Самосовершенствование и саморазвитие
СИЛЛАБУС
Наименование ВУЗа: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
Кафедра: Профессиональных языков
Дисциплина: Профессиональный русский язык
Специальность: 051302 «Стоматология»
Объем учебных часов: 90 часов (2 кредита)
Курс и семестры изучения: 4 курс, 1-2 семестр
Алматы, 2015 г.
1. Общие сведения:
1.1. Наименование ВУЗа: Казахский Национальный Медицинский университет имени
С.Д. Асфендиярова
1.2. Кафедра: Профессиональных языков
1.3. Дисциплина: Профессиональный русский язык
1.4. Специальность: 051302 «Стоматология»
1.5. Объем учебных часов: 90 часов (2 кредита)
1.6. Курс и семестры изучения: 4 курс, 1-2 семестр
1.7. Сведения о преподавателях:
№
| Ф.И.О.
| Должность
| 1.
| Жанпейс Улбосын Ахметжановна
| проф.
| 2.
| Даркембаева Роза Джамхановна
| доцент
| 3.
| Озекбаева Назым Асылгазиевна
| доцент
|
1.8. Контактная информация: г. Алматы, ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус №2,
аудитории 123-132, телефон: 8(727) 338 70 90 (внт.7290, 7264).
1.9. Политика дисциплины:
В процессе изучения дисциплины необходимо:
● посещать все занятия (отработка пропущенных занятий принимается с разрешения деканата);
● студент несет ответственность за весь материал, изученный на пропущенном занятии;
●пропущенные по уважительной причине занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем (при наличии письменного разрешения деканата);
● тщательно и систематически готовиться к занятиям;
● не опаздывать на занятия, активно участвовать в учебном процессе;
● все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены соответственно требованиям;
● выполнять задания по СРС на достаточном уровне и сдавать их в установленные сроки;
● студенты, не справившиеся с выполнением заданий рубежного контроля и не набравшие в течение учебного года необходимое количество баллов, к экзамену не допускаются.
Недопустимыми являютсяопоздания и уход с занятий; несамостоятельное выполнение заданий; несвоевременная сдача письменных работ.
2. Программа:
Введение.
Изучение русского языка в медицинских вузах должно быть ориентировано на выработку словесной культуры студентов в разных сферах речевой коммуникации. Под сферой общения подразумевается взаимосвязанный комплекс ситуаций и тем, видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), обусловленный коммуникативными потребностями обучающихся.
В деятельности врача-стоматолога коммуникативная компетентность занимает особое место, так как контакт «врач – пациент» характеризуется достаточно большим кругом проблемных ситуаций интерактивного, социально-перцептивного и информационного плана. В связи с этим при обучении данной специальности предполагается осуществление целенаправленной и последовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков, соответствующих нормативному коммуникативному поведению врача-стоматолога.
Курс «Профессиональный русский язык» рассчитан на студентов казахских отделений медицинских вузов (бакалавриат).
В качестве коммуникативных сфер обучения в рамках данной дисциплины выделяются учебно-профессиональная и научно-профессиональная сферы общения. За исходный уровень, с которого начинается изучение языка специальности, принимается уровень, соответствующий требованиям дисциплины «Русский язык», освоение которой предусмотрено на 1 курсе бакалавриата в рамках типовой программы «Русский язык».
Особую значимость при изучении профессионального русского языка приобретает отбор научных текстов для формирования и развития профессионально-ориентирующей коммуникативной компетенции, который необходимо осуществлять с учетом специальности студентов.
Рабочая программа включает 2 кредита. Изучение первого кредита нацелено на ознакомление с особенностями профильно ориентированного текста и коммуникативными задачами медицинского дискурса.
Содержание второго кредита ориентировано на привитие навыков компрессии профильно ориентированного текста, умений писать статьи, составлять рефераты, тезисы, тексты в рамках программных тем
2.2. Цель дисциплины– формирование у студентов профессионально ориентирующей коммуникативной компетенции, способности решать средствами русского языка коммуникативные задачи в основных видах речевой деятельности учебно-профессиональной и научно-профессиональной сфер общения, использовать научную литературу по специальности для получения информации, способствующей становлению профессиональной компетентности.
