Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





 

5.1. К активным средствам обучения и изучения философии относятся: философский практикум, тренинг, аутотренинг, вопросы для самопроверки, вопросы для самоконтроля и др.

5.2. К интерактивным средствам обучения и изучения философии относятся: непосредственное участие в дискуссиях (пусть и в заочной форме) по материалам круглого стола; использование сайта «интернет-библиотека», проведение совместной лекции с представителями специалистами-экспертами от каждого факультета, когда речь идет о философских вопросах профильной области и конкретизации философских положений; постоянное знакомство через интернет-паутину с мнением зарубежных философов, а также через периодическую печать; обращение к материалам российских и международных философских конгрессов и др.

5.3. К упомянутому лекционному курсу привлекается специалисты-эксперты факультетов и кафедр по следующим темам: по философской антропологии – кафедра педагогики и психологии, по социальной философии – кафедра Истории и социально-экономических наук, по онтологии – представители естественно научного факультета.

5.4. По следующим темам практических занятий привлекаются: по вопросу «Философия и наука» (тема 1) – представители математического, географического, исторического факультетов; по вопросу «Философия и искусство» (тема 1) – представители художественно-графического факультета; по вопросу «Философия – особая форма культуры» (тема1) – представители кафедры культурологии; по теме «Философия и методология науки» - представители всех факультетов.



 

Распределение часов на интерактивные формы обучения

Вид занятий Всего аудиторных часов Доля экспертного времени (часов)
Лекции
Семинары
Итого:

 

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

6.1. В начале оценки промежуточного результата усвоения знаний могут быть: либо подготовка сообщения или доклада по заранее выбранному лотерейным способом экзаменационному вопросу, либо поиски всеми участниками ответов на вопросы для самоконтроля, либо нахождение правильных ответов всеми участниками семинара в предлагаемых тестах.



Ниже приводится один из разработанных нами тестов, способствующий контролю знаний студентов, а также самоконтролю.

 

 

ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ

 

Что означает слово «философия»?

А. мудрость; Б. мировоззрение; В. любовь к мудрости; Г. знание; Д. размышление.

Кто ввел термин «философия»?

А. Фалес; Б. Пифагор; В. Сократ; Г. Платон; Д. Аристотель.

3. Милетскую школу представляли:

А. Фалес; Б. Пифагор; В. Гераклит; Г. Анаксимен; Д. Протагор; Е. Анаксимандр; Ж. Парменид; З. Демокрит.

Кто впервые определил философию как науку наук?

А. Пифагор; Б. Аристотель; В. Платон; Г. позитивизм; Д. Гегель; Е. Марксизм.

Кто впервые определил философию как синтез частных наук?

А. Пифагор; Б. Аристотель; В. Платон; Г. позитивизм; Д. Гегель;

Е. Марксизм.

6. Понятие «архэ» означает:

А. мир; Б. первоначало; В. порядок; Г. космос; Д. гармония; Е. атом.

7. Для Фалеса первоначало — это:

А. воздух; Б. число; В. вода; Г. огонь; Д. земля; Е. апейрон.

8. Для Анаксимандра первоначало — это:

А. воздух; Б. число; В. вода; Г. огонь; Д. земля; Е. апейрон.

9. Для Анаксимена первоначало — это:

А. воздух; Б. число; В. вода; Г. огонь; Д. земля; Е. апейрон.

10. Для Пифагора первоначало — это:

А. воздух; Б. число; В. вода; Г. огонь; Д. земля; Е. апейрон.

11. Для Гераклита первоначало — это:

А. воздух; Б. число; В. вода; Г. огонь; Д. земля; Е. апейрон.

12. Категорию бытия первым исследовал:

А. Анаксимандр; Б. Пифагор; В. Гераклит; Г. Парменид; Д. Протагор; Е. Платон; Ж. Аристотель.

13. Человек как предмет философии впервые появляется в учении:

А. Анаксимандра; Б. Пифагора; В. Гераклита; Г. Парменида; Д. Протагора; Е. Платона; Ж. Аристотеля.



14. Атомистическое учение разработано:

А. Гераклитом; Б. Пифагором; В. Зеноном; Г. софистами; Д. Демокритом; Е. Аристотелем.

15. Термин «майевтика» ввел в философию:

А. Зенон; Б. Парменид; В. Сократ; Г. Протагор; Д. Платон; Е. Аристотель.

16. «Майевтика» означает:

А. познание; Б. изобретение; В. открытие; Г. припоминание; Д. порождение.

17. Термин «анамнезис» ввел в философию:

А. Зенон; Б. Парменид; В. Сократ; Г. Протагор; Д. Платон; Е. Аристотель.

18. «Анамнезис» означает:

А. познание; Б. изобретение; В. открытие; Г. припоминание; Д. порождение.

19. Целью познания является изучение причин, полагал:

А. Парменид; Б. Демокрит; В. Гераклит; Г. Пифагор; Д. Платон; Е. Зенон.

20. Апории впервые сформулировал:

А. Парменид; Б. Демокрит; В. Гераклит; Г. Пифагор; Д. Платон; Е. Зенон.

