Сделай Сам Свою Работу на 5

Самосовершенствование и саморазвитие





СИЛЛАБУС

Наименование ВУЗа: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

Кафедра: Профессиональных языков

Дисциплина: Профессиональный русский язык

Специальность: 051302 «Стоматология»

Объем учебных часов: 90 часов (2 кредита)

Курс и семестры изучения: 4 курс, 1-2 семестр

 

 

Алматы, 2015 г.

1. Общие сведения:

1.1. Наименование ВУЗа: Казахский Национальный Медицинский университет имени

С.Д. Асфендиярова

1.2. Кафедра: Профессиональных языков

1.3. Дисциплина: Профессиональный русский язык

1.4. Специальность: 051302 «Стоматология»

1.5. Объем учебных часов: 90 часов (2 кредита)

1.6. Курс и семестры изучения: 4 курс, 1-2 семестр

1.7. Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Должность
1. Жанпейс Улбосын Ахметжановна проф.
2. Даркембаева Роза Джамхановна доцент
3. Озекбаева Назым Асылгазиевна доцент

 

1.8. Контактная информация: г. Алматы, ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус №2,

аудитории 123-132, телефон: 8(727) 338 70 90 (внт.7290, 7264).

1.9. Политика дисциплины:

В процессе изучения дисциплины необходимо:

посещать все занятия (отработка пропущенных занятий принимается с разрешения деканата);



студент несет ответственность за весь материал, изученный на пропущенном занятии;

пропущенные по уважительной причине занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем (при наличии письменного разрешения деканата);

тщательно и систематически готовиться к занятиям;

не опаздывать на занятия, активно участвовать в учебном процессе;

все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены соответственно требованиям;

выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки;

студенты, не справившиеся с выполнением заданий рубежного контроля и не набравшие в течение учебного года необходимое количество баллов, к экзамену не допускаются.

Недопустимыми являютсяопоздания и уход с занятий; несамостоятельное выполнение заданий; несвоевременная сдача письменных работ.

 

2. Программа:

Введение.

Изучение русского языка в медицинских вузах должно быть ориентировано на выработку словесной культуры студентов в разных сферах речевой коммуникации. Под сферой общения подразумевается взаимосвязанный комплекс ситуаций и тем, видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), обусловленный коммуникативными потребностями обучающихся.



В деятельности врача-стоматолога коммуникативная компетентность занимает особое место, так как контакт «врач – пациент» характеризуется достаточно большим кругом проблемных ситуаций интерактивного, социально-перцептивного и информационного плана. В связи с этим при обучении данной специальности предполагается осуществление целенаправленной и последовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков, соответствующих нормативному коммуникативному поведению врача-стоматолога.

Курс «Профессиональный русский язык» рассчитан на студентов казахских отделений медицинских вузов (бакалавриат).

В качестве коммуникативных сфер обучения в рамках данной дисциплины выделяются учебно-профессиональная и научно-профессиональная сферы общения. За исходный уровень, с которого начинается изучение языка специальности, принимается уровень, соответствующий требованиям дисциплины «Русский язык», освоение которой предусмотрено на 1 курсе бакалавриата в рамках типовой программы «Русский язык».

Особую значимость при изучении профессионального русского языка приобретает отбор научных текстов для формирования и развития профессионально-ориентирующей коммуникативной компетенции, который необходимо осуществлять с учетом специальности студентов.

Рабочая программа включает 2 кредита. Изучение первого кредита нацелено на ознакомление с особенностями профильно ориентированного текста и коммуникативными задачами медицинского дискурса.



Содержание второго кредита ориентировано на привитие навыков компрессии профильно ориентированного текста, умений писать статьи, составлять рефераты, тезисы, тексты в рамках программных тем

2.2. Цель дисциплины– формирование у студентов профессионально ориентирующей коммуникативной компетенции, способности решать средствами русского языка коммуникативные задачи в основных видах речевой деятельности учебно-профессиональной и научно-профессиональной сфер общения, использовать научную литературу по специальности для получения информации, способствующей становлению профессиональной компетентности.

