Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания к практическим занятиям.





 

Тема 1. Предмет философии, ее место и роль в обществе.

1. Истоки философии: от мифа – к логосу. Круг философских проблем. Функции философии.

2. Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение.

1. При подготовке первого вопроса необходимо привлечь к работе учебники и философский словарь, чтобы разобраться в изучаемой проблеме. Следует обратить внимание на такие философские категории, как «миф», «логос», «религия», «философия», «наука», «мировоззрение». Изучив это, покажите генезис и дальнейшую эволюцию философии. В этом вам поможет рекомендуемая литература. Покажите предфилософское значение мифологии и религии, специфику постановки и разрешения философских проблем, отличие философии от науки и других форм знаний.

2. Рассматривая второй вопрос, с помощью учебника раскройте содержание и структуру мировоззрения, а далее разберитесь в его типах – мифологическом, религиозном, философском, научном и др. Завершая рассмотрение данного вопроса, выделите основные функции философии, покажите ее место и роль в жизни отдельного человека и в духовной культуре человечества.



Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1. С. 20 - 73.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. С. 40-46.

3. Джеймс У. Рассел Б. Введение в философию. Проблемы философии. – М., 2000.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 1997. С.4-18.

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М, 1999.

7. Философский энциклопедический словарь. – М., 2003.

8. Философский словарь. – М., 1998.

 

Тема 2.

Философия Древнего мира

1. Философия Древней Индии.

2. Древнекитайская философия.

3. Первые философские школы в Древней Греции.

4. Атомизм в античной философии.

5. Жизнь и творчество Сократа. Основные принципы философии Сократа.

6. Учение Платона об идеях и душе. Теория познания. Учение об идеальном государстве.

Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении. Нравственная и политическая философия Аристотеля.

 

1. Для раскрытия первого вопроса необходимо обратиться к Ведам – первому древнеиндийскому письменному памятнику – и показать их роль в развитии духовной культуры и зарождении философии. Особо следует сказать о четвертой части Вед – Упанишадах, которая полностью посвящена рассуждению над решением философских проблем.



Затем следует уяснить, что со временем идеи брахманизма и философии Веданты трансформировались в индуизм (I тыс. до н.э.), который широко распространен в современной Индии.

Далее перейдите к характеристике основных положений джайнизма – «освобождению» души от оков тела, что достигается путем победы человека над своими страстями и раскрытию основного содержания учения Будды, состоящего из четырех принципов, которые и необходимо изложить в контрольной работе. Особо следует разобраться, почему данное религиозно-философское направление со временем превратилось в мировую религию и широко распространилось по всему земному шару.

2. Покажите особенности и многообразие философских направлений Древнего Китая. Обратите внимание на даосизм, который призывал к органическому слиянию с природой и который оказывает влияние на культуру сегодняшнего Китая. Раскрытие учения Конфуция начните с биографии древнего мудреца. Необходимо обратить внимание на то, что в китайской культуре религия обернулась этикой, а индивид заслонил собой богов. Поэтому конфуцианство – это, прежде всего, социально-этическое учение, основанное на патриархальности и строгой иерархии, на культе Поднебесной (название Китая) и Неба. Изложение темы следует закончить выводами о специфике древнекитайской философской мысли и ее влиянии на современный Китай.



3. Особенностью древнегреческой философии на начальном этапе ее развития является стремление понять сущность природы, Космоса, Вселенной. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, покажите механизм зарождения философии, т.е. процесс развития человеческой мысли от религиозно-мифологической формы до рационалистической, философской. Найдите основные различия в данных формах мышления и сформулируйте основные предпосылки возникновения философии в античной Греции.

Разберитесь в философских учениях представителей Милетской школы - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. В VI - V вв. до н.э. жил и творил Гераклит из Эфеса, оказавший огромное влияние на последующие философские течения. Уделите внимание анализу его сочинений. Далее необходимо обратиться к элейской школе и пифагорейцам, выяснить специфику истолкования в их философии проблем бытия и познания.

4. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом. Раскрытию философских взглядов этого мыслителя поможет учебная литература, в частности, работа Блинникова Л.В. «Краткий словарь философов». В заключении оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в.

Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий.

5. Личность Сократа трагична и загадочна в истории философской мысли, поэтому раскрытие данной темы начните именно с биографии мыслителя. Рассматривая основные принципы философии Сократа важно показать суть сократовского поворота от натурфилософии к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: «антропология», «этика», «истина», «нравственность», «добродетель». В итоге вы должны изложить основные принципы этики Сократа и суть его метода.

В заключении необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова «Я знаю, что я ничего не знаю»?

6. Раскрытие данной темы требует глубокого знания всей философской системы Платона, которая включает в себя онтологию, космологию, гносеологию и этику. Но главной в его философии является онтология (философское учение о бытии). Бытие у Платона есть идея (эйдос), сущность, а между сущностью и явлением он четко проводит различие. Обратите внимание на важное положение платоновской онтологии – разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Ознакомившись с учением об идеях, перейдите к учению о душе, с которой тесно связана и гносеология (теория познания). Чтобы лучше понять эти стороны творчества Платона, обратитесь к учебникам: Введение в философию (М., 2003) и Радугин А.А. Философия; Курс лекций (М., 1995. С.42-53). Политической философии посвящен трактаты «Государство», «Законы» и др. Выясните, какие принципы заложены в основу платоновской модели идеального государства? Какие типы государств выделял философ и как он их оценивал.

7. Опираясь на литературу, опишите личность выдающегося философа Аристотеля – последователя Платона и воспитателя Александра Македонского. Обратите внимание на современное философское понимание таких категорий, как «материя» и «форма», сравните их толкование с аристотелевским. Для Аристотеля, так же, как и для Платона, материя, являясь первичным материалом, потенцией вещей, благодаря форме превращается в действующее состояние. Таким образом, форма, согласно Аристотелю, это активное начало, начало жизни и деятельности, а материя пассивна и бесформенна, в результате чего форма превращается в сущность бытия. Обратите внимание на учение Аристотеля о четырех видах причин и учение о движении. Специально рассмотрите учение Аристотеля об обществе и государстве. Для этого следует обратиться к произведениям Аристотеля «Политика». Выясните, какую форму государства мыслитель считал наилучшей и почему? В чем состоит различие подхода к государству Аристотеля и его учителя Платона?

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия.-М.,1975.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

4. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994.

5. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.

6. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

7. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

8. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.

9. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996. С. 108-119, 152-159.

10. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.

11. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия: Учебное пособие. – М., 1994.

12. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.178-186.

13. Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр. Соч.: В 4т. – М., 1968. Т.1.

14. Платон. Государство//Соч. В 3-х т.-М.,1971.- Т.3.-Ч.1.

15. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.

16. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146, 19-26, 179-188.

17. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.,1999.С.66-78

18. Философский словарь. – М., 1998.

19. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.,1981.

 

 

Тема 3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.