Максимально достижимым результатом обучающихся в рамках данного курса является уровень С1 - уровень профессионального владения.
2.3. Задачи обучения:
· максимальная ориентация учебного (языкового, речевого, текстового) материала на коммуникативно - деятельностные потребности специалиста медицинского профиля;
· формирование у студентов представлений об особенностях медицинского дискурса;
· развитие базисных компетенций – языковой, речевой, коммуникативной, предметной, дискурсивной, в совокупности обеспечивающих профессиональную коммуникацию;
· совершенствование межкультурной компетенции в контексте будущей профессии;
· усвоение норм речевого и делового этикета, необходимых для гармонизации общения в социальной системе языковой коммуникации
2.4. Конечные результаты обучения:
Формирование когнитивного компонента (знания)
· языковую норму и типы норм литературного языка;
· основные функции языка, виды и формы речи; функционально-смысловые типы речи;
· основные признаки медицинского текста как ведущей единицы в специальной системе речевой коммуникации;
· особенности функциональных стилей речи;
· знать характерные черты научного стиля, языковые (лексические, морфологические, синтаксические) особенности научной речи и жанров научного стиля и подстилей научного стиля (собственно-научного, научно-популярного, учебно-научного);
· структурно-смысловое членение научного текста.
Формирование операциональных навыков (практические навыки)
· определять тип и объем научной информации, заложенной в тексте (определение понятия, общая и квалификативная характеристика явления и его признаки, классификация предметов, характеристика составляющих /со/ противопоставление, тождество) явлений, характер контактов предметов; анализировать структурно-семантическую организацию текста: уметь составлять назывной, вопросный и тезисный планы;
· дифференцировать функциональные стили речи (разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический и научный);
· составлять тезисы, конспекты, цитаты, аннотации, различные виды рефератов, рецензии, отзывы, резюме-выводы научных текстов.
Формирование коммуникативных навыков
· обмениваться мнениями о прочитанном;
· конструировать высказывания, выступления;
· дискутировать на заданную тему;
· участвовать в диалогах в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.
Формирование правовых навыков
· уметь пользоваться основными положениями закона «О языках Республики Казахстан»;
· соблюдать нормы права в учебной деятельности и общественной жизни;
· иметь общее представление об основах права граждан РК и закона в медицине.
Самосовершенствование и саморазвитие
· самостоятельное изучение литературы по специальности; выполнение заданий к текстам по специальности; анализ лексико-семантических особенностей научных текстов; написание рефератов, докладов, тезисов, статей; подготовка видеопрезентаций.
2.5.Пререквизиты дисциплины: изучение курса профессионального русского языка базируется на сформированных знаниях, речевых умениях и навыках в объеме программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык», освоение которой предусмотрено на первом курсе.
Смежные дисциплины: казахский язык, английский язык, анатомия, гистология, биохимия, коммуникативные навыки, введение в клинику.
2.5. Постреквизиты дисциплины: изучение дисциплины «Профессиональный русский язык» является необходимой основой для формирования культуры профессиональной речи студентов, межличностного и межпрофессионального общения, эффективной подготовки специалистов с медицинским образованием и расширения доступа к достижениям мировой науки.
2.6. Краткое содержание дисциплины:Профессиональный русский язык является обязательной учебной дисциплиной. В практический курс профессионального русского языка включены лексический и языковой материал, в процессе работы над которым изучаются:
- языковые особенности медицинского дискурса;
- жанры научной речи;
- типы и средства связи предложений в абзаце и тексте;
- основные категории и свойства научного текста, его специфические черты;
- особенности структуры научного текста;
- правила библиографического описания произведений печати.
Отрабатываются умения и навыки:
· структурно-смыслового анализа текстов;
· составления различных видов речевой продукции;
· написания письменных творческих работ.
2.7. Тематический план практических занятий
№
| Тема занятия
| Объем
учебных часов
| | Уровень С 1 Кредит 1
| | 1.
| Обследование больного стоматологического профиля.
Диалог в учебно-профессиональной сфере.
|
| 2.
| Обезболивание в стоматологии. Реферат – обзор литературы по специальности. Структурно-композиционные части реферата - обзора.
|
| 3.
| Кариес и его осложнения. Реферат-резюме специальной литературы. Структура и композиция реферата-резюме.
|
|
| Операция удаления зуба.Научное сообшение. Требования к устному сообщению.
|
| 5.
| Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.