Максимально достижимым результатом обучающихся в рамках данного курса является уровень С1 - уровень профессионального владения.

2.3. Задачи обучения:

· максимальная ориентация учебного (языкового, речевого, текстового) материала на коммуникативно - деятельностные потребности специалиста медицинского профиля;

· формирование у студентов представлений об особенностях медицинского дискурса;

· развитие базисных компетенций – языковой, речевой, коммуникативной, предметной, дискурсивной, в совокупности обеспечивающих профессиональную коммуникацию;

· совершенствование межкультурной компетенции в контексте будущей профессии;

· усвоение норм речевого и делового этикета, необходимых для гармонизации общения в социальной системе языковой коммуникации

2.4. Конечные результаты обучения:

Формирование когнитивного компонента (знания)

· языковую норму и типы норм литературного языка;

· основные функции языка, виды и формы речи; функционально-смысловые типы речи;

· основные признаки медицинского текста как ведущей единицы в специальной системе речевой коммуникации;

· особенности функциональных стилей речи;

· знать характерные черты научного стиля, языковые (лексические, морфологические, синтаксические) особенности научной речи и жанров научного стиля и подстилей научного стиля (собственно-научного, научно-популярного, учебно-научного);

· структурно-смысловое членение научного текста.

Формирование операциональных навыков (практические навыки)

· определять тип и объем научной информации, заложенной в тексте (определение понятия, общая и квалификативная характеристика явления и его признаки, классификация предметов, характеристика составляющих /со/ противопоставление, тождество) явлений, характер контактов предметов; анализировать структурно-семантическую организацию текста: уметь составлять назывной, вопросный и тезисный планы;

· дифференцировать функциональные стили речи (разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический и научный);

· составлять тезисы, конспекты, цитаты, аннотации, различные виды рефератов, рецензии, отзывы, резюме-выводы научных текстов.

Формирование коммуникативных навыков

· обмениваться мнениями о прочитанном;

· конструировать высказывания, выступления;

· дискутировать на заданную тему;

· участвовать в диалогах в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.

Формирование правовых навыков

· уметь пользоваться основными положениями закона «О языках Республики Казахстан»;

· соблюдать нормы права в учебной деятельности и общественной жизни;

· иметь общее представление об основах права граждан РК и закона в медицине.

Самосовершенствование и саморазвитие

· самостоятельное изучение литературы по специальности; выполнение заданий к текстам по специальности; анализ лексико-семантических особенностей научных текстов; написание рефератов, докладов, тезисов, статей; подготовка видеопрезентаций.

 

2.5.Пререквизиты дисциплины: изучение курса профессионального русского языка базируется на сформированных знаниях, речевых умениях и навыках в объеме программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык», освоение которой предусмотрено на первом курсе.

Смежные дисциплины: казахский язык, английский язык, анатомия, гистология, биохимия, коммуникативные навыки, введение в клинику.

2.5. Постреквизиты дисциплины: изучение дисциплины «Профессиональный русский язык» является необходимой основой для формирования культуры профессиональной речи студентов, межличностного и межпрофессионального общения, эффективной подготовки специалистов с медицинским образованием и расширения доступа к достижениям мировой науки.

2.6. Краткое содержание дисциплины:Профессиональный русский язык является обязательной учебной дисциплиной. В практический курс профессионального русского языка включены лексический и языковой материал, в процессе работы над которым изучаются:

  • языковые особенности медицинского дискурса;
  • жанры научной речи;
  • типы и средства связи предложений в абзаце и тексте;
  • основные категории и свойства научного текста, его специфические черты;
  • особенности структуры научного текста;
  • правила библиографического описания произведений печати.

Отрабатываются умения и навыки:

· структурно-смыслового анализа текстов;

· составления различных видов речевой продукции;

· написания письменных творческих работ.

