Сделай Сам Свою Работу на 5

Как формируется обязательная пенсия (с 01 января 2010 года)





Основы пенсионной системы в Российской Федерации

По состоянию на 01 января 2010г.

В 2002 году в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы.

Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Законодательно пенсионную систему РФ в целом определяют следующие Федеральные законы:

173-ФЗ«О трудовых пенсиях в РФ»

167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в РФ»

166-ФЗ«О государственном пенсионном обеспечении»

75-ФЗ«О негосударственных пенсионных фондах»

56-ФЗ«О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» ( т.н. «Софинансирование» или «1000 на 1000»)



111-ФЗ«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»

27-ФЗ«Об индивидуальном персонифицированном учёте в системе обязательного пенсионного страхования»

212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

v

Исходя из действующего законодательства, можно говорить о трёхуровневой структуре системы пенсионного обеспечения. Такая трёхуровневая структура системы пенсионного обеспечения отличается от системы, действовавшей до 2002 года, радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.

 

1. Государственное пенсионное обеспечение. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или для тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Это федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ и приравненные к ним, нетрудоспособные граждане и граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.



 

v

2. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение– негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с Негосударственными пенсионными фондами.

Эти пенсии формируются и финансируются за счет:

2.1.Корпоративных взносов работодателей (средства предприятия) в Негосударственные пенсионные фонды в рамках корпоративных пенсионных программ. В этом случае у работника формируется ещё одна пенсия – от предприятия. Её размер и выплата обеспечиваются условиями пенсионной программы предприятия.

2.2.Личных взносов граждан в свою пользу в Негосударственные пенсионные фонды и за счёт дохода, полученного от инвестирования Фондом этих взносов.

 

v

Обязательное пенсионное страхование.

Обеспечивается государством. Страховщиком является Пенсионный фонд РФ. Страховые выплаты реализуются в виде трудовой пенсии по старости (по возрасту 55 лет женщины и 60 лет мужчины), по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Финансируется трудовая пенсия за счёт части обязательных страховых взносов работодателя.

Работодатель обязан регулярно уплачивать страховые взносы в государственные фонды РФ на основании ФЗ №212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».



Право на трудовую пенсию имеют все трудящиеся граждане Российской Федерации. Каждый трудящийся гражданин учтён в системе Обязательного пенсионного страхования под индивидуальным пенсионным номером (счётом) в системе учёта Пенсионного фонда РФ (на основании ФЗ №27). Именно на этом номере происходит ежемесячный учёт прав гражданина и обязанностей государства по обеспечению выплаты трудовой пенсии этому гражданину.

Учёт этих прав происходит в виде учёта денежных средств, поступающих на индивидуальный пенсионный счёт из обязательных страховых взносов от работодателей.

При этом право на трудовую пенсию получают граждане, имеющие не менее 5 (пяти) лет так называемого Страхового стажа. Страховой стаж гражданина — это время, в течение которого работодателем уплачивались страховые выплаты из ЕСН на индивидуальный пенсионный счёт этого гражданина.

 

 

Как формируется обязательная пенсия (с 01 января 2010 года)

 

Накопительная часть (НЧТП)

Учитывается на индивидуальном пенсионном счёте гражданина в ПФРФ.

Размер страховых взносов на НЧТП для граждан 1967 года рождения и моложе составляет 6% сверх заработной платы

Для граждан 1966 года рождения и старше такие взносы с 2005 года не уплачиваются.

В 2002-2004 годах взносы уплачивались за мужчин 1953 года рождения и моложе и за женщин 1957 года рождения и моложе. За это время у них накопилась некоторая сумма на накопительной части счета, из которой им также будет назначаться накопительная часть трудовой пенсии.

Средства НЧТП в соответствие с законодательством инвестируются в ценные бумаги на финансовом рынке с целью получения дополнительного дохода. Этот дополнительный доход перечисляется на накопительную часть индивидуального пенсионного счёта гражданина в ПФР и учитывается там с целью увеличения трудовой пенсии. Таким образом величина НЧТП зависит как от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности, так и от доходности инвестирования НЧТП.

ВАЖНО!!! Накопительная часть пенсии – единственная часть, на размер которой гражданин может влиять непосредственно. С 2005 года каждый гражданин получил законодательное право распоряжаться учтённой за ним НЧТП. Каждый год, один раз в году, в течение своей трудовой биографии он может перевести, учтённую за ним НЧТП под инвестиционное управление какой-либо одной из организаций:

1. Во-первых, государственной управляющей компанией (ГУК), которой является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Именно такой вариант инвестирования осуществляется по умолчанию для граждан, которые игнорируют своё право по управлению учтенной за ними НЧТП.

2. Во-вторых, накопительная часть может инвестироваться частной управляющей компанией (ЧУК).

3. В третьих, накопительная часть может инвестироваться Негосударственным пенсионным фондом (НПФ).

Возможность у гражданина выбораорганизации для инвестирования накопительной частиобеспечивается законодательно.

Размер накопительной части трудовой пенсии гражданина зависит от следующего:

1. От суммы страховых взносов, уплаченных работодателем или самозанятым гражданином в ПФР на финансирование этой части.

2. От результатов инвестирования накопительной части.

·

Принципиальное отличие страховой части от накопительной состоит в следующем:

Страховая частьтрудовой пенсии индексируется в размерах, определяемых Постановлениями Правительства РФ.

Накопительная часть инвестируется и может значительно увеличиваться в зависимости от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование.