Структура и содержание научного доклада. Требования к письменному докладу.
|
|
| Уровень С 1 Кредит 2
|
|
| Материалы в ортопедической стоматологии. Научный тезис. Правила оформления научного тезиса.
|
|
| Виды зубных протезов. Форма и структура научной статьи. Основные требования при состалении текста научной статьи.
|
| 8.
| Назологические формы заболеваний. МКБ-10.Термины специальности. Структурно-содержательная характеристика терминов. Дефиниции. Принципы составления словарной статьи терминологического словаря по специальности.
|
|
| Травмы челюстно-лицевой области. Онкостоматология.
Оформление медицинской документации по специальности..Реквизиты документов.
|
| 10.
| Заболевания пародонта и слизистой оболочки рта. Презентация как способ представления научной информации. Структура и содержание презентации по специальности.
Рубежный контроль.
|
|
| Итого:
| 30 ч.
| Тематический план СРСП
№
| Тема занятия
| Объем
учебных часов
| 1.
| Расспрос как метод обследования стоматологического больного. Основные жалобы стоматологических больных.
|
| 2.
| Оснащение стоматологического кабинета. Дезинфекция в стоматологической практике. Стерилизация изделий медицинского назначения в стоматологии.
|
| 3.
| Влияние различных факторов на развитие кариеса зубов. Роль питания в профилактике кариеса зубов.
|
| 4.
| Клиническое обследование зубов и окружающих их тканей. Санация полости рта.
|
| 5.
| Методы профилактики стоматологических заболеваний. Гигиеническое воспитание населения.
|
| 6.
| История ортопедической стоматологии.
|
| 7.
| Гигиена полости рта. Средства для механического очищения зубов.
|
| 8.
| Организация приема стоматологических больных. Медицинская документация.
|
| 9.
| Личные меры защиты врача против вирусного гепатита и ВИЧ.
|
| 10.
| Медицинская этика и деонтология в клинике терапевтической стоматологии.
|
|
| Итого:
| 30 ч.
| 2.8. Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)
№
| Тема самостоятельной работы
| Форма проведения
| Объем
учебных часов
| 1.
| Обследование больного стоматологического профиля.
Диалог в учебно-профессиональной сфере. Диалог-беседа. Диалог-дискуссия на основе изучаемых специальных дисциплин. Оформление дискуссии.
| Подготовка сообщения на тему: «Как произвести анамнез: общий и специальный». Подготовка выступления в дискуссии на темы: «Превращение проблемы обезболивания стоматологических манипуляций из медицинской проблемы в социальную: Пути преодоления страха больных при обращении к врачу-стоматологу»; «Слово и уверенное поведение врача – сильное оружие в борьбе с болью».
|
| 2.
| Обезболивание в стоматологии. Реферат – обзор литературы по специальности. Структурно-композиционные части реферата - обзора.
| Подготовка реферата-обзора литературы по специальности.
|
| 3.
| Кариес и его осложнения.
Реферат-резюме специальной литературы. Структура и композиция реферата-резюме.
| Подготовка реферата-резюме специальной литературы.
|
| 4.
| Операция удаления зуба. Научное сообшение. Требования к устному сообщению.
| Короткое научное сообщение в рамках речевой темы: «Кариес и его осложнения.».
|
| 5.
| Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.
Структура и содержание научного доклада. Требования к письменному докладу.
| Доклад на тему: «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области».
|
| 6.
| Материалы в ортопедической стоматологии.
Научный тезис. Правила оформления научного тезиса.
| Подготовка тезиса на тему: «Материалы в ортопедической стоматологии».
|
| 7.
| Виды зубных протезов. Форма и структура научной статьи. Основные требования при состалении текста научной статьи.
| Состалении текста научной статьи по специальности.
|
| 8.
| Назологические формы заболеваний. МКБ-10.