2.7. Тематический план практических занятий

Тема занятия Объем учебных часов
  Уровень С 1 Кредит 1  
1. Обследование больного стоматологического профиля. Диалог в учебно-профессиональной сфере.
2. Обезболивание в стоматологии. Реферат – обзор литературы по специальности. Структурно-композиционные части реферата - обзора.  
3. Кариес и его осложнения. Реферат-резюме специальной литературы. Структура и композиция реферата-резюме.
Операция удаления зуба.Научное сообшение. Требования к устному сообщению.  
5. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Структура и содержание научного доклада. Требования к письменному докладу.
  Уровень С 1 Кредит 2  
Материалы в ортопедической стоматологии. Научный тезис. Правила оформления научного тезиса.  
Виды зубных протезов. Форма и структура научной статьи. Основные требования при состалении текста научной статьи.  
8. Назологические формы заболеваний. МКБ-10.Термины специальности. Структурно-содержательная характеристика терминов. Дефиниции. Принципы составления словарной статьи терминологического словаря по специальности.
Травмы челюстно-лицевой области. Онкостоматология. Оформление медицинской документации по специальности..Реквизиты документов.  
10. Заболевания пародонта и слизистой оболочки рта. Презентация как способ представления научной информации. Структура и содержание презентации по специальности. Рубежный контроль.
  Итого: 30 ч.

Тематический план СРСП

Тема занятия Объем учебных часов
1. Расспрос как метод обследования стоматологического больного. Основные жалобы стоматологических больных.
2. Оснащение стоматологического кабинета. Дезинфекция в стоматологической практике. Стерилизация изделий медицинского назначения в стоматологии.
3. Влияние различных факторов на развитие кариеса зубов. Роль питания в профилактике кариеса зубов.
4. Клиническое обследование зубов и окружающих их тканей. Санация полости рта.
5. Методы профилактики стоматологических заболеваний. Гигиеническое воспитание населения.
6. История ортопедической стоматологии.
7. Гигиена полости рта. Средства для механического очищения зубов.
8. Организация приема стоматологических больных. Медицинская документация.
9. Личные меры защиты врача против вирусного гепатита и ВИЧ.
10. Медицинская этика и деонтология в клинике терапевтической стоматологии.
  Итого: 30 ч.

2.8. Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)

Тема самостоятельной работы Форма проведения Объем учебных часов
1. Обследование больного стоматологического профиля. Диалог в учебно-профессиональной сфере. Диалог-беседа. Диалог-дискуссия на основе изучаемых специальных дисциплин. Оформление дискуссии. Подготовка сообщения на тему: «Как произвести анамнез: общий и специальный». Подготовка выступления в дискуссии на темы: «Превращение проблемы обезболивания стоматологических манипуляций из медицинской проблемы в социальную: Пути преодоления страха больных при обращении к врачу-стоматологу»; «Слово и уверенное поведение врача – сильное оружие в борьбе с болью».
2. Обезболивание в стоматологии. Реферат – обзор литературы по специальности. Структурно-композиционные части реферата - обзора. Подготовка реферата-обзора литературы по специальности.
3. Кариес и его осложнения. Реферат-резюме специальной литературы. Структура и композиция реферата-резюме. Подготовка реферата-резюме специальной литературы.
4. Операция удаления зуба. Научное сообшение. Требования к устному сообщению. Короткое научное сообщение в рамках речевой темы: «Кариес и его осложнения.».
5. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Структура и содержание научного доклада. Требования к письменному докладу. Доклад на тему: «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области».  
6.   Материалы в ортопедической стоматологии. Научный тезис. Правила оформления научного тезиса. Подготовка тезиса на тему: «Материалы в ортопедической стоматологии».
7. Виды зубных протезов. Форма и структура научной статьи. Основные требования при состалении текста научной статьи. Состалении текста научной статьи по специальности.
8. Назологические формы заболеваний. МКБ-10. Структурно-содержательная характеристика терминов. Дефиниции. Принципы составления словарной статьи терминологического словаря по специальности.Глоссарий. Составление трехъязычного терминологического словаря по специальности.
9. Травмы челюстно-лицевой области. Онкостоматология. Оформление медицинской документации. Реквизиты документов.     Медицинская карта стоматологического больного. Заполнение паспортных данных, оформление записи жалоб, истории заболевания, результатов обследования. Научный доклад в рамках изученных речевых тем.
10. Заболевания пародонта и слизистой оболочки рта. Презентация. Презентация как способ представления научной информации. Структура и содержание презентации по специальности. Презентация в рамках изученных речевых тем.
  Итого:   30 ч.

