Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ





Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

Организация — это система, состоящая из элементов, связи между которыми определенным образом упорядочены. Методоло­гия системного анализа располагает целым рядом специфических приемов и методов разработки эффективных служб логистики, ориентированных на цель, т. е. создание и эффективное функци­онирование логистической системы.

Путем интеграции создаются организационные структуры (отно­шения между элементами логистической системы), имеющие пла­новый характер.

В динамичной внешней среде возникает значительное количество непредвиденных ситуаций, на которые невозможно отреагировать заранее спрогнозированным поведением. В этих случаях путем координации под давлением уже наступивших событий должны быть найдены управленческие решения, учитывающие конкретную ситу­ацию в системе логистики предприятия.

В рамках логистической деятельности предприятия соединяются различные ресурсы. Эти элементы логистической системы пред­приятия согласовываются друг с другом и объединяются. Осущест­вляется координация всех процессов продвижения продукции, начиная от процедур приема и обработки заказа, закупки сырья, материалов, комплектующих узлов и заканчивая доставкой гото­вой продукции до конечного потребителя. Для согласования, т. е. координации ресурсов, специалист по логистике должен обладать системным мышлением и иметь представление о ресурсах пред­приятия.



Системы управления предприятиями имеют различные организационные структуры.

Линейная структура — указания ис­ходят в направлении от руководящей должности к нижестоящей должности, непосредственно подчиненной ей. Единство руководства обеспечивается благодаря четко определенным отноше­ниям, которые связаны с указаниями и подотчетностью. Однако путь, по которому следует распоряжение, может быть довольно длительным, что затрудняет управление.

Линейно-штабная структура сохраняет единство управления. Консультации специалистов штабных подразделений расширяют возможности лиц, занимающих руководящие должности, в коли­чественном и качественном отношении. В количественном отно­шении это уменьшение трудовой нагрузки на основе назначения помощников руководителей, а в качественном отношении — повышение уровня качества принимаемых решений благодаря участию в их формировании специалистов по экономическим, техническим, технологическим, юридическим, экологическим и другим вопросам.



В многолинейной (функциональной) структуре распределение полномочий осуществляется в соответствии со спецификой рав­нозначных специализированных задач, для решения которых эти полномочия предназначены, т. е. предполагается, что различные виды (функциональные области) логистической деятельности пред­приятия осуществляются специализированными функциональными подразделениями.

Специализация сотрудников на функциональных областях ло­гистики способствует быстрому накоплению профессиональных знаний, но при этом связи между сотрудниками функциональных подразделений ослабляются.

Механизм управления логистической системой должен быть подчинен цели или задаче, реализуемой с его помощью, т. е. орга­низационная структура предприятия должна подстраиваться под цель, а не наоборот. Этот принцип получает все большее распрост­ранение в противовес традиционной функциональной организации. Все более типичной организационной структурой предприятия становится матричная, т. е. специально приспособленная для реше­ния логистических проектов, способная создать надежное органи­зационное обеспечение для реализации логистических решений.

Требования, предъявляемые к организационной структуре: » простота формы, небольшой штат управления. Высший уровень организационной структуры управления предприятием должен быть немногочисленным, а сама организационная структура предприятия — простой и гибкой, легко приспосабливающейся к специфике логистической деятельности предприятия; * свобода и жесткость одновременно. В организационной структуре предприятия сочетаются централизация и децентрализация. Проявляется жесткость в отношении действительно важных дел, и предоставляется свобода в отношении всего остального. Само­стоятельность распространяется вплоть до функциональных подразделений. Практикуется эффективное лидерство и делеги­рование прав и полномочий: смещение акцента с функций на процесс. Ключевым является вопрос не о том, как организовать выполнение отдельных функ­ций, а о том, как лучше руководить целостным процессом выполнения заказов потребителей. Традиционные функциональные подразделения сливаются в единый процесс.



Стадии развития организацион­ной структуры предприятия приведены на рисунке:

 

 

Требования, предъявляемые к организационной структуре как про­цессу обслуживания потребителей:

· усилия сотрудников функ­циональных подразделений пред­приятия, а также имеющиеся ре­сурсы направляются на создание дополнительной ценности для потребителя;

· все средства и ресурсы предприятия, необходимые для вы­полнения заказов потребителей, доступны независимо от их функ­циональной принадлежности. Основные виды ресурсов находятся в состоянии постоянной готовности к выполнению требуемых работ, операций, услуг;

· деятельность сотрудников функциональных подразделений организуется и ориентируется на осуществление целостного про­цесса выполнения заказов потребителей.

