Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. Проблема человека в философии.





1. Проблема человека в истории философии.

2. Человек, общество и природа.

3. Индивид, человек, личность, индивидуальность.

4. Свобода как высшая ценность личности.

 

1. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания – антропологии. Рассматривая данную тему необходимо показать, что природа человека в истории философской мысли рассматривалась по-разному: "Человек - мера всех вещей", "Человек - это творение Бога (его образ и подобие)", "высшее творение природы", "социальное существо" или "политическое животное" и т.д. Но при этом необходимо иметь в виду, что человек – многогранное существо и обойтись одним определением невозможно, так как понятие "человек" употребляется здесь в обобщенном смысле как человеческий род.

Следует отметить, что ни в античной, ни в средневековой философии, ни, тем более, в философии Нового времени и Просвещения человек не был проблемой, оставаясь лишь одной из возможных тем. Человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны. Антропологический поворот в философии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии.



Подчеркните, что, несмотря на неослабевающий интерес к антропологической проблематике на протяжении двух последних столетий, философский опыт о человеке не может быть завершен.

2. Раскрывая второй вопрос, покажите, что по мере развития человека и общества непосредственная зависимость человека от природы уменьшается. Но, с другой стороны, эмансипируясь от природы, человек оказывается неразрывно с ней связанным. История развития человечества – пример того, как постепенно менялись геохимические условия природного существования, поэтому историю общества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей природы.

Дайте определения таких понятий как «биосфера» и «ноосфера», в чем их суть? Покажите, что вмешательство в процессы протекающие в биосфере, ведет к разрушению условий человеческого существования.



Далее, обратите внимание на то, что общество, так же как и природа, является средой обитания человека, но при этом человек не растворяется в обществе, так же как он не растворяется в природе. Следствием же растворения личности во внешних социальных связях может стать отчуждение от собственной сущности, потеря идентичности, чувства реальности «я».

3. В третьемвопросе, опираясь на учебно-справочную литературу, тщательно разберитесь в сути и соотношении данных философских категорий, постарайтесь понять их различие, выделив особо проблему личности и ее социальные качества. Покажите, что понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом: индивид – обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя вида homo sapiens; личность – интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я»; индивидуальность – культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость, оригинальность.

Делая вывод, обратите внимание на то, что в понимании человека следует избегать крайностей «биологизации» и «социологизации».

4. В данном вопросе, отталкиваясь от проблемы формирования личности (социализации), покажите становление свободы как высшей ценности в западной культуре. Западная философия центрирована на идее свободы, при этом свобода по-прежнему остается величайшей проблемой. Объясните, как проблема свободы решалась в России. Обратите внимание на следующие вопросы: а) образ жизни личности: избранное и навязанное; б) свобода как познанная необходимость и возможность действовать в соответствии с ней; в) свобода как социальное пространство для раз-личных форм деятельности человека; г) права человека и ответственность.



Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. Ч.1. С.314-332; Ч.2. С. 247-257.

2. Дубровский И.Д. Смысл смерти и достоинство личности // Фи-лософские науки. - 1990. - № 5. - С.116-119.

3. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978

4. Трубников Н.Н. Жизнь и смерть // Квинтэссенция. - М., 1990. С.425-447.

5. Трубников Н.Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни //Философские науки. - 1990. - № 2. - С.104-115.

6. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М., 1995. С. 167-171.

9. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе //Вопросы философии. - 1990. - № 2. – С.4-26.

10.Соловьев Э.Ю. Дефицит правопонимания как примета русской философии //Вопросы философии. - 1988. - № 9. - С.403-427.

 

Сознание и познание.

 

1. Проблема сознания в истории философии.

2. Структура сознания. Сознание и самосознание.

3. Научное познание: объективность, обоснованность и универсальность научных знаний.

4. Знание, истина, вера, мнение, знаки, символы.

 

1. Обратите внимание на то, что философская проблема сознания имеет гносеологическую, онтологическую, аксиологическую и праксеологическую стороны; она не может быть сведена только к проблеме познания, его условий и результатов. Вопрос о сознании неизбежно соотносится с вопросами о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии и т.п. Покажите, что представление о сознании как целенаправленном отображении действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним аспектом – интеллектом, мышлением. Покажите как изменялись подходы к понятию сознания в историко-философском процессе.

2. Обратите внимание на то, что сознание – основная философская категория – имеет сложную структуру, в него входят как образы действительности (понятия), так и образы воображения (цели, идеи, планы, мечты, идеалы, иллюзии), эмоции и огромный пласт бессознательного. От сознания следует отличать мышление как процесс, происходящий в человеческом сознании и приводящий к формированию нового знания, и познание как усвоение чувственного содержания вещей и процессов с целью нахождения истины.

В основу раскрытия темы следует положить индивидуально-познавательную деятельность субъекта, обратив внимание при этом на соотношение понятий "разум" и "рассудок", рационального и иррационального, на функциональную асимметрию человеческого мозга, порождающую два типа мышления – рационалистическое (левое полушарие) и образное (правое полушарие), творчество и интуицию, веру и мнение.

3. Важнейшим вопросом для теории познания является следующий: что такое знание, каково его строение и как оно возникает? Этому и должен быть посвящен третийвопрос. Здесь необходимо обратить внимание на то, что в научном знании в отличие от других форм знания (религия, искусство, мораль, право) критерий рационального осознания мира занимает центральное место, а понятие выступает как основная форма рационального познания.

4. В изучении четвертого вопроса главное состоит в раскрытии понятия "истина" и выяснении ее отличия от веры, мнения и вненаучного знания. В истории философии истина понимается как соответствие знаний предмету познания, а предмета познания – своему понятию. Здесь необходимо затронуть проблему критериев истины и роль заблуждений, веры, мнений в поисках истины. Обратите внимание на знаковую систему и смысловое содержание значений.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.321-343, 364-406.

2. Диалектика. Познание. Наука. – М., 1988.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов: В 2 ч. – М., 1994. Ч.1. С. 165-259.

4. Климов А.Я. Диалектика и практика познания. – М., 1991.

5. Петров Ю.А. Теория познания. Научно-практическое значение. – М., 1988.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

7. Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.

8. Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова и С.В. Девятовой.- М., 1996.

9. Философский словарь. – М., 1987.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.