Сделай Сам Свою Работу на 5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«___» ___________ 20__ г.

Протокол №____

Зав. кафедрой __________________

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплинЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление: 050700 – Специальное (дефектологическое) образование

Профиль:

«Логопедия»

 

 

Составитель:

к.п.н., доцент кафедры СППиПМ

Осипова Л.Б.

 

 

Челябинск 2012


Содержание

 

1.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.. 3

1.1.Пояснительная записка. 3

1.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение. 9

1.3.Образовательные технологии. 12

1.4.Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 12

1.5.Содержание курса. 12

2.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.. 17

2.1. Тематическое планирование. 17

2.2. Содержание модульной (рабочей) программы.. 18

3.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 44

3.1.Оценочные средства контроля сформированности компетенции. 44



3.2. Вопросы к экзамену по курсу «Специальная психология». 49

3.3. Критерии оценивания знаний. 51

3.4. Темы рефератов. 52

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 54

4.1. Основные понятия. 54

4.2. Рекомендации к выполнению практических заданий самостоятельной работы.. 55

 

 


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Специальная психология».

Курс «Специальная психология» тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплина как «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи», «Невропатология», «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи.



Содержание данной учебной дисциплины разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 050700 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль: логопедия.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования нервной системы и устанавливающая возможности и пути компенсации дефектов различной сложности.

Специальная психология исходит из представления о структуре нарушения, первичном дефекте и вторичных отклонениях в психическом развитии, об общих и специфических закономерностях развития психики.

В рамках специальной психологии реализуется попытка сопоставить разнообразные параметры патогенных условий с различными сторонами нарушения процесса психического развития.

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам систему знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

Курс «Специальная психология» направлен на формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития. Студенты знакомятся с базовыми понятиями специальной психологии, основными факторами и видами нарушений психического развития.



Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики при различных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности.

Курс включает в себя следующие модули:

1. «Место специальной психологии в системе научного знания»;

2. «Сущность феномена нарушенного развития»;

3. «Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений»;

4. «Специальная психология в реализации коррекционно-образовательных, реабилитационных и социально-адаптационных задач современного образовательного пространства».

Программой курса предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельная работа студентов. В лекционном курсе излагаются общие теоретические основы развития специальной психологии как науки; определяется значение влияния биологических и социальных факторов на психическое развитие; раскрываются особенности и закономерности развития детей с нормальным и отклоняющимся развитием; формируются представления о своеобразии сенсорного, интеллектуального, речевого, личностного развития и социальных отношений людей с отклонениями в развитии.

На практических (семинарских) занятиях уточняются и закрепляются теоретические знания студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение студентами общей и специальной отечественной и зарубежной литературы по темам курса и последующее создание материалов аналитического и обобщающего характера.

К каждой теме разработаны вопросы и задания для самостоятельной работы. В программе представлен список литературы, в которой отражено содержание данного курса.

Курс «Специальная психология» имеет общий объём 4 ЗЕТ (144 часа), из них 3 ЗЕТ – аудиторная (54 часа: 30 часов – лекционные занятия, 24 часа – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (54 часа); 1 ЗЕТ отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение III семестра.

Курс завершается экзаменом во III семестре.

Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины

Компетенции Разделы (модули) дисциплины
ОК-1 + +   +
ОК-2 + + + +
ОПК-1 +   +  
ПК-3   +   +
ПК-4     + +
ПК-13   + + +
ПК-14 + + + +
СК-1   + + +

 


Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**) Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
ОК-1 способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности знать: – актуальные технологии обучения, в том числе информационные, лиц с ОВЗ; содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида; уметь: – использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ; – работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; – участвовать в деятельности методических групп и объединений; владеть: – навыками межличностных отношений; – дистанционными технологиями в специальном образовании; – основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности; знать: – теорию специальной психологии; – основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной психологии, ее место в структуре психологического знания; ─ предметные области специальной психологии и ее связь с другими науками; ─ историю развития специальной психологии как системынаучных знаний. уметь: – анализировать структуру дефекта; владеть: – классификацией специальных образовательных учреждений для лиц с различными отклонениями в развитии.
ОК-2 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем знать: – философские основы научного познания, историю и тенденции современного развития философского знания; уметь: – анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления; владеть: – основными методами социальных, гуманитарных и экономических наук знать: – закономерности психического развития детей с ОВЗ и в норме; – научные основы специальной психологии:философские,социокультурные, экономические, правовые,клинические. уметь: – формулировать задачи психологической помощи в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. владеть: – навыками анализа психики ребенка на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.
ОПК-1 способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ знать: – теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии; – медико-биологические и лингвистические основы специальной педагогики и специальной психологии. уметь: – применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки; – работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. владеть: – навыками межличностных отношений; – основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности; – приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья. знать: – теоретическое и практическое значение специальной психологии на современном этапе; – научные основы специальной психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. уметь: – применять полученные теоретические знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки; владеть: – корректным и адекватным восприятием лиц с ОВЗ.  
ПК-3 способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования знать: – сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования; –современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ; уметь: – проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагнос­тики, теории педагогического проектиро­вания; владеть: – приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья; – навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания доврачебной помощи. знать: – специфику деятельности как дошкольных образовательных учреждений, так и учреждений комбинированного и компенсирующего видов. уметь: – анализировать структуру дефекта. владеть: – классификацией специальных образовательных учреждений для лиц с различными отклонениями в развитии.  
ПК-4 готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья знать: – сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования; – закономерности психического развития; – основы законодательства в области медико-социальной защиты лиц с ОВЗ; уметь: – определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ; владеть: – навыками межличностных отношений; – основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности. знать: – сущность профессиональной деятельности специалиста системы специального образования; уметь: – осуществлять дифференцированный подход к диагностике и коррекции развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений; владеть: – навыками психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.  
ПК-13 готов к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями знать: – теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии; – разнообразие методов медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ; уметь: – проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагнос­тики, теории педагогического проектиро­вания; владеть: – основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности. знать: – структурные компоненты личности с ограниченными возможностями здоровья (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация). уметь: – понимать общие закономерности поведения и деятельности человека с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах; владеть: – навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.  
ПК-14 способен осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения знать: – сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования; – закономерности психического развития; – основы законодательства в области медико-социальной защиты лиц с ОВЗ; уметь: – определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ; владеть: – навыками межличностных отношений; – основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности. знать: – основы фундаментальных наук о ребенке дошкольного возраста с ОВЗ, о возрастных и специфических закономерностях его развития. уметь: – анализировать информацию и самостоятельно работать с источниками в рамках специальной социально-психологической проблематики. владеть: – навыками анализа основополагающих исследований в области специальной психологии.  
СК-1 готов к организации и проведению психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с ОВЗ. знать: – методы проведения дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с ОВЗ с целью выбора необходимых условий, содержания и технологий коррекционно-педагогической работы; – закономерности психического развития детей дошкольного возраста; уметь: – проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; – определять диагностические и прогностические показатели речевого и психофизического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ; владеть: – приёмами и методами психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с ОВЗ. знать: – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с ОВЗ. уметь: – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений; владеть: – навыками анализа психики ребенка дошкольного возраста с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.  

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы

Основная литература

1. Выготский, Л.С.Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. / под ред. Т.А. Власовой. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.

2. Выготский,Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.- 654 с.

3. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / [Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.

4. Семаго,Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003, – 208 с.

5. Сорокин, В.М.Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин ; под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2003. – 216 с.

6. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ [Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.]; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -312 с.

7. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.]; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 400 с.

8. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л. И.Солнцева и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. – 3-е изд., - М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.

 

Дополнительная литература

9. Акатов,Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологич. основы: Учеб. пособие для вузов / Л.И.Акатов. – М.: Владос, 2004. – 364 с.

10. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Междунар.науч.-практ.конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограничен­ными возможностями здоровья (с особыми образовате­льными потребностями): 23-31 января 2001 г. / Ин-т коррекц. педагогики РАО; Ред.: Н.Н. Малофеев, В.В. Клоков, Л.С. Лазгиева.-М.: Права человека, 2001. – 150 с.

11. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии: Учеб. пособие для слушателей спецфак. по переподгот. работников нар. образования по направлению "Психология" / В.М. Астапов. – М.: Междунар.пед.акад., 1994. – 216 с.

12. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для вузов / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 222 с.

13. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. – Воронеж, 2008. – 222 с.

14. Головчиц,Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для вузов / Л.А. Головчиц.- М. : Владос, 2001. –304 с.

15. Гончарова,Е.Л. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению / Е.Л. Гончарова. // Дефектология. – 2004. – № 1. – С. 3-7.

16. Гончарова,Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.:http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

17. Гончарова,Е.Л. Психология между прошлым и будущим специального образования / Е.Л. Гончарова. // Опорные таблицы по теме «Социо-культурные контексты психологических исследований отклоняющегося развития». Методическое пособие к курсу «Специальная психология». – М., 2003.

18. Гончарова,Е.Л. Специальная психология [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.:http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

19. Дети с задержкой психического развития / Науч.- исслед. ин- т дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

20. Дети с ограниченными возможностями: Проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу "Коррекц. педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Гном и Д, 2001. – 448 с.

21. Дефектологический словарь / под ред. А.И. Дьячкова– М.: Просвещение, 1970. – 504 с.

22. Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н.Н. Заваденко. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112 с. – (Лечебная педагогика и психология. Прилож.к журналу "Дефектология")

23. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для пед.учеб.заведений / А.А. Катаева , Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 1998. – 207 с.

24. Коломинский,Я.Л.Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский [Е.А. Панько, С.А. Игумнов и др.] – СПб..: Питер, 2005. – 480 с.

25. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М., 2002.

26. Коррекционная педагогика: Учеб.пособие для пед. вузов / И.А. Зайцева [В.С. Кукушкин, Г.Г. Ларин и др.]; Ред.В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д.: МарТ, 2002. – 301с.

27. Лапшин, В.А. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М. : Просвещение, 1991. – 143 с.

28. Лебединский, В.В.Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб.для вузов / В.В.Лебединский. – М.: Академия, 2004. – 142 с.

29. Левченко, И.Ю.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие / Левченко, И.Ю., Приходько О.Г. –М.: Академия, 2001. – 187 с.

30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

31. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие / А.Г. Литвак. – СПб., 2006. – 336 с.

32. Логопедия: Учебник для пед.вузов / Ред. Л.С.Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1989, 1998, 2002. – 679 с.

33. Лубовский,В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский. // Дефектология. – 1971. – № 6. – С. 15-19.

34. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. – М., 1989.

35. Лурия, А.Р.Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – 3-е изд. – М. : Академический Проект, (1962) 2000. – 512 с.

36. Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза / И.И.Мамайчук. – СПб., 2000.

37. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2004. – 544 с.

38. Многоотраслевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ – 10. – М.: СПб., 2003.

39. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 1997. – 342 с.

40. Основы дефектологии:Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / под ред. В.А. Лапшина, Б.П. Пузанова. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

41. Петрова,В.Г.Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие для вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2002, 2004. – 160 с.

42. Принципы системной организации функций / под ред. П.К. Анохина. – М. : Наука, 1973. – 315 с.

43. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия по психологии / Сост.В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2002. – 256 с.

44. Психолого-педагогическоеконсультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога/авт.-сост. Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова; ред. Л.М. Шипицына. – М.: Владос, 2003. – 527 с.

45. Скороходова, О.И.Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О.И. Скороходова. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: Педагогика, 1990. – 410 с.

46. Ульенкова, У.В.Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.

47. Филичева,Т.Б.Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. –М.: Просвещение, 1989. – 221 с.

48. Фурманов,И.А. Психология депривированного ребенка: Пособие для психологов и педагогов / И.А.Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Владос, 2004. – 319 с.

49. Шипицына,Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для вузов / Л.И. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Владос, 2004. – 367 с.

50. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука / П.А. Янн / Пер.с нем.Л.Н. Родченко, Н.М.Назарова. – М.: Академия, 2003. – 248 с.

51. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. : Учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. – М., 1996. – 416 с.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.