Литература

Основная:

1. Закон Республики Казахстан «О языках Республики Казахстан». Астана: ИКФ «Фолиант» - 2000 г.

2. Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3. Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4. Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Стоматология». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5. Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

6. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2013. – 225 с.

7. Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

8. Энциклопедический словарь терминов фармакологии, фармакотерапии и фармации: Г. Я. Шварц — Санкт-Петербург, Литтерра, 2008 г.- 576 с.

9. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

10. Жанпеисова У.А. Қазақша-орысша тақырыптық сөздік - Казахско-русский тематический словарь./ Сост.У.А.Жанпеисова / - Алматы: Sansam, 2010.– 176 с.

11. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека в трех томах: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.

12. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Алешин Б.В. и др. Гистология, эмбриология, цитология: учебник, 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 800 с.

13. Северин Е.С. Биохимия: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 752 с. (Перевод на казахский язык – Сейтембетова А.Ж.)

14. Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативтік дағдылар: оқулық. – Алматы, 2011. – 176 с.

Дополнительная:

1. Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

2. Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

3. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

Интернет-источники

Интернет-сайт «Грамота» www.gramota.ru

Интернет-сайт «Культура письменной речи» www.gramota.ru

Интернет-сайт «Стиль документа» www.doc-style.ru

Информационно-дискуссионный портал www.newsland.ru

Онлайн-энциклопедия www.wikipedia.org

2.10. Методы обучения и преподавания:

· словесный:объяснение; толкование; беседа (вводная, вопросно-ответная, закрепляющая, контрольно-коррекционная), рассказ; работа с учебником;

· практический метод:выполнение устных и письменных языковых упражнений, речевых заданий; работа с толковыми и терминологическими словарями; языковой и структурно-смысловой анализ текстов различных типов и стилей; лингвистический (моно- и билингвальный) анализ медицинских терминов ; работа с АРМ;

· наглядный метод: иллюстрация учебного материала; демонстрация; работа с таблицами, опорными схемами, графическими органайзерами, рисунками; работа с ТСО;

· игровой метод: дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); деловые (организационно-коммуникативные, ролевые, имитационные);

· методы контроля и самоконтроля:рубежные (постблочные) тесты; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; уплотненный опрос;

· ситуационный метод:коммуникативное общение, дискуссии, решение ситуативных заданий;

· интерактивные методы:проблемное изложение учебного материала; презентация, кейс-стади; работа в малых группах; мозговой штурм; критическое мышление; ривин-метод; ассоциативный метод; атака вопросами; кластерный метод; блиц-опрос; мини-исследование.

Формы организации СРС:работа с источниками по специальности; изучение литературы, связанной с речевыми темами занятий; выполнение опережающих заданий по прочитанным текстам; самостоятельный подбор текстов требуемого типа речи и стиля; подготовка (устных и письменных) работ по различным жанрам научного стиля; обзор материалов профессиональных газет и журналов на заданную тему; составление терминологических (одноязычных, двуязычных словарей); конструирование тематического глоссария; эссе, реферат, аннотирование литературы, отзыв, рецензия, видеопрезентация.

Формируемые на дисциплине компетенции: знания(когнитивно-языковая), практические навыки(операционально-речевая), коммуникативные навыки(коммуникативно-аксиологическая), правовая, саморазвитие.

Компетентностно-ориентированный подходпредполагает использование следующих методов формирования компетенций: традиционные, интерактивные (мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры, деловые игры, презентация, атака вопросами), инновационные (ривин-метод, ассоциативный, кластерный).

2.11.Критерии и правила оценки знаний:

У студентов, обучающихся по кредитной системе, СРСП не оценивается.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.