Практические занятия (семинары).
МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Набережночелнинкий институт социально-педагогических
технологий и ресурсов»
Кафедра истории и методики ее преподавания
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
Н.Г. Хакимова
(подпись, расшифровка подписи)
2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ»
Направление подготовки
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
(код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
Лечебная физическая культура
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
ОЧНАЯ
Набережные Челны 2014
Рабочая программа дисциплины «Философия» / сост. Н.М.Асратян. Набережные Челны: ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2014. – 76 с.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 02.03.01 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья».
Составитель Н.М. Асратян
(подпись)
. . 20 г.
© Асратян Н.М., 2014
© ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2014
Содержание
1 . Цели и задачи освоения дисциплины
2 . Место дисциплины в структуре ООП ВПО
3 . Требования к результатам освоение содержания дисциплины
4 . Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1. Содержание разделов дисциплины
4.2. Структура дисциплины
4.3. Практические занятия (семинары)
4.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Периодические издания
7.4. Интернет-ресурсы
7.5. Методические указания к практическим занятиям
7.6. Методические указания к самостоятельной работе
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Лист согласования рабочей программы дисциплины
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины
1. Цели и задачи освоения дисциплины
1.1. Цели дисциплины:
- развить у студентов интерес к фундаментальным знаниям,
- сформировать знания и представлений о специфике философии,
- стимулировать потребность к философским оценкам исторических событий и фактов действительности,
- содействовать усвоению идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм;
- научить студентов выявлять, систематизировать и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуру в целом;
- расширить духовный мир личности, осознающей свое достоинство и место в обществе, цели и смысл своей жизни;
- сформировать адекватную современным требованиям методологическую культуру, позволяющую учитывать в профессиональной деятельности ее социальные, экологические и психологические последствия, увязывать разнородные технические, экологические и культурные факторы в единый системный комплекс; - помочь будущему специалисту научиться гибко реагировать на изменения в содержании и целях профессиональной деятельности с учетом относительности и изменчивости профессионального знания.
1.2.Задачи дисциплины:
- создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения;
- выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
- формирование способностей выявления предельно широкого, всеобщего аспекта изучаемых вопросов;
- воспитание социально активной личности, ответственной за свои поступки и способной принимать решения;
- развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
- становление самостоятельного и целостного представления о мире и месте человека в нем.
- выработка понимания сложности современных социо-культурных реалий и способности их толерантной оценки;
- формирование рефлексивной позиции по отношению к миру в целом и к некоторым фундаментальным аспектам будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности соотносить специально-научные задачи с масштабом гуманистических ценностей;
- овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
2.1.«Философия» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
2.2. Изучение данной дисциплины предполагает наличие предварительных знаний из «Обществознания».
2.3. Дисциплина «Философия» рассматривается как необходимый этап для изучения естественных и точных наук. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в качестве общеметодологических принципов при изучении общенаучных и специальных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-4, т.е. владением культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-14, т.е. способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
Это означает, что бакалавр:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели к выбору путей ее достижения;
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:
Знать:
- о многообразии форм человеческого знания (научного и ненаучного, явного и неявного), соотношении рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об особенностях функционирования знания в современном информационном обществе, о роли науки в развитии цивилизации, о структуре форм и методов научного познания, о соотношении науки и техники и связанных с ними социальных и этических проблемах;
- фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, сущности человека, роли культуры в жизни общества, ее базисных ценностей;
- особенности философского мышления: гибкость, диалектичность, всесторонность (целостность), критичность, рациональность, амбивалентность и т.д.
- постоянную нацеленность философского мышления на преодоление однажды достигнутого результата (нацеленность на обобщение его);
- что анализ производится на базе некоторого целого – синтеза, человеческое мышление аналитико-синтетическое;
- что выдвижение цели предполагает наличие средств ее достижения, что не всегда наличные средства ведут к достижению цели, что сами цели могут быть либо завышенными (ошибочными), либо выдвинутыми, когда нет подходящих средств; что выбор путей достижения цели должен быть не произвольным, а обоснованным;
- что способность к обобщению, анализу, восприятию информации формируется, строго говоря, на основе теории принятия решений производимых математических расчетов;
Уметь:
-развивать указанные особенности философского мышления;
- быть философом в своей области, профессии;
Владеть:
- гибкостью, диалектикой мышления;
- способностью конкретизировать философские установки в своей профессиональной деятельности.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:
Знать:
- предмет философии, ее роль в истории человеческой культуры;
- основные этапы мировой философской мысли;
- важнейшие школы и учения выдающихся философов;
- некоторые классические философские тексты, охватывающие различные эпохи и традиции;
- об основных отраслях философского знания;
- о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
Уметь:
- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнесе.