21. Принцип всеобщей подвижности и противоречивости впервые предложен:

А. Милетской школой; Б. пифагорейцами; В. Гераклитом; Г. Парменидом; Д. Демокритом.

22.Вывод о неподвижности и непротиворечивости бытия впервые был сформулирован:

А. Милетской школой; Б. пифагорейцами; В. Гераклитом; Г. Парменидом; Д. Демокритом.

23. Онтология — это:

А. теория познания; Б. учение о бытии; В. учение о мудрости; Г. научная теория.

24. Гносеология — это:

А. теория познания; Б. учение о бытии; В. учение о мудрости; Г. научная теория.

25. Учение о форме и материи впервые разработано:

А. элеатами; Б. софистами; В. Платоном; Г. Аристотелем; Д. эпикурейцами.

26. Различать мир вещей и мир идей предлагал:

А. Пифагор; Б. Парменид; В. Сократ; Г. Платон; Д. Аристотель; Е. Эпикур.

27. Этика наслаждения разработана:

А. Аристотелем; Б. Сократом; В. Эпикуром; Г. Платоном; Д. стоиками.

28. Фаталистический взгляд предложен:

А. Аристотелем; Б. Сократом; В. Эпикуром; Г. Платоном; Д. стоиками.

29. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии касался:

А. материи и формы; Б. причинности; В. общего и единичного; Г. роли чувственности и мышления в познании; Д. возможности и действительности.

30. Спор рационалистов и эмпириков в философии Нового времени касался:

А. материи и формы; Б. причинности; В. общего и единичного; Г. роли чувственности и мышления в познании; Д. возможности и действительности.

31. Понятие «вещь в себе» ввел в философию:

А. Бэкон; Б. Декарт; В. Кант; Г. Фихте; Д. Гегель; Е. Фейербах; Ж. Спиноза.

32. Основателем европейского эмпиризма является:

А. Бэкон; Б. Декарт; В. Кант; Г. Фихте; Д. Гегель; Е. Фейербах; Ж. Спиноза.

33. Основателем европейского рационализма является:

А. Бэкон; Б. Декарт; В. Кант; Г. Фихте; Д. Гегель; Е. Фейербах; Ж. Спиноза.

34. Априорные формы чувственности у Канта — это:

А. разум; Б. вещь в себе; В. категории; Г. пространство и время.

35. Априорные формы рассудка у Канта — это:

А. разум; Б. вещь в себе; В. категории; Г. пространство и время.

36. Метод гегелевской философии:

А. онтология; Б. гносеология; В. диалектика; Г. атомизм; Д. метафизика.

37. Учение Фейербаха можно отнести к:

А. идеализму; Б. материализму; В. дуализму; Г. пантеизму.

38. Свобода как познанная необходимость - это вывод:

А. Бэкона; Б. Декарта; В. Канта; Г. Фейербаха; Д. Спинозы.

39. Пантеизм является основой философского учения:

А. Бэкона; Б. Декарта; В. Канта; Г. Фихте; Д. Шеллинга; Е. Спинозы.

40. Дуализм является основой философского учения:

А. Бэкона; Б. Декарта; В. Канта; Г. Фихте; Д. Шеллинга; Е. Спинозы.

41. Источниками марксистской философии были учения (указать два пункта):

А. Бэкона; Б. Декарта; В. Канта; Г. Гегеля; Д. Шеллинга; Е. Фейербаха.

42. Основателем европейского иррационализма был:

А. Фихте; Б. Шопенгауэр; В. Ницше; Г. Спиноза; Д. позитивизм.

43. Понятие «пограничная ситуация» использует:

А. экзистенциализм; Б. неотомизм; В. персонализм; Г. Ницше; Д. Шпенглер.

44. Современная католическая философия — это:

А. персонализм; Б. феноменология; В. тейярдизм; Г. неотомизм; Д. экзистенциализм.

45. Понятие «ноосфера» ввел:

А. Шпенглер; Б. Соловьев; В. неотомизм; Г. Бердяев; Д. Тейяр де Шарден.

Кто положил начало русской философии XIX в.?

А. Соловьев; Б. славянофилы; В. Чаадаев; Г. западники; Д. Бердяев.

47. Философию всеединства разработал:

A. Соловьев; Б. славянофилы; В. Чаадаев; Г. западники; Д. Бердяев.

48. Проблеме свободы посвящает свою философию:

А. Соловьев; Б. славянофилы; В. Чаадаев; Г. западники; Д. Бердяев.

 

 

Вопросы к зачету по философии

 

1. Философия ее предмет и роль в обществе.

2. Мировоззрение, социально-исторические типы мировоззрения.

3. Место философии в системе знания. Философия и наука.

4. Философские учения Древнего востока.

5. Античная философия, становление и основные проблемы.

6. Материализм и идеализм как направления в философии.

7. Проблемы бытия и познания в античной философии ( Платон, Демокрит, Аристотель).

8. Философия Средневековья: становление и основные проблемы.

9. Картина мира в философии и науке Нового времени.

10. Проблема метода в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

11. Развитие сенсуалистической и рационалистической гносеологии в трудах Д.Локка, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

12. Субъективно-идеалистическая философия Д.Беркли, Д.Юма.