Вопросы, решаемые при разработке организационной структуры:

· насколько может быть сохранена формальная организаци­онная структура предприятия при ориентации на процесс обслу­живания потребителя;

· каким образом структурируется организация, чтобы осущест­влять системное управление глобальным процессом логистического обслуживания потребителей без чрезмерной бюрократизации.

Концепции развития организационных структур:

· сжатие организационной структуры (сокращение персонала, сетевая организация, группирование функций, оптимизация раз­меров, отсрочка операций, реинжиниринг бизнес-процессов);

· наделение полномочиями;

· формирование команд;

· профессиональная подготовка (обучение).

К решению задач в области логистики подходят как к сложной системе. Выявляются все взаимосвязи и последствия принятия того или иного управленческого решения — как по вертикали (по вре­мени), так и по горизонтали (с точки зрения влияния на другие функциональные подразделения предприятия, отрасли экономики и политику).

Идея логистической организации состоит в том, что изменения в одном ее элементе вызывают цепную реакцию изменений в других.

Ход развития логистических организаций в России к концу 1990-х годов существенно изменился. Долгое время эволюция логис­тических организаций шла в направлении узкой специализации — функции дробились, становились все более специализированными и узкими. Это начинало заводить логистическую управленческую деятельность в очевидный тупик. В этой связи в настоящее время актуальной становится интеграция, т. е. стремление охватить весь комплекс логистических процедур, заранее предугадать всю систему взаимодействий и взаимозависимостей, учесть все последствия принимаемых решений в области логистики: прямые и косвенные, непосредственные и отдаленные.

Расширение масштабов бизнеса и усложнение взаимосвязей между элементами логистической системы могут привести к тому, что ряд вопросов бизнеса невозможно решить путем управления в рамках одного подразделения, предприятия или даже группы пред­приятий отрасли. В первую очередь это относится к задачам ло­гистики, охватывающим смежные функциональные области и требующим всесторонней объективной оценки (экономической, технической, политической, технологической, социальной и пр.).

Приоритетная задача управления логистикой — разработка и формулирование целей, а также следование этим целям. Цели яв­ляются главными руководящими направлениями как для тех, кто управляет, так и для тех, кто исполняет.

Руководство является производной задачей логистического управ­ления. Задача руководства заключается в том, чтобы путем конк­ретных указаний были реализованы те направления, которые заданы руководителями службы логистики предприятия.

Администрирование — это деятельность по организации испол­нения задач в области логистики.

Функциональная организация — организация, построенная по функциональному принципу. Деление базируется на основных функциональных областях логистики: закупка, производство, сбыт и распределение. Деятельность связана с потоком ресурсов (начи­ная с закупки сырья и заканчивая сбытом готовой продукции). Рассматривается также процесс выполнения заказа потребителей (от приема заказа до получения потребителем выполненного заказа).

Характеристика функциональной организации:

· составление программ действий;

· неоднородность элементов организационной структуры, пре­пятствующая внедрению инноваций;

· выраженная сегментация элементов организационной струк­туры;

· перегрузка руководства предприятия («эффект камина» — воп­росы, не решенные на операционном уровне, требуют решения на более высоком уровне руководства);

· ограниченные возможности для профессионального роста персонала предприятия;

· недостаточный уровень стратегического планирования. Особенности организации, построенной на основе логистического подхода:

· низкий уровень специализации;

· низкий уровень формализации действий и принимаемых ре­шений;

· наличие несвязанных информационных систем;

· децентрализация управления;

· низкая интенсивность контроля.

Задача логистической организации на предприятии заключается в формировании отношений между функциональными областями логистики на предприятии, а также между сотрудниками функци­ональных подразделений и ресурсами так, чтобы обеспечивалось оптимальное достижение цели логистической системы предприятия.

Логистическая система предприятия функционирует под про­думанным и грамотным руководством службы логистики и пред­полагает взаимодействие сотрудников функциональных подразде­лений предприятия.

Преимущества перехода на логистическую организацию:

· повышение прибыли за счет снижения общих затрат ресурсов предприятия;

· рост объема продаж продукции за счет повышения уровня обслуживания потребителей;

· более производительное использование ресурсов предприятия;

· улучшение результатов маркетинговой деятельности предпри­ятия;

· улучшение экономических показателей предприятия за счет сокращения объема запасов, уменьшения дебиторской задолжен­ности и увеличения денежного потока.