- учиться у выдающихся людей;
- их эталон использовать для выработки своего кредо.
Владеть:
- пониманием взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
- пониманием необходимости систематического тренинга своего имиджа;
- чувством конструктивности и владения ситуацией.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:
Знать:
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- что человек - продукт культуры и сам созидает культуру; - что культура предписывает как отдельному человеку, так и всему человечеству совершенствовать однажды открытые изобретения и знания, развивать и саму культуру, в том числе принципы толерантности, диалога и сотрудничества; - что толерантность требует совместимости различных традиций, религий, гуманистических мыслей; диалог и сотрудничество предполагает взаимообмен информацией; Уметь: - вырабатывать, формировать в себе чувство конструктивности; - проверять на соответствие современным реалиям те или иные философские принципы;
Владеть: - чувством уверенности в правильности избранных принципов в качестве руководства в ваших действиях;
- чувством ориентации в ситуации, чувством конструктивности.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:
Знать: - что человек воспринимает окружающую его действительность сквозь внутренние психические состояния, сквозь призму своей собственной иерархии ценностей;
- что в зависимости от того, какие это ценности или предпочтения, будут и соответствующие им способности анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем;
- что контакты с коллегами, взаимодействие с ними предписываются культурой; Уметь: - понимать, что человек не предоставлен самому себе навсегда, чтобы поддерживать человеческое в себе, не должен взаимодействовать с людьми, обществом;
- понимать, что взаимодействие с людьми возможно лишь тогда, когда оно сообщает людям новую, свежую интересную информацию;
Владеть: - качеством взаимодействия и общения;
- принципом “взаимодействую – значит, обогащаю других и обогащаюсь сам”.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:
Знать:
- о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
- о роли науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах;
- о ценности научной рациональности и ее исторических типах, о структуре, формах и методах научного познания, их эволюции.
- что без обмена информацией невозможно было возникновение ни самого человека, ни самого общества; -что получение, хранение, переработка информации напрямую зависят от степени развития духовности человека; - в прямом соответствии с этой духовностью человеком будут использоваться как подбор методов, способов и средств обработки информации, так и качество их использования;
Уметь: - научиться виртуозно, с большим искусством пользоваться подбором средств; - понимать, что это качество не дается, а создается; Владеть: - ситуацией, поступать с сознанием дела относительно взаимодействия с поступающей информацией имеющимся соответствующим набором методов, способов и средств; - чувством оптимизации уверенности в своих действиях.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавр должен:
Знать: -что сущность и значение информации в обществе предопределяются понятием культуры;
- что развиваются и усложняются виды культурных форм передачи, обозначения и накопления информации;
- что современное общество интенсивно компьютеризируется, однако этот прогресс сопровождается недостатками: возникновение компьютерной зависимости, представление о виртуальной реальности как чуть ли не единственной форме культуры, возможность утраты человеком контроля над компьютером; Уметь: - извлекать наибольший коэффициент полезного действия в обращении с компьютером; - пользоваться его преимуществом;
Владеть: - пониманием того, что с компьютеризацией будут множиться функции удобства, быстроты, оперативности, преодоления расстояний, информативности, общения; - чувством меры использования возможностей компьютерных технологий.
4. Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1. Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
|
|
|
|
|
| Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе
| Философия и мировоззрение. Типология мировоззрений. Специфика философского мировоззрения. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания.
| КЗ
|
| Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии.
| Возникновение философии. Переход от мифологического мировоззрения к философскому. Античная философия, ее крупнейшие представители и историческое значение.
Своеобразие становления и развития философии на Древнем Востоке.
| КЗ
|
| Философия Средневековья и эпохи Возрождения
| Теоцентризм средневековой философии. Проблема универсалий.
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия.
| КЗ
|
| Европейская философия ХVII-ХIХ вв.
| Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм. Философия
Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы,
Г. В. Лейбница, Д. Локка,
Д. Беркли, Д. Юма.
Априоризм И. Канта. Система и диалектический метод философии Г.-В.-Ф. Гегеля. Антропологическая философия
Л. Фейербаха. Учение К.Маркса и
Ф. Энгельса.
| КЗ
|
| Отечественная философия XIХ-XX вв.
| Особенности русской философии.
Историософия П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.
Философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Философия всеединства В.С. Соловьева. Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева. Философия русского космизма.
| КЗ
|
| Философия в современном мире
| 1. Основные направления философии XX в. 2.Антропологическая традиция (экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм).
3. Аналитическая традиция. Логический позитивизм, лингвистическая философия.
