Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления в философии





 

В зависимости от того, как философы понимают соотношение материального и духовного, что принимают за исходное первоначало, они разделились на мате­риалистов и идеалистов. Материализм - философское учение, принимающее за сущностное первоначало миропонимания нечто материальное (таковым могут быть на­турально-вещественные предметы - вода, воздух, металл, и т.д. или абстракция атомов, апейрона, материи), а духовное считается продуктом материального. Идеализм, наоборот, материальное объясняет исходя из духовного (идеи, сознания, воли, абсолютного духа и т.д.), материя в идеализме вторична по отношению к сознанию.

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе в некоторых философских системах (например, марксистской) считается основным вопросом фило­софии, а материализм и идеализм - основными направлениями. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - подчеркивал Ф.Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию"[9].

Особое место в философии вопроса об отношении духовного к материально­му не очевидно. Нелегко понять, почему и в каком смысле данный вопрос является основным и так ли это на самом деле. Не секрет, что философы в течение более двух тысячелетий ни прямо, ни косвенно не ставили этот вопрос, а большинство из них не считало и не считает вопрос о соотношении материи и сознания основным. В различных философских учениях на первый план выносятся другие проблемы. Например, французский философ XX века А. Камю основным вопросом филосо­фии считает проблему смысла человеческой жизни: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значить ответить на фундаментальный вопрос философии"[10]. Для русского философа Н.Бердяева основная проблема философии - это проблема сво­боды человека, его сущности, природы, предназначения[11].



Но может ли рассматриваться в качестве основного вопрос, который не фор­мулируется большинством философов? Во всяком случае, ясно одно: вопрос об отношении материального к духовному входит во все философские размышления независимо от того, осознают это философы или нет.



Философский термин "идеализм" не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист", которое происходит от слова идеал и обозначает беско­рыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Смещение этих понятий нередко используется для дискредитации философского материализма. Указывая на это обстоятельство, Ф.Энгельс отмечал, что предрассудок, будто вера в нравственные идеалы составляют сущность философского идеализма, воз­ник вне философии у немецкого филистера (обывателя). "Под материализмом фи­листер понимает обжорство, пьянство, похоть, плотские наслаждения тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоня за барышом и биржевые плутни, короче - все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в "лучший мир", о котором он кричит перед другими, но в который он сам начинает веровать разве только тогда, когда у него голова болит с похмелья или когда он обанкротил­ся, словом - когда ему приходиться переживать неизбежные последствия своих обычных "материалистических излишеств"[12].

Термины "идеализм" и "материализм" фиксируют отношение материального и духовного и только в этом смысле они в философии и употребляются. Когда же им придают какое-либо другое значение, возникает путаница. Иронически критикуя смешение философского термина и употребляемого в повседневных рассуждениях слова "идеалист", Энгельс отмечал: все, что побуждает человека к деятельно­сти, должно проходить через его голову. Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в виде "идеальных стремлений", становятся "идеальными силами". И если данного чело­века делает идеалистом только то, что он следует идеальным стремлениям, то вся­кий нормальный человек - идеалист от природы, и не понятным остается одно: как вообще могут быть на свете материалисты?[13].



Функции философии

 

В сложном комплексе общественно-исторической жизни людей философия выполняет определенные функции, основными из которых являются: мировоз­зренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая.

Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствую­щего современному уровню науки, исторической практики и интеллектуальным требованиям человека. Философия представляет собой общий взгляд на мир, вы­раженный в системе понятий и категорий, в которой центральное место занимают проблемы отношения человека к остальному миру. Философия - это теоретическая основа мировоззрения, это учение о мире, месте человека в мире, об отношениях между человеком и миром. Для философии мир - это и природный мир, и мир человека, это и человек, выросший в мире, в нем живущий и действующий. Рассу­ждения о мире в философии идут в русле выяснения места человека в мире и от­ношения между человеком и миром.

Методологическая функция философии проявляется в том, что она выявляет наиболее общие идеи, исходные принципы, обобщенные способы организации и построения теоретической деятельности, на которых базируется та или иная куль­тура или общественно-историческая жизнь людей. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относятся та­кие универсальные понятия, как бытие, материя, сознание, развитие, движение, качество, количество, причина, следствие, сущность и т.д. В своей совокупности они составляют основу человеческого интеллекта.

Гносеология (теория познания) - это та часть философской системы, которая занимается исследованием проблем возникновения и функционирования познавательной деятельности, форм движения к истине, путей и средств ее достижения, проверкой полученных знаний. Философия систематизирует и рационализирует результаты познавательной деятельности во всех ее формах.

Однако философия систематизирует и рационализирует знания и опыт не ней­трально, а в сочетании с оценкой этих знаний и этого опыта. Философия дает кар­тину ценностно окрашенного мира, в то время как наука пытается дать объектив­ную картину мира без какой-либо ценностной окраски. Наука не делает различия по ценностным характеристикам, философская же картина мира не может ценностно быть нейтральной. В этом проявляется аксиологическая функция философии.

Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и ду­ховных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке - значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах и поступках.

 

* * *

 

Философия многогранна, многообразны ее проблемы. Развитие философии невозможно представить вне многообразия духовного опыта человечества.

Для начинающих изучение философии определение ее предмета и проблем долгое время остается недостаточно ясным и в известном смысле формальным, поскольку им еще не известны ее основные термины и понятия, они еще не овла­дели категориальным аппаратом, не усвоили содержания основных идей. Иной, более глубокий смысл приобретает предмет философии для тех, кто овладел кате­гориальным аппаратом и проблематикой, получил представление об ее истории и методах исследования, усвоил основные положения и идеи. Поэтому ознакомление с предметом и проблемами философии завершим словами древнегреческого фило­софа Эпикура: "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.