·

Таким образом, за всю трудовую биографию гражданина, на его лицевом счёте в Пенсионном фонде накапливаются пенсионные средства: на страховой части (расчётный пенсионный капитал) и накопительной части (пенсионные накопления).

Надо чётко понимать, что эти средства НЕ являются личными деньгами гражданина. Это бюджетные средства, только учтённые за его фамилией на его лицевом счёте в Пенсионном фонде. Эти средства являются собственностью государства и предназначены для выплаты этому гражданину в виде ежемесячной обязательной трудовой пенсии.

·

Трудовая пенсия будет состоять из двух частей: страховая и накопительная. Ежемесячные выплаты трудовой пенсии по возрасту будут рассчитываться, в соответствие с ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ», следующим образом:

 

Трудовая пенсия = Страховая часть + Накопительная часть,

Где:

 

1. Страховая часть – её ежемесячный размер определяется так: все средства, накопившиеся на этой части именного пенсионного счёта гражданина (расчётный пенсионный капитал), поделятся на т.н. ожидаемый период выплаты пенсии. По ФЗ №173 этот период составляет для страховой части: 228 месяцев (19 лет ).

 

Страховая часть = Пенсионный капитал / 228 месяцев.

При этом страховая часть имеет минимальный размер – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Этот фиксированный базовый размер определяется постановлениями Правительства РФ и является по сути гарантированной каждому минимальной пенсией.

2. Накопительная часть – её ежемесячный размер определяется так: : все средства, накопившиеся на этой части именного пенсионного счёта гражданина(пенсионные накопления) также поделятся на т.н. ожидаемый период выплаты пенсии.

По ФЗ №173, для накопительной части, этот период устанавливается специальным Федеральным законом, который в настоящее время пока не принят. Этот период для накопительной части может отличаться от ожидаемого периода выплаты для страховой части.

 

По оценкам экспертов, этот период для Накопительной части будет, скорее всего, меньше, чем для Страховой части.

Но так как точно это пока неизвестно, то при оценке накопительной части используется ожидаемый период 228 месяцев.

Кроме этого, в настоящее время (начало 2010 года) Правительством РФ рассматриваются законопроекты, в соответствие с которыми каждый гражданин получит возможность самостоятельно определять сроки выплат по накопительной части трудовой пенсии.

·

На размер накопительной части своей трудовой пенсии гражданин может повлиять непосредственно сам. Для этого в законодательстве предусмотрено следующее:

 

1. Накопительную часть, в соответствие с ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и ФЗ №75«О негосударственных пенсионных фондах», можно перевести один раз в год под инвестиционное управление в Негосударственный пенсионный фонд.

История показывает, что Негосударственные пенсионные фонды работают более эффективно, чем Пенсионный фонд РФ. Они дают более высокую доходность от управления накопительной частью.

Их работа жёстко контролируется государством, так как, инвестируя накопительную часть, они управляют бюджетными деньгами.

Работа Негосударственных пенсионных фондов является более прозрачной и контролируемой для застрахованного гражданина, чем работа Пенсионного фонда РФ.

 

 

2. С 01 октября 2008 года вступил в силу Федеральный закон №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Этот закон обеспечивает работу системы «системы «Софинансирования» или, как её ещё называют, «1000 на 1000».

Работает это система именно в рамках Обязательного пенсионного страхования и именно на Накопительной части трудовой пенсии. Суть этой системы в следующем:

2.1. Для того, чтобы войти в систему «Софинансирования», гражданину необходимо написать заявление в Пенсионный фонд Российской федерации.

 

2.2. Гражданин добровольно, в течение 10 лет, вносит на накопительную часть своего индивидуального пенсионного счёта личные деньги в сумме не менее 2000 рублей за год.

 

2.3. Государство по итогам каждого года вносит на накопительную часть индивидуального пенсионного счёта гражданина такую-же сумму, но в размере не более 12000 рублей за год.

 

2.4. Эти средства учитываются на накопительной части индивидуального пенсионного счёта гражданина и инвестируются по общим правилам для НЧТП. Таким образом на НЧТП, учтённой за гражданином, появляются дополнительные существенные денежные средства.

 

 

3.С 2009 года в России работает Федеральный закон №256-ФЗ « О дополнительных мерах

государственной поддержки семей, имеющих детей». Это т.н. закон о «Материнском капитале».

В соответствие с этим законом, полученный материнский капитал может использоваться женщиной по трём вариантам целевого назначения. Один из этих вариантов – это пополнение накопительной части трудовой пенсии этой женщины. Используя этот вариант, можно существенно повысить сумму пенсионных накоплений и увеличить размер ежемесячной пенсии.

 

·

Накопительная часть трудовой пенсии, в соответствие с ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ», может быть унаследована родственниками застрахованного лица. Родственники застрахованного лица имеют право наследования накопительной части его трудовой пенсии, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему трудовой пенсии по старости.

Право наследников на накопительную часть застрахованного лица определяется очерёдностью, предусмотренной ФЗ №173. При этом застрахованное лицо вправе указать, в соответствующем заявлении, конкретных наследников накопительной части своей трудовой пенсии.

В том случае, если застрахованное лицо скончалось после назначения ему трудовой пенсии, его наследники теряют право на наследование накопительной части.

Кроме этого, в настоящее время (начало 2010 года) Правительством РФ рассматриваются законопроекты, в соответствие с которыми накопительная часть трудовой пенсии может быть унаследована в любом случае.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.