Структурно-содержательная характеристика терминов. Дефиниции. Принципы составления словарной статьи терминологического словаря по специальности.Глоссарий.
| Составление трехъязычного терминологического словаря по специальности.
|
| 9.
| Травмы челюстно-лицевой области. Онкостоматология. Оформление медицинской документации. Реквизиты документов.
| Медицинская карта стоматологического больного. Заполнение паспортных данных, оформление записи жалоб, истории заболевания, результатов обследования. Научный доклад в рамках изученных речевых тем.
|
| 10.
| Заболевания пародонта и слизистой оболочки рта. Презентация. Презентация как способ представления научной информации. Структура и содержание презентации по специальности.
| Презентация в рамках изученных речевых тем.
|
|
| Итого:
| | 30 ч.
|
Литература
Основная:
1. Закон Республики Казахстан «О языках Республики Казахстан». Астана: ИКФ «Фолиант» - 2000 г.
2. Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.
3. Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.
4. Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Стоматология». Часть III. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.
5. Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.
6. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2013. – 225 с.
7. Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.
8. Энциклопедический словарь терминов фармакологии, фармакотерапии и фармации: Г. Я. Шварц — Санкт-Петербург, Литтерра, 2008 г.- 576 с.
9. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.
10. Жанпеисова У.А. Қазақша-орысша тақырыптық сөздік - Казахско-русский тематический словарь./ Сост.У.А.Жанпеисова / - Алматы: Sansam, 2010.– 176 с.
11. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека в трех томах: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.
12. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Алешин Б.В. и др. Гистология, эмбриология, цитология: учебник, 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 800 с.
13. Северин Е.С. Биохимия: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 752 с. (Перевод на казахский язык – Сейтембетова А.Ж.)
14. Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативтік дағдылар: оқулық. – Алматы, 2011. – 176 с.
Дополнительная:
1. Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.
2. Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.
3. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.
Интернет-источники
Интернет-сайт «Грамота» www.gramota.ru
Интернет-сайт «Культура письменной речи» www.gramota.ru
Интернет-сайт «Стиль документа» www.doc-style.ru
Информационно-дискуссионный портал www.newsland.ru
Онлайн-энциклопедия www.wikipedia.org
2.10. Методы обучения и преподавания:
· словесный:объяснение; толкование; беседа (вводная, вопросно-ответная, закрепляющая, контрольно-коррекционная), рассказ; работа с учебником;
· практический метод:выполнение устных и письменных языковых упражнений, речевых заданий; работа с толковыми и терминологическими словарями; языковой и структурно-смысловой анализ текстов различных типов и стилей; лингвистический (моно- и билингвальный) анализ медицинских терминов ; работа с АРМ;
· наглядный метод: иллюстрация учебного материала; демонстрация; работа с таблицами, опорными схемами, графическими органайзерами, рисунками; работа с ТСО;
· игровой метод: дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); деловые (организационно-коммуникативные, ролевые, имитационные);
· методы контроля и самоконтроля:рубежные (постблочные) тесты; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; уплотненный опрос;
· ситуационный метод:коммуникативное общение, дискуссии, решение ситуативных заданий;
· интерактивные методы:проблемное изложение учебного материала; презентация, кейс-стади; работа в малых группах; мозговой штурм; критическое мышление; ривин-метод; ассоциативный метод; атака вопросами; кластерный метод; блиц-опрос; мини-исследование.
Формы организации СРС:работа с источниками по специальности; изучение литературы, связанной с речевыми темами занятий; выполнение опережающих заданий по прочитанным текстам; самостоятельный подбор текстов требуемого типа речи и стиля; подготовка (устных и письменных) работ по различным жанрам научного стиля; обзор материалов профессиональных газет и журналов на заданную тему; составление терминологических (одноязычных, двуязычных словарей); конструирование тематического глоссария; эссе, реферат, аннотирование литературы, отзыв, рецензия, видеопрезентация.
Формируемые на дисциплине компетенции: знания(когнитивно-языковая), практические навыки(операционально-речевая), коммуникативные навыки(коммуникативно-аксиологическая), правовая, саморазвитие.
Компетентностно-ориентированный подходпредполагает использование следующих методов формирования компетенций: традиционные, интерактивные (мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры, деловые игры, презентация, атака вопросами), инновационные (ривин-метод, ассоциативный, кластерный).
2.11.Критерии и правила оценки знаний:
У студентов, обучающихся по кредитной системе, СРСП не оценивается.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|