4. Философия на рубеже XX и XXI вв. Герменевтика, структурализм и постструктурализм (постмодернизм), постпозитивизм.
| КЗ
|
| Учение о бытии
| 1. Категория бытия, ее смысл и значение. Монистические и плюралистические концепции бытия. Уровни и виды бытия. Виртуализация бытия в эпоху постмодерна.
2.Материя и движение. Пространство и время. Диалектика и метафизика.
| Тестиро-
вание
|
| Проблема человека в философии
| 1. Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Деятельная сущность человека. Человек в системе социальных связей и историческом процессе.
2. Индивид – индивидуальность – личность.
3. Смысл человеческого бытия. Поиски смысла жизни в философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Человек – существо одушевленное.
1. Свобода и ответственность в человеческой жизни.
2. Человек в информационно-техническом мире.
| КЗ
|
| Сознание и познание
| 1. Сознание, самосознание и личность. Понятие идеального. Происхождение, сущность и структура сознания. Сознательное и бессознательное.
2. Познавательное отношение человека к миру. Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Субъект и объект познания. Проблема истины.
3. Познание и творчество. Вера и знание, понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
| КЗ
|
| Социальная философия
| 1.Общество как продукт человеческого общения и человеческой жизнедеятельности.
2. Общество и природа.
3. Основные подсистемы общественной жизни и их взаимосвязь.
4. Гражданское общество и государство.
5. Субъективное и объективное в общественном развитии.
6.Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
| КЗ
|
| Аксиология: нормы, ценности и идеалы человечества
| 1. Понятие и природа ценностей. Иерархия и классификация ценностей.
2. Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни. Идеалы, их сущность и назначение в обществе. Ценностное в научном познании.
3. Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей.
| КЗ
|
| Философия науки и техники
| 1. Понятие науки. Научное и вненаучное знание. Научные революции и смена типов рациональности.
2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания. Понятия метода и методологии. Основные методы научного познания.
3. Основные проблемы философии техники. Происхождение и природа техники. Философские аспекты техники. Человек в техногенной цивилизации. Техника и экология. Этические проблемы науки и техники.
| Тестиро-вание
|
| Будущее человечества и глобальные проблемы современности
| 1. Развитие и прогресс человечества.
2. Глобальные проблемы современности.
3. Будущее и средства его прогнозирования. Глобальное, национальное и личностное Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
| КЗ
| 4.2. Структура дисциплины
Общая трудоемкость
| Трудоемкость часов
| 3 семестр
| Всего
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| 4.3. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
Вопросы из разделов лекционного курса
| Количество часов
| 1. Переход от мифологического мировоззрения к философскому (раздел 2)
|
| 2. Философия русского космизма (раздел 5)
|
| 3. Виртуализация бытия в эпоху постмодерна (раздел 7)
|
| 4. Человек в системе социальных связей и историческом процессе (раздел 8)
|
| 5. Представления о совершенном человеке в различных культурах (раздел 8)
|
| 6. Человек в информационно-техническом мире
(раздел 8)
|
| 7. Философия истории (раздел 10)
|
| 8. Прагматический критерий истины (раздел 9)
|
| 9. Ценностное в научном знании (раздел 11)
|
| 10. Техника и экология (раздел 12)
|
| 11. Глобальное, национальное и личностное (раздел 13)
|
| Итого: 52
4.4. Разделы дисциплины, изучаемые в 3семестре
№
раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Внеауд.
работа СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе
|
|
|
|
|
|
| Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии.
|
|
|
|
|
|
| Философия Средневековья и эпохи Возрождения
|
|
|
|
|
|
| Европейская философия ХVII-ХIХ вв.
|
|
|
|
|
|
| Отечественная философия XIХ-XX вв.
|
|
| 2
|
|
|
| Философия в современном мире
|
|
|
|
|
|
| Учение о бытии
|
|
|
|
|
|
| Проблема человека в философии
|
|
|
|
|
|
| Сознание и познание
|
|
|
|
|
|
| Социальная философия
|
|
|
|
|
|
| Аксиология: нормы, ценности и идеалы человечества
|
|
|
|
|
|
| Философия науки и техники
|
|
|
|
|
|
| Будущее человечества и глобальные проблемы современности
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
Практические занятия (семинары).
Тематический план
1. Предмет философии, ее место и роль в обществе.
2. Философия Древнего мира.
3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
4. Европейская философия XVII – XVIII вв. и философская классика конца XVIII – первой половины XIX вв.
5. Русская философия.
6. Философия в современном мире (Западная философия ХIХ-ХХ вв).
7. Учение о бытии и материи.
8. Проблема человека в философии.
9. Сознание и познание.
10. Человек в системе социальных связей.
11. Нормы, ценности и идеалы человечества.
12. Философия науки и техники.
13. Будущее человечества и его сценарии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|