47

У спортсмена перед ответственным стартом в крови повысилось содержание глюкозы до 6,5 ммоль/л и уровень СЖК (свободные жирные кислоты) до 1,2 ммоль/л (норма 0,4-0,9 ммоль/л). Причина изменений?

Задача – 48

У пациента боли в области желудка, малокровие. При анализе желудочного сока установлено: общая кислотность = 120 ед., свободная соляная кислота = 90 ед., связанная соляная кислота = 30 ед. Бензидиновая проба на кровь положительная. Количество мукопротеидов снижено. Дайте заключение по анализу.

Задача – 49

В клинику доставлен больной с подозрением на острый инфаркт миокарда. Какие индикаторные ферменты крови целесообразно у него исследовать для уточнения диагноза?

Задача – 50

У больного обнаружена жировая дистрофия печени (избыточное отложение жира). Какую диету можно порекомендовать ему? Почему?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.