Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие науки. Классификация наук.





Исследования и их роль в практической деятельности человека.

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование — процесс научного изу­чения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его зако­номерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах об­щества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследова­ние научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тен­денции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении но­вых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необхо­димости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — глав­ным фактором повышения эффективности управления.



Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связыва­ется только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фак­тор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование "сле­дующим образом.Исследованиеэто вид деятельности человека, состо­ящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их проис­хождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей ис­пользования новых представлений или знаний о данной проблеме в прак­тике ее разрешения (схема 3).



В реальной практике эти признаки исследования находятся в определен­ном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и кон­кретные цели и задачи деятельности.

Исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, иссле­дование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование пред­ставляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятель­ности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (схема 9). Она представляет со­бой дихотомическое представление различных типов исследований, выде­ленных по различным критериям. Критерии отражают основные характерис­тики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные про­сто для разработки эффективных решений и достижения желаемого резуль­тата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.



Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, на­оборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжи­тельные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это поз­воляет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффектив­ные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (ра­зовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

Понятие науки. Классификация наук.

Наука - это и итог познания мира. система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

Во-первых, под наукой имеют в виду особый вид человеческой деятельности (познавательной), результатом которой выступает истинное знание.

Различают субъект познания и объект познания. Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. Сказать, что объектом познания является природа, значит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке. С одной стороны, объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу этого стали предметом его познавательного интереса. С другой стороны, те или иные явления превращаются в составляющие объекта познания в меру достигнутого к данному времени уровня знаний.

Во-вторых, под научным знанием понимают результат познавательной деятельности. Оно подвергается формализации, т.е. выражается в символах. Научное знание представляет собой систему. Признаком научности является логическая непротиворечивость элементов. Научное знание не апеллирует к человеческим чувствам и является истинным по объективным причинам. Содержание такого знания не может зависеть от человеческого к нему отношения.

Цель науки – получение знаний об объективном и субъективном мире и получение объективной истины.

В-третьих, наука выступает элементом культуры и как социальный институт. Как элемент культуры она представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, мораль, право и т.паранаука Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т. д.

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы.

Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия ?

1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.
2. Научное познание требует выработки особых языков науки.
3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.
4. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.
5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.

Классификация наук по Аристотелю:

  • Теоретические (физика, математика, метафизика)
  • Практические (политика, этика)
  • Техника (механика)

Физика – наука о вещах, которые изменяются;
Математика – наука о вещах, которые не изменяются;
Метафизика (первая философия) – наука о вещах, которые существуют отдельно друг от друга, но являются неизменными.

Классификация наук по человеческим способностям по Ф.Бэкону:

 

  • Память – история
  • Воображение – искусство
  • Рассудок – философия (метафизика, естественная теология, учение о человеке, натурфилософия)


Современная классификация:

  • Естественные и гуманитарные
  • Фундаментальные и прикладные

Специфика научного познания. 1) Объектом научного познания является тот или иной фрагмент действительности. Причём, чем более глубоким становится исследование, тем «меньшим» оказывается выделяемый фрагмент. По этой причине наука, всё более углубляясь в изучение свойств действительности, делится внутри себя на относительно самостоятельные дисциплины. Так, к примеру, физика – наука, изучающая природные взаимосвязи, подразделяется на механику, термодинамику, электродинамику и т.д.; в свою очередь, механика тоже подразделяется на кинематику, статику, динамику, теорию упругости и т.д.; и внутри этих подразделов тоже имеются свои деления. Поэтому в этом смысле можно сказать, что наука «фрагментарна» (специализирована).

2) Другая примечательная особенность научного познания состоит в том, что её результаты фиксируются в виде «закона», представляющего собой наивысшую форму знания. Поэтому можно сказать, что научное знание имеет универсальное значение.

3) В научном знании имеют значимость и сохраняются лишь те моменты, которые соответствуют объекту исследования, «субъективное» же по возможности исключается из него. Поэтому в этом смысле можно ещё сказать, что наука объективна.

4) Следующую особенность научного познания можно обозначить как систематичность. Наука не является бессвязным набором частей. Напротив, множество понятий, суждений и умозаключений образуют некую целостную структуру, поскольку описание и объяснение, соответствующее предмету, строится на основе единых строго сформулированных принципов. Кроме того, каждая отдельная научная дисциплина стремится «согласовать» (сделать непротиворечивыми) знания, полученные её, со всеми знаниями, полученными в других научных дисциплинах.

5) Далее, следует отметить, что научное познание выстраивается на основе эмпирических данных, – через наблюдение, эксперимент и измерение, – и его результаты, выраженные в виде гипотезы, закона или теории, всякий раз проходят стадию эмпирического подтверждения. Эмпиричность науки.

6) Важно отметить и то, что выводы научного познания строятся на основе «рациональных» процедур – логических правил, обеспечивающих достоверность и согласованность приобретённых знаний. Вместе с тем, в науке созидающая роль такой духовной способности человека как разум проявляется и в её самокритичности. Наука всегда готова поставить под сомнение даже самые основополагающие свои результаты. Поэтому можно ещё добавить, что наука рациональна и самокритична.

7) Отметим и такую особенность научного познания, как его «незавершенность». Научное знание безгранично растёт, и, тем не менее, абсолютная истина в науке, скорее всего, не достижима. Ситуация, когда науке нечего исследовать, кажется не только в перспективе удалённой от настоящего положения дел, но и в корне противоречивой.

8) Кроме того, для науки характерна преемственность знаний (новые знания всякий раз соотносятся со всем комплексом уже полученных знаний; старые открытия в научном познании никогда не пропадают бесследно). Кумуллятивность.

9) Для науки также характерны свой особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований (и, в частности, техническая аппаратура – ускорители, телескопы)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.