13. Философия века Просвещения о природе, обществе, человеке.

14. Особенности французского материализма ХYIII в.

15. Философия И.Канта.

16. Система и метод в философии Гегеля.

17. Антропологическая философия Л.Фейербаха.

18. Традиции и особенности русской философии ХI- ХIХ вв.

19. Становление философии марксизма, ее основные принципы.

20. Социальная философия марксизма.

21. Философские школы конца ХIХ – начала ХХ веков.

22. Основные философские школы ХХ в.

23. Категория бытия, ее смысл и значение, монистические и плюралистические концепции бытия.

24. Понятие материального и идеального.

25. Пространство и время.

26. Движение и развитие. Диалектика.

27. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

28. Научные, философские и религиозные картины мира.

29. Понятие истины, диалектика абсолютной и относительной истины.

30. Научное познание, его уровни, методы и формы. Критерии научности.

31. Познание как процесс. Субъект и объект познания.

32. Вера и знание, понимание и объяснение.

33. Практика и познание.

34. Рост научного знания. Научные революции и смена типов научной рациональности.

35. Наука и техника. Философские проблемы техники.

36. Сознание, его сущность, проблема происхождения сознания.

37. Человек как объект философии. Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

38. Общество как объект философского познания. Гражданское общество и государство.

39. Проблема необходимости и свободы в историческом процессе.

40. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

41. Единство и многообразие исторического процесса (формационный и цивилизационный подходы к изучению общества).

42. Проблема смысла человеческого бытия.

43. Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

44. Религиозные ценности и свобода совести.

45. Глобальные проблемы современности.

46. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература.

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник. - М.: Изд-во Проспект, 2010. - 592 с.

2. Канке В.А.. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: ЛОГОС, 2011. - 376 с.

3. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2010.ь – 735 с.

 

7.2. Дополнительная литература.

1. Философия. Учебник / под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина М., 2005.

2. Философия. Учебник. / Под ред. О.А.Митрошенко. М., 2005.

3. Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 1999.

4. История философии. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

5. Лешкевич Т.Г. Философия: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2005.

6. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М.: 1999.

7. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М.: Мысль, 2000.

8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2003.

9. Современная западная философия: Словарь. - М.: ТОН – Остожье, 2000.

10. Томпсон М. Восточная философия. - М., 2002.

11. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

12. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004.

13. Философия. Учебный курс / под ред. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

14. Философия: Университетский курс / Под ред. С.А. Лебедева - М.: Фаир-Пресс, 2003.

15. Философия: учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

16. Хрестоматия по философии / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 576 с.

17. Яковенко Б.В. История русской философии. - М., 2003.

18. Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

19. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западной европейской философии. М., 1986.

20. Конев В.А. Человек в мире культуры. Пособие по спецкурсу. Самара, 1996.

21. Мамардашвили М. К. Введение в философию // Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996.

22. Пигров К.С. Очерки социальной философии. Спб., 1998.

23. Пигров К.С. Социальная философия (Пропедевтический курс лекций). Самара 1996.

24. Философская энциклопедия. Т. 1–5. М., 1960–1970.

25. Это человек. Антология. М., 1995.

26. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994

27. Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1 М., 1989. С. 287, 290, 295-296.

28. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

29. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6 т. Т.3 М., 1964. С.155, 362.

30. Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. 1995, №1.

31. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 14-26, 29,33, 58-60.

32. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М.,1996. С.21-24.

33. Конев В.А. Философия культуры в современной философии // Философские науки, 1991, №6.

34. Кессиди Ф.Х. От мира к логосу. М., 1972.

35. Хайдеггер М. Европейский нигилизм (гл. Различие бытия и сущего и природа человека; гл. Бытие как пустота и богатство) // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.168-171, 171-176.

36. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

37. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990, №10. С.157-165.

38. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1998.

39. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991.

40. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

41. Губман Б.Л. Смысл истории (Очерк современных западных концепций). М., 1991. Гл.1.

42. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М.,1980. Ч.II. §§ 1-4,9,10. Ч.III. §§ 7, 8, 9.

43. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991.

44. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1994. Ч.III. О смысле истории.

45. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. изд. Т.13.

46. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1974.

47. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Гл. IV-VI, II, XVII.

48. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск. 1993.

49. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1992.

50. О человеческом в человеке. М., 1998.

51. Конев В.А. Декартовы и Дантовы координаты // Философия культуры. Самара. 1995.

52. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

36. Российская философская энциклопедия. В 4 тт. – М., 2000.

37. Философская энциклопедия. В 5 тт. – М., 1960-1970.

38. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

39. Словарь по философии / под ред. А.Т. Фролова. – М., 1989.

40. Новейший философский словарь. – Минск, 1999.

7.3. Периодические издания:

- ежемесячный журнал «Вопросы философии»;

- журнал «Человек», издается раз в 2 месяца;

- -ежемесячный журнал «Педагогика».

7.4. Интернет-ресурсы:

- Электронные учебники по философии;

- сайт «Интернет-библиотека».

И другие.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.