Виртуальная организация — ключевые многофункциональные команды, связанные между собой через электронные каналы пере­дачи данных, сообща выполняющие необходимые работы по вы­полнению заказов потребителей на интегральной основе.

Принципы организации работы внешней и внутренней службы:

· принцип разделения задач. Внешние службы {отделы продаж, маркетинга и сбыта) осуществляют «обработку покупателей». Внутренняя служба (подразделение логистики) решает задачи обслуживания потребителей;

· принцип обслуживания покупателей. Внешняя служба распоря­жается исполнением полученного заказа и контролирует его. Система сокращает количество дополнительных запросов и сни­жает интенсивность обмена данными между внешней и внут­ренней службами при исполнении заказа потребителя. Это может оказаться особенно полезным при выполнении сложных заказов;

· принцип кооперации. Для поддержки и разгрузки внешней службы, а также для стимулирования командного духа сотрудники внут­ренней службы привлекаются к работе с покупателем. Это уст­раняет традиционное разделение между службой, работающей с потребителями, и службой, исполняющей заказы. Принцип кооперации сохраняет силу только в том случае, когда внешняя и внутренняя службы работают совместно. Важно, чтобы действия сотрудников отдельных подразделений координировались в составе одной команды.

Совместная работа сотрудников в командах может быть нару­шена из-за конфликтов между сотрудниками. Причинами таких конфликтов, за исключением случаев личной антипатии, служат:

· дефицит информации;

· различия в статусе сотрудников (статусный барьер);

· различия в уровне заработной платы.

Налаживание и поддержание тесной связи между сотрудниками внешней и внутренней служб позволяет устранить потенциальные причины конфликтов.

Приводится в соответствие оплата труда в обеих областях. Если сотрудники внешней службы получают оплату сдельно или ак­кордно, то и для сотрудников внутренней службы также нужно ввести соответствующую систему оплаты.

Мероприятия, стимулирующие совместную работу внешней и внут­ренней служб:

· образование общих команд, ориентированных на удовлетво­рение потребностей потребителя;

· совместное обсуждение вопросов, вызывающих взаимный интерес;

переход работников в порядке ротации из одной службы в другую.


КОМАНДНАЯ РАБОТА

 

После постановки задач в области логистики их выполнение поручается строго определенным командам, которые могут обес­печить достижение целей организации в области обслуживания потребителей.

Их основными задачами являются:

· сокращение времени выполнения заказов;

· обеспечение модернизации и создание синергии;

· достижение целей логистической деятельности предприятия;

· координация работ, затрагивающих сферы деятельности не­скольких функциональных подразделений предприятия;

· профессиональное развитие сотрудников функциональных подразделений предприятия.

Условия эффективной работы межфункциональных команд:

· менее 10 членов;

· добровольное членство;

· группу возглавляет специалист по логистике;

· командная работа протекает быстро;

· объем документации минимален;

· руководитель и члены команды разделяют идеи, составляющие суть логистической деятельности;

· команда имеет ясные цели в области логистики;

· этих целей можно достичь только командной работой;

· существует потребность в каждом члене команды;

· члены команды компетентны как отдельные личности и как команда;

· деятельность каждого члена команды подчинена целям ко­манды;

· перед командой ставятся конкретные задачи в области ло­гистики;

· команда получает адекватную отдачу от своей деятельности;

· предусмотрены конкретные виды поощрений за деятельность всей команды, а не отдельных членов.

Преимущества командной работы:

· объединение знаний, навыков и умений сотрудников функ­циональных подразделений предприятия;

· перекрестное (по вертикали и горизонтали) владение задачами и проблемами;

· повышение качества принятия решений в области обслужи­вания потребителей;

· повышение уровня взаимодействия между специалистами функциональных подразделений предприятия;

· упрощенная реализация групповых решений;

· развитие сплоченности команды специалистов, способству­ющей эффективной деятельности;

· ускорение определения и решения логистических задач;

· эффективное выполнение групповых заданий различными способами и методами.

Типы команды по управлению закупками и снабжением:

· команды с перекрестными функциями;

· совместные команды с поставщиками;

· совместные команды с потребителями;

· совместные команды как с поставщиками, так и с потреби­телями;

советы поставщиков (главных поставщиков).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.